Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Nurturing of the spirit and courage





D.S. Udalova,

(South-Ural State University)

M.A. Filimonova

(South-Ural State University)

This article is trying to discover the source of the Soviet people power that helped to unite and triumph the enemy in order to use it as a pillar of the educational strategy.

Archive documents indicated that the courage development was provided everywhere: in orphan asylums, hospitals, at fronts and battlefields.

Collective education helped to feel the solidarity, cohesion, unity. There were number of war games organized for the children in order to create the spirit and engage within the battle activity. The education system focused on both positive reinforcement and revealing of the negative items.

It seems that the Soviet Union experience helps to understand the details and methods those are currently used in psychology and pedagogy.

Keywords: the Great Patriotic War, courage and manhood formation, toughen up, war games.

 


 

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ


Опыт решения психологических задач в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) ленинградскими психологами

(70-летию победы в Великой Отечественной войне посвящается)

Е. В. Омельчанко

(ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»)

Н. К. Эйзенах

(ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»)

Данная статья посвящена 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Рассматривается решение психологических задач ленинградскими психологами, их вклад в ВОВ (1941-1945 гг.).

Значительная часть ленинградских психологов вступила в ряды вооруженных защитников Отечества, и героически сражалась с врагом.

В статье представлены главные психологические задачи, решаемые психологами. Важным направлением работы являлась разработка рекомендаций по психологическим основам цветомаскировки. Психологи показали, что учет психологических факторов при организации и проведении такой специфической деятельности, как маскировка, позволяет не только сохранить достопримечательности Ленинграда, но и максимально замаскировать различные объекты непосредственно в зоне фронтовых действий, используя оптимальное сочетание цветов.

Другим направлением было изучение особенностей звукового восприятия «слухачей». Благодаря рекомендациям психологов единственный в мире пример активного боевого участия в обороне своего города, своей страны дали и те ленинградцы, которые были лишены зрения, но нашли способ боевой деятельности в компенсаторном развитии своей чувствительности – слуха. Слепые слухачи стали засекать вражеские цели в воздухе на такой дальности и высоте, которых ранее не давали зрячие бойцы.

Продолжалась работа ученых в учебных заведениях. Работники Педагогического института им. Герцена, среди которых проф. В.Н. Вернадский, С.Л. Рубинштейн и др., делали все возможное, чтобы жизнь в институте не замирала. В годы войны (1941-1943) детский психолог А.А. Люблинская оставалась в блокадном Ленинграде, где работала воспитателем в одном из детских домов.

В 1941 – 1943 гг. погибли или умерли в военном Ленинграде ученые-психологи, с деятельностью которых связаны ленинградские лаборатории. Это А.А. Ухтомский (1875-1942), А.П. Болтунов (1883-1942), Н.К. Гусев (1891-1943) и многие другие.

Завершая рассмотрение военных страниц ленинградских психологов в период Великой Отечественной войны необходимо отметить, что данная тема не является исчерпанной и требует дополнительного изучения. В данном исследовании приведено лишь начало работы по изучению вклада ленинградских психологов в развитие отечественной психологии в годы войны.

Ключевые слова: ленинградские психологи, цветомаскировка, «слухачи», С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская,А.А. Ухтомский.

Введение

История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941 - 1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Эта победа - определяющая веха в истории нашей страны. 9 мая 2015 года исполнилось 70 лет со дня Великой Победы.

Большую роль в разгроме врага сыграла наука. Свой вклад в эту Победу внесли ученые-психологи ленинградской школы. Деятельность ленинградских психологов - это особая страница в истории развития науки в годы войны.

 

Вклад ленинградских психологов в решение

Актуальных задач в годы ВОВ

Значительная часть ленинградских психологов вступила в ряды вооруженных защитников Отечества, и героически сражалась с врагом. В 1941 году ушли в ряды армии, на Ленинградский фронт, сотрудники Института мозга: психологи В.И. Кауфман, Г.З. Рогинский, Б.И. Хотин, А.Л. Шнирман, А.В. Ярмоленко и другие.

