Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие источников международного трудового права и их классификация





 

Источники международного трудового права можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле под источниками международного трудового права понимаются акты, регулирующие международные отношения по вопросам, входящим в предмет трудового права (т.е. трудовым и иным, непосредственно связанным с ними отношениям). В широком смысле в число источников международного трудового права включают и некоторые иные правовые акты, которые или не имеют обязательной юридической силы (например, рекомендации МОТ) или не связаны напрямую с государствами и международными (межправительственными) организациями (например, кодексы поведения многонациональных корпораций). По поводу включения отдельных видов актов в число источников международного трудового права в широком смысле в правовой науке ведутся дискуссии.[315]

В отличие от национальных источников трудового права, имеющих определенную иерархию, формального разграничения по юридической силе между различными видами источников международного права не существует. Исключение из этого правила составляют так называемые императивные нормы общего международного права (jus cogens), которым, согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.[316], не могут противоречить никакие международные договоры. Однако в отношении того, что считать под такими императивными нормами, также существуют разные подходы специалистов.

Международная организация труда приняла в 1998 г. Декларацию относительно основополагающих принципов и прав в сфере труда, в которой провозглашены четыре основополагающих принципа международного трудового права:

а) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;



б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

в) действенное запрещение детского труда;

г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Выполнение этих принципов государствами — членами МОТ, согласно Декларации, обязательно вне зависимости от факта ратификации какой-либо конвенции МОТ, лишь в силу присоединения к Уставу.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что при разрешении трудовых споров стороны могут ссылаться на текст международных договоров в сфере труда, ратифицированных Россией. Более того, согласно этой же норме, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что в системе источников права международные акты занимают приоритетное место, уступая лишь самой Конституции. Некоторые специалисты даже считают, что международные договоры, ратифицированные Россией имеют преимущество и перед Конституцией, но мы не разделяем эту позицию, поскольку, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции, не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Источники международного трудового права весьма многообразны, поэтому существует и большое количество их классификаций.

А) Количество участвующих государств. Источники международного трудового права могут быть многосторонними и двухсторонними — в зависимости от количества участвующих государств. К многосторонним источникам международного трудового права относятся, прежде всего, конвенции МОТ и акты ООН, касающиеся вопросов труда. К многосторонним международным договорам относятся также учредительные документы международных организаций, например, Устав МОТ. Двухсторонние международные акты в сфере труда принимаются, как правило, по отдельным вопросам, касающимся сотрудничества государств, например, по вопросам трудовой миграции[317].

Особым, достаточно экзотическим видом источников международного трудового права можно назвать односторонние акты государств, которые оказывают влияние на другие государства. Строго говоря, они не могут называться источником международного трудового права как отрасли международного права. Но зачастую они имеют существенное фактическое международное значение. В полном смысле слова к односторонним актам, устанавливающим международно-правовой режим труда, можно отнести только так называемые «международно-признанные права работников», сформулированные в законодательстве США. Схожая система действует и в Европейском союзе, но он сам считается международной организацией, поэтому его акты нельзя считать односторонними.

Б) Универсальные и региональные акты. Универсальные международные акты в сфере труда могут применяться на территории всего земного шара, в то время как действие региональных актов связано с определенной территорией. Акты ООН и МОТ относятся к универсальным.

Россия является участником нескольких региональных международных объединений, в рамках которых принимаются международные акты, в том числе, связанные с трудом.

Содружество независимых государств. Из юридически обязательных для России актов СНГ о труде следует отметить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.[318], а также Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г.[319]

Общие ориентиры для трудового законодательства устанавливаются Хартией СНГ 1994 г. о социальных правах и гарантиях граждан независимых государств 1994 г.[320] Хартия СНГ 1994 г. не подлежит ратификации государствами-участниками СНГ. Среди важных рекомендательных актов СНГ следует отметить утвержденную в 2000 г. «Концепцию модельного трудового кодекса для стран Содружества Независимых Государств»[321]. Помимо этого был принят ряд модельных законов, касающихся регулирования отдельных вопросов труда: охраны труда, занятости, коллективных договоров и соглашений, обязательного социального страхования и др. Все они имеют рекомендательный статус.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) объединяет Белоруссию, Россию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан (Узбекистан приостановил свое членство в этой организации с 2008 г.). Пока в рамках этой организации действует лишь Концепция евразийской социальной хартии, принятая в Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС в 2004 г.[322] Тем не менее в рамках ЕврАзЭС обсуждается возможность более глубокой интеграции трудового законодательства стран-участниц и ведется соответствующая подготовительная научная работа[323]. Возможно такие акты будут приниматься в рамках еще одной интеграционной структуры – создаваемого на базе Таможенного союза между Россией, Казахстаном, Белоруссией и Киргизией Евразийского союза. Но пока эта структура находится в стадии формирования.

