Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диагностика в психоаналитической терапии.





Критерии отбора клиента. Изнач-но психоанал.(ПА)созд-ся для работы с клиентом невротич-го склада.Истерич.невроз,невр.навязч.сост.,затем парафилии и пс.рас-ва.Психозы,органич.рас-ва рассм-сь как неподходящие.В наст.вр.ПА исп-ся довольно широко:завис-ти,девиантн,делинквентн.повед-е.Гл.показ-ль-длит-но сущ-ий интрапсих.конфликт.,кот.проявл-ся в дезадапт-ии.,характерологич-х проблемах=>длит-ое леч-е объяснимо.Пац-т д.облад-ть сильным наблюд-щим Эго,быть спос-м завязывать длит-е психотер-е отнош-я,д.б.спос-м рассуждать.У Кл-та д.б.поддерживающее окруж-е(семья,друзья). Осн.противоп-я: 1.Отс-е рацион-го и сотруднич-го Эго,спос-ть к терапевтич.расщепл-ю и образ-ю рабочего альянса=>спос-ть чел-а давать инфо и спос-ть смотреть на это со стороны.2.Проблема не столь велика и ПА не оправдан.3.Проблема черезчер велика и тре-т неотложного вмешат-ва и нет вр.для формир-я аналит-ой сит-ции.4.Проблема не поддается измен-ю.5.Тяж.псих.заб-е(шизофр,эпилепс,слабоумие). Анализир-ть пац-та: критерий Ур-ня культуры,образ-ти,открыт-ти.Если пац-т не развит соц-но,нрав-но,интеллект-но,то ПА не подойдет.ПА не дает быстрых рез-тов.,они достиг-ся достат-но медленно.Прежде чем реком-ть ПА необх-мо взвесить мат-ый вопрос,врем-ой и то,что ПА м.не дать положит.рез-та.ПА ориентирован не на процесс,а на конечный рез-т.Идеальный пац-т для ПА-чел,кот.не просто жалуется на проблемы,а пыт-ся анализировать их=>т.е.пост-но анализирует.Рациональн.начало в пац-те д.б. не невротич-м,т.е.«я могу наблюдатьмою болезнь».Все это д.б. свойств-но и аналитику.Аналит-к слуш-ся пац0та,погруж-ся вглубь себя.Способ понять пац-та-понять себя.Гл.инструмент аналитика-бессознат-ое аналитика=>оч.важно самопозн-е.Пс.анал-к д уметь контролир-ть св.мысли и чув-ва по отн-ю к клиенту.

 

21.Техника психодинамич.ПТ. 1) Первич.интервью- метод первичного диалога с пациентом,несущий в себе как диагностич-е,так и терапевтич-е f. Цели:а)установ-ие тесных интимных отнош-й м\у двумя посторонними: человеком-профессионалом и человеком, кот.страдает психологически и часто заставляет страдать других. Б), оно необходимо для оценки актуального психол-го статуса пациента и его отбора по критерию пригодности для такого рода ПТ. В) во время интервью происходит информирование пациента о выбранном виде ПТ 2)Терапевтич.альянс – это совместная работа ради достиж-я общей цели,а также постоянство и надежность Пт. Важно эмпатически выслушать все то, что рассказ-т пациент и попытаться понять,что он имеет в виду. Глубина интерпретации и исследования всегда должна находится на уровне сиюминутной потреб-ти клиента,не отставать и не опережать его мысли и чувства.Время донесения до сознания пациента новой инфо опред-ся его способ-ю услышать и понять,что ему хотят сообщить. 3)Свободные ассоциации - клиенту сообщается,что он м.свободно говорить о чем угодно. А гл.задача Пт вслушиваться в глубинные течения ассоциаций пациента.Часто услышав некую двусмысленность ассоциаций, Пт м.открыть путь к бессознат-му конфликту и значимой лич-ти из прошлого, -с кот. этот конфликт связан. 4)Интерпрет-я защит и трансфера. Трансфер-.пример тенденции нашего мозга видеть прошлое в настоящем, прибегать к использ-ю старых способов восприятия и реагир-я.А всякая противоречащая ему инфо отвергается.При этом Пт наблюдает иррациональные элементы в чувствах и восприятии пациента по отношению к Пт. Исслед-е трансфера – это часть усилий с целью понимания внутр.мира клиента и того, как пациент видит и пропускает через свой ум людей и события жизни.

