Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И науки, молодёжи и спорта Украины





Министерство образования

И науки, молодёжи и спорта Украины

Донецкий национальный

Университет

Экономико-правовой

Факультет

Кафедра гражданского права и процесса

       
 
 
   


 

Рабочая программа

По курсу «Гражданский процесс»

(для студентов специальности «Правоведение»

Дневной формы обучения)

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры гражданского права и процесса

протокол № ____ от ______ 2012 г.

 

 

Донецк - 2012


 

ББК

Рабочая программа по курсу «Гражданский процесс» (для студентов специальности «Правоведение» дневной формы обучения) / Сост. М.В. Амельченко, Ю.С. Алексеева, Д.В. Дрейзина. - Донецк: ДонНУ, 2012. – 97 с.

 

Рабочая программа содержит тематический план и содержание курса по темам модулей, методика оценивания знаний студентов, задания для выполнения самостоятельной работы, тематика курсовых и дипломных работ, нормативные акты и литература по курсу, контрольные вопросы к зачету и экзамену.

 

 

Составители: М.В. Амельченко, доцент

Ю.С. Алексеева, ст. преподаватель

Д.В. Дрейзина, ст. преподаватель

 

 

Отв. за выпуск: Е.С. Янкова, зав. кафедрой, к.ю.н.

 

© Амельченко М.В., Алексеева Ю.С., Дрейзина Д.В., 2012

© Донецкий национальный университет, 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................4

Тематический план дисциплины.......................................................5

Содержание программы по темам....................................................11

План практических занятий и задания к ним.................................18

Организация самостоятельной работы студентов ………………...58

Критерии оценки самостоятельной работы студентов.....................77

Организация текущего, модульного, итогового контроля знаний..78

Критерии оценки знаний..................................................................79

Тематика курсовых работ...............................................................84

Тематика дипломных работ............................................................85

Контрольные вопросы к зачету......................................................86

Контрольные вопросы к экзамену …………………………………..88
ВВЕДЕНИЕ

 

2.Описание

Содержание курса «Гражданский процесс» раскрывается в следующих 28 темах в четырех модулях.

 

Модуль 1. Общие положения гражданского процесса и правового статуса участников процесса

1. Гражданское процессуальное право и гражданский процесс;

2. Принципы гражданского процессуального права;

3. Гражданские процессуальные правоотношения;

4. Стороны в гражданском процессе;

5. Третьи лица в гражданском процессе;

6. Участие в гражданском процессе органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц;

7. Представительство в суде;

8. Процессуальные сроки.

 

Модуль 2. Общие положения гражданского процесса

1. Судебные издержки;

2. Доказывание и доказательства в гражданском процессе;

3. Меры процессуального принуждения;

4. Гражданская юрисдикция;

5. Подсудность гражданских дел;

6. Иск и его элементы.

 

Модуль 3. Виды производств, стадии и их характеристика

1. Открытие производства по делу;

2. Производство по делу до судебного разбирательства;

3. Судебное разбирательство;

4. Заочное рассмотрение дела;

5. Приказное производство;

6. Особое производство;

7. Восстановление утраченного судебного производства;

8. Производство по гражданским делам с участием иностранных лиц.

 

Модуль 4. Судебные решения, их пересмотр и исполнение

1. Судебное решение;

2. Апелляционное производство;

3. Кассационное производство;

4. Пересмотр судебных решений Верховным Судом Украины и производство в связи с вновь открывшимися обстоятельствами;

5. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов;

6. Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных решений и решений иных органов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС" ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Наименование темы Количество часов
п/п   Лекции Практические СРС
МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА И ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА
  Гражданское процессуальное право и гражданский процесс      
  Принципы процессуального права      
  Гражданские процессуальные правоотношения      
  Стороны в гражданском процессе      
  Третьи лица гражданском процессе      
  Участие в гражданском процессе органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц      
  Представительство в суде      
  Процессуальные сроки      
МОДУЛЬ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
  Судебные расходы      
  Доказывания и доказательства в гражданском процессе      
  Меры процессуального принуждения      
  Гражданская юрисдикция      
  Подсудность гражданских дел      
  Иск и его элементы      
Итого за 1 семестр      
МОДУЛЬ 3. ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВ, СТАДИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
  Открытие производства по делу      
  Производство по делу до судебного разбирательства      
  Судебное разбирательство      
  Заочное рассмотрение дела      
  Приказное производство      
  Особое производство      
  Восстановление утраченного судебного производства   -  
  Производство по гражданским делам при участии иностранных лиц   -  
МОДУЛЬ 4. СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ, ИХ ПЕРЕСМОТР И ИСПОЛНЕНИЕ
  Судебное решение      
  Апелляционное производство      
  Кассационное производство      
  Пересмотр судебных решений Верховным Судом Украины в связи с вновь открывшимися обстоятельствами   -  
  Производство по делам об оспаривании решений третейских судов   -  
  Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных решений и решений других органов   -  
ИТОГО за 2 семестр      
  ВСЕГО:      

 

2. Уровень дисциплины «Гражданский процесс»

В начале изучения дисциплины «Гражданский процесс» студенты должны обладать знаниями по теории государства и права, гражданскому праву, семейному праву, трудовому праву, жилищному праву, уметь осуществлять обоснованный анализ юридических норм, толковать правовые нормы, аргументировать правовые решения по конкретным юридическим делам. При подготовке к занятиям по гражданскому процессу студенты могут использовать Гражданский процессуальный кодекс Украины ко всем темам курса.

При изучении всех тем рекомендуется использовать учебную литературу, которая указана в Рабочей программе дисциплины «Гражданский процесс», Учебно-методические материалы по курсу «Гражданский процесс» для студентов специальности «Правоведение»:

1. Конституція України, прийнята на п'ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 року // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - N930. - Ст.141 (зі змінами та доповненнями).

2. Цивільний процесуальний кодекс України: Закон України від 18 6ерезня 2004 року // Відомості Верховної Ради України. - 2004. - N~ 40. - Ст.492 (3i змінами та доповненнями).

3. Про судоустрій i статус суддів: Закон України від 07 липня 2010 року // Офіційний вісник України. - 2010. - N955. - Ст.1900 (зі змінами та доповненнями).

4. Про доступ до судових рішень: Закон України від 22 грудня 2005 року. - Відомості Верховної Ради України. - 2006. - N915. - Ст.128 (зі змінами та доповненнями).

5. Про прокуратуру: Закон України від 5.02.1991 року // Відомості Верховної Ради України. - 1991. - № 53. - Ст. 793 (зі змінами та доповненнями).

6. Про адвокатуру: Закон України від 19.12.1993 року // Відомості Верховні Ради України.- 1993. - № 9. - Ст. 62 (зі змінами та доповненнями).

7. Про судову експертизу: Закон України від 25.02.1994 року // Голос України. - 1994. - 24 квітня (зі змінами та доповненнями).

8. Про державну виконавчу службу: Закон України від 24 6ерезня 1998 року // Голос України. - 1998. - 21 квітня.

9. Про виконавче провадження: Закон України від 21 квітня 1999 року // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - N924. - Ст.207 (3i змінами та доповненнями).

10. Про судовий збір: Закон України від 08 липня 2011 від № 3674 – VI // Голос України. – 2011. – 3 серпня.

11. Амельченко М.В. Гражданский процесс: Учеб. посо6ие. - Донецк: Вебер, 2008. - 320 с.

12. Васильев С.В. Гражданский процесс: Учеб. пособие. - Изд. 2-е. - Харьков: Одиссей, 2007. - 511с.

13. Васильев С.В. Цивільний процес: Навчальний посібник. - Х.: ТОВ «Одісей», 2008. - 480с.

14. Гражданский процесс: Учебник для Вузов / Е.А. Борисова, С.А.Иванова, Е.В.Кудрявцева и др., под ред. М.К.Треушникова. - 2- е изд., перера6. и доп. - М.: Городец, 2007. - 783 с.

15. Кілічава Т.М. Цивільне процесуальне право: Навч. посіб. для вузів. - К.: Центр навч. л-ри, 2007. - 325 с.

16. Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса: теоретические начала и основые институты / Т.В.Сахнова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 696С.

17. Олійник О.Б. Судова документація: Навч. посіб. - К.: Алерта, 2007. - 281 с.

18. 3ейкан Я.П. 3ахист у цивільній справі. Науково-практичний коментар (2-е вид., стереотип.). - К.: КНТ, 2008. - 488с.

19. Штефан М.Й. Цивільне процесуальне право України: Академічний курс: Підруч. для студ. юрид. спец. вищ. навч. закл. - К.: Концерн «Видавничий Дім «Ін Юре», 2005. - 624с.

20. Чорнооченко С. І. Цивільний процес Украіни: Навч. посіб. для студ. вузів / М-во Внутр. Справ України. - 2-ге вид., переробл. i допов. - К.: Центр навч. л-ри, 2005. - 472с.

21. Цивільний процес: Навч. Посібник / А.В. Андрушко, Ю.В. Білоусов, Р.О.Стефанчук та ін.; 3а заг. ред. Ю.В. Білоусова. - К.: Прецедент, 2005. - 293с.

22. Цивільне процесуальне право України: Навч. Посібник / 3а заг. ред. С.С.Бичковоі. - К.: Атіка, 2006. - 348с.

23. Фурса С.Я., Щербак С.В., Евтушенко О.І. Цивільний процес України: Про6леми i перспективи: Науково-практичний посібник. - К.: Видавець Фурса С.Я.: КНТ, 2006. - 448 с.

24. Гражданский процесс: Уче6ник / Под ред. проф.. Комарова В.В. - Х.: ООО «Одиссей», 2001. - 704с.

25. Штефан О.О. Цивільне процесуальне право у схемах: Навч. посіб. - К.: МАУП, 2004. - 208с.

26. Застосування судами цивільного i цивільного процесуального законодавства / 3а заг. ред П.І. Шевчука. - К.: Ін Юре, 2002. - 416 с.

27. Приходько И. А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные про6лемы. - СПб.: Издательский Дом С.-Петеб. гос. ун-та, Издательство юрид. факультета С.-Петеб. гос. ун-та, 2005. - 672с.

28. Луспеник Д.Д. Настільна книга професійного судді при розгляді цивільних справ (Складання судових процесуальних документів).- Харків: Х-в юридичний, 2005. - 640с.

29. Васильев С.В. Энциклопедия гражданского процесса. - Х.: Харьков юридический, 2009. - 816с.

30. Цивільний процес України: академічний курс: [підручник для студ. юрид. спец. вищ. навч. закл.]; [за заг. ред. С.Я.Фурси]. - К.: Видавець Фурса С.Я.: КНТ, 2009. - 848с.

31. Штефан О.О. Цивільне процесуальне право України: навч.посібник / О.О. Штефан. - К.: Юрінком Інтер, 2009. - 360с.

32. Гражданский процесс: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. 1 Под ред М.К. Треушникова. - М.: Издательский Дом «Городец», 2010. - 816с.

33. Кравчук В.М., Угриновська О.І. Науково-практичний коментар Цивільного процесуального кодексу України. - К.: Істина, 2006. - 944с.

34. Процесуальні документи у цивільних справах (теорія, методика, практика): Науково-практичний посі6ник / 3а заг. ред. доктора юридичних наук, професора С.Я. Фурси. - К.: Видавець Фурса С.Я.: КНТ, 2008. - 1088с.

35. Цивільне процесуальне право України: Підручник / Бичкова С.С., Бірюков І.А., Бобрик В.І. та ін.; За заг. ред. С.С Бичковой. - К.: Атіка, 2009. - 760с.

