|
В.Г. Гизатуллина, с. л. шатров, И. А. Кейзер,Стр 1 из 9Следующая ⇒ Учреждение образования "Белорусский государственный университет транспорта" Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
В.Г. Гизатуллина, с. л. шатров, И. А. Кейзер, О. В. Липатова, С. л. сидорова
Пособие по производственной практике
для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)"
Гомель 2011 Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования "Белорусский государственный университет транспорта"
Кафедра "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
В.Г. Гизатуллина, с. л. шатров, И. А. Кейзер, О. В. Липатова, С. л. сидорова
пособие по производственной практике
для студентов дневной и заочной формы обучения по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)"
Одобрено Советом ГЭФа и методической комиссией ФБО
Гомель 2011 УДК ББК Г
Рецензенты – заместитель начальника по экономике Транспортного республиканского унитарного предприятия " Гомельское отделение Белорусской железной дороги"В. М. Дробышевская; доктор экон. наук, профессор, зав. кафедрой "Управление грузовой и коммерческой работой»И. А. Еловой (УО "БелГУТ").
Пособие по производственной практике / В. Г. Гизатуллина, С. Л. Шатров, И. А. Кейзер, Л. Г. Сидорова, О. В. Липатова; под ред. В. Г. Гизатуллиной Кейзер; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2011. –75 с. ISBN 978-985-468-718-6
Приведены методические рекомендации по организации практики (цель, задачи, организация и порядок проведения практики) программа практики по трем учебным дисциплинам ("Бухгалтерский учет", "Анализ хозяйственной деятельности", "Ревизия и аудит"), требования по составлению отчета по практике. Предназначено для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)» дневной и заочной форм обучения.
УДК 336.64 БК 65.053
ISBN 978-985-468-718-6 © В. Г. Гизатуллина, С. Л. Шатров, И. А. Кейзер, Л. Г. Сидорова, О. В. Липатова, 2011 © Оформление. УО "БелГУТ", 2011
Введение
Требования к качеству подготовки высококвалифицированных специалистов с каждым годом возрастают. В соответствии Образовательным стандарта Республики Беларусь специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" студенты должны уметь реализовать полученные знания и навыки в конкретной деятельности, чему в немалой степени способствует проведение производственной практики. Производственная практика являются важной частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на базе транспортных организаций и других хозяйствующих субъектов различных отраслей национальной экономики. Прохождение производственной практики способствует углублению, закреплению теоретических знаний, принципов организации и методологии бухгалтерского учета, организации экономического анализа и контроля, а также приобретению навыков практической работы в бухгалтерских службах действующих хозяйствующих субъектов и самостоятельного решения сложных социально-профессиональных задач. В ходе прохождения производственной практики студенты опираются на теоретические основы основных дисциплин учебного плана специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Содержание практики определено программой производственной практики, которая разработана кафедрой "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" с учетом профиля специальности. Настоящее пособие по производственной практике преследует цель оказания конкретной методической помощи студентам в прохождении производственной практики, в оформлении отчета по практике и подготовке к его защите. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Производственная практика студентов является важнейшей частью учебного процесса при подготовке специалистов с высшим образованием и представляет собой планомерную и целенаправленную деятельность студентов по освоению избранной специальности, углубленному закреплению теоретических знаний, профессиональных и творческих исполнительных навыков на каждом этапе обучения. Она проводится в соответствии с Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров РБ №1823 от 30.11.2000 г. (с учетом изменений и дополнений) и Положением о производственной практике студентов БелГУТа. Основной целью практики является обучение студентов практическим навыкам и подготовка их к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности. Основными задачами практики являются: ● закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения учетных, финансовых и других смежных дисциплин, которые формируют специалистов по бухгалтерскому учету, анализу, ревизии и аудиту; ● овладение практическими навыками по организации, технике ведения бухгалтерского учета и его автоматизации, по составлению первичных документов, их приемке и бухгалтерской обработке, ведению записей в регистрах бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской отчетности, а также использованию данных бухгалтерского учета для принятия управленческих решений и контроля за производственно-финансовой деятельностью организаций; ● применение на практике теоретических знаний по бухгалтерскому учету и экономическому анализу производственно-финансовой деятельности организаций с целью оценки выполнения плановых заданий, выявления и использования в работе имеющихся резервов, повышения уровня экономической работы; ● приобретение опыта ведения оперативного учета, составления оперативной и статистической отчетности; ● приобретение опыта проверки состояния бухгалтерского учета в организациях, обобщения