22.Использование сновидений в терапии. Фр.подчерк,что сны служат спос-ом выявл-я тайных, неосозн-х жел-й и потому дают хор.мат-л для поним-я того,что творится в"глубине души"чел-а. Интерпрет-я снов направ-на на преодол-е психол.защиты и обнаруж-е изнач-го жел-я. Снов-е -это девственный продукт бессознат-го.Спос-ть снов-й превращать идеи в визуальн.образы-латентн. мысли,подавл-ое стремл-е к удовлетвор-ю жел-й получ.конкретн.форму в явном содержании снов-я– драматизация. Галлюцинаторн.св-во -пережив-е реальности.Сон возвращ.чел-а обратно,к прежн.сост-ям сущ-я,к воспомин-ям,к-рые пробужд.сильные пережив-я.Когда сны сочет-ся с возвращ-ем к прежн.способам мышл-я,можно восстановить вли-е прошлого на наст.Снов-е облад. спос-тью символически представл.мат-л. Сильн.и сложн.жизнен.пережив-я концентрир-ся в символич.выражении. Сгущ-е(конденсация) -соед-е вместе многочисл-х жел-й–проц,посредством к-рого 2и более образа объед-ся так,чтобы образ-ть составной образ, наделенный смыслом и энергией,получ-ми от обоих.Сплав жизни в прошлом,жизни в наст.и жизни в терапии стан-ся ощутимым и реальным во сне. Смещение –процесс,посредством к-ого энергия переем-ся с 1образа на др.(1образ м.символиз-ть др).Смещ-е-рез-т раб-ы подсознат. "цензуры",замещ-е истин.смысла снов-я намеками,образами,символами.Символы в снов-ях стан-ся бессознат-ми мех-ми,скрыв-ми св.связь не тока с переж-ми в прошлом,но и с болезнен. Аффек-ми.Эти символы не объясн.снов-й,а представл.лишь опорные точки,м.служить намеками пац-ту и тер-ту.В дальнейшем пац-ту следует поместить такие символы в единую перспективу с остальными ассоц-ями,дневными остатками и актуальн.для терапии темами,над к-рыми идет работа. Хар-ная особ-ть снов-я -включ.в себя соб-я,происх-ие в предшеств.сутки.Дневные остатки концентр-ся на гл.конф-те,вызванном дневн.соб-ми,текущие бессозн-ые стремл-я пац-та наиболее явно видны в дневн.остатках.Серия снов-й в теч-е опред.периода позвол.раскрыть черты л-ти. Интерпрет-я снов-й/вторичн.обработка -переделка снов-й,связ-х сценарием.Проц,при к-ром символы преобрет.целост-ть.В итоге получ-ся развёрнутый рассказ.Сон выступ.как комментарий к ПТ.При анализе снов-й б-ного просят объяснить каждый эл-т снов-я 1ми пришедшими в голову словами на основе свободн.ассоц-й, мыслей и образов-выявл-е«заменяющих»представ-й,ведущ.к расшифровке скрытого смысла снов-й.Измен-я в повторяющихся снов-ях делают очевидн. продолжит.и существ-е измен-я в структуре л-ти. Правила раб-ы со снами: ~Не обращ.вни-е на внешн.содерж-е снов-й,вне зав-ти от того,пон-но оно пац-ту/каж-ся абсурдным.~Снов-е следует разбирать на эл-ты.Исп.м-д своб.ассоц-й-объясн. кажд.отд.эл-т.~При анализе снов-й ПСан-к д.набр-ся терп-я и подождать,пока скрытое не появ-ся само-в ходе пост.ассоц-й.Интерпрет-я(толков-е)снов–процедура придающая сновид-ям знач-е, расшир-ее и углуб-ее то знач-е,к-рое им придает сам пац-т.Интерпрет-я напр-на на преодол-е психол.защиты и обнаруж-е изнач-го жел-я.Снов-е включ.в себя:а) явное(манифестное) содерж-е–снов-е в том виде,как его пережив.,рассказ.и помнят;б) скрытое(латентное) содерж-е,к-рое раскрыв-ся путем интерпретации.

Адлер воспринимал снов-я как деят-ть направл-ую на реш-е проблем с ориентацией на будущее,это некая предварит-ая репетиция возможных действий:если хотим отложить действие-забываем сон,если хотим отговорить себя от действий-пугаем себя ночными кошмарами.Подобно тому,как ранние воспомин-я отраж.долговрем-ые цели,снов-я-это ответы на непосредственные проб-мы. Юнг:сны-каналы связи с бессознат.стороной психич-го.Дополн-е сознат.дневной жизни. Сны выраж.др.сторону/изнанку сознат.жизни.Ч/з сны бессозн.общ-ся с чел-ом.