Ресурсы Интернет

1. Сайт Верховной Рады Украины

http://www.rada.gov.ua/

 

2. Сайт государственного комитета по делам семьи и молодёжи http://www.dksm.gov.ua/

 

3. Сайт Верховного суда Украины

http://www.scourt.gov.ua/

 

4. Сайт Міністерства іноземних справ

http://www.mfa.gov.ua

 

5. Українсько-європейський консультаційний центр з питань законодавства

http://www.ueplac.kiev.ua

 

6. Інститут порівняльного права

http://www.comparativelaw.kiev.ua

 

Цель: формирование системы теоретических знаний и практических навыков при изучении гражданского процессуального законодательства, судебной практики и решении практических задач в области осуществления правосудия по гражданским делам; умение использовать процессуальные средства защиты нарушенных прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Задача: изучение теории гражданского процессуального права; изучение источников гражданского процессуального права и практики их применения; приобретения умений использовать гражданско-процессуальные нормативные акты, анализировать практические ситуации, принимать и обосновывать решения, проводить отдельные процессуальные действия, составлять процессуальные документы.

3. Учебная дисциплина «Гражданский процесс» является обязательной дисциплиной.

Преподавательский состав.

К преподаванию дисциплины «Гражданский процесс» привлечены:

1) Амельченко Мария Васильевна - доцент кафедры гражданского права и процесса, канд. юрид. наук, доцент;

2) Алексеева Юлия Сергеевна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса;

4) Дрейзина Дарья Владимировна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса;

5) Лисовая Дарья Александровна - ассистент кафедры гражданского права и процесса;

6) Правдиченко Алина Анатольевна – старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС» ПО ТЕМАМ

МОДУЛЬ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА И ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА

МОДУЛЬ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

Тема 9. Судебные расходы

Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе. Судебный сбор: понятие, виды, порядок уплаты, освобождения от уплаты.

Расходы, связанные с рассмотрением дела, их виды. Распределение судебных расходов между сторонами.

 

Тема 14. Иск и его элементы

Понятие и сущность искового производства. Понятие иска, его элементов. Виды исков.

Возражения ответчика против иска. Встречный иск. Форма и содержание встречного иска, порядок его предъявления.

Объединение и разъединение исковых требований.

Изменения в исковом споре.

Основания для обеспечения иска. Виды обеспечения иска. Процессуальные вопросы, связанные с обеспечением иска.

Тема 23. Судебные решения

Понятие и виды судебных решений.

Содержание судебных решений. Отличие решения от определения.

Требования, предъявляемые к решению суда. Устранение недостатков решения суда. Законная сила решения суда. Немедленное исполнение решения суда.

Понятие и виды определений суда первой инстанции. Законная сила определения суда. Частные определения суда. Их смысл и значение.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАЧИ К НИМ

МОДУЛЬ 1.

Общие положения гражданского процесса и правовой статус участников

Задание 3.

Между Новиковым Потаповым возник спор по поводу пользования земельного участка.

Какие формы защиты законных прав этих лиц можно использовать?

Задача 4.

Поливанов обратился в районный суд с заявлением об усыновлении ребёнка – мальчика четырёх лет, который осталься без родителей в следствие их гибели. Судья отказал ему в принятии заявления, объяснив, что нет закона, согласно которому, суд обязан рассматривать дела об усыновлении детей. Он объяснил заявителю, чтоб тот обратился с заявлением к Голове местной госадминистрации.

Законно ли судья отказал в принятии заявления об усыновлении? Ответ обоснуйте с учётом признаков гражданского судопроизводства (видом судопроизводства).

Задача 5.

Суд рассмотрел спор между супругами Тищенко о разделе совместного имущества. Но стороны решили обжаловать решение как незаконное.

Какие стадия производства могут возникнуть по делу в данном случае?

 

 

Задача 7.

Джурич с Олешой долгое время пребывали в браке, от которого родился ребёнок. Со временем Джурич оставил семью и отказался от содержания ребёнка. Олеша предъявила иск о взыскании с него алиментов. Джурич не владел украинским языком. Найти переводчика не получилось, поэтому Олеша, частично владея венгерским языком, на предложение суда согласилась быть переводчиком, против чего не возражал и Джурич. Суд рассмотрел дело и иск удовлетворил.

Журич подал апелляционную жалобу, ссылаясь на то, что Олеша неправильно переводила, поэтому, он не мог понять смысла процессуальных действий, которые исполнялись в судебном заседании.

