Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Электронные СМИ и их воздействие на современную культуру.





Массовая культура и контркультура.

Контрольные вопросы и задания

1. От каких культурно-мировоззренческих ориентиров человечество должно отказаться в XXI веке?

2. Какой тип коммуникации доминирует в современном обществе?

3. Как влияют СМИ на формирование нравственной и культурной ориентации человека?

4. Какой образ науки формируется в современной культуре?

5. Прав ли американский писатель Курт Воннегут, когда пишет: «Почему, чем бы ни занимались ученые, у них все равно получается оружие»?

6. Реальна ли, на ваш взгляд, угроза распада многих ныне существующих государств из-за культурных, религиозных и других различий?

7. Согласны ли вы с мнением современного американского исследователя Лестера Туроу, который считает, что телевизор отучает людей думать и читать?

Литература

Сочинения

Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

Пуанкаре А. О науке. – М., 1990.

Тоффлер О. Третья волна. – М., 2003.

Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973.

Основная

Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Системные кризисы индустриальной эпохи // Вопр. философии. – М., 1999. – № 5.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию. — М., 2001.

Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи: К обоснованию ключевой роли знаний о способе социокультурного типа самоорганизации в условиях современного планетарного кризиса. – М., 2000.

Моисеев Н.Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. – М., 1993. – № 2.

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. – М., 1998.

Панов М.И. Основные направления гуманитаризации современной математики // Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. – М., 1991.



Состояние мира – 1999. Доклад института Worldwatch о развитии на пути к устойчивому обществу. – М., 2000.

Титаренко М.Л. Взаимодействие восточных и западных цивилизаций – условие прогресса человечества // Проблемы Дальнего Востока. – М., 1991. – № 1.

Туроу Л. Будущее капитализма: Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. – М., 1994. – № 1.

Дополнительная

Культура, человек и картина мира. – М., 1987.

Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

Общекультурная

Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. – М., 1996.

Человек в контексте глобальных проблем. – М., 1989.

РАЗДЕЛ II. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

ТЕМА 4. СТАНОВЛЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ

Античная культура и ее истоки. Основные направления развития древнегреческой культуры. Ороакустический, т.е. говоряще-слушающий характер культуры Афин и роль ораторского искусства в жизни афинского государства. Риторика как искусство и теория красноречия.

Риторика как важнейший компонент античной культуры.Причины широкого распространения риторики в Афинах эпохи Перикла. Роль политической жизни древнеафинского полиса в становлении политического и судебного красноречия. Народный суд (Гелиэя) и его влияние на развитие ораторского искусства. Влияние особенностей демократического устройства Афинского государства на развитие политической культуры: 1) участие граждан в деятельности Народного собрания (40 раз в год); 2) ежегодное переизбрание всех должностных лиц на уровне полиса в целом, каждой филы и каждого дема; 3) ороакустический характер афинской демократии. Судебная система Афин и становление судебного красноречия: 1) ежегодно переизбираемый Народный суд (Гелиэя); 2) отбор по жребию для каждого процесса 200, 400, 500, 1200 человек (плюс один голос председателя); 3) Гелиэя как высший орган власти, имевший право отменять решения Совета пятисот и даже Народного собрания; 4) обязанность каждого гражданина лично обвинять и защищаться в ходе процесса; 5) роль логографов (составителей речей). Логографы — составители речей и для той, и для другой стороны в судебном процессе. Лисий — самый знаменитый логограф Афин.

Горгий из Леонтин и его место в греческой культурной традиции. Горгий – создатель торжественного красноречия и рифмы (Ф.Ф.Зелинский). Горгианские фигуры. Создание Горгием образцовых речей. Горгий – “отец” рифмы в греческой культурной традиции. Речь Горгия “Похвала Елене” как апология роли и возможностей языка в ораторском искусстве.

