Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реализация, результаты, перспективы





И.Н. Елисеева

(ФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России)

Ю.С. Шойгу

(ФКУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России)

Рассматривается организация научно-практической проекта, посвященного изучению отечественной психологической мысли в годы Великой Отечественной войны, в контексте деятельности студенческого психологического добровольческого движения Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Описаны структурные этапы реализации проекта и основные результаты работы по проекту творческого коллектива, объединяющего представителей академической и вузовской науки, психологов-практиков и студентов из различных российских городов.

Ключевые слова: история психологии, системно-деятельностный подход, научно-практический проект, Великая Отечественная война, житейские психологические знания, научная и педагогическая деятельность.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России (ЦЭПП МЧС России) принимает участие в реализации одной из приоритетных задач МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах – формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения. В целях реализации данной задачи, в период с 2009 по 2015 гг. на базе ЦЭПП МЧС России и его филиалов в гг. Москве, Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе, Санкт-Петербурге, а также на базе Главных управлений МЧС России по Ленинградской, Ивановской, Пензенской и Владимирской областям были созданы 13 студенческих психологических добровольческих отрядов. Членами отрядов являются студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология».

Все направления работы студентов-добровольцев реализуются в три этапа: 1) сотрудники психологической службы МЧС России проводят базовую подготовку студентов по разработке и проведению мероприятий; 2) студенты разрабатывают и проводят мероприятия при поддержке специалистов-психологов МЧС России; 3) наиболее опытные студенты самостоятельно проводят мероприятия при систематической методической поддержке, а также участвуют в сохранении накопленного опыта и его трансляции молодому поколению добровольческих отрядов. На всех трех этапах работа добровольцев сопровождается системой мотивирования, способствующей сохранению и повышению интереса к данной деятельности и более глубокому погружению в нее. Таким образом, содержание работы студентов-добровольцев ЦЭПП МЧС России носит выраженный профессионально-ориентированный характер, а методологической основой выступает деятельностный подход в обучении, опирающийся на работы А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. и идеи системно-деятельностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Талызина и др.).

Отряды объединены в студенческое психологическое добровольческое движение ЦЭПП МЧС России на основе единых методических и организационных подходов и осуществляют свою работу под руководством сотрудников психологической службы МЧС России. Основными направлениями работы отрядов являются: проведение тренингов безопасного поведения для разных групп населения; обучение по программам первой помощи и психологической поддержки в рамках Всероссийского проекта «Научись спасать жизнь!»; оказание содействия в проведении мероприятий, проводимых ЦЭПП МЧС России и его филиалами, в том числе – работа на «горячих линиях», открытых в связи с чрезвычайными ситуациями; оказание психологической поддержки детям, находящимся на стационарном лечении в детских больницах.

Знаменательная дата 70-летия Победы в Великой Отечественной войне была отмечена реализацией научно-практического проекта студенческого психологического добровольческого движения ЦЭПП МЧС России, первоначально получившего название «Отечественные психологи в годы Великой Отечественной войны». Цель проекта – изучение и популяризация достижений в области психологии и смежных с ней отраслях науки и практики в период Великой Отечественной войны – объединила в творческий коллектив представителей академической науки; высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по направлению «Психология»; специалистов психологической службы МЧС России и студентов-добровольцев.

Задачи проекта, сформулированные на этапе его планирования, позволили конкретизировать направления деятельности творческого коллектива и определили широкий спектр работ по проекту, а именно: создание условий для вовлечения студентов-добровольцев в исследовательские проекты, посвященные истории страны; создание условий для развития профессиональных компетенций добровольцев в области историко-психологических исследований; расширение и детализация знаний студентов-добровольцев о развитии отечественной психологической мысли в период Великой Отечественной войны; активизация взаимодействия студенческой молодежи и ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны и осуществление психологической поддержки; выявление ранее не введенных в научный оборот сведений о деятельности отечественных психологов и специалистов смежных специальностей в период Великой Отечественной войны.