 

23. Теория гештальт-терапии. ГТ-направл-е ПТ,созданное Фрицом Перлз;ставит св.целями расшир-е осозн-я чел-а и посредством этого лучшее поним-е и принятие себя,достиж-е большей внутриличностной целост-ти,большей наполнен-ти и осмыслен-ти жизни,улучш-е контакта с внешн.миром.Гештальт-с немецк.«образ»,«фигура»,«форма».В психологии под гештальтом поним.специфич.организацию частей,к-рая сост.опред.целое.ГТ не облад.стройной логичной теорией,это форма практич.работы,направл-ой на ПСтерапевтич.измен-я.Цель ГТ–помочь чел-у обрести самого себя,стать аутентичным.Ключев.сост-я,опред-щие аутентичность–подлинность, уникальность,спос-ть быть самим собой и жить полной жизнью,стремл-е к св.неповторимому стилю жизни,к-рый не копир.авторитеты и не кому не подражает.Стремл-е к индивидуальности, целостности,к собств.неповторимости,уникальности л-ти сост.гл.особ-ть ГТ,отличающую ее от др.ПСтерапевтич.направ-й.Теория гештальт-терапии основ-ся на след.полож-ях:1)Идея холизма: чел.представл.собой целостное социобиопсихологич. сущ-во,любое дел-е его на составные части явл-ся искусств-ым.В психике нет ничего,что бы не имело бы отраж-я в теле чел-а.Поэтому работа с телом–важн.составляющая ГТ.2)Возник-е и удовлетвор-е пот-ти расс-ся как проц.возник-я и заверш-я гештальта.Кажд.пот-ть стрем-ся к св.удовлетвор-ю и если этого не происх,то нар-ся весь проц.образов-я новых пот-ей,т.к.незаверш-ый гештальт заб.энергию у орг-ма,снова и снова пытаясь быть завершенным.При этом др.пот-ти будут блокированы.3)Насущная пот-ть заним. доминир.полож-е,образуя фигуру,для к-рой все остальные пот-ти стан-ся фоном,и вынос-ся на контактную границу.Далее орг-зм ищет во внешн. среде объект,к-рый способен удовлетворить эту доминир.пот-ть.Проц.формир-я фигуры и фона явл-ся динамич-им.Если пот-ть не удовлетворена, то появл-ся опасность,что фигура станет ригидной,и в различн.неадекватн.сит-ях чел.будет пыт-ся удовлетворить 1и ту же пот-ть. 4)Контакт-базовое понятие ГТ.Психол.явл-я сущ.только на границе контакта чел-а и среды,из к-рой чел.получает удовлетвор-е пот-ей.При взаимодействии с полем окруж.среды организм осущ. цикл контакта,включ.в себя опред.стадии:предконтакт (возникнов-е пот-ти),контакт(выбор объекта удовлетвор-я из среды),финальный контакт(исчезнов-е границы м/д объектом и субъектом),постконтакт(организм отделяется от среды,ассимилирует приобрет.опыт–цикл завершен).5)Осн.задача ГТ-это расшир-е осозн-я.ГТ исходит из того,что если люди достиг.ясного осозн-я внутр.и внешн.реальности,то они способны самост-но разрешить все св.проблемы. Поэтому тер-я не ставит св.целью измен-е повед-я,повед-е мен-ся само по мере роста осознания. 6)В терапии акцент делается на актуальн.процессе.Проб-ма живет в наст-ем кл-та, поэтому доступ к ней может произойти«здесь и сейчас».Исп-е этого принципа позвол. интенсифицировать процесс осозн-я.7)Организм функционир.на основе саморегуляции.В ГТ различ.5мех-ов нар-я процесса саморегуляции:1)интроекцию;2)проекцию;3)ретрофлексию; 4)дефлексию;5)конфлуенцию.При интроекции чел.усваивает чув-ва,взгляды убежд-я,оценки, нормы,образцы повед-я др.людей,к-рые,вступая в противоречие с собств.опытом,не ассимилир-ся его л-тью(наиб.ранние-родит-ие поучения)."Он думает то,чего от него хотят др". Проекция -чел.отчуждает присущие ему кач-ва,поскольку они не соотв-ют его"Я-концепции"."Он делает другим то,в чем сам их обвиняет". Ретрофлексия -поворот на себя-наблюд-ся в тех случаях,когда какие-либо пот-ти не м.б.удовлетворены из-за их блокиров-я соц.средой,и тогда энергия, предназнач-я для манипулир-я во внешн.среде,направл-ся на самого себя."Он делает себе то,что хотел бы делать др". Дефлексия -уклон-е от реальн.контакта.Выраж-ся в форме болтливости, ритуальности,условности повед-я,тенденции"сглаживания"конфликтн.сит-й. Конфлуенция (слияние)-выраж-ся в стирании границ м/д"Я"и окружением.Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих.Представл.собой защитн.мех-мы, прибегая к к-рым индивид отказ-тся от св.подлинного"Я".В рез-те действия перечисл.мех-ов нар-ся целостность л-ти,к-рая оказ-ся фрагментированной,разделенной на отдельн.части.

