Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Смысл художественных текстов





Понимание произведений искусства само по себе есть творческий процесс. Искусство опирается на такие смыслы знаков, которые мы воспринимаем, но неосознанно отвергаем. Так, мы не можем не заметить слова "розы" в слове "морозы". Но мы отбрасываем его, вытесняем из сознания, так как оно нелепо в нормальном контексте и не должно восприниматься. Однако розы, поставленные в положение рифмы к слову "морозы", актуализируют отвергнутое ранее значение. Искусство побуждает нас осознавать то, что мы обычно устойчиво отказываемся воспринимать.Научное открытие также заставляет нас увидеть мир иначе, чем мы его до этого понимали. Ученые, совершая открытие, испытывают огромный потенциальный подъем, чувство восторга, которое А.Эйнштейн сравнивал с религиозным экстазом. Однако ученый никогда не ставит себе задачу найти новый взгляд на мир. Он ищет истину, и в поисках ее преодолевает устаревшие стереотипы мышления. Искусство же использует прием открытия нового взгляда на мир как самоценность, которая сама по себе доставляет радость и удовольствие, состояние восторга или эмоционального потрясения. Но, тем самым, оно выполняет великую задачу - развивает творческий потенциал человека.

Не удивительно, что сам художник не до конца понимает созданное им произведение (хотя в этом, говорят, заключена великая тайна искусства). Ведь он строит эмоциональные эффекты на не воспринимаемой сознательно информации. "Художественное произведение,_ объяснял Гете,_ приводит нас в восторг и в восхищение той своей частью, которая недоступна для сознательного понимания". Конечно же, художник, создавая свое произведение, представляет себе, что он хочет сделать. Однако исходный его замысел почти не имеет значения для оценки того, что в конце концов получилось. "Весь разум мира не может помешать стихам быть плохими"-, сказал об этом французский художник Э.Делакруа.



Шекспир пишет трагедию "Гамлет". Главный герой в самом начале пьесы узнает, что его отец - король Дании - убит родным братом с целью захвата престола и жены. Тень отца, явившаяся Гамлету, взывает его к отмщению. И Гамлет решает отомстить. По ходу пьесы он вынужденно убивает различных людей (Полония, Лаэрта, Гильденстерна и т.д.). Но целые пять актов не может убить собственного дядю. Почему? Л.Толстой удивляется как такое бессмысленное произведение может производить впечатление? Некоторые объясняли: не мог же Шекспир заставить своего героя убить злодея уже в первом акте - тогда, мол, не было бы пьесы. Но Шекспир вряд ли случайно считается великим драматургом. Если бы ему не нравился сюжет, он бы смог выбрать другой. К тому же "Гамлет" - самое известное произведение Шекспира! В чем же дело? Пьеса Шекспира как раз о том, почему Гамлет не может сразу отомстить, почему онмучается сомнениями ("Нас размышленье превращает в трусов" - так говорит он в самом известном своем монологе.)

В.Суриков написал картину о покорении Ермаком Сибири. Она вызвала недоумение у известного художника В.Верещагина: почему опытные в боевом деле казаки неразумно подставляют себя под выстрелы, стоят, да еще в кучке, а не лежат на дне своих лодок? - спрашивает он. Почему казаки одеты в формы ХYШ столетия? Почему в ХY1 веке они стреляют из ружей ХY111 в., кремневых, а не фитильных? Почему отличные стрелки, какими всегда считались сибиряки, целя из страшных в их руках луков в группу Ермака с товарищами чуть не в упор, не могут попасть? Почему воздух над Иртышом рыжий? Зачем казаки, имея дальнобойные ружья, подошли так близко к противнику, что он может достать их из лука? и т.д. Очевидно, что

В.Суриков, тщательно работавший над своими произведениями, специально изучавший исторические документы, делавший много предварительных набросков, не мог сделать все эти несуразицы случайно.Более того,именно нарушения в описании реального мира (как и отклонения от предшествующего канона художественного творчества) определяет смысл любого произведения.

Создание подлинного шедевра нельзя планировать. Художник может иметь желание сделать нечто такое, что до него еще никто не делал. (В этом желании, например, прямо признается С.Дали). Но все же достаточно часто бывает, что такое желание приводит к одной лишь чепухе. Все нарушения, все странности художественного произведения только тогда порождают действительный шедевр (а иногда и новый канон творчества), когда они подчинены единому замыслу, когда они имеют собственный смысл, иногда даже прямо не осознаваемый ни художником, ни зрителем.