Проект реализовывался поэтапно (см. приложение 1 – Информационная карта проекта «Отечественные психологи в годы ВОВ (1941-1945 гг.)). На методическом этапе группа специалистов ЦЭПП МЧС России, Московского гуманитарного университета и Института психологии РАН разработала темы полуструктурированных интервью ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны, а также специалистов смежных с психологией специальностей. Полуструктурированные интервью включали 6 тематических блоков: деятельность респондента в период Великой Отечественной войны; межличностные и межгрупповые отношения в этот период; организация медицинского обеспечения, в том числе, восстановительных мероприятий; адаптация к мирному времени после окончания войны; применение опыта, полученного в военное время, после войны; современные условия жизни и степень удовлетворенности ими.

Для поиска материалов о деятельности психологов были выделены основные тематические рубрики, опираясь на исследования В.А. Кольцовой и Ю.Н. Олейника (Кольцова, Олейник, 2005, 2006), Е.А. Климова и О.Г. Носковой (Климов, Носкова, 1992), А.В. Барабанщикова и Н.Ф. Феденко (Барабанщиков, Феденко, 1983; Барабанщиков, 1985) и др.: психология (восстановление трудоспособности и боеспособности раненых, восстановление функций мозга после ранений, социально-психологические и личностные качества военнослужащих, проблемы общей и педагогической психологии (Кольцова, Олейник, 2006)), педагогика, военное дело, медицина (психиатрия, неврология, в дальнейшем терапия, хирургия). Также были разработаны правила фиксации, хранения и передачи полученной информации.

Содержанием второго этапа реализации проекта стала практическая работа студентов-добровольцев и сотрудников ЦЭПП МЧС России по подготовке, проведению, расшифровке и анализу интервью респондентов, а также поиск и сбор сведений о деятельности психологов и специалистов смежных специальностей в архивах и библиотеках. Работа участников проекта сопровождалась научно-методической поддержкой научных консультантов проекта Ю.Н. Олейника, И.Н. Елисеевой, а также сотрудников ЦЭПП МЧС России М.С. Талмач и Е.В. Марченко в формате регулярных дистанционных семинаров и консультаций.

Работа в библиотеках позволила участникам проекта ознакомиться с полными текстами работ С.Г. Геллерштейна по трудотерапии в системе эвакогоспиталей (Геллерштейн, 1943а, 1943б, 1946), К.Х. Кекчеева по психофизиологии маскировки (Кекчеев, 1942), А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца по психофизиологии восстановления функций руки (Леонтьев, Запорожец, 1945), психиатров В.А. Гиляровского (Гиляровский, 1942, 1948), Н.Н. Тимофеева (Тимофеев Н. Н., 1944) и др., что, как правило, не входит в программу университетского курса истории психологии. Исследование архивных документов и периодических изданий способствовало расширению представлений участников о социокультурном контексте изучаемого периода: проблемах гражданского и военного управления; практических задачах, решаемых в военное время; морально-психологическом климате коллективов; специфике межгрупповых отношений; условиях функционирования научных, педагогических и других коллективов; бытовых условиях жизни и деятельности и т.д. Проведение интервью с ветеранами войны и тружениками тыла позволило прикоснуться к переживаниям непосредственных участников событий.

Третий этап – аналитический – реализовывался по мере сбора, анализа и систематизации информации в форме апробации и публикации промежуточных результатов исследований, освещении в СМИ, в том числе ведомственных, хода реализации проекта. Так, в мае 2015 года в Москве был проведен круглый стол «Отечественные психологи в годы Великой Отечественной войны» с участием профессора В.М. Звоникова, профессора А.Г. Караяни, профессора В.П. Коханова, профессора Ю.Н. Олейника и участников проекта. Промежуточные результаты работы по проекту докладывались на пленарном заседании научно-практической конференции «Актуальные проблемы состояния и перспективы развития психологической службы МЧС России» в июне 2015 года в Кисловодске, на секционном заседании Школы молодых ученых факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, а также в рамках круглого стола «70-летие Великой Победы» юбилейной конференции «От истоков к современности» (130 лет организации психологического общества при Московском университете) в октябре 2015 года, на совещании специалистов научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ и научных консультантов проекта.

