Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ III. БИБЛИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ





ТЕМА 7. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Ветхий Завет как культурное явление. Влияние идей и образов Ветхого Завета на развитие культурологических идей последующих эпох.

Пророки Ветхого Завета (по-древнееврейски “навиим”, по-гречески “профетес”) — вдохновенный оратор, возвещающий что-то, открытое ему Богом, Божий глашатай: Моисей, Аарон (“голос” и “уста” Моисея), Самуил, Нафан и др. “Великие пророки”: Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; “Малые пророки”: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. Неукротимая ярость обличительной риторики пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля.

Назначение ветхозаветных пророков: 1) передавать людям Слово Божие, говорить от имени Господа людям в назидание, увещевание и утешение; 2) предсказывать сокрытое и будущее; 3) писать историю.

Характеристика пророков и характер проповедей: 1) принадлежность к различным слоям общества (некоторые от сохи или стада); 2) охваченность усмиряющей и закаляющей силой Духа, говорение только внушенного им Богом (“Так говорит Господь”), не выдавая себя за всезнающих прорицателей; 3) живая речь, обращенная к слушателям повсюду, где это требовалось обстоятельствами; 4) произнесение пророчеств при звуках музыки (гусли, тимпаны, свирели); 5) одеяние — длинный широкий плащ из грубой ткани (вретище) и кожаный пояс.

Возвышенность и характеристические особенности ораторского стиля в речах пророков: специфика использования тропов и фигур риторики (аллегории, гиперболы, метафоры, олицетворения, повторы, ирония и т.д.).

Параллелизм как характерный признак текстов Ветхого Завета. Параллелизм как соответствие по смыслу, форме и выражению между отдельными частями одной и той же строки или фразы. Самые распространенные разновидности параллелизма в Ветхом Завете: 1) параллелизм, выражающий одну и ту же мысль в разных, хотя и очень сходных, оборотах речи; 2) противоположный параллелизм, т.е. содержание одной части стиха прямо противопоставлено другой; 3) синтетический параллелизм, т.е. нарастание в развитии мысли, или следование мыслей в повышающемся темпе. Поэтические изречения Ветхого Завета как образцы параллелизма.

Ветхозаветные притчи (по-древнееврейски “машаль”) как иллюстрации какого-либо значительного события священной истории: 1) “Деревья, избравшие себе царя” (Суд. 9, 8 и далее) — притча Иофама, младшего сына Гедеона; 2) “Единственная овечка у бедняка” (2 Цар. 12,1 и далее) — притча Нафана, пророка времен царя Давида, друга и советника своего царя; 3) “Женщины фекоитянки” и “Ссорящиеся братья” (2 Цар. 14, 6 и далее); 4)“Терн и кедр” (4 Цар. 14, 9 и далее) — притча Иоаса, царя Израильского; 5) “Виноградник, приносящий дикие ягоды” (Ис. 5, 1 и далее) — притча пророка Исайи.

Притчевые изречения царя Соломона как одно из важных средств “учения мудрости”.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково значение Ветхого Завета как памятника мировой культуры?

2. Какое место занимали пророки в политической и общекультурной жизни древнееврейского народа?

3. Каковы характер и направленность проповедей?

4. Как следует оценивать значение деятельности ветхозаветных пророков с точки зрения практики красноречия?

5. Какую роль в проповедях пророков занимала нравственная компонента и почему?

6. Каковы наиболее распространенные средства украшения речи (тропы и фигуры риторики) в текстах Ветхого Завета?

7. Какое место среди средств украшения речи в Ветхом Завете (по мнению шведского ученого, автора “Библейского энциклопедического словаря” Эрика Нюстрема) занимают различные разновидности параллелизма? Обоснуйте свою точку зрения.

8. Почему притча столь широко используется в проповедях?

9. Какие, знакомые вам, сюжеты Ветхого Завета послужили основой для творчества художников, скульпторов, музыкантов и кинематографистов?

Литература

Основная

Аверинцев С.С. Притча // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1964. — Т. 6.

Долгопольский С.Б. Риторики Талмуда: Анализ в постструктуралистской перспективе. Аффект и фигура. — СПб., 1998.

Княжицкий А.И. Притчи. — М., 1994. — Разд.: Притчи царя Соломона.

Лопухин А.П. Пророки // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 2.

Нюстрем Э. Библейский словарь. — СПб., 1999. — Статьи: Поэзия, Поэты; Притча; Пророки.

