Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ





ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Учебно-методическое пособие

Направление подготовки

Управление персоналом

 

 

 

Стерлитамак 2013

 

Автор-составитель:

Васильев Алексей Юрьевич

к. с. н., старший преподаватель

 

 


 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

  стр.
1. Цель, задачи и предмет дисциплины ……………………………………… 2. Требования к уровню освоения дисциплины……………………………… 3. Компетенции обучающегося формируемые в ходе изучения курса…………….. …………………………………………………………… 4. Содержание курса …………………………………………………………… 5. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………………………… 6. Задания для самостоятельной работы студентов ………………………….. 7. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению… 8. Вопросы для подготовки к экзамену ……………..………………………… 9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины……….………………. 9.1. Литература ………………………………………………………. 9.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ……………..………………………………………… 10. Курс лекций…………………………………………………………………. Глоссарий……………………………………………………………………….          

 

 

1.Цель, задачи и предмет дисциплины

Дисциплина «Основы управления персоналом» входит в учебный план специальности «Управление персоналом».

Цель курса «Основы управления персоналом» состоит в формировании у студентов системы знаний и навыков, необходимых для руководства персоналом современного предприятия (организации).

Предметом дисциплины являются формирование и использование человеческих ресурсов современной организации. При этом улучшение использования кадрового потенциала рассматривается как главный резерв повышения эффективности функционирования любой фирмы.



Наличие устойчивых знаний в области управления персоналом дает возможность значительно повысить эффективность функционирования организаций потребительского рынка в условиях сложившейся в Российской Федерации жесткой конкуренции в этой сфере деятельности.

Задачи курса:

- усвоение теоретических основ кадрового менеджмента;

- овладение методикой управления персоналом;

- исследование кадрового потенциала организации;

- изучение экономических, организационных и социально-психологических аспектов мотивации и стимулирования трудовой деятельности;

- рассмотрение путей повышения экономической эффективности использования человеческих ресурсов организации.

Структура курса включает в себя следующие основные вопросы: состав и функции государственной системы управление трудовыми ресурсами; философия и концепция управления персоналом; принципы и методы управления персоналом; цели функции и организационная структура системы управления персоналом; кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом; кадровая политика и стратегия управления персоналом; кадровое планирование; технология управления персоналом и его развитием; оценка результативности труда и затрат на персонал; мотивация и стимулирование трудовой деятельности; оценка социальной и экономической эффективности управления персоналом.

Данный курс является инструментом формирования у студентов системы знаний в области кадрового менеджмента для их дальнейшего использования в практической деятельности.

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

 

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление:

- о кадровой политике организации и стратегии управления персоналом;

- о кадровых технологиях и их использовании на практике;

- об оценке экономической эффективности управления персоналом.

знать:

- специфику предприятия (организации) как социальной системы управления;

- место и роль управления персоналом в системе управления организации (предприятия);

- особенности персонала предприятия (организации) как объекта управления;

- задачи, функции и структуру кадровой службы на предприятии (в организации);

- основы формирования и реализации кадровой политики фирмы;

- технологии управления персоналом;

- организацию обучения и развития персонала;

- виды, формы и мотивы обучения персонала;

- этапы деловой карьеры;

- оценку результативности труда;

- планирование затрат на персонал;

уметь:

- использовать на практике методы диагностики профессиональной пригодности работников;

- осуществлять мотивацию и стимулирование трудовой деятельности;

- исследовать кадровый потенциал организации и обеспечивать его оптимальное использование;

иметь опыт:

- формирования делового кредо организации;

- кадрового планирования;

- расчетов производительности труда и затрат на персонал;

- оценки экономической и социальной эффективности управления персоналом.

Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения таких дисциплин, как «Основы менеджмента», «Организационное поведение», «Социология» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Программа дисциплины направлена на формирование у обучающихся универсальных компетенций, связанных с комплексным видением роли и места трудовых ресурсов в развитии общества; пониманием современных проблем управления персоналом в организации; умением анализировать информацию о современных научных исследованиях в области мотивации работников, занятости, состояния рынка труда; представлением о наиболее перспективных направлениях научного поиска в области современных методов управления персоналом; пониманием взаимосвязи управления организацией в целом и ее персоналом; способностью всесторонне рассматривать и оценивать задачи повышения эффективности использования и развития персонала.