 

ПРИМЕР. М.Лермонтов в поэме "Мцыри" описывает встречу маленького мальчика в горах Кавказа со страшным барсом и последующий бой между ними. (При этом стоит учесть, что снежные барсы живут в Гималаях, и никогда до Лермонтова на Кавказе не водились):

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон,

Раздался вдруг... и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил...

Какое животное описывает Лермонтов? Дикого хищника из семейства кошачьих? Но разве кошки встают на дыбы и жалобно воют перед боем? Может, это дикий конь, который сердито роет лапой песок? Но конь не может прилечь перед бешеным скачком. Может, это волк или медведь? Тоже нет. Так кто же это? Лермонтов изобразил чудовище, то естьвообще страшного зверя, каким увидел нападавшее животное маленький мальчик. Несуразности описания не случайны: они порождают ощущение ужаса, охватившего мальчика, и подчеркивают его мужество, позволившее ему вступить в бой и победить. Миллионы школьников, изучавших на занятиях по литературе тему "Бой Мцыри с барсом", обычно не замечают странностей в поведении зверя, потому что чувствуют замысел автора.

 

ЗАДАНИЕ 12. Предполагается, что на эрмитажной картине П.Пикассо "Свидание.Сестры" изображена Мария - мать Иисуса и ее двоюродная сестра Елизавета - мать Иоанна Крестителя. Обе думают о будущей судьбе своих детей. Обе слишком хорошо знают, что Иисуса ожидает распятие, а голову Иоанна Ирод на блюде поднесет своей падчерице... Глаза Марии закрыты. Объясните, почему на лице Елизаветы, нарисованном в профиль, глаз изображен в фас, как на древнеегипетских рисунках?

 

ЗАДАНИЕ 13. Объясните приведенное ниже четверостишие Омара Хайяма (начните анализ с выявления странностей в этом тексте, учтите, что Хайям - не только поэт и ученый, но и крупный мусульманский теолог):

Напоите меня, чтоб уже не пилось,

Чтоб рубиновым цветом лицо налилось!

Виноградным вином мое тело умойте,

А носилки для гроба сплетите из лоз.

ЗАДАНИЕ 14. Найдите примеры "странностей" и " несуразностей" в других известных литературных текстах и попробуйте дать им интерпретацию.

Литература:

Аллахвердов В.М. Психология искусства. СПб, 2001

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1993. С. 424-461

Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999

Выгодский Л.С. Психология искусства. М.,1969

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.,1972


 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЭПОХИ

 

Каждая историческая эпоха отличается своим "видением" мира - свойственными ей представлениями о природе, человеке, обществе, культуре. Совокупность этих представлений воплощается в искусстве, сохраняясь впоследствии как художественный образ, специфичный для этой эпохи и определяющий неповторимый культурно-исторический тип. Ряд параметров, характеризующих основные типы европейской культуры новой эры, указан в таблице.

 

  Аспекты стиля   КУЛЬТУРА:  
  Средневековья Возрождения Классицизма Сентиментализма Романтизма
  ЧИТАТЕЛЬ     ПИСАТЕЛЬ     ЖАНРЫ     СТИЛЬ   МИР, ПРИРОДА   ОБЩЕСТВО     ЧЕЛОВЕК     КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ   ФУНКЦИИ ЛИТЕРАТУРЫ   ОСНОВНОЙ ВИД ИСКУССТВА     Смиренная паства   Глашатай Божьей воли   Канонизированные   Церковный   Град земной, греховный   Сословно-благое   Святой- грешник   Библейские     Душеспасительное слово   Рыцарский эпос, архитектура   Собеседник     Ученый рассказчик   Разговорно-литературные   Национальный   Гармонический космос   Сословное     Титан (могучий) - ущербный   Античность     Окно в мир     Драма, живопись   Ученик     Учитель     Пирамида     "3 штиля"   Необлагороженная стихия   Сословно-суровое     Гражданин - эгоист   Античность     Учебник     Архитектура   "Сочувственник"     Друг     «Средние» (по Ломоносову)   Салонно-разговорный Животворный источник   Искаженная природа, город   "Естественный - развращенный   Буколическая литература   Исповедь     Садово-парковое искусство   Избранник     Одиночка     Лирические     Поэтический   Свободная стихия     Корыстолюбивая толпа   Индивидуальность - человек толпы   Экзотическая литература   Откровение     Поэзия, музыка
ВРЕМЯ V-ХIII вв. ХIV-ХVII вв. ХIV-ХVIII вв. ХVIII в. ХIХ в.