 

24.Цикл контакта в гештальт-ПТ. цикл контакт включ. в себя стадии: предконтакт (возни-е потребности), контакт (выбор объекта удовлетворения из среды), финальный контакт (исчезновение границы между объектом и субъектом), постконтакт (организм отделяется от среды, ассимилирует приобретенный опыт – цикл завершен). Контакт - базовое понятие гештальт - терапии.Все основ.потреб-ти могут удовлетворяться только в контакте с окруж.средой. Место,в котором организм встреч-ся с окруж.средой- границей контакта.

 

25.Взаимоотношения терапевта и клиента в гештальт-терапии. Взаимоот-я тер-та и кл-та–это экзистенциальная встреча 2х людей.Л-ть ПС-та,его спонтан.R-ии и действия стан-ся важнейш.эл-ом тер-ии.Тер-т им.право гов.о св.чув-ах,выносить на границу контакта люб.эмоции,возник-ие при взаимод-ии с кл-ом,его чув-ва стан-ся 1из инстр-тов терапии.В ГТ психолог расс-ся как катализатор,помощник,сотворец,интегрир-ый в единое целое л-ти кл-та.Вмеш-во тер-та направлено не на интерпрет-ю,а на пробужд-е сознав-я пац-та–осознав-я того,что он думает и чувствует.Психолог стар-ся избегать непосред-го вмеш-ва в личн.чув-ва кл-та и пыт-ся облегчить выраж-е этих чув-в.Гл.цель взаимод-я с кл-ом-активация внутр.личностных резервов кл-та, высвобожд-е к-рых ведет к личностн.росту.Тер-т д.«выбить»кл-та из привычн.жизнен.позиции,к-рая позвол.спрят-ся от реальности,помочь увидеть все многообразие жизнен.выборов и стать свободн.и ответств.за св.жизнь.Слово«должен»зам-ся на «хочу»(«я хочу так сделать»-свободн. выбор).Кл-там отвод-ся активн.роль,включ.в себя право на собств.интерпретации позиций,на осознав-е схем св.повед-я и жизни.Предполаг-ся,что кл-т д.переключ-ся с рационализир.на пережив-е.Причем вербализ-я чув-в не настолько важна,насколько важно жел-е кл-та,его гот-ть принять сам проц.актуальн.пережив-я,в к-ром он будет на самом деле испытывать чув-ва и гов.от их имени,а не просто сообщать о них. Для ощущ-я полноты жизни чел-у необх.осознав-е (не«осознание»как поним-е,а«осознав-е»,как пережив-е,чувствов-е)наст-го во всех его измер-ях. Терапевтич.сессии в ГТ отлич-ся эмоц-тью.Тер-т поощряет свободн.выраж-я заблокир-ых чув-в, как «+»-х,так и «-»-х.

 

