Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тотальное управление качеством (Total Quality Management — TQM)





Есть разные мнения о том, как лучше перевести этот термин на русский язык. В стандарте ИСО 8402 этот термин переведен как «всеобщее руководство качеством», и определен как подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

Когда достижение качества становится главной целью в деятельности предприятия и проникает во все сферы управления, то такому подходу в наибольшей мере соответствовал бы аналогичный термин на русском языке — «тотальное управление качеством». Объяснить это можно двумя причинами. Во-первых, в словосочетании «всеобщее руководство качеством» нарушается масштаб понятий: конкретное понятие из сферы управления (руководство качеством) поставлено рядом с всеохватывающим словом «всеобщее», которое по смыслу относится к более общим или фундаментальным понятиям, таким, как всеобщее обучение, всеобщий закон природы и т. п. Во-вторых, слово «тотальное» имеет оттенок чего-то всепроникающего, а потому образует естественные сочетания: тотальныйконтроль или тотальное управление. В связи с этим «тотальное управление качеством» воспринимается как более определенное понятие, которое лучше выражает смысл TQM на русском языке, чем расплывчатое «всеобщее руководство качеством». Наверное, именно поэтому оно уже давно и широко используется на практике.

Ранее мы уже говорили, что на каждом предприятии постоянно приходится принимать компромиссные решения для достижения таких, как правило, противоречивых целей, как выпуск необходимого объема продукции, соблюдение установленных сроков, снижение затрат и обеспечение требуемого качества.

Особенность тотального управления качеством заключается как раз в том, что из названных целей в деятельности предприятия на первый план ставится качество. И вся работа предприятия, его структура, управление и планирование устанавливаются, исходя из необходимости обеспечения требуемого качества продукции.

Например, известная японская компания «Тойота» еще в 60-х годах начала использовать систему производства, получившую название «канбан», которая исходила как бы из обратной организации работ: не заготовительное производство определяло характер продукции в сборочных цехах, а наоборот, сборочные цеха, исходя из требований потребителей, определяли, что должны выпускать заготовительные цеха. Система «выталкивания» продукции заменялась системой «вытягивания» изделий, нужных потребителю.

Такая гибкость была необходима для того, чтобы соединить, казалось бы, несоединимое: массовый выпуск продукции и единичное производство с конкретными требованиями потребителей к качеству продукции.

Для этого потребовалось разрабатывать стандартные конструкции узлов, внедрять быстро переналаживаемое оборудование и систему поставки деталей, узлов и комплектующих изделий «точно в срок» («just in time»).

Некоторые специалисты для наглядности сравнивают переход от комплексного управления качеством к тотальному с заменой системы Птолемея на систему Коперника, когда не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. При этом привычная пирамида организации переворачивается и наверху вместо высшего руководства оказывается заказчик, а известное правило «босс всегда прав» меняется на «заказчик всегда прав». Дальнейшее развитие TQM шло по пути расширения сферы управления качеством, вовлечение в нее все большего числа направлений деятельности и факторов, определяющих внутреннюю среду предприятия. Документально это было оформлено при разработке в конце 80-х — начале 90-х годов моделей национальных премий в области качества, в которых как раз и учитывается вклад различных элементов в обеспечение качества и результаты бизнеса. Известный специалист в области качества Т. Конти считает, что элементарные модели TQM начали появляться в западных компаниях в начале 80-х годов. Это были модели без определенной структуры и представляли собой набор факторов и характеристик, направленных на удовлетворение потребителей, вовлечение всех работников и постоянное усовершенствование. Следующим шагом в развитии TQM была премия М. Болдриджа по качеству, введенная в США в 1987 году, которая имела четкую структуру критериев: роль руководства, информация и анализ, стратегическое планирование, вовлечение персонала, управление процессами, результаты бизнеса и удовлетворение потребителей. После этого Европейский фонд по управлению качеством (EFQM) учредил Европейскую премию по качеству, в которой за основу были приняты положения премии США с добавлением критериев, учитывающих удовлетворенность персонала, ресурсы и воздействие на общество. Модели TQM, связанные с этими премиями, а также с премией Деминга и японским подходом к TQM, стали дальнейшим развитием тотального управления качеством.