Какие принципы гражданского процессуального права нарушены?

Каким должнобыть решение суда апелляционной инстанции?

Задача 8.

Рассматривая дело, судья районного суда поручил члену апелляционного суда, который раньше работал в этом же районном суде, закончить его рассмотрение, поскольку он заболел.

Нарушены ли в данном случае принципы гражданского процессуального права?

Задача 9.

В судебном заседании рассматривалось дело особого производства об усыновлении ребёнка. Во время судебного рассмотрения дела в зал судебного заседания вошёл корреспондент областной телевизионной компании с видеокамерой и начал делать съёмку судебного заседания.
Председательствующий в деле спросил у него, на каком основании проводится съёмка. Корреспондент ответил, что имеет задание телестудии сделать видеосъёмку некоторых фрагментов процесса для демонстрации телезрителям репортажа о новой категории гражданских дел об усыновлении. Председательствующий судья запретил видеосъёмку и удалили журналиста из зала судебного заседания. Тот заявил, что будет жаловаться в вышестоящие судебные инстанции на бюрократизм судьи.

Проблему каких принципов задевает приведенная правовая ситуация?

Задача 6.

Между Гринченко и акционерным банком "Универсал"был заключен договор кредитования, по которому Гринченко получил кредит. Своевременно Гринченко кредит не вернул, тогда банк обратился в суд с иском о взыскании долга за предоставленный кредит. Судья принял дело в свое производство.

Между какими лицами возникли гражданско-процессуальные отношения?

Что является их объектом?

Задача 7.

В каких из приведенных случаев имеет место гражданско-процессуальные правоотношения:

1) хозяйственный суд рассмотрел спор между предприятием (Атима) и предприятием (Половец) о взыскании неустойки по договору поставки продукции;

2) районный суд рассмотрел гражданское дело по иску Сотова к Хохлову о признании права собственности на дом;

3) комиссия по трудовым спорам предприятия "Арсенал" рассмотрело спор между директором предприятия и рабочим;

4) местная госадминистрация рассмотрела жалобу Молчана в отношении нарушения Грушиным его права пользования земельным участком.

Задача 8.

По вине слесаря столовой произошла авария водопроводной системы, в связи с чем была залита квартира Григорова, повреждено его имущество. Григоров решил возместить причиненный ущерб за счет виновных лиц.

Определите субъектов гражданско-процессуальных правоотношений в этом деле.

Для этого обратите внимание на то, какие юридические факты должны иметь место для возникновения гражданско – процессуальных отношений, в первую очередь на субъектный состав спорных правоотношений.

 

Задача 8.

Борисов получил дом и приусадебный земельный участок в наследство. Его соседом был Мукачев, который также владел домом и земельным участком на праве собственности. Со временем между ними возник спор о границе земельных участков, поскольку Мукачев стал претендовать на пользование частью земельного участка, которую получил в наследство Борисов, и к соглашению они не пришли. Тогда Борисов решил обратиться в суд за защитой своего права собственности на земельный участок.

Определите, из каких правоотношений возник спор, каким правом данные правоотношения регулируются, укажите процессуальное положение участников спора и вид производства по гражданскому делу, которое возникает при обращении Борисова к суду за защитой своего права собственности на земельный участок.

Задача 9.

В суде рассматривалось дело по иску Орлова к Устинову о взыскании долга по ссуде. После возбуждения гражданского дела Устинов решил ознакомиться с материалами дела. Обратившись к судье с заявлением о предоставлении разрешения на ознакомление с делом, он получил отказ. Судья указал, что Устинов как участник, которому предъявлен иск, не имеет права на ознакомление с делом.

Правомерен ли отказ судьи?

Какому кругу прав принадлежит право стороны на ознакомление с материалами дела?

Задача 10.

18-ти летний Брилов и 17-ти летний Орлов договорились о купле-продаже фотоаппарата на сумму 80 грн. Брилов передал Орлову фотоаппарат, но последний отказался платить деньги, не возвращал фотоаппарат Брилову. Брилов обратился в суд с иском о взыскании стоимости фотоаппарата, в котором указал как ответчика 17-летнего Орлова, указав, что Орлов имеет собственные доходы – ежемесячно получает стипендию, как ученик профтехучилища.