Изучение дисциплины формирует такие общенаучные компетенции, как системное мышление и понимание особенностей теорий управления о роли человека в организации как социально-экономической среде и практической реализации теоретических положений в управленческой деятельности по отношению к персоналу.

Инструментальные компетенции отражают умение использовать конкретные принципы, методы, подходы к формированию системы управления персоналом, формированию кадровой политики и стратегии управления персоналом, лидерство, коммуникабельность, инициативность, внимательность к людям, знание методов, подходов, техники проведения отбора, оценки, аттестации и др. функций, гибкость, ориентация на качество и результативность работы, оценка эффективности кадровых решений, навыки решения задач планирования потребности в персонале, разработки планов обучения, анализа стратегических факторов влияния на управление персоналом.

 

Содержание курса

Тема 3. Философия и концепция управления персоналом

 

Эволюция концептуальных подходов в управлении персоналом.

Современная концепция управления человеческими ресурсами организации.

Философия управления организацией.

Сущность и функции организационная культура фирмы.

Деловое кредо современной организации.

Кадровый потенциал организации и его оценка. Факторы повышения эф-

фективности использования кадрового потенциала

Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр

 

Методические рекомендации (указания) по изучению теоретического курса; по подготовке к практическим и семинарским занятиям.

Указания по их выполнению

 

Общие положения

В соответствии с учебным планом подготовки специалистов в области кадрового менеджмента, студенты, обучающиеся по специальности 080505 «Управление персоналом», должны выполнить курсовую работу по дисциплине «Основы управления персоналом» и представить ее к сроку, установленному учебным графиком.

Курсовая работа – это самостоятельная работа, целью написания которой является закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, демонстрация студентом умений аналитически аргументировать выдвигаемые научные положения и практические рекомендации.

Качество и содержание курсовой работы позволяет выявить общую теоретическую подготовку студента и уровень владения им специальными знаниями и навыками, необходимыми для эффективного осуществления своей будущей профессиональной деятельности.

При написании курсовой работы необходимо стремиться к тому, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы для подготовки выпускной квалификационной работы.

Предполагается выполнение курсовой работы на примере конкретного предприятия или организации. Однако, с разрешения преподавателя, читающего данный курс, возможно выполнение теоретической курсовой работы.

Выполнение курсовой работы осуществляется в такой последовательности: выбор темы; закрепление научного руководителя; составлении и согласование с научным руководителем плана работы; изучение требований к структурным элементам и содержанию работы; написание и оформление работы; рецензирование и защита курсовой работы.

 

Выбор и закрепление темы

Выбор темы курсовой работы целесообразно проводить с учетом ее использования для выполнения выпускной квалификационной работы.

Тема курсовой работы должна быть актуальной и отвечать современным требованиям теории и практики управления персоналом. В п. 9 методических указаний приведена примерная тематика курсовых работ, рекомендованная кафедрой. Однако студент может предложить дополнительную тему, не включенную в общий перечень тем, при этом целесообразность разработки такой темы должна быть обоснована.

Закрепление темы курсовой работы за студентом оформляется в виде задания (см. приложение 2), которое утверждается преподавателем, читающим курс лекций и являющимся научным руководителем по написанию работы. Задание обязательноприкладывается к курсовой работе, представленной на рецензирование научному руководителю.

За студентами одной учебной группы нельзя закреплять более двух одинаковых тем курсовых работ без разрешения заведующего кафедрой.

Темы курсовых работ утверждаются на кафедре не позднее, чем за 3 месяца до курсового экзамена.

 

Сбор материалов

Важным условием успешного выполнения курсовой работы является правильный подбор и изучение студентом материалов, отражающих содержание излагаемой темы. Сбор материалов для написания осуществляется в соответствии с разработанным планом.

Все материалы, используемые в процессе написания работы, можно разделить на теоретические и практические.

К теоретическим материалам относятся:

- законодательные акты, нормативные указания, материалы государственных органов управления трудовыми ресурсами;

- учебная, научная и методическая литература, книги и брошюры по специальным вопросам;

- статистические сборники, справочники, журнальные и газетные статьи.

Список рекомендуемой литературы по курсу «Основы управления персоналом» приводится в данных методических указаниях в п. 11.