26.Психотерапевтич.техники в ГТ. ГТ обладает большим кол-вом техник, многие из к-рых заимствованы из др.видов ПТ:допустимо исп-е любой техники,служащей естеств-ым продолж-ем диалога тер-та и кл-та и усиливающей проц-ы осознав-я.Психотехникам в ГТ имен-ся играми и экспериментами.Тер-я м.осущ-ся как груп-ая(акцент дел-ся не на груп-ой динамике,а на индивид-ой раб-е с 1 членом гр-пы,заявившим св.проб-му)и как индивид-ая.2гр-пы:~тех-ки диалога-осущ-ся на границе контакта м/д кл-ом и ПСтер-ом.Тер-т отслеж.проб-мы и выносит св.эмоции на границу контакта;~Проективные тех-ки-исп-ся для работы с образами,снов-ми,отдельн.частями л-ти. Тех-ка эксперимент-го усил-я сост.в том,что кл-т д.усилить какое-либо из св.малоосознаваемых верб/неверб.проявл-й.(Довести поведенч.акт до абсурда). Тех-ка«горяч.стула». Концентрация (фокусированное осознав-е):Осознавание д.происходить на 3ур-ях:осознав-е внешн.мира(что я вижу,слышу),внутр.мира(эмоции,телесн.ощ-я),а также мыслей. Придерживаясь принципа«здесь и сейчас»,кл-т расс-т о том,что он осознает в данный момент. Это позвол.а)обострить ощ-е наст-го(мир стан-ся ярче и реальнее);б) помогает осознать способы,с пом.к-рых убегает от реальности (воспомин-я/фантазии);в)монолог-осознав-е явл-ся ценным мат-ом для тер-ии. Тех-ка челнока. Тер-т намеренно меняет ур-ни осознав-я,фигуру и фон в сознании кл-та. Тех-ка"пустого стула "– а) для размещ-я значим.чел-а для диалога;б)для диалога различн.частей л-ти(при внутриличностном конф-те,к-рые часто порожд-ся внутр.диалогом «собака сверху» –долг,общество,совесть и «собака снизу» –желания,эмоции,спонтанности).Пересаживаясь с 1стула на др.и идентифицируясь с разн. частями св.л-ти,кл-т ведет диалог от их имени.Позвол.выплеснуть накопившееся-чаще это чув-во вины и обиды. Техника раб-ы с полярностями –в л-ти одновр-но сущ.противопол-ти,поляр-ти.Это позвол.расширить зону осознав-я и включ.в л-ть ранее недоступный личностн.потенциал. Тех-ка наоборот/перевёртыш -продемонстрир.повед-е, противопол-е тому,к-рое ему нрав-ся,присуще (застенчивый→развязно)-принятие той части Я,к-рая недоразвита. Тех-ка работы со снов-ми: подход к снов-ям избегает интерпрет-й,но сны счит-ся экзистенциальн.посланиями,к-рые надо понять,т.е.непосред-но пережить содерж-е сна.Надо дать самому переж-ю выразить себя,вместо того,чтобы думать о нем.Все эл-ты сна рассм-ся как части л-ти кл-та,с кажд.из к-рых он д.идентифицир-ся,чтобы присвоить собств.проекции/избав-ся от ретрофлексий.Надо войти в сон,вызвать его к жизни.Переживая его сейчас,мы осознаем,что он передает нам.

27.Клиент-центрирован-я ПТ: теоретич.основы воздействия. Основ.теории К.Роджерса:1)вера в изначальную,конструктивную и творчес.мудрость чел-а; 2)убеждение в социально-личностной природе средств,актуализирующих конструктив.личностный потенциал чел-ка в процессах межличн-го общения; 3)понятие о 3 "необходимых и достаточных условиях" межлич-го общения, обеспечив-х конструктив-е личност.изм-я("безусловное позитивное принятие др.человека", "активное эмпатич-е слушание", "конгруэнтное самовыражение в общении"); 4)представление о закономерных стадиях протек-я группового процесса, возник-го в указанных социально-личностных условиях, и о его столь же закономерных терапевтич-х результатах. КЦ подход акцентирует роль Пт, проявляющего эмпатию, открытость, честность, конгруэнтность и заботу, когда он слушает индивида или группу и способствует их росту. Гл.основа- глобальное доверие человеку. Осн.положения:1)внутр.природа чел-ка позитивна, конструктивна и социальна. 2)эта природа начинает обнаруживать и проявлять себя в человеке каждый раз,когда в его взаимоотнош-ях с др.человеком сущ.атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатич-го понимания и конгруэнтного(честного) самопредъявления. Чел.обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный климат благоприятствующих психологических установок. Особ-ти КЦ ПТ: 1) ее изначальное становление вне какой-либо традиционной ПТ. 2) “спокойная революционность».