Софистика как уникальное явление греческой культуры. Софистика – порождение афинской демократии. Роль софистики в становлении риторики. Протагор из Абдер – “отец” софистики. Протагор из Абдер как создатель философского диалога (“Наука спора”, “О борьбе”, “О знаниях”, “Повелительное слово”, “О государстве”, “О честолюбии”, “О неправильных людских деяниях”, “Наставление”, “Противосуждение”, “Тяжба о плате”).

Риторическое образование — основной вид образования Древней Греции и Древнего Рима в течение целого тысячелетия. Антифонт Рамнунский:создание одной из первых риторических школ и учебных пособий по судебному ораторскому искусству.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое влияние культура Древней Греции оказала на мировые культурологические процессы?

2. Какие произведения античной культуры послужили образцами для писателей, скульпторов и кинематографистов современности?

3. Почему ораторское искусство возникает и достигает наивысшего расцвета в “золотой век” афинской демократии?

4. Возможно ли возникновение искусства подлинного красноречия в тоталитарном государстве?

5. Какую роль сыграли софисты и персонально Протагор из Абдер в становлении философского диалога и развитии риторики?

6. В чем заключается вклад Горгия из Леонтин в развитие теории и практики культуры?

7. Как влияла риторика на воспитание подлинных гражданских качеств у жителей Афин?

Литература

Сочинения

Андокид. Речи, или История святотатцев (С приложением параллельных свидетельств о процессе разрушителей герм в Афинах в 415 г. до н.э.). — СПб., 1996.

Аристотель. Риторика // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978. — С. 47, 103, 115, 116, 138, 144, 152, 160, 161.

Гермоген. Об идеях, или О видах слога (Кн. 2) // Живое наследие античности: Вопросы классической филологии. — М., 1987. — Вып. 9.

Горгий. Похвала Елене // Ораторы Греции. — М., 1985.

Дионисий Галикарнасский. О соединении слов // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978. — С. 200, 209, 211, 216.

Платон. Горгий // Платон. Соч. В 3-х тт. — М., 1968—1972. — Т. 2.

Основная

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VII—V вв. до н.э. — Л., 1985.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 4-х тт. — М., 1995. — Т. 2: Древний мир и мы. — Разд.: Художественная проза и ее судьба.

Кассен Б. Эффект софистики. — М.; СПб., 2000.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. — М., 1980.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.

Миллер Т.А. От поэзии к прозе (Риторическая проза Горгия и Исократа) // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика / Отв. ред. М.Л.Гаспаров. — М., 1991.

Панов М.И. Риторика от античности до наших дней (Вступительная статья) // Антология русской риторики / Отв. ред. и сост. М.И.Панов. — М., 1997. — Разд.: Как возникла риторика и какую роль в ее становлении сыграла софистика?

Панов М.И. Софистика // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Панов М.И. Горгий из Леонтин // Там же.

Панов М.И. Протагор из Абдер // Там же.

Псевдо-Плутарх. Жизнеописания десяти ораторов // Вестник древней истории. — М., 1962. — № 4.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. — М., 1982.

Соболевский С.И. Возникновение ораторского искусства в Греции // История греческой литературы. В 3-х тт. / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. — М., 1946—1960. — Т. 2 (1955): История, философия, ораторское искусство классического периода.

Дополнительная

Беккер К.Ф. История Древнего мира: Восток. Греция. — М., 2002. — Разд.: Греки (блок: Умственная жизнь греков).

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. В 2-х частях. — СПб., 1997. — Ч.1: Государственные и военные древности. — Разд.: Систематический обзор демократического устройства Афин.

Панов М.И. Афинская демократия, судопроизводство, ораторское искусство: Как все это влияло на переговорный процесс? // Ведение переговоров: Междисциплинарный подход / Отв. ред. М.И.Панов, В.В.Петров, А.В.Сурин. — М., 1998.

Панов М.И. Зачем сегодня нужно искусство красноречия? // Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: Логика и риторика в вопросах и ответах. — М., 1992. — Разд.: Как возникло и развивалось ораторское искусство?

