Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа образовательных учреждений на Урале в годы ВОВ





Советские психологи в период Великой Отечественной войны внесли свой весомый вклад в достижение победы над Гитлеровской Германией. «Начиная с 1937–1938 гг. и до начала Великой Отечественной войны наблюдается все возрастающий подъем советской психологии, выражающийся как в разработке важных теоретических проблем психологической науки, так и в значительном количестве оригинальных конкретных исследований, открывающих новые явления и закономерности развития психики и сознания. За эти годы были опубликованы ценные работы в самых разнообразных областях психологии. Разнообразие проблем и методов исследования, проявление ряда творческих направлений в конкретизации марксистско-ленинской теории в психологии свидетельствовали о том, что достигнутое к этому времени теоретическое единство советской психологии способствует многогранному расцвету нашей науки» (Ананьев, 1980). На Урале также разворачивалась активная деятельность советских психологов.

В годы войны Урал стал одним из немногих регионов страны, на которые возлагались задачи по подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Примером конкретизации этих задач отдельными вузами может служить постановление ученого совета Свердловского педагогического института о задачах вуза на 1941/42 уч. г., принятое 30 июля 1941 г. Ученый совет постановил всю работу института подчинить интересам фронта и полностью обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов. Учебной части, деканам и заведующим кафедрами было поручено обеспечить четкость и плановость в работе, ответственное отношение к своим обязанностям каждого преподавателя и студента. Также подчеркивалась необходимость сохранения высокого качества всех форм аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, улучшения организационно-воспитательной и общественно-политической деятельности внутри и вне стен института (Культурное строительство …, 1987).

В архивных документах найдены сведения о деятельности кафедры педагогики Свердловского пединститута. В отчетах за 1944-1945гг. о преподавательской работе по психологии отражено, что 4 часа выделяемые для каждого факультета на психологию по учебному плану полностью использованы. При этом отмечалось увеличение количество часов на такие темы как память, мышление, речь; также была произведена перестройка программы:

1. Разгрузка от метафизических направлений;

2. Введение материала из самобытной и прогрессивной русской психологии (Сеченов, Павлов, Ухтомский, Лазурский и др.);

3. Введение некоторых вопросов коллективной психологии;

4. Новые материалы по вопросам военно-агитационной психологии, о памяти и речи, наблюдении. (ГАСО Ф.2162. Оп.1. Д. 60 л. 164).

Представляют интерес материалы заседания ученого совета института в 1946 г., в которых отражена тема кафедры психологии «Психология переживания советского воина в период критической ситуации фронта». Тема разрабатывалась А. К. Перовым. В дальнейшем А. К. Перов заведовал кафедрой психологии Свердловского пединститута, что определило последующее развитие психологической науки в послевоенные годы на Урале. Также в материалах заседаний ученого совета, отчетах кафедр, протоколах совещаний найдены сведения о деятельности В. С. Мерлина, который одновременно с педагогической работой в институте, работал научным консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, оказывая психологическую и психотерапевтическую помощь.

Трудотерапия в эвакогоспиталях

Нами найдены многочисленные сведения об использовании трудотерапии медицинским персоналом в эвакогоспиталях и психиатрических больницах.

Так, в отчетах работе психиатрической больницы за 1944-1946г. отслеживается отдельный раздел, посвященный трудотерапии, и ее широкое применение в работе с больными (ГАСО Ф. 627 Оп.1 Д. 632, 644, 656).

В журнале «Медицинская сестра» за 1943 г. сестра-инструктор трудотерапии Т. Трепкина пишет: «Палатная сестра стоит близко к больному, знает его психологию, настроение и, выбрав подходящее время и место, терпеливо агитирует за трудотерапию» (Трепкина, 1943). Невропатолог Николай Кириллович Боголепов также подмечает, что «медицинская сестра может быть инициатором и организатором трудовых процессов, отвлекающих больного от мысли о болезни» (Боголепов, 1943).

Интересны высказывания Н. К. Боголепова в статье 1943 г. о роли психотерапии в работе медицинской сестры. «Медицинские сестры должны знать принципы психотерапии и обязательно повседневно пользоваться в своей работе психотерапевтическими методами». Также Н. К. Боголепов подчеркивает важность тесного сотрудничества медсестры и лечащего врача. «Самая процедура раздачи лекарств является существенным психотерапевтическим моментом. Медицинская сестра должна подтверждать ценность назначения врача. Всякого же рода разговоры сестры о замене лекарства, оценка действия медикаментов, высказывание собственных суждений и заключений о лекарственных препаратах часто приводят к печальным результатам» (Боголепов, 1943).

Является известным, что одной из решаемых задач психологами в ходе Великой Отечественной войны было восстановление боеспособности и трудоспособности раненых. Над решением этой задачи работали психологи в госпитале, организованном А. Р. Лурией на базе санатория в деревне Кисегач на Южном Урале. Нами была предпринята попытка восстановить неизвестные факты о деятельности госпиталя в военные годы, однако большая часть информации сохранилась только в виде фотографий.

Анализ ответов респондентов

Нами было проведено 7 интервью с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. Анализируя высказывания респондентов, можно сказать о том, что гражданами осуществлялась психологическая поддержка друг друга: пели песни, проводили концерты и встречи коллективов. Также следует отметить работу школ и преподавателей, их взаимодействие с детьми, проведение мероприятий для детей с целью поддержки.

Выводы

Таким образом, результаты нашей работы позволяют нам говорить о том, что работа психологов на Урале в годы войны была направлена не только на решение практических задач, но и на перспективу, что создавало в сложных условиях военного времени необходимые предпосылки для дальнейшего развития отечественной психологической науки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.Г. Избранные психол. труды. Т. 1. – М.: Педагогика, 1980. –232 с.

Боголепов Н.К. Психотерапия в работе медицинской сестры// Медицинская сестра. - №4-5, 1943. - С.11-14.

Культурное строительство на Среднем Урале (1941-­1977): Сборник документов / Архивный отдел Свердловского облисполкома, Государственный архив Свердловской области, Партийный архив Свердловского обкома КПСС ; сост. Г. С. Адрианова. ­ Свердловск: Средне­-Уральское книжное издательство. - 1987. ­- 399 с.

Трепкина Т. Роль сестры в организации и проведении трудовой терапии// Медицинская сестра. - № 4-5. - 1943. - С. 9-11.

ГАСО Ф. 2162. Оп. 1. Д. 56

ГАСО Ф.2162. Оп.1. Д. 51

ГАСО Ф.2162. Оп.1. Д. 60

ГАСО Ф. 627 Оп.1 Д. 632

ГАСО Ф. 627 Оп.1 Д. 644

ГАСО Ф. 627 Оп.1 Д. 656

 

Domestic psychologists during the Great Patriotic War of 1941-1945. in the Ural"

V.V. Velichko

(Ural Federal University)

E.V. Kiseleva

(Ural Federal University)

The work is aimed to illuminate the outcomes of the investigation on the development and achievements made by psychologists who worked in the Urals during the Great Patriotic War. The research was done by the volunteer students' psychological team under the supervision of the Ural Branch of the Emergency Psychological Aid Center of the EMERCOM Russia.

The investigation is based on the archive document analysis and interviews conducted with the veterans and home front workers. There were underlined the inputs of such scientists as V.S. Merlyn, A.K. Perov, A.R. Luria, and etc. who worked in the Urals during the Great Patriotic War.

Keywords: the Great Patriotic War, Soviet psychologists, occupational therapy, A.R. Luria, V.S. Merlyn, A.K. Perov, recovery, psychological support during the Great Patriotic War

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.