Значимым событием проекта в июне 2015 года в Тюмени на форуме молодежи Уральского федерального округа «УТРО-2015» явилась презентация и защита результатов исследований, проведенных студентами Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Российского государственного профессионально-педагогического университета, Уральского государственного педагогического университета, Гуманитарного университета (г. Екатеринбург), Южно-Уральского государственного университета, Тюменского государственного университета. Экспертная комиссия в составе начальника отдела ЦЭПП МЧС России И.Н. Елисеевой,доцента Тюменского государственного университета И.В. Васильевой, заместителя начальника Уральского филиала ЦЭПП МЧС РоссииМ.В. Клименских,главного специалиста-психолога Главного управления МЧС России по Тюменской области Н.В. Ивановой оценила результаты работы студентов-добровольцев и дала рекомендации по дальнейшему развитию исследований.

Завершающим этот этап мероприятием стала научно-практическая конференция «Опыт решения психологических задач в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)», которая состоялась 26 ноября 2015 года в ЦЭПП МЧС России. В работе конференции приняли участие директор ЦЭПП МЧС России Ю.С. Шойгу, профессор А.Г. Караяни, профессор О.Г. Носкова, профессор Ю.Н. Олейник, ведущие научные сотрудники Психологического института Российской академии образования Е.П. Гусева, О.Е. Серова, представители научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, представители Государственного социально-гуманитарного университета, сотрудники ЦЭПП МЧС России и его филиалов, студенты-добровольцы – участники проекта. Проведение конференции в очно-дистанционной (on-line) форме обеспечило участие в ней представителей отдаленных регионов, что представляло особую ценность, учитывая междисциплинарный характер конференции и высшую научную квалификацию в историко-психологических и исторических исследованиях ряда ее участников (см. приложение 2 - Программа научно-практической конференции «Опыт решения психологических задач в годы ВОВ (1941-1945 гг.)»). По итогам конференции подготовлен настоящий сборник.

Подводя итоги проекта, необходимо отметить его наиболее значимые результаты для расширения представлений о развитии истории отечественной психологической мысли в военный период.

Представляют интерес факты о деятельности высших учебных заведений. Так, обнаружены сведения о заседании ученого совета при Свердловском педагогическом институте 10 апреля 1942 г., на котором обсуждалось выполнение плана научно-исследовательских и научных работ института. На заседании ученого совета подчеркивалась важность разработки вопросов программно-методической и воспитательной работы в школе, методики преподавания школьных предметов, отмечалось усиление преподавательского состава сотрудниками, прибывшими в эвакуацию. В том числе, упомянуто, что планировалось заслушивание доклада В.С. Мерлина «Психология немецкого солдата по его высказываниям» (ГАСО Ф.2162. Оп.1. Д.51, л.66).

В рамках проекта были уточнены сведения о деятельности В.С. Мерлина в военный период, трудовом и жизненном пути заведующего кафедрой психологии Свердловского государственного педагогического института А.К. Перова, деятельности Горьковского государственного педагогического института в период войны и работе С.М. Василейского в послевоенные годы, работе заведующего кафедрой педагогики и психологии Иркутского педагогического института М.Ф. Беляева.

Утверждение программы по психологии для педагогических ВУЗов страны является известным фактом (Программа по психологии, 1944). Представляет интерес процесс внедрения этих программ, отраженных в сведениях о деятельности кафедр педагогики и психологии в разных регионах страны.

В 1948 году отмечалось, что в течение двух предшествующих лет на кафедре педагогики и психологии Иркутского государственного педагогического института, возглавляемой профессором М.Ф. Беляевым, была проведена большая работа по совершенствованию содержания учебных курсов по психологии. Особое внимание уделялось разработке вопросов ленинской теории отражения, соотношения психики и материи, направлений в психологии (Из доклада секретаря партийной организации …, 1948, С. 3). М.Ф. Беляев работал в институте со дня его основания и был награжден государственными наградами, в 1945 году доценту, кандидату педагогических наук М.Ф. Беляеву был вручен знак «Отличник народного просвещения» (Награждение научных работников, 1945, С. 3). В сферу научных интересов М.Ф. Беляева входили проблемы познавательных интересов (Беляев, 1940, 1945), формирования моральных ценностей и нравственного воспитания. Его лекции по теории мышления, памяти, внимания пользовались неизменным успехом, отмечалось, что преподаватель умеет преподнести в понятной форме сложный материал. Много времени М.Ф. Беляев уделял подготовке научно-педагогических кадров, при его непосредственном участии и руководстве была проведена первая областная научно-педагогическая конференция (Шварц, 1940).