результатов проверки и рассмотрения их руководством организации. В результате прохождения производственной практики студенты должны: ● иметь представление о месте и роли учетно-аналитической и контрольной информации в системе управления производственно-финансовой деятельностью организации; · знать: – перечень и содержание нормативной документации, регламентирующей порядок ведения бухгалтерского учета; – организацию и порядок ведения бухгалтерской, аналитической и контрольной работы на предприятии; · владеть: – законодательными и нормативными актами по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; – принципами и методами организации бухгалтерского учета, анализа и контроля; – правилами документирования фактов хозяйственной деятельности; – методикой ведения бухгалтерского учета в организации; – методами проведения ревизии, аудита, внутрихозяйственного контроля; – способами и приемами комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; – приемами и методами использования учетно-аналитической информации для принятия обоснованных управленческих решений; · уметь использовать информацию, полученную по данным бухгалтерского учета, контроля и анализа для принятия обоснованных управленческих решений. Подготовка студентов в период практики должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций (в соответствии с образовательным стандартом специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"): 1) академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения к обучению: – владеть и применять на практике базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в области бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и аудита; – владеть системным и сравнительным анализом законодательных норм, регулирующих сферу бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и аудита; – владеть исследовательскими навыками решения проблем в области организации и методики бухгалтерского учета, анализа и аудита; – уметь работать самостоятельно с нормативными и законодательными документами в области бухгалтерского учета, анализа и аудита; – владеть междисциплинарным комплексным подходом при решении проблем, связанных с осуществлением функций бухгалтера-аналитика, аудитора (ревизора), и т. д.; 2) социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знания идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умения следовать им: – быть способным к социальному взаимодействию; – обладать способностью к межличностным коммуникациям; – быть способным к критике и самокритике (критическое мышление); – уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности; 3) профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности: – знать основные стадии производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия); – владеть теоретическими основами организации бухгалтерского учета; – знать и применять законодательные и нормативные акты по вопросам учета, отчетности, анализа и контроля; – знать правила документирования фактов хозяйственной деятельности; – владеть правилами заполнения и обработки бухгалтерских документов; – владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками; – знать принципы и методы организации бухгалтерского учета, анализа и аудита; – уметь систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности предприятия (организации) и его подразделений; – уметь выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию; – уметь проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности; – владеть теоретическими основами и практическими навыками компьютерной обработки учетно-аналитической информации; – владеть методикой организации и проведения контрольно-ревизионной работы финансово-хозяйственной деятельности; – знать и владеть методами и приемами комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности; – знать правила и владеть методами составления и утверждения бухгалтерской отчетности. За период практики студенты должны изучить все вопросы по темам, предусмотренным программой практики, ознакомиться с нормативно-правовой базой регулирования учета по изучаемым темам, заполнить первичные документы, учетные регистры, формы соответствующей отчетности (статистической и бухгалтерской). ОБЪЕКТЫ практики И РАБОЧИЕ МЕСТА СТУДЕНТов
Производственная практика способствует подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" и должна проводиться в организациях, соответствующих профилю подготовки специалистов. Основными объектами практики являются организации, для которых производится целевая подготовка специалистов (независимо от источников финансирования обучения), организации, с которыми у Белорусского государственного университета транспорта существуют договорные отношения о проведении научно-исследовательских, проектных и других работ. Другие объекты составляют преимущественно организации, предлагаемые в порядке личной инициативы самими студентами для прохождения производственной практики. Производственную практику студент проходит на следующих объектах: ● в Управлении Белорусской железной дороги, отделениях железной дороги, финансово-экономической службе (отделе) или службе (отделе) бухгалтерского учета и методологии; ● в структурных организациях отделений железной дороги и организациях дорожного подчинения; ● в автотранспортных организациях; ● в организациях других отраслей экономики, учреждениях и организациях бюджетной, финансовой и банковской сферы. Выбор объекта практики студент производит самостоятельно, согласно предоставленного им договора (Приложение А) или из перечня организаций Белорусской железной дороги, с которыми университетом заключены договора о целевой подготовке. После закрепления объектов практики за студентами кафедрой составляется приказ о направлении студентов на производственную практику, который утверждается первым проректором университета. Производственная практика студентов должна проходить в одном из подразделений организации, выполняющем учетные, экономические функции. Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики. В период практики студент должен занимать рабочие места с таким расчетом, чтобы можно было выполнить требования всех разделов программы. Не допускается использование студента во время практики лишь на одном рабочем месте, а также на работе, не предусмотренной программой практики и не имеющей отношения к специальности студента. Студент-практикант может быть зачислен организацией на вакантную штатную должность только по специальности. При этом для выполнения программы практики студенту должна быть предоставлена возможность ознакомиться с организацией и постановкой бухгалтерского учета деятельности организации, аналитической работы отделов, порядком проведения проверок.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ
Студенты III курса дневной формы обучения и IV курса заочной формы обучения специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" проходят практику в течение четырех недель. Даты начала и окончания производственной практики устанавливаются приказом по университету в соответствии с учебным планом. Сроки прохождения практики могут быть изменены для отдельных студентов при наличии объективных причин, которые не позволяют осуществлять этот вид учебной нагрузки в установленные университетом сроки. Для этого студент подает заявление на имя декана факультета, где указывается причина с приложением подтверждающих документов и оговариваются индивидуальные сроки прохождения практики. Сроки должны быть согласованы с организацией (объектом практики). В период прохождения практики студент выполняет следующую работу: ● осуществляет сбор и обработку практического материала на базе организации, которая является объектом производственной практики; ● изучает нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы учета по темам программы практики; ● заполняет первичные документы, учетные регистры, формы соответствующей отчетности (статистической и бухгалтерской), предусмотренные программой практики; ● оформляет отчёт по практике для представления на кафедру; ● выполняет индивидуальное задание, выданное руководителем практики. Студент совместно с руководителем практики от организации, руководствуясь продолжительностью практики (таблица 3.1), должен составить индивидуальный календарный план (Приложение Б) по форме, приведенной в дневнике.
Таблица 3.1 – Примерный календарно-тематический план Производственной практики
Окончание таблицы 1
Последовательность выполнения программы практики устанавливается руководителем практики с учетом возможности ее выполнения в организации. ОБЯЗАННОСТИ и Права СТУДЕНТов СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ Деятельности организации
Производственная практика студентов начинается с общего ознакомления с организацией – объектом практики. Студент знакомится со структурой организации, направлениями ее хозяйственной деятельности, основными показателями, их характеризующими и результатами их выполнения за истекший период отчетного года. В качестве видов работ на данном этапе практики студентам следует выполнить следующее: 1 Изучить Устав (Положение) организации и обратить внимание на цель создания организации, ее учредителей, размер уставного фонда, виды экономической деятельности, порядок распределения заработанных средств. 2 Ознакомиться с хозяйственной деятельностью организации путем изучения видов деятельности организации (согласно общегосударственного классификатора видов экономической деятельности); статистической и бухгалтерской отчетности в части основных объемных и качественных показателей производственно-финансовой деятельности организации, а также с перспективами ее развития, изучив пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности. Результаты общего ознакомления с организацией излагаются в отчете по следующим вопросам: ● форма собственности; ● отраслевая принадлежность; ● ведомственная подчиненность; ● цель, задачи и виды деятельности; ● состав учредителей; ● размер уставного капитала; ● организационная структура (представить в виде схемы); ● уровень автоматизации процесса управления; ● анализ по данным годовой бухгалтерской и статистической отчетности основных показателей производственно-финансовой деятельности организации за последний отчетный год в сравнении с предыдущим годом (динамика показателей за два года). Анализ показателей должен быть приведен в таблице, форма которой зависит от специфики деятельности организации и представлена: – для отделения Белорусской железной дороги – в приложении В; – структурного подразделения Белорусской железной дороги – в приложении Г. При этом выбор количественных и качественных показателей структурного подразделения осуществляется на основании информации таблицы 2; – промышленного предприятия – в приложении Д; – строительной организации – приложении Ж; – организации, занимающейся оказанием платных услуг, выполнением работ, – в приложении З.