В то же время не прекращалась и научно-исследовательская, и научно-практическая деятельность психологов. Важным направлением этой работы психологов в годы войны, особенно на первых ее этапах, являлась разработка рекомендаций по психологическим основам цветомаскировки. Перед психологами стояла задача оперативной разработки рекомендаций для эффективного военного камуфляжа (путем маскировочного окрашивания) зданий Ленинграда с учетом тех особенностей зрительного восприятия, которые могут быть использованы для сокрытия или изменения образов зданий при их наблюдении противником (Каничева, Яpмоленко, 1985). Несмотря на изменившиеся требования к научным разработкам, ленинградские психологи сумели оперативно и эффективно перестроить свою деятельность. В связи с этим была разработана программа экспериментального исследования. Так, группа сотрудников (кандидаты наук, старшие научные сотрудники) отдела психологии Ленинградского института мозга (Зотов, Беркенблит, Каничева и др.) под руководством профессора Б.Г. Ананьева, несмотря на трудоемкость и сложность эксперимента, большой объем полученных эмпирических данных, уже осенью 1941 г. - зимой 1941/42 гг. представили научно обоснованные рекомендации по маскировке конкретных объектов, которые смогли сохранить исторические здания Ленинграда - Исаакиевский собор, Адмиралтейство, пропилеи Смольного, Кировский завод и т.д.Благодаря деятельности ленинградских психологов и комплексному подходу к проблеме маскировки города удалось, несмотря на многочисленные, даже в течение одного дня, его бомбардировки, сохранить от разрушения практически все высотные и крупномасштабные объекты города.

Данная работа, с точки зрения В.А. Кольцовой и Ю.Н. Олейника была выполнена в такие кратчайшие сроки благодаря двум обстоятельствам: во-первых, фактически круглосуточной работе экспериментаторов, и, во-вторых, творческому переосмыслению и использованию довоенных разработок по проблеме цветовосприятия высотных зданий (Кольцова, Олейник, 2006).

Это было поистине уникальное исследование для своего времени, которое являлось примером конкретной работы психологов в соответствии с потребностями военного времени. В данном исследовании психологи продемонстрировали важное значение учета психологических факторов при организации и проведении такой специфической деятельности, как маскировка и тем самым не только внесли определенный вклад в сохранность Ленинграда, но и предложили наиболее оптимальное сочетание цветов для маскировки различных объектов непосредственно в зоне фронтовых действий (скопление военной техники, прифронтовые аэродромы, армейские командные пункты и т.д.). Более того, был выявлен целый ряд новых и неожиданных, общепсихологических закономерностей и зависимостей цветового восприятия.

Следует отметить, что перечень «специальных тем», в разработке которых принимали участие психологи, был действительно достаточно широк, и их разработка имела большое значение для решения проблем военного времени. В архиве ленинградского психолога А.В. Яpмоленко сохранилась рукопись, описывающая деятельность психологов в блокадном Ленинграде, и среди прочих задач, решаемых ими, было изучение особенностей звукового восприятия «слухачей». Наиболее успешно, как отмечает в своих воспоминаниях автор, эти функции выполняли слепые люди, у которых в силу их сенсорной ограниченности (отсутствия зрения) наблюдалась высокая слуховая чувствительность (Каничева, Яpмоленко, 1985).

Ленинград подвергался постоянным авианалётам и артиллерийским ударам. Чтобы спасти город от бомбёжек, силам ПВО требовалось предотвратить внезапное появление противника. Но как это сделать? Современных радаров в армии (разумеется) не было, эксперименты с первыми подобными разработками шли, но обеспечить оборону Ленинграда ещё не могли.

О том, что при утрате одного из органов чувств человеческий организм способен «компенсировать» утрату за счет остальных, ученым известно давно, поэтому идея военных была вполне логичной. Весь вопрос заключался в том, насколько слух слепого мог помочь для решения чисто военной задачи.

Полковой комиссар ПВО приказал редактору газеты ПВО Ленинграда С. Бытовому проверить литературу по состоянию слуха при потере зрения, особенно при потере зрения от рождения. Такая консультация была дана начальником гражданского госпиталя для населения психологом В.Н. Мясищевым (1893-1973), и в указанных источниках мнение физиологов, психологов, дефектологов позволило сделать вывод, что при врожденной потере зрения остаточный анализатор - слух достигает высокой изощренности и дифференциации. При соответствующей подготовке слепорожденных от них можно ожидать более совершенного обнаружения цели и установления её координат, несмотря на отсутствие зрения. Было принято решение, найти в городе незрячих в возрасте от 18 до 30 лет через Ленинградское общество слепых. Одновременно все понимали, что в военной практике не было примера, чтобы привлекали к военным действиям незрячих.