Определите участников спора и объем их гражданско-процессуальной правоспособности и дееспособности. Изменится ли Ваш ответ, если Орлову 13 лет и он является учеником средней общеобразовательной школы?

 

Задание 5.

Галкина обратилась в суд к Галкину о разделе имущества, приобретенного в период брака. При рассмотрении дела было установлено, что среди вещей есть стиральная машина, которую муж взял в прокат. Узнав об этом, суд отложил рссмотрение дела и сообщил в фирму проката о том, что судом возбуждено производство по делу между Галкиными, а также предложил фирме проката вступить в процесс.

В качестве кого может вступить в дела фирма проката?

Почему Вы так думаете?

Какой порядок вступления в процесс?

Задание 6.

Супруги Ахметовы в суде возбудили дело о разделе домовладения, построенного на общие средства. В суд, как свдетель была вызвана мать Ахметовой – Кусутова. Последняя в суде пояснила, что она раньше имела свой дом, который продала, а деньги отдала Ахметовым на строительство нового дома. Поэтому Хусутова просили признать ее право собственности на одну третью часть дома. Тогда суд постановил Определение о приобщении ее как третего лица со стороны ответчицы Ахметовой и продолжил рассмотрение дела.

Правомерны ли действия суда?

В качестве кого должна выступать Кусутова в деле?

Какой порядок вступления в дело? Ответ обоснуйте.

Задача 7.

Дорофеева предъявила иск к Быковой о признании недействительным договора дарения домовладения, указывая на то, что в момент заключения договора она находилась в состоянии, которое не позволяло ей понимать значения своих действий и руководить ими. Ответчица Быкова иск не признала. Кроме того, Быкова поясникла, что принятый в дар дом она продала Ивановой, которая и пользуется им.

В качестве кого и по чьей инициативе может быть привлечена Иванова для участия в процессе?

Почему Вы так считаете?

МОДУЛЬ 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

 

Тема 9. Судебные издержки

 

1. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе

2. Судебный сбор: понятие, виды, порядок уплаты, освобождения от уплаты.

3. Расходы, связанные с рассмотрением судебного дела, их виды.

4. Распределение судебных расходов между сторонами.

 

Практические задания

 

Задача 1. Зорин обратился с иском о возврате компьютера из чужого незаконного владения, который был оценен в 3100 гр. Определите цену иска и размер судебного сбора. Каким будет размер судебного сбора с апелляционной жалобы, если он проиграет дело и обратится в апелляционный суд?

Задача 2. Павленко Т.Д. в судебном заседании отказался от иска к Карасевой о возврате долга в размере 1700гр. Но Павленко Т.Д. требовал, чтобы ответчик вернул ему сумму уплаченного судебного сбора. Подлежит его требование удовлетворению? В каком размере будет оплачен судебный сбор?

Задача 3. Слипченко обратился с иском к Крутову о возмещении вреда в связи с транспортной аварией в размере 5600 грн. Определите размер судебного сбора. Как будет распределяться сумма судебного сбора, если суд удовлетворит иск частично - на 4800 гр.?

Задача 4. Определите размер судебного сбора при подаче искового заявления по делу:

а) об установлении факта родственных отношений;

б) о расторжении брака повторно.

Задача 5. Линев завещал средства в виде денежного взноса в сумме 20 тыс. грн. школе, в которой он раньше работал учителем. После смерти Линева его сын обратился с иском к школе о признании завещания недействительным. При подаче искового заявления он уплатил судебный сбор - 1 необлагаемый налогом минимум доходов граждан, считая, что предъявленные требования носят неимущественный характер. Суд вынес определение о возврате искового заявления, так как неправильно был оплачен судебный сбор.

Правомерны ли действия суда? Укажите, в каком размере должен быть оплачен судебный сбор.

