Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Системы управления качеством продукции, их основные цели и принципы





Понятие «управление» — распространенный, но нестандартизированный в общем смысле термин. В разных источниках содержатся многообразные его определения.

Под управлением в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы, достижение цели.

Управлением также называют некоторые организационные структуры и хозяйственные органы, подразделения или само управленческое воздействие, то естьпроцесс воздействия на управляемый объект.

Некоторые авторы включают в управление не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений. Другие связывают управление с упорядочением какого-либо многообразия или с понятием контроля, руководства, менеджмента.

В теории оптимальных процессов управление понимается как перевод системы из одного состояния в другое на основе совокупности управляющих параметров.

Наиболее полное определение понятию «управление» было дано академиком А. Бергом: «Процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные... причем существенно, что это воздействие осуществляет субъект управления — управляющая подсистема».

Понятие «управление» основано на таких понятиях, как «система», «информация», «организация». Оно широко использует кибернетические принципы управления — изоморфизм, обратную связь, иерархию управления и автоматизм действия, математические методы и модели, статисто-вероятностный подход, разделение целого на подсистемы, управление воздействием на главный фактор, динамическое моделирование и др.

Определение А. Берга, все свойства и признаки, на которых основываются системы управления, подходят и для систем управления качеством продукции.

Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством — целевой подсистеме управления предприятием. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели — создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах.

Поскольку взаимосвязь и взаимодействие элементов определяют свойства образуемой ими системы, совокупность становится системой лишь тогда, когда отсутствие или нарушение места или функции одного из составляющих оказывает влияние на какое-либо из свойств, характеризующих качество совокупности в целом.

По международным стандартам ИСО серии 9000 система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством, то есть это те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также реализуют ее с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение его в рамках системы качества.

Оперативное управление качеством в международном стандарте ИСО определяется термином «управление качеством», под которым понимаются методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Долговременное управление качеством и предприятием в целом определяется термином «всеобщее руководство качеством» -- подход к руководству предприятием, нацеленный на качество, основанный на участии всех его членов и направлений на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов предприятия (организации) в целом.

В соответствии с ГОСТ 15467—79 управление качеством продукции — это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, цель которых — установить, обеспечить и поддерживать необходимый уровень ее качества.

В теории управления существуют следующие понятия «категория управления»:

1. цель управления;

2. функции управления;

3. методы управления

4. законы управления;

5. принципы управления;

6. организация управления;

7. информация в управлении.

В настоящее время на российских предприятиях созданы и функционируют системы управления качеством на трех иерархических уровнях (общегосударственном, отраслевом и на уровне предприятия), а также на всех стадиях создания и использования продукции (при исследовании и проектировании, изготовлении, обращении и реализации, эксплуатации или потреблении).

Верхний иерархический уровень управления качеством продукции представляют такие государственные органы, как Правительство и Госстандарт. Важная роль здесь отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и с методов его обеспечения. Например, в России для этой цели были s приняты законы «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» и др.

На уровне отрасли управляющую систему представляют министерства, технические управления, технические отделы, инспекции по качеству, метрологическому контролю и надзору, сертификации.

Нижний иерархический уровень управляющей системы состоит из таких служб предприятия, как технические отделы (ОГК, ОГТ), службы надежности, стандартизации, метрологии, службы (отделы) технического контроля качества и др. К управляемой системе относятся все процессы на различных стадиях создания новой техники продукции соответствующего уровня качества.

Каждая стадия выдвигает свои задачи, ставит свои цели, определенным образом влияет на качество продукции (блок-схема 1.).

В процессе исследования и проектирования главная задача состоит в том, чтобы повысить полезные свойства продукции в соответствии с требованиями НТП и отразить их в нормативно-технической документации: стандартах, чертежах и технологических картах, технических условиях. Необходимо также предусмотреть комплекс мероприятий по достижению заданного уровня качества продукции.

Блок-схема 1. Факторы, оказывающие влияние на формирование качества продукции

В процессе "производства основной задачей становится обеспечение необходимых технических, организационных, производственных и социальных условий для получения заданного уровня качества в строгом соответствии с требованиями технической документации. Эта задача довольно сложная. Для ее успешного решения необходимо своевременное введение прогрессивных технологических процессов и высокопроизводительного оборудования; должное обеспечение качественными материалами, инструментом, оснасткой; воспитание в коллективе высокой ответственности за качество продукции; улучшение организации и повышение культуры производства; хорошая организация службы технического контроля, своевременность и достоверности информации о качестве; мобилизация внимания трудовых коллективе к вопросам повышения качества продукции и культуры производства..

На стадиях реализации и эксплуатации или потребления на первое место выступает задача создания необходимых условий для более длительного сохранения уже созданных полезных свойств продукции в процессе ее транспортировки и эксплуатации.

Как правило, организационно все стадии разобщены между собой. Исследованием и проектированием занимаются одни организации, производством и реализацией—другие, эксплуатацией или потреблением—третьи. Между тем эффективность системы управления качеством тем и обуславливается, что формирование уровня качеств продукции осуществляется в неразрывной связи всех четырех стадий Это выражается через постоянный оперативный обмен информацией позволяющий управляющей системе давать научно обоснованны команды управления и осуществлять корректирующие воздействия на факторы, определяющие уровень качества изделий.

Система управления качеством продукции разрабатывается с учетом следующих принципов:

à ориентация на потребителя;

à продуктовый подход;

à охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»);

à сочетание обеспечения управления и улучшения качества;

à предупреждение проблем, связанных с качеством и др.

Такая система создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели в области повышения качества продукции (работ, услуг).







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.