 

Используя эту таблицу, определите, к какому типу европейской культуры относятся приведенные ниже тексты.

 

Текст 1.

"Жажда меня томила. Я остановился подле одной хижины, на берегу чистого ручья и, видя молодого пастуха, у дверей сидящего, попросил у него стакана... Он.. бросился в свой домик и вынес чашку. "Она чиста", - сказал он. Я взял чашку, и если бы не побоялся пролить воды, то, конечно бы, обнял бы добродушного пастуха с таким чувством, с каким обнимает брат брата: столь любезен казался он мне в эту минуту! - Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями! Я с радостью отказался бы от многих удобностей жизни (которыми мы обязаны просвещению дней наших), чтобы возвратиться в первобытное состояние человека. Всеми истинными удовольствиями - теми, в которых участвует сердце и которые нас подлинно счастливыми делают, - наслаждались люди и тогда, и еще более, нежели ныне, более наслаждались они любовию...более наслаждались дружбою, более - красотами природы. Теперь жилище и одежда наша покойнее: но покойнее ли сердце? Ах, нет!"

Текст 2.

"Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою..."

 

Текст 3.

"В городе Прамо некогда существовал суровый и постыдный закон, присуждавший женщин, уличенных мужьями в прелюбодеянии, равно как и отдавшихся кому-либо за деньги, к сожжению на костре. И вот, когда еще этот закон действовал, некую знатную, красивую и безумно влюбленную даму по имени донна Филиппа муж, Ринальдо де Пульези, ночью застал у нее в комнате в объятиях Ладзарино... Уликами он располагал неопровержимыми, а потому, дождавшись утра, недолго думая, предъявил жене обвинение и вызвал ее в суд... Градоправитель обратил внимание, как она хороша собой и с каким достоинством себя держит, в самом звуке ее голоса послышалась душевная твердость... Донна Филиппа нимало не смутилась. "Мессир! - веселым голосом заговорила она.- Что Ринальдо мой муж и что нынче ночью он застал меня в объятиях Ладзарино - а я много раз была в его объятиях, ибо люблю его пламенно и беззаветно, -все это совершенная правда... но прежде чем выносить какое-либо решение по моему делу, явите мне, пожалуйста, одну невеликую милость: спросите моего мужа, отказывала ли я ему когда-либо, вся ли я ему каждый раз отдавалась и притом столько ли раз, сколько ему было угодно?" На это Ринальдо, не дожидаясь вопроса от градоправителя, поспешил ответить, что жена в самом деле безотказно исполняла все его желания..." А коли так, - подхватила донна Филиппа,-...если он берет от меня все, что только требуется и желается, то как же я должна поступать с излишком, который у меня остается?.. Услышав забавный ее ответ, все захохотали, а потом, досыта насмеявшись, почти в один голос крикнули, что жена права и что она говорит дело. Прежде, чем разойтись, горожане, поощряемые градоправителем, исправили закон: теперь его можно было применять "только к женам, которые изменяли мужьям ради денег".

 

Текст 4.

"Я в поле меж огней, я в судных заседаниях меж трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами, я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленного народа множеством, я меж стенанием валов Белого, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени - и не могу себя уверить, что один везде Петр, но многие, и не краткая жизнь, но лет тысяча. С кем сравню Великого Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, перед другими велики. Однако перед Петром малы... За великие заслуги назван он Отцом Отечества. Однако мал ему титул".

 

Текст 5.

"Попущением Божием, от наваждения диавола задумал дело царь восточной страны именем Мамай - эллин (грек), верою идоложрец, иконоборец, злой христианства укоритель. Подстрекатель диавол вошел в сердце его, чтобы пакость делать христианству. Научил его, как разорить православную веру, и осквернить святые церкви, чтобы всему христианству погребену быть, чтобы не славилось имя святое Господне в людях его. Он же, безбожный царь, наполнился рвением диавольским и к первому отступнику царю Батыю и к новому Юлиану возревновал. И стал спрашивать у старых эллинов, как тот безбожный царь Батый пленил землю русскую... И сказали ему, как пленил Батый Киев и Владимир и всю Русь, Словенскую землю, и великого князя...убил и многих православных князей избил и святые монастыри многие осквернил, и соборную церковь златоверхую разграбил, но после слеп стал, того не разумея, что, как Богу угодно, так и будет. Как в оные дни Иерусалим был пленен Навуходоносором - царем Вавилонским, и потом римлянами из-за маловерия. Не до конца держит гнев Господь".