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 3-х тт. — СПб., 1904—1913. — Репринтное изд. — Стокгольм, 1987. — Т. 2: Екклезиаст — 3 Ездры.

Тумина Л.Е. Мудрые изречения Ветхого Завета // Дидакт. — М., 1999. — № 4.

Дополнительная

Алявдин Ан. Библейская история // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 1.

Арапов А.М., Барботько Л.М. Библейская цитата: Словарь-справочник. — М., 1999.

Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.

Библия // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 1.

Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. В 2-х тт. — СПб., 1889—1890. — Репринтное изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. — Т. 2: От пророка Самуила до Рождества Христова.

Лопухин А.П. Ветхий Завет // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 1.

Панов М.И. Какой нравственности учит Библия? // Дидакт. — М., 1997. — № 6. — Разд.: Мораль Ветхого Завета.

Тумина Л.Е. Притчи Соломона // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Тумина Л.Е. Притчевые изречения царя Соломона // Дидакт. — М., 1999. — № 6.

Общекультурная

Библейский богословский словарь / Под ред. свящ. В.Михайловского. — М., 1872. — Переизд. — М., 1995.

Большой путеводитель по Библии. — М., 1993.

Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Вехий Завет). — Милан; М., 1992.

Никифор (Бажанов), архимандрит. Библейская энциклопедия. В 4-х вып. — М., 1891—1892. — Репринтное изд. — М., 1990.

Урбах Э.Э. Мудрецы Талмуда. — Иерусалим, 1989.

Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. — М., 1987.

ТЕМА 8. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Общие правила ведения речи: 1) мысль — слово — дело: “Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих” (Эккл. 4, 33); 2) осуждение пустословия, многословия: “При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен” (Притч. 10, 19), “От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб” (Притч. 14, 23), “Уста многоречивых рассказывают чужое, а слова благоразумных взвешиваются на весах” (Сир. 21, 28).

Речевые отношения: 1) оценка человека по знанию им форм речевого этикета: “Глиняные сосуды испытываются в печи, а испытание человека — в разговоре его” (Сир. 27, 5), “Мудрый в слове делается любезным, любезности же глупых останутся напрасными” (Сир 20, 13); 2) запрет на невежливую речь, оскорбление собеседника: “Не приучай твоих уст к грубой невежливости, ибо при ней бывают греховные слова” (Сир. 23, 16), “Человек, привыкший к бранным словам, во все дни свои не научится” (Сир. 23, 19).

Порядок беседы: 1) предпочтительность слушания перед говорением: “Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ” (Сир. 5, 13); 2) значимость молчания в процессе беседы: “Мудрый человек будет молчать до времени, а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени” (Сир. 20, 7), “И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным” (Притч. 17, 28).

Типичные ошибки, допускаемые во время беседы: 1) несвоевременность или неуместность вступления в разговор: “Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во время!” (Притч. 15, 23), “Не во время рассказ то же, что музыка во время печали” (Сир. 22, 6); 2) выбор недостойного собеседника: “В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои” (Притч. 23, 9), “Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему” (Сир. 13, 1), “Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну, и кто широко открывает рот, с тем не сообщайся” (Притч. 20, 19).

Правила для слушающих: “Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай” (Сир. 11, 8).

Правила для говорящих: 1) всестороннее обдумывание речи перед говорением: “Прежде, нежели начнешь говорить, обдумывай...” (Сир. 18, 19), “Приготовь слово — и будешь выслушан, собери наставления — и отвечай” (Сир. 33, 4); 2) риторическая и стилистическая отделка речи: “Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей” (Притч. 16, 24), “Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй” (Сир. 32, 6); 3) уместное использование невербальных средств общения: “По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный” (Сир. 19, 26), “Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его” (Сир. 19, 27), “Выражение сердечного изменения — лицо. Четыре состояния выражаются на нем: добро и зло, жизнь и смерть, — а господствует всегда язык” (Сир. 37, 21), “Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо перед тобою” (Притч. 4, 25); 4) использование невербалики для разоблачения лжеца: “Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, дает знаки пальцами своими” (Притч. 6, 12—3).

Максимы этико-речевого поведения: 1) “Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана как вол: листья твои ты истребишь и плоды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево” (Сир. 6, 2—3); 20 “Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим” (Сир. 1, 29); 3) “Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя, и не слишком удаляйся, чтобы не забыли о тебе” (Сир. 13, 13); 4) “Отвергни от себя лживость уст, и лукавств языка удали от себя” (Притч. 4, 24).