В документах кафедры психологии и педагогики Ростовского государственного университета за 1946-1947 гг. указано, что программа по психологии объемом в 70 часов преподавалась согласно утвержденному 26 декабря 1944 года плану. Подчеркнуто, что студенты проявляли большой интерес к психологии, однако испытывали сложности с пониманием психологических знаний и применением их на практике. В документе проведен анализ знаний по психологии и даны предложения по повышению интереса студентов к пониманию психологии. Отмечалась необходимость корректировки методики преподавания психологии, важность изучения психологических особенностей студентов и их учет в проведении занятий. В качестве одной из методических форм кафедра организовала конференцию по психологии, на студенты кафедры представили свои доклады. Также в архиве найдена стенограмма лекции И. Канаева, прочитанной на втором курсе отделения логики и педагогики 26 ноября 1948 года и посвященной теме развития психики ребенка, в которой подчеркнуто значение социальной среды как детерминирующего фактора (ГАРО Ф. Р-46. Оп. 10.). Так же найдены сведения о дефиците квалифицированных преподавателей психологии в послевоенные годы в Ростове-на-Дону (ГАРО Ф. Р-4066. Оп.1.). Идеи, отражающие понимание важности психологических механизмов обучения вузах, высказывались учеными, далекими по научной специальности от психологии. Например, идеи основоположника экономической географии Н.Н. Баранского о методике преподавания в высшей школе с учетом нагрузки на когнитивные процессы студента и мотивации учебной деятельности, отраженные в статье, опубликованной в «Известиях всесоюзного географического общества» в 1941 году (Баранский, 1941).

Обсуждение вопроса о введении психологии как учебной дисциплины в школьный курс, которое ознаменовалось в 1946 году постановлением ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» (Постановление …, 1946), начавшись в довоенные годы, продолжалось и в военный период(Рамуль, 1941; Доброва, 1944 и др.).

Героический труд школьных педагогов и воспитателей детских домов нашел отражение в интервью тружеников тыла и архивных документах. Найдены данные о восстановлении работы школ и детских садов в Ставропольском крае в 1943 г., Крыму в 1944 г. и др., подготовке и обучении воспитателей детских садов и учителей школ, внеурочной работе школьников в составе тимуровских команд по поддержке раненных бойцов и пожилых людей. В тоже время, необходимо упомянуть об определенной напряженности, возникшей на первых этапах эвакуации в глубокий тыл, между эвакуированными и местными педагогическими работниками и школьниками, которая снижалась по мере адаптации эвакуированных к местным условиям (Широкова, 2013). В интервью с тружениками тыла этот аспект в явном виде отсутствует, что, возможно, связано с прогнозируемыми искажениями информации при интервьюировании (Белановский, 2001).

Нельзя не упомянуть материалы об Ишакском детском доме (с. Ишаки, Чувашская республика), который начал работу с августа 1943 года, когда из блокадного Ленинграда было эвакуировано более 100 воспитанников из трех детских домов и несколько сопровождавших их сотрудников. Сохранились воспоминания воспитанников детского дома, воспитателей, а также акты обследования детского дома. В воспоминаниях воспитанников описано психическое состояние детей сразу после прибытия в Чувашию (ГАСИ ЧР Ф.1 Оп.23. Д.666 Л.50.). Воспитатели сообщали о физическом истощении, высокой тревожности приехавших детей. В 1944 г. в результате обследования детского дома было отмечено, что, несмотря, на тяжелейшие условия быта и практически полное отсутствие пособий и материалов для учебно-воспитательной работы проводились занятия по развитию речи, лепке, рисованию на газетах, моделированию игрушек, вышиванию, ознакомлению с природой, разучиванию стихов и песен, игры и т. д.(ЦГА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1. Д. 2474. Л. 94 - 97.).К сожалению, найденные материалы не позволяют раскрыть психологическое содержание работы воспитателей, а так же установить характер их подготовки.