Текст 6.

"Недавно, не знаю почему, я потерял свою веселость и привычку к занятиям. Мне так не по себе, что этот цветник мирозданья, земли, кажется мне бесплодною скалою, а этот необъятный шатер воздуха с неприступно вознесшейся твердью, этот, видите ли, царственный свод, выложенный золотой искрой, на мой взгляд - просто-напросто скопление вонючих и вредных паров. Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу - разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квинтэссенция праха?"

 

Текст 7.

"Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо это было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных вопросах! Потом, что они вместе с Чичиковым приехали в какое-то общество, в хороших каретах, где обвораживают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами".

 

Текст 8.

"Теперь представим себе государство, объемлющее пространство, какового ни одного на всем известном земном шаре не объемлет и которого по мере его обширности нет в свете малолюднее; государство, раздробленное с лишком на тридцать больших областей и состоящее, можно сказать, из двух только городов, из коих в одном живут люди большею частию по нужде, в другом большею частию по прихоти; государство, многочисленным и храбрым своим воинством страшное и которого положение таково, что потерянием одной баталии может иногда бытие его вовсе истребиться; государство, которое силою и славою своею обращает на себя внимание целого света и которое мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся, может привести, так сказать, в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели; государство... где знатность сия единственная цель благородные души, сие достойное возмездие заслуг, от рода в род оказываемых отечеству, заменяется фавором, поглотившим всю пищу истинного любочестия".

 

Текст 9.

"Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?.. А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость".

(Авторы использованных текстов: Д.Бокаччо, И.В.Гоголь, Н.М.Карамзин, М.Ю.Лермонтов, М.В.Ломоносов, Д.И.Фонвизин, В.Шекспир)

.

Литература:

Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.,1983.

Кармин А.С. Культурология. СПб, 2001.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.,1979.

 


АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

 

В клетках таблице 1 указаны знаменитые памятники архитектуры. Определите, к какому из архитектурных стилей, перечисленных в таблице 2, относится каждый из них, и объясните, почему.

 

Таблица 1.

1. Пантеон 2. Мазолей Ленина 3. Никольский собор (СПб) 4. Московский университет (главный корпус)
5. Феодальный западноевропейский замок X-XI вв. 6. Зимний дворец 7. Третьяковская галерея (Москва) 8. Нью-йоркский небоскреб
9. Колизей 10. Собор Парижской богоматери 11. Эйфелева башня 12. Гостиный двор (СПб)
13. Елисеевский магазин на Невском 14. Парфенон 15. Юсуповский дворец на Фонтанке 16. Форум Траяна

 

 

Таблица 2.

Архитектурные стили Номер клетки из табл. 1
Античный  
Романский  
Готика  
Барокко  
Классицизм  
Модерн  
Конструктивизм  

Литература;

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.I-II. СПб, 2000-2001

Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб, 1996

Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб, 1997.

Станькова Я., Пехар И. Тысячелетие развития архитектуры. М., 1997


КУЛЬТУРА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

А. Вопросы для обсуждения:

1. Какие специфические особенности присущи научному знанию, научным проблемам, научным методам?

2. В чем состоит отличие науки от мифологии, религии, искусства, философии?

3. Какое сходство и различие имеются между научным, техническим и художественным творчеством?

4. Что такое технические науки, что они изучают и чем отличаются от других наук?

5. Какие науки необходимы для инженерной деятельности по вашей специальности?

Б. Проанализируйте приведенные ниже высказывания выдающихся ученых и постарайтесь выявить трудности, противоречия, парадоксы научной деятельности, о которых свидетельствуют эти высказывания:

 

1. ИОГАНН КЕПЛЕР описывает свое состояние после открытия законов движения планет: "То ,что я предсказывал двадцать два года назад, обнаружив среди небесных орбит пять совершенных тел, то, во что я незыблемо верил еще задолго до того, как увидел птолемеевы гармоники, то, что я пообещал друзьям в самом названии этой пятой книги, названии, которое я дал ей, еще не будучи уверен в самом открытии, то, что призывал искать шестнадцать лет назад, то, ради чего посвятил лучшее время своей жизни астрономическому изысканию, ради чего присоединился к Тихо Браге, я наконец открыл и убедился в истинности этого сверх всяких ожиданий. И теперь, после того, как восемнадцать месяцев назад еще царил мрак, три месяца назад забрезжил свет дня и буквально несколько дней назад ярко засияло само Солнце удивительного открытия, меня ничего не сдерживает; я отдамся священному неистовству; я огорошу человечество чистосердечным признанием, что я украл у египтян золотые вазы, чтобы воздвигнуть из них далеко от границ Египта скинию моему Богу. Если Вы меня простите, я возликую, если будете гневаться, я стерплю; жребий брошен, книга написана, и мне все равно – будут ли ее читать сейчас или позже: она может подождать своего читателя и сотню лет, если сам Господь ждал шесть тысяч лет, чтобы человек смог постичь его труды".