Следующим этапом в развитии TQM на предприятиях, по мнению Т. Конти, будет выбор гибкой модели с необходимыми критериями, при достижении которых обеспечивается эффективная работа предприятия с достижением поставленных целей.

Отличительной чертой тотального управления качеством является активное участие всего персонала в обеспечении требуемого качества продукции. Прежде всего, это означает, что каждый работник добросовестно делает свое дело на своем месте:

à работники, занятые непосредственно в производстве, добиваются заданных параметров (формируют качество) по мере создания продукции на рабочих местах;

à остальные работники обеспечивают производство всем необходимым, в том числе — качественными материалами и комплектующими изделиями, оборудованием, инструментом и т.д.;

à администрация руководит всей деятельностью предприятия, в том числе - выполняет функции общего руководства качеством;

à работники службы качества разрабатывают систему качества, контролируют качество продукции, обеспечивают производство средствами измерений, ведут работу по стандартизации и нормоконтролю, осуществляют методическое руководство и координацию работ подразделений в области качества.

Кроме этого, стимулируется участие работников в кружках качества. Идея кружков качества заключается в том, что группа рабочих, как правило, от 6 до 12 человек, добровольно объединяется для совместной творческой работы по решению самых разных проблем на рабочих местах: от улучшения освещения и расположения оборудования — до изменения скорости конвейера, применения различных приспособлений и инструмента и т.д. Все это помогает удобней и лучше работать и, в конечном счете, выпускать более качественную продукцию. Такая группа сама выбирает руководителя (мастера, бригадира или рабочего), общими усилиями находит решение проблемы и предлагает его администрации.

Таким образом, суммируя, можно отметить следующие основные черты тотального управления качеством (TQM):

à активное руководство качеством со стороны первых

à лиц и администрации предприятий;

à организация работ предприятия, исходя из запросов потребителей и реакции общества на деятельность предприятия;

à выбор стратегии и политики в области качества, направленных на постоянное совершенствование и достижение результатов, обеспечивающих стабильную работу предприятия;

à создание систем качества с учетом рекомендаций международных стандартов ИСО 9000, дополненных опытом лучших компаний, с применением критериев национальных и Европейских премий по качеству;

à непрерывное повышение квалификации персонала и вовлечение его в работу по улучшению качества, содействие работе «кружков качества»;

à обеспечение необходимыми ресурсами с минимальными запасами и их рациональное использование;

à информационно-аналитическое обеспечение работ в

à области качества;

à эффективное управление производственными процессами, внедрение гибкого производства с учетом индивидуальных требований потребителей, поставка материалов, покупных изделий, узлов и деталей «точно в срок»;

à внедрение сертификации продукции и систем качества на основе глобального подхода к испытаниям и сертификации, отслеживание и выполнение действующего законодательства в области качества.

Нет сомнения, что тотальное управление качеством также будет развиваться, обогащаясь новыми элементами и методами работ. Одним из вероятных источников такого развития представляется применение биотехнологии с использованием кибернетики. Такая мысль возникает после ознакомления с книгой известного английского ученого Стаффорда Вира «Мозг фирмы», которая посвящена системе управления предприятием. При этом в качестве аналога такой системы рассматривается центральная нервная система человека, как жизнеспособная система, созданная за миллионы лет естественного отбора. Есть основание полагать, что и управление качеством, как один из аспектов управления предприятием, также будет развиваться в этом направлении.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под термином «управление» в широком смысле слова?

2. Как трактуется понятие «система качества»?

3. Перечислите основные категории управления.

4. Назовите основные факторы, влияющие на формирование качества продукции.

5. Перечислите основные принципы, на основе которых разрабатывается система качества на предприятии.

6. Назовите основные положения комплексного подхода к технологии управления качеством.

7. Перечислите основные этапы становления комплексной теории управления качеством в России.

8. Дайте определение теории тотального (всеобщего) управления качеством и раскройте его сущность в современных условиях хозяйствования.

9. Назовите основные черты тотального (всеобщего) управления качеством.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.