Отдельным направлением исследования стала работа психиатров, неврологов и врачей других специальностей, по долгу службы оказывающих помощь бойцам Красной армии и гражданскому населению. Врачами подчеркивалась значимость «морального фактора», влияние которого часто было определяющим. По мнению ученых и практиков именно этот фактор влиял на состояние военнослужащих и определял невысокие показатели психогенных потерь, а также сыграл роль в определении подходов к лечению. Более того, зафиксированное врачами снижение распространенности психопатий и неврозов в условиях военного времени, указывало на значимое влияние социального фактора на формирование стойкой компенсации (Тимофеев Н.Н., 1944; Сепп, Цукер, Шмидт, 1954 и др.). В. А. Гиляровский в статье 1942 г. привел пример «командной истерии контуженных» в госпитале, вызванной повторным переживанием боя и сопровождаемой эмоциональным заражением и взаимопомощью больных при припадках (Гиляровский, 1942).

В рамках проекта проведена большая работа по анализу междисциплинарного подхода в деятельности отечественных психиатров в годы Великой Отечественные войны, прослежены предпосылки формирования подхода в истории отечественной психиатрии.

Представляют интерес взгляды терапевтов военного времени на причины развития и лечение гипертонии, отраженные в Трудах эвакогоспиталей фронтового эвакопункта и лечебных учреждений армии (Труды эвакогоспиталей …, 1944; Сборник научных работ …, 1944).
Значительная часть терапевтов, оказывающих медицинскую помощь как военнослужащим, так и гражданскому населению, отмечали значительное увеличение распространенности гипертонии в Ленинграде в 1943-1944 гг. В качестве ведущего фактора в развитии заболевания определялась психическая травматизация, что подкреплялось сравнением статистических данных о распространенности гипертонии во фронтовых и тыловых частях, в мирное и военное время, в период первой мировой и Великой Отечественной войны. Подчеркивая первостепенное значение центральной нервной системы в патогенезе гипертонии, врачи указывали на такие важные условия лечения как установление режима длительного покоя для больных, лечебную физкультуру с последующим переходом к трудотерапии, а также дисциплинированность персонала. В тоже время необходимо упомянуть, что в 1945 году была опубликована работа, опровергающая ведущую роль психической травматизации в развитии гипертонии и обосновывающая роль алиментарного истощения как основного фактора в развитии болезни в Ленинграде (Бурлова, 1945).

Необходимо отметить, что значительное внимание уделялось подготовке врачей, среднего и младшего медицинского персонала. В частности в пособиях по подготовке санитаров указывалось на важность формирования доверия к медицинскому работнику, необходимость оказания моральной поддержи больного и внушения о благополучном исходе болезни (Капралов, 1941; Боголепов, 1943). Настрой медицинских работников, внимательное отношение к больным и понимание их переживаний нередко становились важным фактором быстрого восстановления и выздоровления (Ксенофонтов, 2008). Схожие мысли высказывались хирургами В.Ф. Войно-Ясеневским (Войно-Ясеневский, 1946), А.В. Бондарчуком (Бондарчук, 1942) и др.

Психологические механизмы развития ятрогений раскрыты в известном труде А.Р. Лурия (Лурия, 1944). В ходе исследования обратила на себя внимание брошюра «О поведении врача и сестры в операционной», также посвященная проблеме ятрогений (Ребельский, 1945а). Брошюра была подготовлена главным психиатром 3-го Белорусского фронта И.В. Ребельским и полностью посвящена вопросам сохранения психического здоровья пациента в пред- и пост операционный период. В ней указывается на необходимость «психологической подготовки» больного к операции и важность продуманной организации работы медицинского персонала с целью минимизации психотравматизации больного и исключения ятрогений.

Необходимо отметить многогранность и междисциплинарный характер интересов И.В. Ребельского. В 20-е годы XX века И.В. Ребельский, имея опыт работы заведующим Саратовским губернским отделом народного образования, опубликовал брошюру «Вечера вопросов и ответов (Как их организовывать и проводить)» (Ребельский, 1924а). В дальнейшем последовало значительное количество публикаций, посвященных азам пропагандисткой, воспитательной и педагогической работы (Ребельский, 1924б, 1925, 1926, 1927, 1930, 1934).

В годы Великой Отечественной войны И.В. Ребельский, уйдя добровольцем на фронт, служил Главным психиатром Западного фронта, а впоследствии - 3-го Белорусского фронта (Кузнецова, 2003). В опубликованных фрагментах дневника И.В. Ребельского описаны многочисленные случаи последствий психической травматизации гражданского населения и военнослужащих, упоминаются размышления о возможных последствиях войны для психического здоровья людей в послевоенный период (Кузнецова, 2003).