28.Психотерапевтич.техники в клиент-центрир-ой ПТ. К.Роджерс.Включ.в себя убежд-е в том, что кажд.чел.облад.самоценностью,достоинством и спос-тью к самоуправл-ю.Роджерс трансформир.психол.модель чел-а в направлении абсолютного доверия пац-ту,кл-ту,чел-у.В кач-ве осн.проб-мы и задачи ПТ видится исцел-е как обрет-е чел-ом посредством принятия и самопринятия св.утраченной целостности.В кач-ве осн.технич.сред-ва исп.терапевтич.беседу и такие ее составляющие как отраж-е пережив-й и активн.эмпатич.слушание(зеркальн.обратн.связь кл-ту в сочетании с концентрацией ПСтер-та на его пережив-ях).В обл-ти ПСтер-ой практики Роджерс также выступ.в кач-ве радикального реформатора.Он стрем-ся сместить центр ПСтерапевтич.проблематики с леч-я,избавл-я от симптомов и адаптации на исцел-е как обрет-е целостности чел-а со всем его потенциалом,как его самореализации.Процессуальн.целью ПТ стан-ся самоиссл-е чел-а,а ее конечн.целью-“полноценно функционир-ий чел”,сущностной харак-ой к-рого явл-ся экзистенциальн.способ бытия как реализация ценностного проц-а.КЦПТ акцентирует роль тер-та,проявляющего эмпатию,открытость,честность,конгруэнтность и заботу,когда он слушает индивида/гр-пу и способствует их росту.ПСтер-т,реализующий чел-ЦП к чел-у не склонен руководить св.кл-ом,вести его,он доверяет кл-ту,поскольку он лучше любого спец-та знает путь к собств.исцел-ю.Тер-т не явл-ся экспертом,не интерпретирует,не критикует,не успокаивает,не хвалит,не направляет кл-та.Самое гл–соприсутствие и сопровождение кл-та,а сама тер-я представл.собой не«способ действия»,а «способ существ-я»с кл-ом.Недиректив-ть–не поведенч-ое,а личностное измер-е.Нужно стрем-ся к кач-ву отнош-й,стиль работы тер-та не настолько важен.Тер-я ориентир.не на проб-му,а на кл-та.Глубокое поним-е чув-в и личностных смыслов,обнаружив-х кл-ом в св.опыте,треб.от ПСтер-та чрезвычайной сензитив-ти и такого деликатного проникнов-я в его приватный мир,при к-ром он чувств.себя во все большей безопас-ти в отнош-ях с ПСтер-ом,все более склонным выражать самые разн.фрагменты св.внутр.мира (фантазии и интуиции,образы и влеч-я,ассоциации и приватные мысли).Подобное эмпатич.поним-е-проникнов-е может оказ-ся настолько глубоким,что интуиция ПСтер-та,оказ-ся в сост-ии выявлять утрач.самим кл-ом фрагменты его внутр.мира и тем самым восстанавливать его целост-ть. Феномен Принятия -безоценочн.принятие как “хор”(позитивн,зрелых,просоц)пережив-й и чув-в, так и“плохих”(болезнен,продикт-ых страхом,инфантильных,асоц)фрагментов эмоц.опыта кл-та.–исцел-е как обрет-е чел-ом посредством прин-я и самоприн-я св.утраченной целост-ти.Особ-ти эмпатич.проц:1)сохран-е собств.позиции эмпатир-го,сохран-е психол.дистанции м/д ним и эмпатир-ым;2)наличие сопережив-я;3)динамичный(процесс,действие),а не статичный(сост-е,спос-ть)хар-р феномена эмпатии. Конгруэнтность -подлин-ть,открытость,честность;Это проц. безоценочн.принятия и осозн-я чел-ом св.собств.реальн.и актуальн.ощущ-й,пережив-й и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в повед-ии способами,не травмир-ми др.людей.Пережив-е св.собств.чув-в,их открытость себе и др.людям.Способствов-е полноте пережив-й кл-та–если то/иное пережив-е оказ-ся прочувствованным во всей своей глубине и во всем объеме,оно может стать живым,свободным и преобразующимся.Вопросы: 1)предоставл. необход.инфо-ый базис(получ-е инфо и достиж-е поним-я);2)конкретизир-е«?»–подвести кл-та к наглядн.опис-ю сит-ии/чув-ва;3)углубляющие«?»–побудить кл-та к более углуб-ой перераб-ке, перейти к опис-ю того,что имеет личностное знач-е. Фокусировка –акцентирует углубл-е эмоц. аспектов пережив-я,прозвучавших из уст кл-та.Фокусировка активно направляет вним-е кл-та на его актуальн.внутр.сост-я,к-рые проявл-ся в диффузных эмоциях и телесн.ощущ-ях.После адекватной символизации диффузное чув-во либо мен-ся,либо исчезает. Конфронтация –ПСтер-т делает высказ-я,к-рые указыв.на несоответствия,расхожд-я м/д актуальн.и более ранними высказыв-ми/м/д верб.и неверб.повед-ем кл-та.Цель конфронтации–направить вним-е кл-та на те феномены,к-рые ему(пока)не ясны и подвергнуть эти феномены переработке.Гл.задача ПСтер-та-создать особую атмосферу общения с кл-ом:а)принимать его без каких-либо предварит-х усл-й, таким каков он есть,б)понимать кл-та,не оценивая,но сопереживая ему,понимать его не умом,но сердцем и в)быть с кл-ом,открыто и откровенно общаясь с ним,не скрываясь и не прячась от него за маской профессионала-эксперта.

