Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация трудовых споров





 

Классифицировать трудовые споры можно по следующим основаниям:

– по характеру спора;

– по спорящему субъекту;

– по виду спорного правоотношения.

Наиболее значимым представляется деление трудовых споров по их характеру на исковые и неисковые. Исковыми признаются споры о применении установленных ранее трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, индивидуальными договорами условий труда, т.е. споры по поводу нарушенного трудового права (например, спор о восстановлении на работе или спор о взыскании заработной платы). Неисковые споры – это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда (к примеру, спор об установлении нового квалификационного разряда либо спор об установлении нового срока отпуска в соответствии с графиком отпусков).

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные и коллективные трудовые споры различают по субъектному составу и содержанию предмета спора. В качестве сторон индивидуального трудового спора выступают работодатель и работник, а также в некоторых случаях лицо, которому отказано в заключении трудового договора, и лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с данным работодателем. Сторонами коллективного трудового спора выступают работодатель (работодатели) и коллектив работников.

В индивидуальных трудовых спорах защищаются субъективные трудовые права и законные интересы конкретного работника (настоящего, потенциального, бывшего). Такие споры могут возникнуть, например, о неправомерности перевода или восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула, о снятии дисциплинарного взыскания и т.д. В коллективных трудовых спорах защите подлежат права и законные интересы всего коллектива работников или его части (подразделения). Предметом коллективного трудового спора могут быть общие требования работников в области оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и другие социально-экономические требования, затрагивающие коллективные интересы работников.

Возможна классификация трудовых споров по системе отрасли трудового права. В соответствии с указанным критерием выделяются следующие категории индивидуальных трудовых споров:

1) споры о применении законодательства о коллективных договорах и соглашениях и по условиям договоров о труде;

2) споры, в основе которых лежат разногласия по вопросам применения законодательства о занятости;

3) споры, связанные с применением норм о трудовом договоре:

а) споры о приеме на работу и заключении трудового договора;

б) споры о внесении записей в трудовую книжку;

в) споры об отстранении от работы;

г) споры о переводах на другую работу, перемещении или об изменении определенных сторонами условий трудового договора;

д) споры о восстановлении на работе;

е) споры об оплате времени вынужденного прогула;

ж) споры о выплате выходного пособия;

з) споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;

и) споры об оплате времени задержки исполнения решения суда о восстановлении на работе;

4) споры о применении законодательства о рабочем времени;

5) споры, связанные с применением законодательства о времени отдыха;

6) споры по применению норм, входящих в институт заработной платы, включая нормы труда и сдельные расценки;

7) споры по применению законодательства о гарантиях и компенсациях;

8) споры, вытекающие из применения законодательства о материальной ответственности сторон трудового правоотношения;

9) споры по вопросам применения мер дисциплинарной ответственности;

10) споры в сфере охраны труда;

11) споры, связанные с применением законодательства о труде женщин;

12) споры, связанные с применением законодательства о труде молодежи;

13) споры по вопросам предоставления льгот работникам, совмещающим работу с обучением;

14) споры, в основе которых лежит деятельность по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В зависимости от вида спорного правоотношения все трудовые споры подразделяются на споры:

– из трудовых правоотношений;

– из правоотношений по трудоустройству у данного работодателя;

– из правоотношений по организации труда и управлению трудом;

– из правоотношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя;

– из правоотношений по социальному партнерству, ведению коллектив- ных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

– из правоотношений по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодатель- ства в предусмотренных законом случаях;

– из правоотношений по материальной ответственности работодателей в сфере труда;

– из правоотношений по материальной ответственности работников в сфере труда;

– из правоотношений по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

Принципы рассмотрения трудовых споров

 

Принципы рассмотрения трудовых споров представляют собой базовые положения института трудового права. Они характеризуют сам порядок, т.е. процесс рассмотрения трудовых споров, его организацию и деятельность субъектов процессуальных правоотношений.