Соболевский С.И. Аристофан и его время. — М., 2001. — Разд.: Внутренняя история Афинского государства.

Общекультурная

Виппер Р.Ю. История древнего мира. — М., 1997. — Разд.: Афины в пятом веке до Р.Х.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции; Очерки истории Римской империи // Виппер Р.Ю. Избр. соч. В 2-х тт. — Ростов н/Д., 1995. — Т.1.

Ярхо В.Н. Трагедия. — М., 2000. — Разд.: Эсхил у начал греческой риторики.

ТЕМА 5. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАСЦВЕТА

Культура Древней Греции эпохи расцвета, ее основные достижения.

Борьба между философией и риторикой за право быть общекультурным мировоззрением. Исократ и создание риторического образования. Риторика как основа воспитания настоящего гражданина (Исократ), а не философия (как считал Платон). Риторика и ее роль в политической жизни Древней Греции. Платон как принципиальный противник риторики.

Речи, изменявшие судьбу цивилизации. Речь Перикла в ответ на требования спартанских послов — одна из причин Пелопоннеской войны. Демосфен — величайший оратор Древней Греции. “Филиппики” Демосфена, его речи против политики Филиппа II Македонского как наивысшие образцы практики ораторского искусства, а также причины разгрома Афин и Фив в битве при Херонее и утраты независимости афинского государства. Эсхин — политический противник Демосфена, значение его речей.

Расцвет ораторского искусства в Афинах (360—322 гг.) — “время деятельности Исократа, Исея и Демосфена” (С.И.Соболевский). С.И.Соболевский: потеря Грецией политической независимости — причина утраты красноречием своей истинной арены (народные собрания) и потери связей с подлинной жизнью.

Диалоги Платона как вершина развития искусства диалога. Систематика диалогов Платона (по Диогену Лаэртскому): 1) наставительный диалог; 2) исследовательский диалог. Наставительный диалог: 1) теоретический, в свою очередь, делящийся на: а) физический (диалог “Тимей”); б) логический (диалоги “Политик”, “Кратил”, “Парменид”, “Софист”); 2) практический, в свою очередь, делящийся на: а) этический (диалоги “Апология Сократа”, “Критон”, “Федон”, “Федр”, “Пир”); б) политический (“Государство”, “Законы”, “Критий”). Исследовательский диалог: 1) упражнительный, в свою очередь, делящийся на: а) повивальный (диалоги “Первый Алкивиад”, “Лисий”, “Лахет”; б) испытательный (диалоги “Евтифрон”, “Менон”, “Ион”, “Хармид”, “Теэтет”); 2) состязательный, в свою очередь, делящийся на: а) доказующий (диалог “Протагор”); б) опровергающий (диалоги “Евфидем”. “Горгий”, “Гиппий больший” и “Гиппий меньший”). А.Ф.Лосев о диалогах Платона как о культурно-художественных произведениях.

Аристотель как теоретик античной культуры. Роль трактатов Аристотеля “Поэтика” и “Риторика” в разработке оснований культурологии.

Аристотель и искусство диалога. Диалоги Аристотеля как характеристика раннего периода его творчества. Несохранившиеся диалоги “О риторике, или Грилл” и “О поэтах”. Структурные и композиционные отличия диалогов Аристотеля от платоновских диалогов: 1) деление диалогов на части, снабженные особым введением; 2) выведение самого себя в качестве действующего лица и высказывание своего собственного мнения. Методологические основания учения об искусстве диалога в трактатах Аристотеля “Топика”, “О софистических опровержениях” и “Риторика”.