 

2. ДЖИМ УОТСОН описывает процесс открытия вместе с Френсисом Криком структуры ДНК: "Нетривиальная идея осенила меня только в середине недели... Френсису не понравилось, что подобная структура не объясняет правил Чаграффа. Я, однако, продолжал относиться к правилам Чаграффа с недоверием... И вдруг я заметил, что правила Чаграффа неожиданно оказывались следствием двуспиральной структуры ДНК... Днем к нам впервые заглянул Брэгг. Так как он ничего не знал о правилах Чаграффа, я сообщил ему экспериментальные данные. На Брэгга это произвело сильное впечатление..."

 

3. ОТТО ЛЕВИ (австрийский физиолог и фармаколог, лауреат Нобелевской премии) рассказывал, что идея самого важного его эксперимента пришла к нему однажды ночью, когда он внезапно проснулся. Он мгновенно осознал необычайную важность этой идеи и быстро набросал свои мысли на клочке бумаги. Но на следующее утро, уже будучи убежден в том, что его посетило вдохновение, он не сумел разобрать свои каракули. Как ни старался, он не смог вспомнить, в чем именно состояла догадка, пока на следующую ночь снова не проснулся от такой же вспышки озарения. На этот раз он сумел настолько мобилизоваться, что сделал достаточно разборчивую запись, осуществив на следующий день свой знаменитый эксперимент по химической передаче нервных импульсов.

 

4. ИСААК НЬЮТОН: "Я кажусь самому себе мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим, но океан неизведанного лежит передо мной".

 

5. БЕРТРАН РАССЕЛ (математик и философ, лауреат Нобелевской премии):"Я жаждал определенности примерно так же, как иные жаждут обрести религиозную веру. Я полагал, что найти определенность более вероятно в математике, чем где-нибудь еще.Выяснилось, однако, что математические доказательства, на принятие мной которых мои учителя возлагали такие надежды, изобилуют грубыми логическими ошибками. А поэтому, если определенность и кроется в математике, то заведомо в какой-нибудь новой области, которую можно обосновать более надежно, чем традиционные области с их истинами, только лишь кажущимися незыблемыми. В процессе работы у меня из головы не выходила басня о слоне и черепахе: воздвигнув слона, на котором мог бы покоиться математический мир, я обнаружил, что этот слон шатается, - тогда мне пришлось создать черепаху, которая бы не давала слону упасть. Но и черепаха оказалась ничуть не более надежной, чем слон, - и через каких-нибудь двадцать лет напряженных усилий и поисков я пришел к выводу, что не смогу сделать ничего более, дабы придать математическому знанию неоспоримый характер"... "Математика - такой предмет, в которм мы никогда не знаем ни того, о чем мы говорим, ни насколько верно то, что мы говорим".

 

6. МАКС ПЛАНК (физик, один из создателей квантовой механики):"Новая научная истина прокладывает дорогу к триумфу не посредством убеждения оппонентов и принуждения их видеть мир в новом свете, но скорее потому, что ее оппоненты рано или поздно умирают и вырастает новое поколение, которое привыкло к ней".

 

7. ЗИГМУНД ФРЕЙД: "В такой молодой науке, как психоанализ, теория сновидений остается самым характерным и своеобразным участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики. Необычность выдвигаемых ею утверждений превратила ее в пробный камень, с помощью которого окончательно определилось, кто смог стать приверженцем психоанализа, а для кого он так и остался навсегда недостижимым. Для меня самого она была надежным ориентиром в те трудные времена, когда непонятные явления в области неврозов подчас смущали мое неокрепшее суждение. И как бы часто я ни начинал сомневаться в правильности своих шатких выводов, всякий раз, когда мне удавалось представить видевшему сон бессмысленное, запутанное сновидение как правильный и понятный душевный процесс, я снова обретал уверенность, что нахожусь на верном пути".