В действующую армию в 1942 году были определены 12 лучших незрячих «слухачей». После специальной тренировки слепые слухачи настолько освоили непростую технику звуковых установок, что показали себя с самой лучшей стороны. Результат превзошёл все ожидания. Слепые слухачи стали засекать вражеские цели в воздухе на такой дальности и высоте, которых ранее не давали зрячие бойцы. Они узнавали о приближении фашистских самолетов задолго до того, как они входили в ленинградское небо, за несколько десятков километров слепой слухач мог не только узнать о приближении самолета, но и определить его марку. Слухачи четко различали советские и фашистские самолеты, и более того, по шуму мотора определяли тип вражеского самолета. Самолеты тогда летали медленнее, чем сейчас, так что времени для подготовки к отражению налета у зенитчиков было предостаточно. В городе ничего еще было не слышно и не видно, а слухачи уже докладывали о приближении фашистских самолетов, поиски которых могли длиться часами.

С появлением слепых слухачей фашистские летчики были вынуждены держаться выше, на предельной высоте, откуда прицельное бомбометание почти невозможно или неточно. Количество жизней, спасенных слепыми слухачами, невозможно, наверное, подсчитать даже теоретически. Каждый месяц благодаря их работе отражались сотни налетов.

Таким образом, благодаря рекомендациям психологов единственный в мире пример активного боевого участия в обороне своего города, своей страны дали и те ленинградцы, которые были лишены зрения, но нашли способ боевой деятельности в компенсаторном развитии своей чувствительности – слуха. Психологическое изучение дефекта восстановили их социально-трудовую ценность и позволили им стать на защиту Родины.

Продолжалась работа ученых в учебных и воспитательных учреждениях. Так, например, Г.Л. Соболев, автор труда о деятельности ленинградских ученых в годы войны, описывая события первой блокадной зимы 1941/42 гг., подчеркивал, что «работники Педагогического института им. Герцена, среди которых нужно в первую очередь назвать проф. В.Н. Вернадского, С.Л. Рубинштейна и др., делали все возможное, чтобы жизнь в институте не замирала» (Соболев, 1966).

С.Л. Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он категорически отказался и оставался в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора (в отсутствие ректора) организовать работу коллектива института в суровых условиях войны. Сохранилось и множество свидетельств мужества С.Л. Рубинштейна в суровых условиях. Его аспирант Григорий Лосев, умирал в одном из госпиталей. Преодолевая физическую слабость, С.Л. Рубинштейн шел в суровые декабрьские дни пешком (как известно, трамваи тогда не ходили) через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка (Рубинштейн, 1989).

Один из ближайших учеников С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинский писал о своем учителе «в первую и самую тяжелую блокадную зиму (1941/42 гг.) он работал над будущим вторым изданием своих оригинальных «Основ общей психологии», существенно дополняя и улучшая их первый вариант 1940 года» (Брушлинский, 1995). С.Л. Рубинштейн оставался с институтом до марта 1942 года, когда поступило предписание об эвакуации всех преподавателей и студентов.

Несмотря на сложные условия военного времени, психологи и педагоги занимались разработкой проблем психологии воспитания. Так, специалист по системе Марии Монтессори Ю.И. Фаусек в своей последней, незавершенной рукописи «О морали у детей» (Записи наблюдений и опыта работы в детском саду. Работа начата 15 июля 1941 г., обрывается блокадной зимой 1941-1942 гг.) спорит с выводами профессора С.Л. Рубинштейна о правилах поведения у дошкольников младшей и средней групп, у детей 3-5 лет (Фаусек, 2007).

В годы войны (1941-1943) детский психолог А.А. Люблинская оставалась в блокадном Ленинграде, где работала воспитателем в одном из детских домов. В строчках своего блокадного дневника она писала об условиях, в которых находились дети: «Темная январская ночь, крепкий мороз сковал даже воздух. В коридорах детского сада светится маленькая „коптилка“. Я дежурю. Обхожу спальни. Ребятки спят одетые, на стульях у кроватей лежат наготове пальто, шапки, валенки…» (Кольцова, Олейник, 2006).

