Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ





 

В основании любой культуры лежит некоторая совокупность идеалов и ценностей, ориентация на которые "задает" нормы жизни, поведения, деятельности людей. Рождаясь и воспитываясь в определенной социальной среде, человек усваивает принятые в ней культурно-ценностные ориентации. Его стремления, мечты и поступки оказываются в значительной мере обусловленными ими. Предписанные ему культурой программы поведения так или иначе определяют его жизненный путь. Вместе с тем происходящие в обществе преобразования, изменение условий жизни, расширение культурного диапазона личности и другие обстоятельства могут привести к существенным сдвигам в культурно-ценностных ориентациях человека.

 

Упражнение

По выявлению культурно-ценностных ориентаций

Выберите в каждом пункте одно из трех утверждений (А, В, С), наиболее соответствующее представлениям, с которыми вы с детства чаще всего встречались в семье, школе, книгах, средствах массовой информации и т.д. Если выбранное вами утверждение расходится с вашими теперешними взглядами, отметьте это.

1.

А) Люди должны преобразовывать природу, чтобы улучшить условия своего существования.

В) Человек не способен справиться с силами природы и должен подчиняться им.

С) Люди должны жить в гармонии с природой.

2.

А) Основой для решения современных проблем должен быть, прежде всего, опыт прошлого.

В) При решении современных проблем главное - иметь достоверные знания о настоящем и учитывать особенности существующей сегодня реальности.

С) При решении современных проблем необходимо в первую очередь прогнозирование будущего.

 

3.

А) Необходимость всю жизнь трудиться - это тяжкое бремя для человека.

В) Любой труд хорош, если только он приносит хороший доход.

С) Труд доставляет удовольствие, если он сопряжен с творчеством, и необходимая, но неприятная обязанность, если он однообразен и неинтересен.

 

4.

А) Простому человеку не следует ждать добра от государственных властей.

В) Счастье простого человека мало зависит от того, что делается "на верхах" государственной власти.

С) Государство заботится о своих гражданах, и люди должны испытывать благодарность к властям.

5.

А) Если людьми не руководить, они, вероятно, будут совершать плохие поступки.

В) Люди обычно склонны совершать хорошие поступки, независимо от того, кто и как ими руководит.

С) Если людьми никто не руководит, то они, наверное, будут совершать как плохие, так и хорошие поступки.

6.

А) Главное в жизни - иметь хорошую работу.

В) Главное в жизни - иметь крепкую, дружную семью.

С) Главное в жизни - добрые отношения с окружающими.

7.

А) Справедливость - в том, чтобы все были равны.

В) Справедливость - в том, чтобы каждый имел то, что он заслуживает по своим делам.

С) Справедливость - в том, чтобы соблюдать установленные законом права и привилегии граждан.

8.

А) Вера в Бога - естественная и очевидная потребность человеческой души.

В) Религиозная вера - предрассудок, недостойный современного образованного человека.

С) Нет никаких основания для осуждения или восхваления человека за то, что он является верующим.

9.

А) Искусство должно быть прежде всего средством отдыха и развлечения.

В) Искусство должно служить прежде всего делу просвещения и нравственного воспитания.

С) Искусство должно давать нам эстетическое наслаждение и обогащать нашу духовную жизнь.

10.

А) Развитие науки - одно из важнейших средств улучшения жизни человечества.

В) Простому человеку наука не нужна, это забава для умников.

С) Государство должно тратить средства не на удовлетворение любопытства ученых, а только на такие научные исследования, которые приносит пользу людям.

 

11.

А) Мнений много, а истина - одна.

В) Никто никогда не может знать истины.

С) У каждого человека - своя истина.

 

12.

А) Счастливыми людей делает случай.

В) Счастливых людей на свете нет.

С) Каждый человек может стать счастливым, если только приложит все силы к этому.

13.

А) Ради благополучия своего и своих близких можно пожертвовать свободой.

В) Лучше быть голодным, но свободным.

С) Свобода требует от человека ответственности за свои дела, а это не всякому под силу.

 

14.

А) Любовь - это великое чувство, которое каждый человек переживает по-своему.

В) Подлинная любовь встречается редко, потому что далеко не каждый способен испытывать это чувство.

С) Любовь - выдумка поэтов; в реальной жизни любовь - это секс.