Таблица 2 – Количественные и качественные показатели, характеризующие объем и качество выполненной работы структурных подразделений
Окончание таблицы 2
Учёт внеоборотных активов
Порядок изучения данного вопроса зависит от специфики деятельности организации. Учёт трудовых ресурсов Промышленные организации. Студент должен изучить порядок учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции и выполнить следующие работы: 1 В цехах основного производства изучить первичную документацию по учету выработки, по использованию основных и вспомогательных материалов, по эксплуатации оборудования и т. д. Ознакомиться с порядком оценки и учета остатков незавершенного производства. Усвоить содержание и технику составления месячного отчета цеха основного производства. 2 В группе по учету производства и калькуляции: ● ознакомиться с общей схемой организации учета затрат на производство, в том числе с построением аналитического и синтетического учета; ● изучить номенклатуру производственных затрат; ● ознакомиться с порядком составления ведомости распределения материальных и трудовых затрат, начисленной амортизации по счетам производственного учета; ● ознакомиться с учетом и распределением по направлениям затрат расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, общехозяйственных расходов, а также с учетом потерь от брака и простоев; ● ознакомиться с составом отдельно учитываемых производств и хозяйств, с номенклатурой производственных расходов, в разрезе которой калькулируется себестоимость продукции, а также с объектами калькулирования и калькуляционными единицами; ● по ремонтно-механическому цеху ознакомиться с документацией по выполнению ремонтных работ, порядком определения их себестоимости, распределением затрат по цехам – потребителям; ● изучить порядок распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством; ● изучить особенности учета расходов будущих периодов; ● ознакомиться с порядком составления производственного отчета и калькуляции себестоимости продукции основного производства; ● изучить применяемый в организации метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции; ● при использовании нормативного метода учета изучить организацию нормативного хозяйства, порядок составления нормативных калькуляций, учет отклонений от норм по материалам, заработной плате и другим статьям затрат. 3 Ознакомиться с организацией оперативного учета движения полуфабрикатов в производстве. 4 Выяснить, какой вариант сводного учета затрат на производство (полуфабрикатный или бесполуфабрикатный) применяется в данной организации. Примерный перечень приложений к отчету по данному разделу программы практики: 1 при журнально-ордерной форме: ● ведомость №12 – для учета затрат по цехам; ● ведомость №14 – для учета потерь в производстве; ● ведомость №15 – для учета общезаводских расходов, расходов будущих периодов и резерва предстоящих платежей; ● журналы-ордера № 10, № 10/1. 2при автоматизированной форме: ведомости и машинограммы по дебету и кредиту счетов учета затрат на производство (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 97). 3 Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) форма 4-ф (затраты). Строительные организации При прохождении производственной практики в строительной организации студент должен: 1 Изучить группировку затрат строительного производства; особенности учета строительных материалов, труда и заработной платы, распределения затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов, учет и распределение накладных расходов; организацию учета затрат на возведение временных титульных и нетитульных сооружений и их списание в производство. 2 Ознакомиться с методом учета объема выполненных строительно-монтажных работ и калькулирования себестоимости строительной продукции, принципами организации сводного учета затрат на строительное производство, оценкой и учетом незавершенного производства. 3 Изучить порядок приема-сдачи законченных объектов, расчетов подрядчика с заказчиком. Примерный перечень приложений к отчету по данному разделу программы практики: 1 Сводный сметный расчет стоимости строительства. 2 Сводка затрат. 3 Ресурсно-сметный расчет. 4 Ведомость объемов и стоимости работ. 5 Справка о стоимости выполненных работ (этапов). 6 Акт приемки выполненных работ (этапов). 7 Акт приемки объекта, законченного строительством, реконструкцией, реставрацией. 8 Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2). 9 Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма С-3). 10 Акт на передачу электроэнергии, воды, газа, теплоэнергии (форма С-4). 11 Акт об устройстве нетитульного временного здания и сооружения (форма С-5). 12 Акт о разборке нетитульного временного здания и сооружения (форма С-6). 13 Акт переработки материалов (форма С-7). 14 Акт на списание специальной одежды и средств индивидуальной защиты (форма С-8). 15 Акт на списание строительного инструмента, хозяйственного инвентаря (форма С-9). 16 Коллективный авансовый отчет (форма С-10). 17 Акт о браке, недоделках (форма С-11). 18 Справка о времени аренды строительной машины (форма С-12). 19 Акт на передачу инвестору (дольщику) затрат, произведенных при создании объекта (форма С-17). 20 Сменный рапорт (форма С-18). 21 Путевой лист строительной машины (форма С-20). 22 Ведомость № 10с, журнал-ордер № 10с (при журнально-ордерной форме учета). 