Контрольные вопросы

1. Каковы общие правила построения речи в Ветхом Завете? Можно ли их соотнести с правилами современного делового общения?

2. Какой “образ оратора” и тип речевого поведения рекомендовал Ветхий Завет?

3. Справедлива ли ветхозаветная оценка человека по знанию им форм речевого этикета?

4. Какова роль невербальных средств общения согласно ветхозаветным этико-риторическим принципам речевого поведения?

5. Какие типичные ошибки, по мнению авторов Ветхого Завета, допускаются во время беседы?

Литература

Основная

Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. В 3-х тт. — СПб., 1904—1913. — Репринтное изд. — Стокгольм, 1987. — Т. 1: Бытие — Притчи Соломона; — Т. 2: Екклезиаст — 3 Ездры.

Тумина Л.Е. Мудрые изречения Ветхого Завета // Дидакт. — М., 1999. — № 4.

Дополнительная

Аверинцев С.С. Притча // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1964. — Т. 6.

Арапов А.М., Барботько Л.М. Библейская цитата: Словарь-справочник. — М., 1999.

Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. — СПб., 1998.

Панов М.И. Какой нравственности учит Библия? // Дидакт. — М., 1997. — № 6. — Разд.: Мораль Ветхого Завета.

Тумина Л.Е. Притчевые изречения царя Соломона // Дидакт. — М., 1999. — № 6.

Общекультурная

Библейский богословский словарь / Под ред. свящ. В.Михайловского. — М., 1872. — Переизд. — М., 1995.

Большой путеводитель по Библии. — М., 1993.

Никифор (Бажанов), архимандрит. Библейская энциклопедия. В 4-х вып. — М., 1891—1892. — Репринтное изд. — М., 1990.

ТЕМА 9. НОВЫЙ ЗАВЕТ И ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ

Новый Завет как культурное явление. Влияние идей и образов Новогоо Завета на развитие философии, истории, литературы и искусства последующих эпох.

Особенности образцов красноречия Нового Завета. Роль и значение притч и аллегорий, метафор и сравнений, энтимем, параллелизмов и других риторических украшений в практике ораторского искусства Иисуса Христа и апостолов.

Проповеди Иисуса Христа как образцы ораторского искусства. Нагорная проповедь Иисуса Христа, полная ярких сравнений и блистательных метафор. Использование огромного количества энтимем в Нагорной проповеди. Притчи в речах Иисуса Христа (притча о сеятеле, притча о горчичном зерне, притча о блудном сыне и др.) и апостолов.

Апостол Павел как практик ораторского искусства. Миссионерская деятельность апостола Павла. Послания апостола Павла как явление риторически ориентированной практической деятельности. Апостол Павел: “...Проповедь наша не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении Духа и силы” (1 Кор. 2, 4).

Культурно-лингвистические аспекты переводов Библии на различные языки. Иероним Блаженный (342—420) и его перевод текста Библии на латынь (Вульгата). Алкуин (ок. 735—804), крупнейший деятель Каролингского Возрождения, советник Карла Великого, основатель Дворцовой академии в Аахене, автор известных учебных диалогов. Проведение Алкуином сверки Вульгаты и осуществление литургической реформы. Эразм Роттердамский (1469—1536) и осуществление первопечатного издания Нового Завета на греческом языке с подробным комментарием. Собственный перевод Эразмом Нового Завета на латинский язык как важный шаг на пути к Реформации. Мартин Лютер (1483—1546) и его перевод Библии на немецкий язык — великий вклад в развитие общенемецкого литературного языка. Синодальный перевод Библии и его влияние на совершенствование теории и практики красноречия в России.

Библия как источник развития церковной риторики. Святые Василий Великий (329–379) и Иоанн Златоуст (ок. 341–407) как создатели литургии, принятой в православии. Иоанн Златоуст как создатель катехизиса и духовных песен. Проповеди Иоанна Златоуста на евангельские сюжеты как блестящие образцы красноречия. Гуго Гроций (1583—1645) о молитве “Отче наш”, в которой каждое предложение — крупица золота. Ралф Уолдо Эмерсон (1803—1882): англиканская литургия (восхищавшая многих “энергичностью и страстностью своего церемониала”) — “антология богослужения всех веков и народов, обработка молитв и обрядов католической церкви”, обобщившей все новое, обнаруженное “в молитвах и медитациях любого религиозного писателя мира”.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково влияние идей и образов Нового Завета на развитие культуры последующих эпох?