Задача 6. Поливанова решила обратится за защитой своих нарушенных прав в суд, и посоветовалась по этому поводу со своей знакомой Кривовой, которая начала отговаривать Поливанову обращатся в суд, по причинам, что для этого необходимы большие деньги.

Какие расходы предусмотрены законом при обращении в суд и рассотрении гражданского дела?

Задача 7. Будет ли уплачен судебный сбор при подаче в суд:

а) заявления о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребёнка, который родился в браке, одним из супругов из другого брака;

б) искового заявления работника о восстановлении на работе при незаконном увольнении;

в) искового заявления работника о взыскании заработной платы, своевременно невыплаченной предприятием;

г) искового заявления о признании завещания недействительным;

д) заявления об установлении факта родственных отношений;

е) заявления о повторной выдаче копии решения суда;

ж) апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции;

з) заявления об обеспечении доказательств;

и) апелляционной жалобы на определение суда об отказе в определении дополнительного решения по делу;

к) заявления об обеспечении доказательств, поданного до предъявления иска в суд.

Задача 8. Рыбкин во время рассмотрения дела увеличил размер исковых требований.

Как в этом случае решится вопрос об уплате судебного сбора?

Тема 23. Судебные решения

1. Понятие и виды судебных решений.

2. Содержание судебного решения.

3. Требования, предъявляемые к решению суда. Устранение недостатков решения суда.

4. Законная сила решения суда.

5. Немедленное исполнение решения суда.

6. Понятие и виды постановлений суда первой инстанции.

 

Практические задания

Задание 1. Любимов С. ехал на машине со скоростью 40 км в час. Котов П.Т. переходил трамвайные пути перед трамваем и попал под автомашину Любимова С.М. Через увечье Котов П.Т., частично утратил работоспособность и обратился с иском к владельцу машины о возмещении нанесенного ему материального и морального вреда (размер ущерба определите самостоятельно). В ходе судебного заседания свидетели показали, что Любимов С.Н., увидев Котова П.Т., пытался затормозить, но избежать наезда не смог из-за того, что Котов П.Т., пробежав путь перед трамваем, внезапно появился очень близко от машины.

Составьте судебное решение по данному делу.

Задание 2. Борисенко Ю.Д. купил у Сомова Я.Г. дачу за 3600 грн. При этом 3000 грн. заплатил в момент заключения договора, а остаток - 600 грн. пообещал в соответствии с договором заплатить через месяц. Свое обязательства он не выполнил, и продавец обратился в суд с иском о возврате долга.

Составьте судебное решение по данному делу.

Задание 3. Мухтарова К.Л. была уволена с работы в связи с сокращением численности штата. Свое увольнение она считала незаконным, потому что имела маленькую дочь, на которую получала алименты от бывшего мужа, и в ее семье нет других лиц с самостоятельным заработком. Она обратилась с иском в суд Ленинского района г.Донецка о восстановлении на работе в трамвайно-троллейбусное управление, где работала диспетчером.

Составьте судебное решение по данному делу.

Задание 4. Челобова Т.С. обратилась в суд с заявлением о признании его отца недееспособным в связи с душевной болезнью. Было открыто производство по гражданскому делу.

Составьте постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы по делу.

Задание 5. Харченко Б.Н. обратилась в суд с иском о расторжении брака и разделе общего имущества с Харченко С.Н. В перечень общего имущества были включены свадебные подарки: ковер - стоимостью 550 грн., Телевизор - 1450 грн., Стиральная машина - 1850 грн., Магнитофон - стоимостью 500 грн.

Составьте определение суда об обеспечении иска по данному делу.

Задание 6. Черненко Л.Н. предъявил иск к Черненко Г.М. о расторжении брака и разделе общего имущества (круг имущества определите самостоятельно). В исковом заявлении указывалось, что супруги несовершеннолетнего сына Андрея, 30 июня 2000 года рождения, который с согласия родителей будет проживать с матерью. Составьте резолютивную часть судебного решения по этому делу.

Задание 7. По иску завода к гр-ну В. о выселении из ведомственной квартиры суд в своем решении постановил: "Выселить В. со спорной жилой площади после того, как ему и его семье будет предоставлено другое помещение, пригодное для проживания".