К практическим материалам относятся:

- организационная, экономическая, кадровая, финансовая, технологическая, социальная и иная информация о деятельности торговых фирм (устав, предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т.п.);

- данные, полученные на основе анализа статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности (бухгалтерский баланс, отчеты прибылях и убытках и др.);

- результаты самостоятельного обследования предприятия (опросы, расчеты, наблюдения, эксперименты).

Все приводимые в работе данные (таблицы, схемы, графики и др.) должны быть подвергнуты тщательному анализу, прокомментированы и логически увязаны с темой и текстом работы.

 

 

Правила оформления

Текст работы оформляется одним цветом (черным или синим) на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210 х 297 мм). При этом устанавливаются следующие размеры полей: левое поле – 33 мм, правое – 10 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм. Следует соблюдать равномерную плотность и четкость текста по всему объему работы, а также сквозную нумерацию страниц начиная с раздела «Введение».

Текст основной части работы делится на разделы и подразделы в соответствии с планом работы, а названия разделов и подразделов должны быть выделены в тексте. Причем каждый из них должен иметь соответствующую порядковую нумерацию.

Иллюстрации, приведенные для наглядности (рисунки, графики, схемы), должны быть выполнены четко, выразительно, аккуратно, в цвете остального текста.

Ссылки на цитируемые источники рекомендуется делать в сносках по тексту работы.

 

Рецензирование и защита

Законченная курсовая работа подписывается студентом в конце ее текста и сдается на рецензирование. Срок представления работы, устанавливается графиком выполнения письменных работ. Работы, представленные с нарушением установленных сроков без уважительных причин, рецензированию не подлежат.

При рецензировании и оценке курсовых работ учитываются:

- полнота освещения основных вопросов темы и качество проведенного автором работы анализа;

- использование дополнительной литературы, практических материалов конкретного предприятия отрасли;

- литературный стиль и грамотность изложения вопросов темы;

- качество оформления работы.

Защита курсовой работы проводится до сдачи экзамена по курсу «Основы управления персоналом» публично в комиссии мз двух преподавателей. Одной из задач защиты курсовой работы является проверка самостоятельности ее выполнения. При наличии элементов списывания, всем студентам, допустившим это нарушение, выдаются задания на новые темы работ. При повторном выявлении фактов списывания студенты могут быть отчислены.

На защите студент должен кратко изложить основное содержание работы, уделив особое внимание выводам и предложениям, которые составляют предмет защиты; дать ответы на замечания рецензента и на возникшее в процессе защиты вопросы.

Студенты, получившие при защите курсовой работы неудовлетворительную оценку, должны произвести необходимую доработку и подготовить подробный доклад для повторной защиты.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Предмет курса «Основы управления персоналом» и задачи его изучения.

2. Организация (предприятие) как социальная система управления

3. Специфика персонала как объекта управления.

4. Эволюция концептуальных подходов к управлению персоналом. Концепция человеческого капитала

5. Закономерности функционирования социальных систем управления.

6. Принципы управления персоналом.

7. Методы управления персоналом.

8. Методологические подходы в кадровом менеджменте.

9. Роль человеческого фактора в постиндустриальном обществе.

10. Трудовые ресурсы и их качество.

11. Рынок труда и условия, необходимые для его существования.

12. Занятость и безработица.

13. Кадровый потенциал организации (предприятия) и методы его анализа.

14. Динамика формальных и неформальных групп.

15. Власть; баланс власти; формы власти.

16. Лидерство; модели лидеров.

17.Нововведения и персонал

18.Специфика управленческой деятельности.

19.Система государственных органов управления трудовыми ресурсами.

20. Философия фирмы и ее роль в управлении персоналом.

21. Сущность и функции организационной культуры фирмы.

22. Деловое кредо современной организации.

23. Цели управления персоналом и требования, предъявляемые к ним.

24. Основные задачи и функции современной службы управления персоналом.

25. Управленческие решения в системе управления персоналом.

26. Организационное построение службы управления персоналом.

27. Принципы организации труда в аппарате управления.

28. Кадровое обеспечение службы управления персоналом.

29. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом.

30.Правовое и нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.

31.Современные проблемы управления персоналом и пути их решения.

32. Сущность и содержание кадровой политики предприятия (организации).

33. Стратегия управления персоналом.