Совет Европы. Российская Федерация является также членом СЕ. В 1998 г. была ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[324] В Конвенции запрещается рабство и принудительный труд, а также закреплена свобода ассоциации и право на вступление в профсоюзы.

Очень важный региональный международный договор в рамках СЕ с участием России – ратифицированная в 2009 г. Европейская социальная хартия 1961 г., пересмотренная в 1996 г.,[325] в которой содержатся детальные положения о различных трудовых правах. Россия ратифицировала не все статьи Хартии. Нератифицированными остались нормы о минимальном размере оплаты труда, обеспечивающем достойный уровень жизни, о социальном обеспечении и другие положения, подразумевающие дополнительные бюджетные расходы.

В мире существует целый ряд других региональных объединений без участия России, в рамках которых устанавливаются региональные международные трудовые стандарты. Наиболее детальные нормы в этом отношении существуют в рамках Европейского союза, принимающего директивы по вопросам труда, обязательные для государств-членов ЕС, которые не подлежат ратификации. Между Канадой, Мексикой и США в 1993 г. было заключено Североамериканское соглашение о сотрудничестве в сфере труда. Если документы ЕС основаны на идее постепенного сближения законодательства в соответствующем пространстве, то Североамериканское соглашение является дополнительным по отношению к Североамериканскому соглашению о свободной торговле (NAFTA), и является скорее инструментом протекционизма в сфере труда. Четыре государства Южной Америки в 1991 г. основали межгосударственное объединение Меркосур(от исп. Mercado Común del Sur, т.е. общий рынок Юга).[326] В 1998 г. была подписана Социально-трудовая декларация Меркосур[327]. Существуют и иные региональные объединения, принимающие международные акты в сфере труда – в рамках государств Карибского бассейна, Африки, арабских государств и др.

В) Классификация по форме акта. По форме источники международного трудового права чрезвычайно разнообразны. Основной формой источников международного трудового права являются международные договоры, ратифицируемые национальными государствами. Называться они могут самым разным образом: договоры, хартии, конвенции, пакты и т.д. Их признаком является то, что такие договоры заключаются между двумя или более государствами, и такие договоры налагают юридические обязательства на государства, участвующие в договоре. Среди международных договоров важнейший вид источников международного трудового права — это конвенции и протоколы к конвенциям МОТ. Протоколы принимаются по отдельным вопросам, пересматривающим или дополняющим отдельные положения ранее принятых конвенций и по юридической силе равны конвенциям. Сами акты МОТ могут быть классифицированы по нескольким основаниям. См. об этом далее.

К источникам международного трудового права, безусловно, относятся и императивные нормы общего международного трудового права (нормы jus cogens), или общепризнанные принципы и нормы международного права, как они именуются в Конституции РФ (см. о них выше). Строго говоря, только международные договоры и нормы jus cogens можно называть источниками международного права как отрасли международного права. Однако существенное влияние и международное значение иных актов, о которых далее идет речь, не позволяет их игнорировать в рамках изучения международного трудового права.

Прежде всего в данном случае следует назвать национальное законодательство, которое оказывает воздействие на трудовое законодательство других стран (см. выше). Существуют дискуссии о включении в предмет международного трудового права и отношений, регулируемых национальным законодательством по вопросам коллизионного правового регулирования труда, т.е. трудовых и тесно связанных с ними отношений, осложненных иностранным элементом.[328] В этом смысле очень важны акты, регулирующие труд иностранных граждан на территории России и труд в международных организациях.[329]

В международном трудовом праве широко распространены рекомендательные акты. Эти акты, называемые в совокупности «мягким правом», имеют большое значение для определения общих принципов международного трудового права, направлений его развития и в качестве ориентира. Но их вряд ли можно назвать источником права, поскольку ни национальные, ни международные суды не обязаны ими руководствоваться в своих решениях. Во избежание споров по поводу названия рекомендательных международных актов в сфере труда, в литературе широко используется термин «международные трудовые стандарты» объединяющий как международные договоры, так и рекомендательные акты. В рамках МОТ это – рекомендации и декларации МОТ.[330]