2. Каковы наиболее яркие образцы искусства красноречия в текстах Нового Завета?

3. Почему Иисус говорил притчами?

4. Какова значимость притч Нового Завета с точки зрения современной эффективной коммуникации?

5. Какие аллегории из притч Нового Завета вам известны? Интерпретируйте выражаемую ими идею с точки зрения правил современного делового общения.

6. Американский писатель Ралф Уордо Эмерсон утверждал: “Легко понять, что лучшее из гениально написанного или сделанного в мире не было результатом труда одного человека. Эти произведения — результат совместного творчества тысяч людей, охваченных единым порывом. Наша английская Библия — чудесный образец силы и музыкальности английского языка — не была написана одним человеком: представители разных школ религиозной мысли доводили ее до совершенства в течение многих веков. Едва ли найдется время, когда не существовало хоть какого-то перевода”. Как вы воспринимаете знакомые лично вам библейские тексты с точки зрения требований культурного творчества?

7. Как, на ваш взгляд, повлияли библейские сюжеты, образы и риторические средства украшения на развитие духовной культуры в России?

8. Согласны ли вы с мнением одного из героев романа Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”: “До сих пор считалось, что самое важное в Евангелии — нравственные изречения и правила, заключенные в заповедях, а для меня самое главное то, что Христос говорил притчами из быта, поясняя истину светом повседневности”?

9. Какие, знакомые вам, сюжеты Нового Завета послужили основой для творчества художников, скульпторов, музыкантов и кинематографистов?

Литература

Основная

Барсов Н.И. Проповедь // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 2. — С. 401—402.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство: Пособие по спецкурсу. — М., 1980. — С. 45—49.

Нюстрем Э. Библейский словарь. — СПб., 1999. — Статья: Притча.

Тумина Л.Е. Евангельская притча // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Тумина Л.Е. “И учил их притчами...”: Жанр притчи в Евангелии // Дидакт. — М., 1997. — № 6.

Тумина Л.Е. “Открою уста Мои в притче” // Дидакт. — М., 1997. — № 3.

Чистяков Г.П. Над строками Нового Завета. — М., 2000.

Эмерсон Р.У. Представители человечества // “Сделать прекрасным наш день...”: Публицистика американского романтизма / Сост. А.Н.Николюкин. — М., 1990.

Дополнительная

Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди. — СПб., 1885.

Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник. — СПб., 1996.

Княжицкий А.И. Притчи. — М., 1994. — Разд.: Евангельские притчи.

Лопухин А.П. Библейская история Нового Завета. — СПб., 1895. — Репринтное изд. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. Лопухин А.П. Новый Завет // Христианство: Энциклопедический словарь. В 3-х тт. / Глав. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1993—1995. — Т. 2.

Ренан Э.Ж. Жизнь Иисуса. — М., 1991. — Разд.: Первые изречения Иисуса. Его мысли о Боге-Отце и об истинной религии. Первые ученики; Проповедь на озере.

Сокровища античной и библейской мудрости: Происхождение афоризмов и образных выражений. — СПб., 1999.

Тумина Л.Е. Мудрые изречения Нового Завета // Дидакт. — М., 2000. — № 1.

Тумина Л.Е. Уроки житейской мудрости // Русская словесность. — М., 1997. — № 6; — 1998. — № 3.

Общекультурная

Арапов А.М., Барботько Л.М. Библейская цитата: Словарь-справочник. — М., 1999.

Библейский богословский словарь /Под ред. свящ. В.Михайловского. — М., 1872. — Переизд. — М., 1995.

Большой путеводитель по Библии. — М., 1993.

Глубоковский Н.Н. Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. В 3-х тт. — СПб., 1905—1912.

Никифор (Бажанов), архимандрит. Библейская энциклопедия. В 4-х вып. — М., 1891—1892. — Репринтное изд. — М., 1990.

Панов М.И. Какой нравственности учит Библия? // Дидакт. — М., 1997. — № 6. — Разд.: Мораль в Новом Завете.

Тумина Л.Е. Красна речь с притчею // Русская словесность. — М., 1997. — № 4.

Тумина Л.Е. Притча как речевой жанр // Предмет риторики и проблемы ее преподавания. — М., 1998.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.