34. Сущность и содержание кадрового планирования.

35. Уровни и этапы кадрового планирования.

36. Система показателей, используемых в кадровом планировании.

37. Кадровый контроль и конроллинг.

38. Индивидуально-типологические особенности, биосоциальная природа и структура личности.

39. Темперамент и характер; их влияние на трудовую деятельность.

40. Трудовая деятельность и ее основные характеристики.

41. Сущность понятия «технология управления персоналом» и основные виды технологий, используемых в кадровом менеджменте.

42. Технологии профессиональной ориентации и адаптации персонала.

43. Набор, отбор и наем персонала.

44. Аттестация персонала.

45. Высвобождение персонала.

46. Профессиональное обучение и развитие персонала.

47. Подготовка резерва руководителей.

48. Сущность и виды деловой карьеры.

49. Требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера.

50. Социальная ответственность и этика менеджера.

51. Организация личной работы менеджера.

52. Стимулирование трудовой деятельности.

53. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

54. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности.

55. Производительность труда и факторы, влияющие на ее уровень.

56. Затраты на персонал и их классификация.

57. Сущность экономической эффективности управления и факторы, влияющие на ее уровень.

58. Критерии и показатели экономической эффективности управления.

59. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом.

60. Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Литература

Основная литература

1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник – М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Лукашевич В.В. Основы управления персоналом: учебное пособие – М.: Кнорус, 2007.

3. Управление персоналом: учебное пособие /Под ред. проф. О.И. Марченко – М.:»Ось – 89», 2004.

Дополнительная литература

 

4. Бирман Л.А. Общий менеджмент - М.: Дело, 2008.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник – М.: Проспект, 2007

6. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методика. Практика – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

7. Владимирова Л.П. Экономика труда: учебное пособие - М.: Издательский дом «Дашков и К» 2006

8. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2006

9. Исайчева И.А. Энциклопедия трудовых отношений – М.: Альфа – Пресс, 2007

10. Курганов В.М. Современный менеджмент. Теория и практика управления – М.: «Книжный мир», 2004

11. Лукашевич В.В. Управление персоналом: учебное пособие – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

12. Мелихов Ю.Е., Малуев П.А. Управление персоналом: портфель надежных технологий /учебно-практическое пособие – М.: «Дашков и К», 2008

13. Менеджмент: учебное пособие / Под ред. Лукашевича В.В., Астаховой Н.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

14. Менеджмент: практикум: учедное пособие / Под ред Ивановой Л.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

15. Практикум по трудовому праву / Под ред Д.А. Никонова и А.В. Стремоухова – М.: НОРМА, 2005.

16. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика: учебник – М.: Элит, 2004.

17. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. - М.: Дело, 2007.

18. Трудовой кодекс Российской Федерации – М.: «Ось – 89», 2002

19. Трудовое право: учебник / Под ред. О.В. Смирнова – М.: Проспект, 2003

20. Управление персоналом организации: учебник /Под ред. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА-М, 2004

21. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала пи минимальных финансовых затратах – М.: Вершина, 2008

22. Сербинский Б.Ю. Управление персоналом: учебник – М.: «Дашков и К», 2008

23. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: учебник – М.: Проспект, 2004

24. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методическое пособие - М.: Альфа – Пресс, 2006

25. Янкович Ш.А. Управление офисом: учебное пособие, ЮНИТИ, 2006.

 

Глоссарий

А

Автократичный стиль управления - руководство, основанное на концентрации функций управления единоначальником, который обычно сам принимает решения, плотно руководит работой и имеет достаточную власть, чтобы навязывать свою волю подчиненным.

Адаптация личности- привыкание. Различаются трудовая адаптация и социальная адаптация. Трудовая адаптация - привыкание человека к новым условиям работы. Социальная адаптация - утверждение личности в коллективе.

Авторитет руководителя - определенный уровень личного статуса менеджера в системе межличностных отношений.

Б

Биосоциальная природа личности - взгляд на человека как на биологическое существо и как на социальное существо. При этом социальное начало доминирует, подчиняет себе биологическое начало.

Бихевиористские концепции управления - поведенческие аспекты, охватывающие взаимоотношения менеджера и персонала, организация личной работы руководителя и требования, предъявляемые к менеджеру.