Аристотель о трех родах красноречия: совещательном, судебном и эпидейктическом. 1) Совещательное, или политическое красноречие: речи убеждающие или разубеждающие, опирающиеся на понятия полезного, выгодного или вредного, бесполезного. По Аристотелю, “дело речей совещательных — склонять или отклонять”. 2) Судебное красноречие: речи обвиняющие или защищающие, использующие категории справедливого, законного или несправедливого, незаконного. По Аристотелю, “дело их — обвинять или оправдывать”. 3) Торжественное, или эпидейктическое красноречие: речи хвалебные и порицающие, делающие упор на понятия хорошего, достойного или дурного, недостойного. По Аристотелю, “дело эпидейктической речи — хвалить или порицать”.

Разработка теории красноречия. Значение сократовского метода и диалогов Платона. “Риторика” Аристотеля как изложение научных основ красноречия. Аристотель о достижении правдоподобия как задаче риторики. Риторика, по Аристотелю, как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. “Поэтика”, “Топика”, “О софистических опровержениях” Аристотеля — о взаимоотношениях лингвистики, логики, риторики, софистики. Значение трактата Деметрия “О стиле”.

Создание филологии как науки и становление аттикизма и азианизма. Разработка в конце II в. до н.э. филологии как нового научного направления учеными Александрийского мусейона. Использование при ее создании идей Горгия из Леонтин, Платона и Аристотеля. Создание на основе концепции Аристотеля учения о трех типах ораторской и поэтической речи. Отбор текстов греческих риторов и писателей, выработка литературных норм и канонов для каждого жанра. Аттикисты как последователи данного направления. Возникновение в Малой Азии (I в. до н.э.) азианизма как увлечения стилистическими новшествами и формальными эффектами ораторской речи. Аттикизм и азианизм как два основных направления риторики эпохи эллинизма. Причины их возникновения, основные характеристики.

Борьба аттикистов против азианизма. Приглашение императором Августом известного аттикиста Аполлодора Пергамского. Греческий ритор Цецилий из Каталакты как воинствующий аттикист и последователь Аполлодора. Вклад Цецилия в изучение и классификацию тропов и фигур риторики; рассмотрение им любого произведения как замкнутого в себе целого. Определение Цецилием на основе работ александрийских филологов строгого канона (трактат “О десяти ораторах”) аттических риторов, ставшего эталоном для аттикистов. Создание “Канона десяти аттических ораторов”.

Трактат Псевдо-Лонгина “О возвышенном” и его значение в истории античной и мировой культуры.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные итоги культурного развития Афин эпохи расцвета?

2. В какой степени речи Перикла, Исократа, Демосфена и Эсхина повлияли на историю афинского государства и судьбы Эллады в целом?

3. Почему Платон боролся против софистики и риторики, как против недостойных занятий, и выводил их представителей в качестве отрицательных персонажей своих диалогов, не всегда сумев опровергнуть их оружием критики?

4. Почему А.Ф.Лосев считал диалоги Платона выдающимися культурно-художественными произведениями?

5. Действительно ли Аристотель создал свое логическое учение для того, чтобы дать честным гражданам оружие против софистов?

6. Почему риторика являлась основой образования и важнейшим компонентом культуры античного мира?

7. Каково значение трактатов Аристотеля “Поэтика” и “Риторика” для разработки основ культурологии как науки?

8. Какое влияние греческая культура эпохи расцвета оказала на известных вам мыслителей последующих периодов?

9. Какие идеи и образы античной культуры нашли воплощение в произведениях современных писателей, художников, скульпторов и кинематографистов?

Литература

Сочинения

Аристотель. Риторика // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978.

Аристотель. О софистических опровержениях // Аристотель. Соч. В 4-х тт. — М., 1976—1984. — Т. 2 (1978). — С. 592—593.

Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. В 4-х тт. — М., 1976—1984. — Т. 4. — С. 653, 666.

Гермоген. Об идеях, или О видах слога (Кн. 2) // Живое наследие античности: Вопросы классической филологии. — М., 1987. — Вып. 9.

Деметрий. О стиле // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978.

Демосфен. Речи. В 3-х тт. — М., 1994—1996.

Дионисий Галикарнасский. О соединении слов // Античные риторики / Под ред. А.А.Тахо-Годи. — М., 1978.

