Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль ведущего вида деятельности в развитии логического мышления старшеклассников





Известно, что теория деятельности была предметом научных исследований многих ученых. В советской традиции среди них выделяют двух выдающихся исследователей— А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Именно они, взяв за основу труды Л.С. Выгодского о культурно-исторической психологии, заложили основу деятельностного подхода, а поскольку Выгодский в своих работах опирался на труды Маркса и Энгельса, основная идея этого подхода может быть выражена цитатой из этих трудов: не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. [f, с. 491.]

С.Л. Рубинштейн сформулировал свой основной методологический принцип единства сознания и деятельности, получивший впоследствии название «деятельностный подход», предполагая, что психика неразрывно связана с деятельностью человека и этой деятельностью обусловлена. Деятельность при этом понималась как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. [g] Дальнейшую разработку деятельностного подхода осуществил А.Н. Леонтьев, который в свою очередь подчёркивал, что человеческая жизнь есть система сменяющих друг друга видов деятельности, а эволюционный процесс развития психики есть развитие предметного содержания деятельности: предметный мир все более и более включается в деятельность, расширяя сферу знания человека, а знание же в свою очередь все более изменяет его предметный мир. [h]

Однако, как отмечают на сегодняшний день такие исследователи как В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, имеются принципиальные расхождения и трудности в трактовке понятия деятельности, выборе оснований для её классификации, в выборе адекватных методов исследования и т.д. Для иллюстрации этих трудностей можно привести далеко не полный перечень различий между формами и видами деятельности, существующих в современной науке: материальная и духовная, внешняя и внутренняя, непосредственная и опосредованная, произвольная и непроизвольная, творческая и репродуктивная, индивидуальная и коллективная и т.д. Имеются различия и другого рода: игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная. Деятельность также разделяют на исполнительную и познавательную (перцептивная, мнемическая, умственная или мыслительная). Наконец, можно дифференцировать деятельность по целям, мотивам, предметному содержанию, способам осуществления, результату, условиям (в экстремальных...), в выборе средств (ручной, машинный труд...), степени свободы в постановке цели. Так одна деятельность может быть описана с помощью многих систем отсчёта. [i]

Одним из важнейших достижений деятельностного подхода и психологической науки в целом стала идея ведущей деятельности. Эта идея возникла в ходе наблюдений за детьми, когда обнаружилось, что в течение первых семи лет жизни ребёнок постепенно усваивает несколько видов деятельности, каждый из которых делает неодинаковый вклад в психическое развитие. Подобную неравномерность называют возрастной периодизацией, и она обусловлена тем, что в каждом возрасте один из видов деятельности является основным, ведущим для психического развития ребёнка. «Ведущей деятельностью мы называем не просто деятельность, которую зачастую выполняют на определенной ступени развития, - утверждает А.Н. Леонтьев. - Игра, например, совсем не отнимает времени у ребенка. В среднем ребенок дошкольного возраста играет не более 3-4 часов в день. Выходит, дело не в месте, которое занимает этот процесс. Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». [j, с. 476 ]

В своё время А.В. Петровский замечал, что детская психология не располагает никакими экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе, например в дошкольном возрасте или в трех школьных возрастах. Все это всегда было результатом умозрительных построений. В качестве ведущей деятельности для подросткового возраста разные исследователи называли интимно-личное общение (Д.Б. Эльконин, 1971), учебную деятельность (Д.Б. Эльконин, А. Коссаковски, 1978), познание, переходящее в ценностно-ориентационную деятельность (М.С. Каган) и, наконец, развернутую общественно-полезную деятельность (Д.И. Фельдштейн). Последний, по всей видимости, был ближе всех к истине, так как включил в состав учебную, трудовую, общественно-организационную, художественную и спортивную деятельность, однако же в данном случае нельзя говорить о типе ведущей деятельности, как и о каком-либо возрастном отличии, поскольку для любого другого возраста многоплановая деятельность также является ведущей в развитии личности. [k] Учитывая, что возрастная периодизация, предложенная Д.Б. Эльконином, считается самой известной если не во всём мире, то по всей России, мы будем считать учебную деятельность главной ведущей деятельностью старшеклассника и строить свои рассуждения, отталкиваясь от этой идеи.

Учебная деятельность в такой трактовке — это один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков. Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются [l]:

Учебная задача - задача, при решении которой учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.
Мотивы учебной деятельности — потребность учебной деятельности, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
Учебные действия — действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализовано с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и, в конце концов, выполняется сразу как единое действие.

В отличие от основных дидактических концепций, в концепции учебной деятельности заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Таким образом, ученика развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания. Учебный предмет не просто содержит систему знаний, но особым образом (через построение предметного содержания) организует познание ребенком генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразований. Субъектная активность ученика (ее направленность, характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности как бы извне. Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За учеником закрепляется роль познающего мир в специально организованных для этого условиях. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик. Признавая за учеником право быть субъектом познания, авторы этой концепции реализацию этого права по сути дела переносят на организаторов обучения, которые определяют все формы познавательной активности.

Известно, что знания, умения и навыки человек получает не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего учебную деятельность:
Во-первых, содержание учебной деятельности составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.
Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).
В-третьих, в процессе учебной деятельности происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Таким образом, мы показали значимость учебной деятельности в развитии мышления у старшеклассников. Вместе с тем мы обосновали тот факт, что старший школьный возраст является наиболее подходящим для развития логического мышления до уровня взрослого человека. Лишь старшеклассник способен усвоить математическую логику во всем ее объеме.

Необходимо понять, насколько школьники овладевают логическими знаниями при освоении курса математики и есть ли необходимость дополнительно вводить изучение математической логики.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.