В

Власть - возможность влиять на поведение людей.

Власть в организации - право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение конкретных задач.

Власть, основанная на вознаграждении - влияние, основанное на ожидании подчиненным вознаграждения от руководителя.

Власть, основанная на принуждении - влияние, основанное на страхе наказания.

Влияние - способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.

Вознаграждение - все то, что человек считает ценным для себя.

Вертикальное разделение управленческого труда - основано на выделении уровней управления.

Г

Гигиенические факторы (согласно теории Ф. Герцберга) - факторы, находящиеся в среде, окружающей деятельность человека. Их отсутствие вызывает неудовлетворенность работой.

Горизонтальное разделение труда - разделение труда по функциям Оно проявляется в создании функциональных служб и подразделений в организации.

Группа - два человека и более, взаимодействующие таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

Д

Делегирование полномочий - передача задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за решение этих задач.

Демократичный стиль управления - руководство, основанное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократичный руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе с тем, чтобы каждый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации.

Должностные инструкции - краткое изложение основных задач, полномочий и квалификационных требований, адресованных исполнителю конкретной должности.

Е

Единоначалие - передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.

Единомыслие (групповое) - тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.

Закономерности функционирования социальных систем управления – объективно существующие, систематически повторяющиеся, существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

Законная власть - влияние, основанное на традиции.

И

Иерархия потребностей - подразделение потребностей людей на пять групп по пирамиде А. Маслоу (физиологические потребности, потребность в защищенности, потребность в принадлежности, потребность в уважении и потребность в самовыражении).

Интуиция - способность достижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

К

Кадры управления - работники, профессионально участвующие в управлении и составляющие аппарат управления.

Квалификационная характеристика - краткое изложение основных задач, прав, обязанностей и навыков, которые должны быть присущи исполнителю определенной должности.

Контроль - одна из основных функций управления и важнейший элемент логики управления, который предполагает проверку реализации программы действий.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более сторонами («столкновение»).

Л

Лидер - человек, эффективно осуществляющий руководство группой.

Линейная структура управления — система организации аппарата управления, предполагающая, что во главе каждого подразделения стоит руководитель-единоначальник, осуществляющий управление подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Эта структура управления базируется на вертикальном разделении труда и предполагает осу-
ществление связей между уровнями управления только через руководителя.

Лидерство - искусство влиять на людей с тем, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не являются их личными целями (например, цели подразделения, организации и т.п.).

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

М

Метод управления - способ воздействия субъекта управления на управляемый объект. Различаются экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.

Метод экспертных оценок -метод оптимизации управленческих решений, основанный на рекомендациях высококвалифицированных специалистов (экспертов).

Мотивация - процесс, побуждающий человека к действию для достижения личных целей и (или) целей организации

Н

Неформальный лидер - руководитель неформальной группы, получивший свой социальный статус не от администрации, а от группы.

Неформальная группа - группа людей, добровольно объединяющихся на основе общности интересов и целей.

О

Обратная связь - информация, поступающая от объекта к субъекту управления об исполнении команды и состоянии объекта и окружающей среды после исполнения команды.

Объект управления - это то, чем управляют (предприятие, подразделение, группа людей).

Окружающая среда - все то, что окружает систему управления (поставщики, покупатели, конкуренты и т.д.).

Организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения определенных целей или цели.

Организационная культура фирмы - совокупность норм и ценностей, выработанных и разделяемых коллективом в целях внутренней интеграции и адаптации к внешней среде.

Операция (управленческая) - законченное действие в управлении.

 

П

Персонал - все работники организации, кроме работников, занятых в аппарате управления

Полномочия -право менеджера использовать определенные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на решение конкретных задач.

Предварительный контроль - необходимый вид контроля, осуществляемый до начала работы. На этой стадии происходят оценка плана, разработка правил работы, определение режима работы и т.д.

Предвидение - исходный пункт логической схемы управления, предполагающий четкое представление о желаемом состоянии системы управления и подготавливающий это состояние.

Признаки трудового коллектива – осуществление совместной трудовой деятельности, общность целей, взаимопомощь, наличие организационной структуры, дисциплина, выполнение экономических, управленческих и социальных функций.

Психологический климат - атмосфера, которая создается в коллективе, психологический настрой.