В 1941 – 1943 гг. погибли или умерли в военном Ленинграде ученые-психологи, с деятельностью которых связаны ленинградские лаборатории. Это А.А. Ухтомский (1875-1942), А.П. Болтунов (1883-1942), Н.К. Гусев (1891-1943) и многие другие. Все эти ученые посвятили свою жизнь науке, и каждый внес свою долю в развитие отечественной психологии.

А.А. Ухтомскому, выдающемуся отечественному психофизиологу, создателю учения о доминанте, главе физиологической школы Ленинградского университета, академику было 66 лет, когда началась война. С началом войны он стал организовывать специальное актуальное для военного времени исследование травматического шока. Как отмечают В.А. Кольцова и Ю.Н. Олейник «Об актуальности этой проблемы свидетельствовал факт, что в один из самых тяжелых военных периодов 1942 года был издан на русском языке перевод книги американского ученого, У.Б. Кеннона, в котором были обобщены исследования травматического шока в период первой мировой войны» (Кольцова, Олейник, 2006). И хотя в феврале 1942 года лаборатория А.А. Ухтомского и весь университет прекратили работу, эксперименты по исследованию травматического шока были приостановлены, ученый отказался уезжать. Из воспоминаний доктора биологических наук С.В. Магаевой, участницы блокады Ленинграда: «Его хотели сохранить как достояние нации. Ведь это был ученый с мировым именем и к тому же пожилой человек» (Магаева, 2005). Говорят, он так и уведомил НКВД о своем решении остаться и подписал бумагу как всегда: "Князь А. Ухтомский" (Солсбери, 2000).

А.А. Ухтомский умер от голода 31 августа 1942 года на 67 году жизни. По рассказам, соседи нашли его тело лежащим на давно нетопленной плите, одетым в лиловый подрясник, с Евангелием в руках (Ухтомский, Электронный ресурс, 2015).

 

Выводы

Завершая рассмотрение военных страниц ленинградских психологов в период Великой Отечественной войны необходимо отметить, что данная тема не является исчерпанной и закрытой для дальнейших исследований. Напротив, исследовательская работа, выполненная в этом направлении, свидетельствует о том, что ряд проблем требует дополнительного изучения. Данное исследование – это лишь начальный этап изучения вклада ленинградских психологов в развитие отечественной психологии в годы войны. Прикоснуться к истории блокадных страниц написанных ленинградскими психологами, многие из которых погибли на фронтах войны, нам помогли их письма, статьи, подлинные документы, строчки из дневников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брушлинский А.В. Первая психологическая лаборатория в системе Академии наук СССР // Психологический журнал. - Т.16. - № 3 - 1995. - С.53-60.

Воспоминания о С. Л. Рубинштейне. Четверть века с выдающимся советским психологом (М.Г. Ярошевский)// Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М.: Наука, 1989. – 440 с.: – (Серия: «Ученые СССР. Очерки, воспоминания, материалы»).

Каничева Р.А., Яpмоленко А.В. Ленинградские психологи в годы войны // Психол. журнал. - № 6. - 1985. - С. 3-7.

Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). – М.: Московский гуманитарный университет, Институт психологии РАН. - 2006. – 360 с.

«Доминанта» А.А. Ухтомского. 100 Великих научных достижений России (Электронный ресурс). Режим доступа: http://sokrytoe.ru/11894-dominanta-uhtomskogo.html (дата обращения: 20.11.2015 г.)

Магаева С.В. На краю жизни // Сборник «Мученики Ленинградской блокады" (издательство Сестричества во имя преподобномученицы Елизаветы, 2005) (Электронный ресурс) (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.miloserdie.ru/articles/na-krayu-zhizni (дата обращения: 20.11.2015 г.)

Соболев Г.Л. Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. - М., Л.: Наука. - 1966. – 172 с.

Солсбери Г. 900 дней. Блокада Ленинграда. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С. 504-515. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.world-war.ru/uzhasnej-i-trudnej-nichego-byt-ne-mozhet/

Фаусек Ю. «О морали у детей» датируется 1941-42 годом (публикуется в сокращении) по книге: Юлия Фаусек «Педагогика Монтессори» «Генезис», 2007.

 

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.