В сферу научных интересов психиатра И.В. Ребельского входили и вопросы психологии научного творчества. В 1945 году помимо уже упомянутой брошюры, И.В. Ребельский подготовил работу «О способностях и качествах научного работника», в которой описал комплекс необходимых личностных качеств для исследователя в области изучения человека (Ребельский, 1945б). Обращает на себя внимание выраженный акцент, сделанный автором, на необходимости соблюдения этических норм при проведении исследований, как бы в полемике с учеными, придерживающихся иных подходов.

Психологи, медицинские работники и специалисты смежных специальностей находили время и для просветительской работы. Так, в программе стационарного лектория Ленинградского Дворца Пионеров на февраль 1945 г. был прочитан цикл лекций по естественным наукам «Мозг и психика», в который были включены лекции Б.Г. Ананьева «Темперамент и характер», Г.С. Рогинского «Психика животных и сознание человека» (Календарь стационарного лектория …, 1945). Также в программе лектория выходного дня указано, что 25 февраля была прочитана лекция «Внушение и гипноз» (Календарь лектория …, 1945). В программе Университета марксизма-ленинизма Ленинграда профессор Б.Г. Ананьев был указан в качестве преподавателя на 1944-1945 учебный год. На него было возложено чтение лекций, объемом 16 часов, посвященных природе психических процессов, происхождению человеческого сознания, процессам ощущения и восприятия, памяти и воображения, мышлению и речи, мотивам и воли, представлениям.

В газете «Красноярский рабочий» за 1942 годуказывается, чтомногие профессора и научные сотрудники Красноярского медицинского института включились в работу по санитарному просвещению трудящихся города. Лекции на медицинские темы в популярном изложении проходили с успехом в лектории дома санкультуры и на предприятиях города. В числе прочих были прочитаны лекции на темы: «Последствия боевой травмы нервной системы», «Неврозы и борьба с ними».

Свидетельства, иллюстрирующие известный факт о широком использовании трудотерапии в эвакогоспиталях Ставропольского края, Ростовской, Ленинградской, Ивановской, Свердловской областей, Чувашии и др. были найдены в различных источниках (например: Тимофеев В.В., 2001, С. 119). В тоже время, было выявлено различное понимание термина «трудотерапия» и других, близких к нему терминов, в результате чего стала очевидной необходимость сравнительного анализа используемых в источниках военного времени терминов, что было сделано в рамках проекта.

Житейские представления о психологической поддержке людей, переживающих утрату, отражены в официальной переписке местных органов военного управления и исполнительно-распорядительных органов государственной власти (Белоконь, 2005), воспоминаниях непосредственных участников событий (Страницы памяти, 1995, С. 321-322). Анализируя интервью респондентов, проведенных в рамках проекта, можно сделать вывод о том, что «житейские» психологические знания, навыки психологической поддержки использовались повсеместно. Также можно выделить распространенные приемы, поддерживающие боевой дух солдат и работоспособность тружеников тыла: концерты, встречи, беседы.

Житейская психология была востребована агитаторами и политработниками. Так, в материалах для политбесед, изданных в 1943 г., даются рекомендации по установлению контакта с аудиторией, описан пример работы агитатора с военнослужащим, представлены критерии эффективности агитатора (Материалы для политбесед, 1943; Политическая работа командира, 1944). Представляет интерес, что отмечалась необходимость коммуникативной компетентности и для военных переводчиков. Так, в руководстве по немецкому военному переводу Б.Э. Шванебаха прямо указывается, что «переводчик должен вместе с тем быть и психологом и тонким наблюдателем» и описываются простые приемы присоединения для проведения эффективного допроса (Шванебах, 1943, С. 5). Также указано на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей, актуального психического состояния, использования «психических атак» при проведении задержания и допроса противника.

Таким образом, результаты работ по проекту показывают, что полученные материалы значительно расширили тему проекта и позволили сформулировать ее весьма масштабно как «Опыт решения психологических задач в годы Великой Отечественной войны». Источниковая база, актуализированная в рамках проекта, предоставила широкие возможности в выборе направлений исследований: творческое наследие ученых и практиков, развитие отраслей психологии и отдельных направлений, развитие научных школ и центров подготовки психологов, развитие психологии в отдельных регионах, междисциплинарные связи психологической науки и практики, развитие житейского психологического знания и т.д.