Процедура (управленческая) - система операций, приводящих к решению управленческих задач.

Прямая связь - команда, поступающая от субъекта к объекту управления.

Р

«Решетка менеджмента» - графическое изображение стиля управления в зависимости от полноты учета интересов личности, коллектива и организации.

Решение - выбор цели на основе рассмотрения альтернативных вариантов и результат управленческого труда.

С

Система управления - единство субъекта и объекта управления и вся совокупность прямых и обратных связей между ними. Система обладает, как правило, новыми свойствами, которые отсутствуют у образующих ее элементов.

Способности - индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков.

Стиль управления - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них влияния, побуждающая к достижению целей организации.

Социальный статус - позиция личности в организации. Основные характеристики социального статуса: престиж, власть, полномочия, вознаграждения.

Т

Темперамент - сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека.

Трудовой коллектив -все категории сотрудников организации (предприятия), работающих по найму.

Теория потребностей МакКлелланда - согласно этой теории поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность.

 

У

Управление - процесс предвидения, планирования и организации, мотивации, контроля и анализа, необходимый для оптимального достижения целей организации.

Уровень управления - ступень в иерархической системе, обусловленная вертикальным разделением управленческого труда.

Ф

Функции управления - виды деятельности, с помощью которых управляющая система воздействует на объект управления.

Формальная группа - группа, созданная по воле администрации для выполнения определенных функций.

Х

Харизма - влияние, основанное на обаянии личности руководителя.

Характер - совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении.

Ц

Цель – идеальный мысленный образ результата деятельности (цель управления - желаемое состояние системы управления).

Централизация - условие, при котором право принятия основополагающих решений принадлежит высшим уровням управления.

Центростремительное продвижение - приближение работника к руководящему ядру организации. Оно может проявляться в форме получения допуска к неформальным источникам информации, приглашения работника на недоступные ему ранее встречи и собрания, а также в форме доверительного обращения или поручения отдельных важных для руководства фирмы заданий.

 

Э

Эмпатия - постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания.

Эталонная власть -влияние, основанное на желании подчиненных подражать своему руководителю.

Этические нормы - нравственные правила, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

Учебно-методическое пособие

 


* Кроме заданий по каждой теме, указанной в таблице 3.2 студенты выполняют тестовые задания и отвечают на вопросы для самопроверки (УМК, раздел 6.2 и 6.3).

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Учебно-методическое пособие

Направление подготовки

Управление персоналом

 

 

 

Стерлитамак 2013

 

Автор-составитель:

Васильев Алексей Юрьевич

к. с. н., старший преподаватель

 

 


 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

  стр.
1. Цель, задачи и предмет дисциплины ……………………………………… 2. Требования к уровню освоения дисциплины……………………………… 3. Компетенции обучающегося формируемые в ходе изучения курса…………….. …………………………………………………………… 4. Содержание курса …………………………………………………………… 5. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………………………… 6. Задания для самостоятельной работы студентов ………………………….. 7. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению… 8. Вопросы для подготовки к экзамену ……………..………………………… 9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины……….………………. 9.1. Литература ………………………………………………………. 9.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ……………..………………………………………… 10. Курс лекций…………………………………………………………………. Глоссарий……………………………………………………………………….          

 

 

1.Цель, задачи и предмет дисциплины

Дисциплина «Основы управления персоналом» входит в учебный план специальности «Управление персоналом».

Цель курса «Основы управления персоналом» состоит в формировании у студентов системы знаний и навыков, необходимых для руководства персоналом современного предприятия (организации).

Предметом дисциплины являются формирование и использование человеческих ресурсов современной организации. При этом улучшение использования кадрового потенциала рассматривается как главный резерв повышения эффективности функционирования любой фирмы.

Наличие устойчивых знаний в области управления персоналом дает возможность значительно повысить эффективность функционирования организаций потребительского рынка в условиях сложившейся в Российской Федерации жесткой конкуренции в этой сфере деятельности.

Задачи курса:

- усвоение теоретических основ кадрового менеджмента;

- овладение методикой управления персоналом;

- исследование кадрового потенциала организации;

- изучение экономических, организационных и социально-психологических аспектов мотивации и стимулирования трудовой деятельности;

- рассмотрение путей повышения экономической эффективности использования человеческих ресурсов организации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.