23 Машинограммы по дебету и кредиту счетов учета затрат (при автоматизированной форме учета). 5) Организации оптовой и розничной торговли При прохождении производственной практики в торговой организации студент должен: 1 Изучить номенклатуру и содержание издержек обращения. 2 Составить расчет издержек обращения на остаток товаров. 3 Отразить на счетах бухгалтерского учета операции по формированию издержек обращения в оптовой и розничной торговле, по учету расходов на содержание аппарата управления. Примерный перечень приложений к отчету по данному разделу программы практики: 1 Расчет издержек обращения на остаток товаров. 2 Распределение транспортных расходов по доставке товаров покупателям. 3 Регистры аналитического учета (машинограммы) по учету издержек обращения. Учет расчетных операций Уплачиваемых организацией
Примерный перечень приложений к отчету по данному разделу программы практики: 1 Налоговые декларации (расчеты) по налогам (сборам и отчислениям) за любой месяц отчетного года. 2 Журнал-ордер № 8 или другие регистры синтетического и аналитического учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам при использовании автоматизированной формы бухгалтерского учета. Учет финансовых результатов
При изучении данного раздела студенту следует: 1 Изучить нормативные акты, регламентирующие порядок организации учета формирования, распределения и использования прибыли, а также порядок учета и списания убытков, полученных от деятельности организации. 2 Изучить структуру финансовых результатов деятельности организации. 3 Рассмотреть порядок формирования финансовых результатов от основного вида деятельности. Студентам, проходящим практику в структурных организациях Белорусской железной дороги, рассмотреть особенности формирования доходов и прибыли от реализации транспортной продукции. 4 Изучить состав операционных и внереализационных доходов и расходов организации. Информацию по их составу представить в виде таблицы с указанием корреспонденции счетов. 5 Изучить порядок налогообложения прибыли. Студентам, проходящим практику в структурных организациях Белорусской железной дороги, рассмотреть особенности расчета и уплаты налогов из прибыли (формирование налоговой базы для каждого вида налогов и сборов из прибыли). 6 Изучить действующий порядок использования прибыли. 7 Рассмотреть организацию учета операций по учету прибылей и убытков, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в организации. 8 Ознакомиться с порядком проведения реформации бухгалтерского баланса. 9 Сделать вывод о соответствии постановки учета финансовых результатов действующему законодательству. По этому разделу программы практики студент должен раскрыть в отчете следующие вопросы: 1 Порядок формирования и учет финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг). 2 Порядок формирования и учет операционных и внереализационных финансовых результатов. 3 Порядок формирования и учет конечного финансового результата (счет 99 "Прибыли и убытки"). 4 Учет использования прибыли. 5 Учет нераспределенной прибыли. 6 Отчетность о финансовых результатах. Примерный перечень приложений к отчету по данному разделу программы практики: 1 Регистры синтетического и аналитического учета по счетам 90 "Реализация", 91 "Операционные доходы и расходы", 92"Внереализационные доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" или соответствующие машинограммы (ведомости). 2 Регистры налогового учета по расчету налога на прибыль. 2 Налоговые декларации (расчеты) по налогам, уплачиваемым из прибыли организации. 3 Выдержка из учетной политики в части использования прибыли для формирования фондов и резервов. 4 Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). 5 Отчет о финансовых результатах (форма 5-ф). Бухгалтерская отчётность Выполняя данный раздел программы практики студент должен: 1 Изучить инструктивные материалы Министерства финансов, отраслевых Министерств (ведомств), регламентирующие порядок составления бухгалтерской отчетности. 2 Ознакомиться с составом и содержанием бухгалтерской отчетности, ее пользователями. 3 Ознакомиться с порядком и техникой составления бухгалтерского баланса. Изучить связь бухгалтерского баланса с другими формами бухгалтерской отчетности. Уяснить принципы оценки статей бухгалтерского баланса, проверить его реальность. Усвоить порядок реформации баланса. 4 Ознакомиться с порядком и техникой составления форм квартальной и годовой отчетности, уяснить взаимоувязку отдельных показателей, отраженных в разных формах отчетности. 5 Усвоить порядок представления, рассмотрения и утверждения отчетности. 6 Ознакомиться с содержанием пояснительной записки к отчету и с заключением аудиторской проверки (если таковые имеются). К отчету прилагаются заполненные формы (квартальной или годовой) бухгалтерской отчетности. 6.13 Анализ основных средств
При выполнении данного раздела студент обязан выполнить следующие действия: 1 Охарактеризовать состав, структуру и динамику основных организации (таблица 6.2). 2 Проанализировать движение и техническое состояние основных средств организации (таблицы 6.3, 6.4). 3 Оценить эффективность использования основных средств организации (таблица 6.5).
Таблица 6.2 – Состав, структура и динамика основных средств
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|