 

29.Теоретич.основы когнит.ПТ. В отеч.лит-ре ее м-ды обычно применялись под назв-ем условно-рефлекторной ПТ.Поведенч.ПТ основана на«аспириновой метафоре»:достаточно дать аспирин, чтобы голова не болела,т.е.не нужно искать причину гол.боли–нужно найти сред-ва,ее ликвидир-ие.Осн.теоретич.базой явл.теория рефлексов И.П.Павлова.Классич.опыты показали,что формир-е усл.Rии подчин-ся ряду требов-й:1)смежность–совпад-е по t индиффер-го и безусл-го раздраж-ей; 2)повтор-е,но при опред.усл-ях возможно формир-е после 1го же сочет-я;3)чем выше интенсив-ть пот-ти,тем легче формир-ся усл.рефлекс;4)нейтральн.S д.б.достаточно сильным,чтобы выделяться из общего фона раздраж-ей;5)угас-е усл.рф-са после прекращ-я его подкреп-я происх.постеп-но и не полностью;6)наиб.резистентны к угас-ю усл.рф-сы,сформир-ые с вариабельным интервалом и вариабельным соотнош-ем;7)важно учитывать закон генерализации и дифференциации раздраж-ля.На 2ом этапе разв-я поведенч.ПТ в кач-ве теоретич.основ выступали теории инструмент-го/ оперантного обусловлив-я.Формир-е усл.Rии проходит путем проб и ошибок,как рез-т выбора (селекции)нужного эталона повед-я и последующего его закрепл-я на основании закона эффекта. Он формулир.следующ.образом:повед-е закреп-ся(контролир-ся)его рез-ами и послед-ями. Инструментальн.рф-сы контролир-ся их рез-ом,а в классич.усл.рф-сах Rии контролир-ся предъявл-ем предшествующего S-ла.Из этой схемы видны осн.пути измен-я повед-я в терапии: возд-е на последствия(рез-ты)повед-я и управл-е предъявл-ем S-ла.

30.Этапы когнит-ой ПТ Этапы: 1. Идентификация(опознание)неадаптивных мыслей. Техники:сосредоточения на мыслях в реальных психотравмир-х ситуациях и "проигрывание" ситуации в воображении. Метод – "сократический" диалог, Пт задает вопросы,кот. позволяют пациенту прояснить собств.проблему и идентифицировать собств.неадаптивные мысли.Неадаптивные мысли характер-ся 2 дихотомиями: опасность-безопасность и боль-удовольствие. 2. Отдаление. Пациент д. усомниться в проблеме, сделать ее гипотезой, посмотреть со стороны. Отстранение подразумевает 3 компонента:осознание автоматизма "плохой" мысли;осознание,что "плохая" мысль неадаптивна; появление сомнений в истинности неадаптивной мысли. 3. Проверка истинности неадаптивной мысли. Испол-ся как когнит-ые,так и поведенч-ие техники. Если проверка пациентом собств-х неадаптивных мыслей показывает,что они необоснованны,беспочвенны,то возник-т возможность избавиться от этих мыслей. 4. Пациент меняет неадаптивные убеждения на адаптивные.