Стоит отметить, что начав работу над проектом, мы столкнулись с отсутствием общего списка психологов, работавших в военные годы, и общего перечня работ по проблемам психологии. Мы далеки от мысли, что начав работу по формированию такого списка и перечня, можно будет ее завершить в обозримом будущем и только в рамках этого проекта. Однако, сбор и систематизации информации о специалистах, местах и результатах их работы в военные годы, может послужить не только сохранению памяти о них, но и уточнить представления о географии их работы, количественном и качественном составе профессионального сообщества.

Считаем возможным и обоснованным признать, что задачи научно-практического проекта ЦЭПП МЧС России «Опыт решения психологических задач в годы Великой Отечественной войны» выполнены. Наиболее важным результатом является то, что к изучению многогранного опыта жизни и деятельности советских людей в период Великой Отечественной войны, достижений в области науки; источников, условий и мотивов каждодневного подвига советского народа были привлечены студенты – будущие психологи во многих городах Российской Федерации. Представляется, что проект, объединяющий представителей академической и вузовской науки, специалистов-практиков и студентов-добровольцев обеспечивает развитие общей и профессиональной культуры, решение задач по гражданскому и патриотическому воспитанию, что особенно важно на этапе профессионального обучения и гражданского становления студентов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барабанщиков А.В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны//Вопросы психологии. – 1985. - № 2. - С. 12-22.

Барабанщиков А.В.,Феденко Н.Ф. История советской военной психологии. - М.: ВПА. -1983. – 210 с.

Баранский Н.Н. О методике лекций по районному курсу экономической географии СССР// Известия всесоюзного географического общества. - 1941. - том 73, вып. 1. - С. 16-22.

Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие.- М.: Никколо-Медиа. - 2001. - 320 с.

Белоконь В.В. Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях» / В.В. Белоконь // Комитет Ставропольского края по делам архивов. - Ставрополь: Изд-во СГУ. - 2005. – 608 с.

БеляевМ. Ф. Основные положения психологии интереса / Уч. Зап. Иркутского ГПИ. – Иркутск, 1940. – Вып. V. – С. 212 – 257.

Беляев М.Ф. Психология интереса: дис. … д-ра пед. наук. в 3-х т. М. – 1945. 769 с.

Боголепов Н.К. Психотерапия в работе медицинской сестры// Медицинская сестра. - № 4-5, 1943. - С.11-14.

Бондарчук А.В. Каузалгия и ее хирургическое лечение. – Л.: Изд-во
Ленингр. нейрохирург. ин-т Наркомздрава РСФСР. – 1942. – 101 с.

Бурлова Л.Я. Особенности кровяного давления у некоторых профессиональных групп в Ленинграде в 1943 г. // Сборник научных работ за годы Отечественной войны. Ленинградский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний. – Л.: Медгиз. Ленингр. отд-ние. – 1945. -298 с.

Войно-Ясеневский В.Ф. Очерки гнойной хирургии. – М.: Медгиз. – 1946. – 544 с.

Геллерштейн С. Г. Восстановительная трудовая терапия в системе работы эвакогоспиталей. - М.: Медгиз, 1943. - 228 с.

Геллерштейн С. Г. Как использовать трудовые операции для восстановления двигательных функций. - М.: Медгиз, 1943. - 28 с.

Геллерштейн С. Г. Лечение трудом. - М.: Ин-т сан.просвещение. - 1946. - 44 с.

Гиляровский В. А. О роли вегетативных нарушений в генезе истерических расстройств у контуженных // Журнал «Хирургия». - 1942. - № 3—4. - С. 34—41.

Гиляровский В. А. Пути проникновения достижений физиологии в психиатрию// Журнал «Невропатология и психиатрия». - 1948. - №2 - С. 3-12.

Гиляровский В. Психиатрия: Клинич. лекции. - М.: Медгиз, 1942 (: тип. "Кр. знамя"). - 404 с.