Декларации МОТ принимаются по наиболее общим и фундаментальным вопросам и отражают общие направления политики, ставящиеся МОТ в качестве цели перед мировым сообществом. За все время существования МОТ было принято всего четыре декларации. Рекомендации МОТ, наоборот, касаются достаточно частных вопросов. Чаще всего рекомендации принимаются по вопросам, которые расширяют и уточняют более общие и абстрактные положения конвенций. Это связано с тем, что на уровне конвенции тяжелее согласовать те или иные акты, становящиеся юридически обязательными для государств. С 1919 по 2012 гг. в рамках МОТ была принята 201 рекомендация. Международная (генеральная) конференция труда периодические принимает такой специфический вид актов как резолюция. Резолюции МКТ[331] принимаются либо по вопросам, касающимся деятельности самой МОТ (например, в отношении выплаты тем или иным государством членских взносов, структуры Административного совета, бюджетных вопросов и т.д.), либо по отдельным проблемам, связанным с международными трудовыми стандартами (например, резолюция 97-й сессии МКТ 2008 г. «О развитии сельской занятости с целью снижения бедности»). Кроме того, в отношении отдельных международных трудовых стандартов принимаются развернутые рекомендательные кодексы практики МОТ.

Рекомендательные акты принимались также ООН, Советом Европы, СНГ и другими международными организациями. Важнейшим актом в сфере прав человека, в том числе, трудовых, можно назвать принятую в рамках ООН Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Несмотря на то что она не является международным договором, в силу общемирового признания этой декларации ряд ученых считает, что она относится к нормам jus cogens и в силу этого относится не просто к источникам, а к приоритетным источникам международного, в том числе трудового, права, которому другие международные договоры не могут противоречить.

Большое значение имеют акты аутентичного толкования международных актов, осуществляемого принявшими эти акты международными организациями. Например, решения Комитета экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций (см. об этом комитете в §4 далее) основываются как на непосредственном тексте актов МОТ, так и на принципах свободы объединения, выработанных при рассмотрении жалоб Комитетом по свободе объединения. Аналогичным образом Европейский комитет по социальным правам, действующий при Совете Европы, рассматривая доклады стран-участниц об исполнении Европейской социальной хартии, а также коллективные жалобы в их отношении, также дает собственное толкование положений Хартии. В обоих случаях толкование оказывается настолько расширительным, что выходит далеко за рамки содержания непосредственно конвенций МОТ и Европейской социальной хартии. На внутригосударственном уровне такое толкование нельзя считать источником права, поскольку Конституция России не предусматривает такого вида источников. Однако на международном уровне эти акты, вероятно, следует относить к источникам международного трудового права, поскольку государства следуют предписаниям этих актов в качестве международного обычая.

В последние годы стала распространяться практика заключения международных коллективных договоров в рамках транснациональных корпораций. Кроме того, в ответ на критику транснациональных корпораций, которая раздается в их адрес в связи с эксплуатацией работников в более бедных странах, они стали принимать в течение последних десятилетий акты, в которых закрепляется их приверженность основополагающим принципам международного трудового права. Их принято называть корпоративными кодексами поведения (англ. — corporate codes of conduct). В такого рода актах компании демонстрируют обществу свою корпоративную социальную ответственность. По сути эти акты являются локальными нормативными актами работодателя, но применяются такие «локальные» акты на территории разных государств. Кроме того, они чаще всего налагают обязательства не только на сами корпорации, но и в отношении их подрядчиков, с которыми могут быть расторгнуты контракты, если будут выяснены факты нарушения прав работников. Но поскольку эти акты принимаются самими корпорациями, они налагают лишь минимальные обязательства на работодателей.

Кодексы поведения принимаются также международными неправительственными организациями, ведущими правозащитную деятельность. Так, например, в кодексе поведения, принятом организацией «Международная инициатива социальной ответственности бизнеса» (англ. — Business Social Compliance Initiative, сокращенно — BSCI)[332] указывается на необходимость соблюдения международных норм, касающихся оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха и охраны труда. При этом в кодексе перечисляются конкретные конвенции и рекомендации МОТ, которые должны применяться корпорациями. В случае, если корпорации соблюдают закрепленные в Кодексе принципы, они получают право ставить «социальную маркировку» на свою продукцию, которая уведомляет покупателей о том, что данный товар был произведен без нарушения базовых международных трудовых стандартов.

Вся совокупность источников международного трудового права (и в узком, и в широком смысле) показана в таблице 1.

Таблица 1









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.