Принципы порядка рассмотрения трудовых споров – это основные положения, определяющие единство и комплексность данного института трудового права, существенные черты его содержания и направленность развития системы норм, регулирующих этот порядок.

Выделяются следующие принципы рассмотрения трудовых споров.

1. Принцип обеспечения защиты трудовых прав сторон трудового договора означает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно предусмотреть создание такой системы рассмотрения трудовых споров, которая гарантировала бы участникам трудовых отношений возможность обращения в юрисдикционные органы в максимально удобном варианте. Данные органы обязаны рассмотреть поступившие споры и вынести по ним законные и обоснованные решения. Выносимое решение – это средство защиты прав и законных интересов сторон спора.

2. Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров предполагает обязанность сторон спора и органа, рассматривающего данный спор, неуклонно соблюдать в процессе рассмотрения и разрешения трудового спора нормы материального и процессуального законодательства. Кроме того, каждая из сторон трудового спора не должна нарушать права и законные интересы другой стороны указанного спора.

3. Принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споров основан на том, что стороны трудовых отношений обязаны строго выполнять требования трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и взаимные обязательства. В случае возникновения трудового спора его стороны не имеют никаких особых преимуществ на любой его стадии. Стороны трудового спора обязаны подчиниться законно вынесенному решению по конкретному спору.

4. Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, является продолжением и отражением системы разрешения этих споров. Как правило, трудовые споры сначала должны рассматриваться непосредственно в организациях, что значительно упрощает процедуру сбора доказательств и рассмотрения споров, сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение трудового спора переносится в суды, наиболее близкие по своему расположению к организации, к которой предъявляется требование.

5. Принцип обеспечения гласности при рассмотрении и разрешении трудовых споров подразумевает открытость заседаний юрисдикционных органов, на которых рассматриваются трудовые споры, возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц. В закрытом порядке рассматриваются только споры, в процессе которых затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью соблюдения охраняемой законом тайны. В комиссии по трудовым спорам и суде любая из спорящих сторон вправе заявить мотивированный отвод любому из их членов.

6. Принцип обеспечения объективности и полноты исследования материалов и доказательств базируется на том, что трудовые споры должны рассматриваться с учетом общих принципов гражданского судопроизводства, в частности, на основе всестороннего изучения всех предоставленных сторонами материалов и доказательств, проверки соответствия юридических фактов законодательству, исключения субъективного подхода.

7. Принцип бесплатности рассмотрения трудовых споров обусловлен тем, что нельзя ставить защиту трудовых прав работника в зависимость от возможности и способности уплатить определенную денежную сумму. При предъявлении требования по трудовому спору истцы-работники во всех юрисдикционных органах освобождены от государственной пошлины и других расходов, связанных с ведением трудового дела (стр. 393 ТК РФ).

8. Принцип быстроты рассмотрения трудовых споров обеспечивается сокращенными сроками по сравнению с другими гражданско-правовыми спорами. Сроки могут быть исковыми и процессуальными.

Исковой (давностный) срок – установленный законом период времени для обращения в юрисдикционный орган с целью защиты нарушенного права или законного интереса.

Исковые сроки по трудовым делам следующие:

а) для обращения работника в комиссию по трудовым спорам – трехмесячный со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

б) для обращения работника по иску в суд – трехмесячный, а по делам об увольнении – месячный со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

в) для обращения работника в вышестоящий орган – трехмесячный со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – месячный;

г) для обращения работодателя в суд с иском к работнику о возмещении вреда, причиненного работодателю, – годичный со дня обнаружения причиненного вреда.

Пропуск срока обращения в суд не может служить основанием для отказа в принятии и рассмотрении искового заявления. Кроме того, не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление1. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, вопрос о пропуске срока обращения в суд разрешается судом в судебном заседании, в том числе предварительном, и лишь при условии, если об этом заявлено ответчиком. В случае признания причин пропуска срока уважительными суд вправе восстановить данный срок и рассмотреть спор.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.