Доброва А. Д. О преподавании логики, психологии и педагогики в средней школе в дореволюционное время (библиография) // Советская педагогика. — 1944. — № 2-3. - С. 31-35

Из доклада секретаря партийной организации Иркутского государственного педагогического института тов. А.Ф. Потапова // Восточно-Сибирская правда. – 1948. - № 137 (8375). – 4 с.

Календарь лектория выходного дня Ленинградского Дворца Пионеров на февраль 1945 г. на январь, февраль, март, апрель месяцы 1945 г. / Ленинградский Дворец Пионеров. Лекторий. – Л.: ТЛ-4 – 1945. – 1 с.

Календарь стационарного лектория Ленинградского Дворца Пионеров на февраль 1945 г. / Ленинградский Дворец Пионеров. Лекторий. – Л.: ТЛ-10 – 1945. – 1 с.

Капралов А.Г. Что нужно знать санитару. 12-е изд. – Наркомздрав СССР. Медгиз. Ленинград. отд. – 1941. – 318 с.

Кекчеев К. Х. Психофизиология маскировки и разведки. — М.: Советская наука. - 1942. – 108 с.

Климов Е. А., Носкова О. Г. История психологии труда в России: учеб. пособие. – М.: МГУ. - 1992. – 221 с.

Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Советская психологическая наука в годы Великой Отечественной войны (1941 1945). М.: МосГУ, ИП РАН. 2006. 360 с.

Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Психологи в годы Великой Отечественной войны: подвиг на века // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 40-51.

Ксенофонтов Г.Н. Эвакогоспиталь для военнопленных № 3064. – Чебоксары: Новое время. - 2008.- 83 с.

Кузнецова Л....Собираю разрозненные брёвнышки народа своего... [Электронный ресурс] // Вестник on-line. 2003. № 18(329). URL: http://www.vestnik.com/issues/2003/0903/win/kuznetsova.htm (дата обращения 22.04.2016).

Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Психофизиологическое восстановление функций руки после ранения. - М.: Советская наука, 1945. – 231 с.

Лурия А.Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. – М.: Медгиз. – 1944. – 84 с.

Материалы для политбесед (в помощь агитатору). Выпуск 18. – Л.: Военное издательство народного комиссариата обороны. – 1943. – 53 с.

Награждение научных работников //Восточно-Сибирская правда. – 1945. - № 220 (7687). – 4 с.

Политическая работа командира. Сборник статей и газет. – Л.:
Воен. изд-во Нар. комиссариата обороны. Отд-ние при Ленингр. фронте. – 1944. – 30 с.

Постановление ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» // Учительская газета. – 4 декабря 1946. - №55 (3184).

Программа по психологии: Для гос. пед. ин-тов и ун-тов / Всес. ком-т по делам высш. школы при СНК СССР. - М.: Сов. Наука. – 1944. – 5 с.

Рамуль К. А.О преподавании психологии в средней школе // Советская педагоги­ка. - 1941. - № 4. - С. 100-104.

Ребельский И.В. Азбука умственного труда: как читать, как слушать, как готовиться и выступать с докл. – М.: Ком. ун-т. им. Я.М. Свердлова. – 1926. – 106 с.

Ребельский И.В. В помощь организаторам работы по самообразованию. Инструктивное письмо. – М.: ЦК СГ СССР. – 1927. – 96 с.

Ребельский И.В. Вечера вопросов и ответов (Как их организовывать и проводить). – М.: Труд и кн. – 1924. – 59 с.

Ребельский И.В. Год клубной работы: Метод. указ. и материалы к постановки клуб. работы в комвузах, вузах, совпартшк., рабфаках и шк. Взрослых. – М.: Ком. ун-т. им. Я.М. Свердлова. – 1925. – 434 с.

Ребельский И.В. Инсценированные суды (Как их организовать и проводить). – М.: Труд и кн. – 1926. – 84 с.

Ребельский И.В. Как заочнику организовать свою учебную работу. – М.: Гострудиздат. – 1930. – 16 с.

Ребельский И.В. О поведении врача и сестры в операционной (к вопросу о ятрогении на войне). - Сан. упр. 3-го Белорус. фронта. – 1945.- 16 с.

Ребельский И.В. О способностях и качествах научного работника. - Сан. упр. 3-го Белорус. фронта. - 1945. - 30 с.

Ребельский И.В. Организация и гигиена умственного труда.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.