15.

А) Быть богатым - хорошо, но не в деньгах счастье.

В) Все продается и покупается, а поэтому тому, кто имеет деньги, доступно все.

С) Честным трудом богатства не наживешь.

Литература:

Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб, 1997

Кармин А.С. Культурология. СПб, 2001

Культурология: ХХ век. Антология. М., 1995

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

Ферро М., Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993


 

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Проблема добра и зла

Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между силами добра и зла - одна из фундаментальных "сквозных" идей, пронизывающих всю историю культуры (Озирис и Сет в древнеегипетской мифологии, инь и ян в мировоззрении древних китайцев, Ормузд и Ариман в религиозном учении персидского пророка Заратустры, Бог и дьявол в христианстве и мусульманстве). Как складывается эта борьба? Что господствует в мире - добро или зло? Добр или зол человек по своей природе? Возможны различные решения этих вопросов. И в этой связи культура может рассматриваться как средство преодоления зла, звериных, порочных наклонностей, свойственных человеческой натуре "от рождения", или же, наоборот, как почва, на которой происходит "порча" человека, который от природы "добр и непорочен, как дитя".

Познакомьтесь с размышлениями на эту тему выдающегося мыслителя ХХ века, немецко-американского психолога, социолога и философа Эриха Фромма (1900-1980).

Человек - волк или овца?

(из кн.: Fromm E. Die Seele des Menschen: ihre Fahigkeit zum Guten und Bosen. Frankf.a.M., 1981, Kap.1)

Многие полагают, что люди - это овцы, другие считают их хищными волками. Каждая из сторон может аргументировать свою точку зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других, даже когда им самим это приносит вред. Он может также сказать, что люди снова и снова следуют за своими вождями на войну, которая не дает им ничего, кроме разрушения, что они верят любой несуразице, если она излагается с надлежащей настойчивостью и подкрепляется властителями - от прямых угроз священников и королей до вкрадчивых голосов более или менее тайных обольстителей. Кажется, что большинство людей, как дремлющие дети, легко поддается влиянию и что они готовы безвольно следовать за любым, кто, угрожая или заискивая, достаточно упорно их уговаривает. Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий противодействием толпы, является скорее исключением, чем правилом...

Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на предпосылке, что люди являются овцами. Именно мнение, согласно которому люди - овцы и потому нуждаются в вождях, принимающих за них свои решения, нередко придавало самим вождям твердую убежденность, что они выполняли вполне моральную, хотя подчас и весьма трагичную обязанность: принимая на себя руководство и снимая с других груз ответственности и свободы, они давали людям то, что те хотели. Однако если большинство людей - овцы, почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Разве Талаат-паша сам убил миллионы армян? Разве Гитлер один убил миллионы евреев? Разве Сталин один убил миллионы своих политических противников? Нет. Эти люди были не одиноки, они располагали тысячами, которые умерщвляли и пытали для них и которые делали это не просто с желанием, но даже с удовольствием. Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека - в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными? А как часто стоны истязаемого и страдающего создания встречают глухие уши и ожесточенные сердца? Такой мыслитель как Гоббс из всего этого сделал вывод: homo homini lupus est - человек человеку волк. И сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей.

И все же аргументы обеих сторон не убеждают... Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая находится в

опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести. Этот ответ звучит убедительно, но и после него остается много сомнений. Не означает ли он, что существует как бы две человеческих расы - волков и овец? Кроме того, возникает вопрос: если волчье поведение не соответствует овечьей природе, то почему овцы с такой легкостью соблазняются поведением волков, когда им предоставляют право считать насилие их священной обязанностью? Может быть, сказанное о волках и овцах не соответствует действительности? Может быть, все же правда, что важным свойством человека является нечто волчье и что большинство просто не проявляет этого открыто? А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек - это одновременно и волк и овца, или он - ни волк ни овца?

Что вы думаете по поводу вопросов, поставленных Э.Фроммом? Сформулируйте и аргументируйте вашу позицию.

Нравственные установки

Под нравственными установками понимается предрасположенность личности к принятию определенных нравственных идеалов и соответствующих им норм и способов поведения. В процессе воспитания человек усваивает типичные для данной культуры нравственные установки, зачастую не осмысливая и даже не вполне осознавая их..

Упражнение







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.