Исократ. Панегирик // Ораторы Греции . — М., 1985.

Исократ. К Демонику; К Никоклу; Никокл, или К жителям Кипра // Вестник древней истории. — М., 1965. — № 3.

Исократ. Панафинейская речь // Там же. — 1967. — № № 3—4.

Исократ. Об обмене имуществом // Там же. — 1968. — № № 2—3.

Лисий. Речи. — М., 1994.

О возвышенном. – М., 1994.

Платон. Горгий // Платон. Соч. В 3-х тт. — М., 1968—1972. — Т. 2.

Платон. Федр // Там же.

Основная

Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М., 1996.

Гаспаров М.Л. Античная риторика как система // Античная поэтика: Риторическая теория и литературная практика / Отв. ред. М.Л.Гаспаров. — М., 1991.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В 4-х тт. — М.,1995. — Т. 2: Древний мир и мы. — Разд.: Художественная проза и ее судьба.

Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. — М., 1994.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель. – М., 1973.

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. — М., 1994.

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. — М., 1980.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.

Панов М.И. Исократ // Эффективная коммуникация: История, теория, практика: Словарь-справочник / Отв. ред. М.И.Панов; сост. М.И.Панов и Л.Е.Тумина. — М., 2005.

Панов М.И. Демосфен // Там же.

Панов М.И. Эсхин // Там же.

Плутарх. Демосфен и Цицерон // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2-х тт. / Отв. ред. С.С.Аверинцев. — М., 1994. — Т. 2.

Псевдо-Плутарх. Жизнеописания десяти ораторов // Вестник древней истории. — М., 1962. — № 4.

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. — М., 1982.

Соболевский С.И. Демосфен и его современники // История греческой литературы. В 3-х тт. / Под ред. С.И.Соболевского, М.Е.Грабарь-Пассек, Ф.А.Петровского. — М., 1946—1960. — Т. 2 (1955): История, философия, ораторское искусство классического периода.

Дополнительная

Брынская О.П. Систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля “Риторика”. — М., 1987.

Демосфен // Биографическая библиотека Ф.Павленкова: Жизнь замечательных людей. В 3-х тт. — М., 2001. — Т. 1: VII в. до н.э. — XVII в.

Джохадзе Д.Л. Философия античного диалога. — М., 1997.

Дройзен И. История эллинизма. В 3-х тт. — Ростов н/Д., 1995. — Т.1. — Кн. 1. — Гл. 2.

Круазе А., Круазе М. История греческой литературы.— СПб., 2008. – Разд.: Аттическое красноречие.

Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики / Отв. ред. и сост. М.И.Панов. — М., 1997. — С. 88, 100, 107, 114, 116, 122, 128, 163—165, 168, 169.

Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. – М., 1992. – Т. 1: Чары Платона.

Трубецкой С.Н. Лекции по истории древнегреческой философии. – М., 1997.

Шаму Фр. Цивилизация Древней Греции. – Екатеринбург; М., 2009.

Шаму Фр. Эллинистическая цивилизация. – Екатеринбург; М., 2008.

Общекультурная

Беккер К.Ф. История Древнего мира: Восток. Греция. — М., 2001. — Разд.: Греки (блок: Филипп Македонский. Демосфен).

Виппер Р.Ю. История древнего мира. — М., 1997. — Разд.: Афины в пятом веке до Р.Х.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции; Очерки истории Римской империи // Виппер Р.Ю. Избр. соч. В 2-х тт. — Ростов н/Д., 1995. — Т.1.

Панов М.И. Могут ли речи ораторов повлиять на механизм принятия решений // Системная аналитика и проблемы принятия решений / Отв. ред. М.И.Панов, В.В.Петров, А.В.Сурин. — М., 1999. — С. 198—200.

Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч. В 2-х тт. – М., 1990. – Т. 2.

ТЕМА 6. КУЛЬТУРА РИМА









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.