Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Perov, A. K.: history of formation of the Ural scientist-psychologist





V.G. Karimova

(Ural State Pedagogical University)

This work describes the history of the Anatoly Konstantinovich Perov's formation as one of the Ural scientific psychologists.

, labor, and differential psychology. Perov in his PhD investigated the probability of the character traits formation from the different psychological states. He underlined the importance of the state magnitude. The state can be fixed in the behavior system only if it seems to be essential for the person.

A.K. Perov together with the Sverdlovsk scientists (U.G. Alexeev, G.Y. Gabov, G.V. Vatilin, T.I. Rassolov, E.I. Semenko) focused on correlation between states and personality traits within the activity motives. To illuminate the issue of the personal spiritual life integrity Perov and his colleagues started the analysis of the spiritual life structures and the change processes in it. Perov scientific interests included: formation of the stable personality traits and activity motives, correlation between psychological processes, states, and personality traits. His deep and solid knowledge as well as his experience during war and peace period had created the base for multilateral development of the psychological studies including its military, pedagogical, and social dimensions.

Keywords: A.K. Perov, psychology of courage, psychology of manhood, personality traits formation, person, history of psychology.

Становление и развитие психологической науки в Южном федеральном университете в период Великой Отечественной Войны

В. В. Кузнецова

(Южный филиал ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России»)

Великая Отечественная война затронула каждый уголок нашей страны. В ходе боевых действий были разрушены не только градообразующие предприятия и жилые здания, но и деревни, и даже целые города. Ростов-на-Дону дважды находился в фашистской оккупации.

Война оказала большое влияние на социальную и научную сферы жизни горожан. Однако, вопреки атмосфере насилия и голода, наука не стояла на месте. В данной статье представлен анализ архивных данных показывающий великий подвиг советских учёных.

Большой сложностью являлся факт, что большинство источников информации были или уничтожены, или засекречены. Несмотря на это, нам удалось собрать достаточно достоверной информации о великом подвиге учёных, и в частности психологов.

Ключевые слова: Великая Отечественная Война, Варшавский университет, Ростовский Государственный университет, психология, эвакуация, И. С. Канаев, А. Д. Колбин.

Реорганизация психологической научной деятельности в Ростове на Дону под влиянием войны

Южный федеральный университет (ЮФУ) ведет свое начало от бывшего императорского Варшавского университета, открытого в 1817 году Александром I и эвакуированного в 1915г. из Варшавы в связи с военными событиями Первой Мировой войны. «… До эвакуации университета, в Ростове-на-Дону не было ни одного научного учебного заведения, ни одного человека сучёной степенью и званием. С появлением Ростове на Дону Варшавского университета здесь сразу оказался большой коллектив учёных …».

В годы Великой Отечественной войны Ростовский-на-Дону университет (далее-РГУ) находился в эвакуации. Еще в начале войны, в 1941/42 учебном году, был открыт историко-филологический факультет, в рамках которого преподавалась психологии на кафедре логики и психологии, впоследствии был сформирован факультет психологии РГУ.

В июле 1942 г. научные работники и часть студентов университета были эвакуированы из Ростова в г. Махачкалу, а затем в г. Ош Киргизской СССР.

16 мая 1944 г. университет вернулся в результате реэвакуации в Ростов-на-Дону и из-за отсутствия кадров, объединил профессорско-преподавательский состав ВУЗа с коллективом педагогического института, так же вернувшегося из реэвакуации для проведения занятий по психологическим дисциплинам в двух университетах.

Предмет «Психология» был введен практически по всем направлениям подготовки и в связи с увеличением объема работы кафедр психологии, остро встал вопрос о привлечении квалифицированных научных работников.

Научные кадры

В профессорско-преподавательский состав РГУ влились преподаватели психологии Канаев Иннокентий Степанович получивший образование в психоневрологическом институте г. Санкт-Петербурга (г.Ош, Киргизской СССР) и Колбин Апполинарий Данилович вернувшийся с армии и возглавивший кафедру психологии РГУ, параллельно преподавая в ПедВУЗе (Дальневосточный Государственный университет).

В годы войны университет ощущал необходимость в высококвалифицированных кадрах в области психологии, в связи с чем велись переговоры о привлечении доцента А.И. Красильщиковой к работе университета, в то время работавшей в Институте психологии в Москве, завершившиеся безрезультатно в связи с отсутствием возможности предоставления жилья приезжим преподавателям.

 

Научная часть

Работа университета в 1944 г. проходила в тяжелых условиях. В годы войны были уничтожены научная библиотека и библиотека учебных пособий, корпуса и экспериментальные мастерские, подтверждением чего может служить отчет о работе университета за 1943/44 учебный год.

Большинство кафедр, в том числе и кафедра психологии не имели ни лаборатории, ни собственного учебного кабинета, что сильно затрудняло работу профессорско-преподавательского состава.

Тем не менее, в 1947 году не только идет подготовка студентов в области психологии, но и поднимается вопрос об их мотивации к изучению предмета, улучшении качества и совершенствовании методики преподавания. Организовываются студенческие конференции, на которых учащиеся презентуют свои работы и исследования.

В отчетах кафедры Психологии и педагогики упоминается, что работа ведется по программе курса психологии издательства 1942 г.

Существенный недостаток учебных материалов по психологии не позволяет студентам работать систематически в течение года и не обеспечивает должного уровня подготовки. В методическом плане подчеркивается необходимость использования богатых художественных источников литературы для постановки психологических опытов на лекции, что может способствовать повышению интереса к психологии, как науке и как предмету изучения.

Несмотря на отсутствие учебных кабинетов и нехватку методических материалов и учебников наука не стояла на месте и развивалась.

Велась работа в области научно-исследовательской деятельности. Особое внимание уделялось изучению воли и характера под влиянием труда, спорта и коллектива.

Доцент Иннокентий Степанович Канаев работал над диссертационной работой «Психологические взгляды А. Ф. Лазурского».

Преподаватели кафедры немецкого языка при участии кафедры педагогики и всего дошкольного факультета Педагогического института занимались вопросами «Обучения иностранного языка в дошкольном возрасте». По их мнению, работа должна дать в итоге большой экспериментальный материал по психологии усвоения чужого языка в дошкольном возрасте, установить основные закономерности такого изучения и разработать практические пути для продуктивного овладения иностранными языками путём игры.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.