Правильно сформулированные выводы суда? Какие требования предъявляются к резолютивной части судебного решения?

Задание 8. В результате наезда автомашины, принадлежавшей АТП, гр-ну К. было нанесено увечье и имущественный вред. К. обратился в суд с иском о возмещении ущерба в связи с потерей трудоспособности, и имущественного ущерба в размере 700 грн. от повреждения пальто, костюма и обуви. Суд, рассмотрев в заседании все требования, принял решение, в котором указал: "Иск гр-на К. удовлетворить, взыскать 700 грн. С АТП в пользу гр-на К."

Какие ошибки допустил суд в судебном решении и как их можно исправить?

Задача 9. В совещательной комнате выяснилось, что при рассмотрении дела по иску Родимцева к Родимцевой о расторжении брака, суд не выяснил следующие обстоятельства:

а) у кого из родителей останутся дети?

б) какое материальное положение сторон?

Что должен сделать суд?

Задача 10. Рассмотрев дело по иску Каримова к Безвесильной и Трухину о возмещении вреда, причиненного увечьем, суд вынес решение, резолютивная часть которого была сформулирована так: «Иск Каримова удовлетворить. Взыскать с ответчика в пользу истца в течение одного года по 40 грн. ежемесячно».

Правильно ли составлена резолютивная часть решения? Какие есть ошибки и как их исправить?

Задача 11. При вынесении решения в совещательной комнате зазвонил телефон, председательствующий стал разговаривать по телефону со своим приятелем, позже зашел секретарь подписать бумаги.

Допускаются ли указанные действия в совещательной комнате?

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задания к модулю 1.

 

1. Составьте таблицу "Принципы правосудия по гражданским делам", указав в ней краткую характеристику каждого принципа и нормы Конституции Украины и ГПК Украины, которые закрепляют их.

2. Составьте таблицу «Сравнительный анализ процессуального статуса эксперта и специалиста».

3. Составьте таблицу "Сходство и различия замены ненадлежащей стороны от вступления в процесс правопреемника".

4. Проанализируйте приведенную ниже фабулу дела, которое студент должен выбрать согласно порядкового номера в экзаменационной ведомости, выявить процессуальную правоспособность и дееспособность субъектов процесса, указав, какие документы должны предоставить участники процесса и их представители для подтверждения своего статуса.

5. Составьте сравнительную таблицу «Процессуальный статус прокурора и представителя в гражданском процессе»

Срок выполнения: до 25-30 октября.

Задания к модулю 2.

1. Составьте таблицу «Виды процессуальных сроков» с указанием на критерии классификации и статьи ГПК.

2. За каждым студентом закрепляется фабула дела согласно порядкового номера в списке. Изучив предложенную правовую ситуацию, студент должен ответить на следующие вопросы и подготовить следующие документы:

• определить, как распределяются обязанности по доказыванию по данному делу;

• указать действия суда при оценке доказательств, которые используются;

• подгтуваты проект заявления (ходатайства) об обеспечении доказательств.

Срок выполнения до 20-25 декабря.

Задания к модулю 3, 4.

Студент по фабуле дела должен ответить на теоретические вопросы и подготовить проекты пяти процессуальных документов. При подготовке документов при необходимости дополнять самостоятельно фабулы дела необходимыми элементами - наименование суда, адреса, размер ущерба и т.п.

Срок выполнения до 15-20 мая.

Фабула дела

Фабула 1. Домовладелец Антонов обратился с иском о выселении из своего дома нанимателя Хвостова по поводу того, что наниматель не выполняет условий договора и не платит за жилье. Суд неоднократно откладывал рассмотрение дела по следующим основаниям: первый раз - в связи с невручения ответчику судебной повестки, второй - из-за неявки ответчика, которого вовремя информировали о явке в суд, третий - вследствие письменного заявления ответчика о болезни, четвертый - в свя связи с удовлетворением ходатайства ответчика об отводе судьи; пятый - в связи с принятием встречного иска ответчика о взыскании с истца







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.