 

8. АЛЕКСАНДР ЛЮБИЩЕВ (выдающийся русский энтомолог): Роберт Кох после открытия им холерной бациллы выдвинул положение, что заболевание холерой является следствием попадания в кишечник этой бациллы. Против него выступил знаменитый гигиенист Петтенкорф, считавший, что холерные бациллы ни при чем, а холера является следствием определенных вредных условий. Петтенкорф был мужественный человек и твердо верил в то, что он проповедовал, и в доказательство того, что Кох неправ, он на глазах врачей выпил целую пробирку с огромным количеством холерных бацилл без каких бы то ни было вредных последствий для своего здоровья. Можно было считать, что Кох опровергнут этим опытом? Медицина сделала иное заключение: Кох прав не на 100%, так как кроме бациллы требуются благоприятные условия для ее размножения, но в целом все же прав Кох, а не Петтенкорф."

 

В. Придумайте эксперименты, с помощью которых можно было бы проверить следующие психологические гипотезы в области психологии:

Если человек 15 раз подряд в предварительном эксперименте сравнивает объемы положенных ему в руки шаров (при этом в одну и ту же руку каждый раз ему вкладывается большой шар, а одновременно в другую - маленький), то после этого при сравнении в контрольном эксперименте объемов двух одинаковых шаров, положенных в обе руки, он будет воспринимать их неравными. В психологии этот эффект называется установкой.

Попробуйте найти экспериментальное подтверждение гипотезы, что этот эффект проявляется даже тогда, когда испытуемый не осознает (т.е., например, не способен выразить словами) результаты сравнения объемов шаров в предварительном эксперименте.

 

Известно, что человек быстрее читает слова, обозначающие название цветов, чем называет цвета цветных пятен. Напишем слова, обозначающие названия цветов, цветными фломастерами, не соответствующими названию цвета (например, слово "красный" напишем синим фломастером). Задача испытуемому: не читая слов, назвать цвета фломастеров, которыми эти слова написаны. В приведенном примере испытуемый должен, глядя на слово "красный", назвать цвет фломастера - "синий". В этом случае время называния цвета почти в два раза больше времени называния цветных пятен. Этот феномен был открыт американским психологом Дж. Струпом.

Придумайте аналог феномена Дж. Струпа для слепых испытуемых.

 

Человек видит окружающее не строго таким, каково оно есть. Образы воспринимаемых предметов искажаются под воздействием своих потребностей, желаний, прошлого опыта и многого другого.

Как построить эксперимент, чтобы можно было выявить некоторые искажения при восприятии человеком собственного лица?

 

Литература:

Диалектика познания / Под ред. А.С.Кармина. Л., 1983

Любищев А. В защиту науки. Л., 1991

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983

Философия и методология науки / Под. Ред В.С.Купцова. М., 1996

Моисеев Н.Н. Судьбы цивилизации. Путь разума. М., 2000

 

 


 

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Межкультурные различия

Специфика современной культуры США, как полагает американский культуролог Джон Таунсенд, выражается в следующих чертах, отличающих стиль жизни американцев от представителей других культур:

-Ориентация на будущее (а не на прошлое или настоящее).

-Кратковременность планов ( а не долгосрочность).

-Время - деньги (а не просто переживание приятных или неприятных событий).

-Жизнь - проблема, которую надо решать (а не тайна,которую невозможно разгадать).

-Акцент на "действие" (а не на "существование").

-Акцент на материальные ценности (а не на духовные).

-Индивидуальная идентификация доминирует над групповой (семейной, деревенской, религиозной и т.д.).

-Ориентация на свободное, автономное, самостоятельное принятие решений (а не коллективное и контролируемое со стороны).

-В центре внимания обычно - задание (а не люди).

-Ориентация на равенство в человеческих взаимоотношениях.

-Непосредственность и откровенность в межличностных контактах.

-Дружеские отношения складываются быстрее и являются более поверхностными, чем в других культурах.

-Обычно выше ценятся качества, присущие молодежи (а не возраст, опыт, жизненная мудрость).

-В основу общественного контроля над поведением кладутся законность, убеждение, вина (а не закрепленные традицией правила, влияние авторитетов, стыд).

 

ВОПРОС 1.

Таунсенд, разумеется, выражает то, что думают сами американцы о своей культуре. Соответствует ли это вашим представлениям о ней?

ВОПРОС 2.

У каждого из нас есть свои представления о культурных особенностях стиля жизни русских. Сформулируйте ваши представления о них.

ВОПРОС 3.

Сопоставьте американский стиль жизни с русским. По каким из перечисленных выше черт вы замечаете сходство и различие между ними? Какие еще черты их сходства или различия вы можете указать?









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.