31.Принципы и м-ды поведенч.терапии. ППТ предназнач. исправить неадекват.и обучить адекват.повед-ю.Консультант явл-ся активн.стороной;он исп.роль учителя,тренера,стремясь научить кл-та > эффект-му повед-ю.Гл.цель–формир-е и совершенствов-е умений. Осн.м-ды:техники контроля над импульсами;т-ки контр-я последствий;т-ки науч-я по моделям; т-ки самоконтр-я;когнитивн. м-ды. Техники контроля S –гр-па техник,с пом.к-рых пац-ту перед-ся стратегия совлад-я с проблемн.сит-ями.Прим.явл-ся т.н. м-ды конфронтации при повед-ии избег-я,обусловленном страхом. Задача ПСтер-та-побудить кл-та к конфронтации с пугающей сит-ей,тогда м.произойти угаш-е и преодол-е страха.Из-за полного избег-я чел.не приобрет.опыта безопасн. повед-я,и поэтому не происх.никакого угаш-я. М-д систематич.десенсибилизации предполаг,что патоген.R явл-ся неадаптивн.реагир-ем на внешн. сит-ю.Мех-м устран-я:мех-м взаимоисключ-я эмоций/принцип реципрокности эмоций:Если чел.испытывает радость,то он закрыт к страху;если расслаблен,то также не подвержен R-ям страха.=> если«погрузить»в сост-е релаксации/радости,а потом показывать стрессоген.стимулы,то R-й страха не будет. Десенсиб-я в воображ-нии -находясь в сост-ии расслабл-я,пац-т представл.себе сцены, вызыв-ие у него тревогу, затем устран.тревогу путем усил-я релаксации. Поэтапное,градуиров-ое возд-е -б-ной д.сталк-ся с вызыв-ми тревогу раздраж-ми(нач.с наиб.слабых)в реальн.жизни в сопровождении врача,к-рый побужд.усиливать тревогу.Вера во врача и контакт с ним явл-ся противообусловлив-щим фактором. Контактн.десенсиб-я –кроме телесн.контакта с объектом присоед-ся еще и моделир-е–вып-е действий по списку др.чел-ом без страха. Эмотивн.воображ-е –отождествл-е с любимым героем и столкнов-е героя с сит-ми,вызыв.страх.Игровая десенсиб-я. Погруж-е,наводн-е: пац-та помещ.в самую труднопереносим.для него сит-ю,относящуюся к вершине иерархии раздраж-ей, причём он д.подверг-ся её возд-ю до тех пор,пока тревога не исчезнет спонтанно.Чем резче столкнов-е с сит-ей,чем она длительнее,чем интенсивнее пережив-е,тем лучше.Длит.экспозиция психотравмир. объекта приводит к запредельн.тормож-ю,к-рое сопровожд-ся утерей психол. чувствит-ти к возд-ю объекта.Техника наводн-я в форме рассказа,воображ-я– имплозия. Тер-т сост.рассказ,в к-ром отраж.осн.страхи пац-та.Задача вызвать max-ый страх;поддерж. достаточно выс.ур-нь страха,не давать ему сниж-ся в теч-е40-45 мин.+Д/з проводить такие тренир-ки дома 1в день.После неск. сеансов м.переходить к наводн-ю. Техника парадокс.интенции: пац-ту предлаг-ся прекратить борьбу с симптомом и умышленно вызывать его произвольно/даже стар-ся его увеличивать.Т.е.треб-ся кардинально изменить установку по отнош-ю к симптому,бол-ни.Вместо пассивн. повед-я–переход в активн.наступл-е на св.страх. Мет-ка вызванного гнева –исп.гнев как реципрокн.ингибитор страха и основ-ся на предпол-ии,что гнев и страх не м.сосущ-ть одновр-но. Техники контроля последствий -управл-е проблемн. повед-ем ч/з послед-я.Оперантные м-ды/ стратегии ситуативн. управл-я.Позитивн.послед-я даются только для желат-го целевого повед-я и не даются для нежелат-го проблемн.повед-я.Часто примен-ся жетонная с-ма..Наказ-е–это мет-ка примен-я отрицат-го(аверзивного)S сразу же за ответной R-ей,к-рую стрем-ся угасить.В кач-ве отрицат-го S чаще всего исп.болезненный, субъективно неприятн.S и тогда эта мет-ка фактически превращ-ся в аверзивную. Тер-я испытанием –аверсивный мех-м,при к-ром предпис-ся вып-ть зад-е,к-рое причин.еще большее неудобство, чем сам симптом(при бессоннице проводить всю ночь за чтением книги стоя).К дезавтоматизации неконтролируемого патологич. навыка приводит его произвольн.ежедневн.реализ-я. Угашение –пр.исчезнов-я R-й,к-рые «+»не подкреп-ся.Этот м-д треб.знач-го времени,причем снач.наступ.период первонач-го возраст-я по частоте и силе. Оц-ка ответа–(мет-ка штрафа) исп-ся только с «+» подкреп-ем.«+»подкреп-е уменьш-ся за нежелат.повед-е. Насыще-ние –повед-е,к-рое «+»подкреп-ся,но продолж-ся длит.t,имеет тенденцию истощ-ся само, а «+»подкреп-е теряет силу. Науч-е по моделям. Наблюдая за повед-ем др.людей(и за послед-ями этого повед-я)усваивают это повед-е/меняют паттерн собств-го повед-я в направлении повед-я модели.В этом случае наблюдатель м.довольно быстро науч-ся подражать и перенять даже оч.сложн. способы повед-я и действия.В ходе ролевой игры повед-е закреп-ся (тренировка повед-я) и перенос-ся в реальн.сит-ии.В глазах пац-ов ПСтер-т во всех отнош-ях облад.fей модели. Когнит.м-ды: Подходы самоконтроля–предполаг.спос-ть индивида к управл-ю собств.повед-ем. Самоконтроль–особый случай саморегуляции при наличии конфликтн.сит-ии:индивид прерывает во многом автоматизир-ую поведенч.цепочку,чтобы проанализир.сит-ю и собств.повед-е.К самоконт-лю в узк.смысле слова относ.след.м-ды:А)м-ды самонабл-я,служащие 1ой ступенью в проц.измен-й.Б)м-ды контроля S–индивид сам управл. повед-ем за счет того,что организует физич.и соц.окруж-е,делая более вероятным/невероятным соответствующее целевое повед-е. В)м-ды контроля последствий–управл-е самоподкрепл-ем, самонаказ-ем/заключ-ем спец.контрактов.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.