Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Организационные основы государственной метрологической службы РФ.





27 апреля 1993 года был принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До того времени законодательных норм в области метрологии по существу не было. Эти нормы устанавливались постановлением правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений — от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Например, установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки; введена добровольная сертификация средств измерений и др.

Как показывает практика и зарубежный опыт, метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения должны быть обязательно закреплены именно законом, принимаемым высшим законодательным органом страны. Ведь юридические нормы, непосредственно направленные на защиту прав и интересов потребителей, в правовом государстве регулируются стабильными законодательными актами.

Рассмотрим основные положения принятого Закона «Об обеспечении единства измерений».

Цели закона — защита прав и интересов граждан, установленного правопорядка и экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; содействие научно-техническому и экономическому прогрессу на основе применения государственных эталонов единиц величин и использования результатов измерений гарантированной точности, выраженных в допускаемых к применению в стране единицах; создание благоприятных условий развития международных межфирменных связей; регулирование отношений государственных органов управления страны с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, реализации, эксплуатации, ремонта и экспорта (импорта) средств измерений; адаптация российских средств измерений к мировой практике.

Закон «Об обеспечении единства измерений» в отличие от зарубежных законодательных актов по метрологии распространяется на некоторые области производства в части калибровки средств измерений метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Закон предоставляет аккредитованным метрологическим службам юридических лиц право выдавать сертификаты о калибровке от имени органа, которые их аккредитовали.

За рубежом в компетенцию федеральных органов власти входит только установление основ законодательства об обеспечении единства измерений. В отличие от зарубежной практики в России отношения, связанные с обеспечением единства измерений, регулируются лишь федеральными законодательными актами. Исключением из этого правового положения является предоставление субъектам федерации возможности принимать нормативные акты по некоторым вопросам государственного метрологического контроля и надзора.

Закон устанавливает и законодательно закрепляет основные понятия: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу данных определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОЗН). Основные статьи Закона устанавливают организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений; нормативные документы по обеспечению единства измерений; единицы величин и государственные эталоны единиц величин; средства и методики измерений.

Отдельные статьи Закона определяют состав и компетенцию Государственной метрологической службы, подчеркивают межотраслевой и подведомственный характер ее деятельности (например, утверждение общероссийских нормативных документов). Межотраслевой характер деятельности закрепляет правовое положение Государственной метрологической службы на уровне других межотраслевых и контрольно-надзорных органов государственного управления (Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор и др.).

Характерной чертой правового положения Государственной метрологической службы является ее подчиненность по вертикали одному ведомству — Госстандарту, в рамках которого она существует обособленно и автономно.

Закон «Об обеспечении единства измерений» служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это, прежде всего, необходимо для взаимного признания результатов испытаний и сертификации, а также использования мирового опыта и учета тенденций развития современной метрологии.

В тех сферах, которые не контролируются государственными органами, создается Российская система калибровки, также направленная на обеспечение единства измерений.

Особо следует отметить введение института рецензирования метрологической деятельности, что связывается с защитой прав потребителей. Положение о лицензировании охватывает сферы, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору. Право выдачи лицензий предоставлено исключительно органам Государственной метрологической службы.

Закон вводит добровольную Систему сертификации средств измерений на соответствие метрологическим нормам и правилам, а также требованиям Российской системы калибровки средств измерений. Стимулом к этому послужили не только проблемы сохранения единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю, но и необходимость повышения качества и эффективности деятельности по созданию парка измерительных средств, защиты интересов пользователей средств измерений.

Система добровольной сертификации средств измерений зарегистрирована Госстандартом в Государственном реестре. Все нормативные документы, используемые в системе, гармонизованы с международными правилами и нормами.

Закон «Об обеспечении единства измерений» укрепляет правовую базу для международного сотрудничества в области метрологии, принципами которого являются: поддержка приоритетов международных договорных обязательств; содействие процессам присоединения России к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (ВТО); сохранение авторитета российской метрологической школы в международных организациях; создание условий для взаимного признания результатов испытаний, поверок и калибровок в целях устранения технических барьеров во внешнеэкономических отношениях.

Во исполнение принятого Закона Правительство в 1994 году утвердило ряд документов: Положение о государственных научно-метрологических центрах, Порядок утверждения положений о метрологических службах федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, Положение о метрологическом обеспечении обороны Российской Федерации. Эти документы наряду с Законом являются основными правовыми актами по метрологии в России. Однако следует учитывать, что метрологические службы федеральных органов управления не относятся к Государственной метрологической службе, так как их деятельность ограничивается одной отраслью (одним ведомством), а сами эти органы являются объектами государственного метрологического контроля и надзора.

Государственная метрологическая служба РФ (ГМС) представляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспечению единства измерений.

Общее руководство ГМС осуществляет Госстандарт, на который Законом «Об обеспечении единства измерений» возложены следующие функции:

à межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений;

à представление Правительству предложений по единицам величин, допускаемых к применению;

à установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

à определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений; государственный метрологический контроль и надзор;

à контроль за соблюдением условий международных договоров о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;

à руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

à участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений;

à утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;

à утверждение государственных эталонов;

à установление межповерочных интервалов средств измерений;

à отнесение технических устройств к средствам измерений;

à установление порядка разработки и аттестации методик выполнения измерений;

à ведение и координация деятельности Государственных научных метрологических центров (ГНМЦ), Государственной метрологической службы, Государственной службы времени и частоты (ГСВЧ), Государственной службы стандартных образцов (ГССО), Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД);

à аккредитация государственных центров испытаний средств измерений;

à утверждение типа средств измерений;

à ведение Государственного реестра средств измерений;

à аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;

à утверждение перечней средств измерений, подлежащих поверке;

à установление порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;

à организация и координация деятельности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

à организация деятельности и аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ;

à планирование и организация выполнения метрологических работ.

В состав ГМС входят семь государственных научных метрологических центров, которые специализируются на различных единицах физических величин. Среди них:

à НПО «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» (Санкт-Петербург) - специализируется на величинах длины и массы, а также механических, теплофизических, магнитных величинах, ионизирующих излучениях, давлении, физико-химическом составе и свойствах веществ;

à НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, Московская область) - занимается эталонами радиотехнических и магнитных величин, времени и частоты, акустических и гидроакустических величин, а также низких температур, твердости и др.;

à НПО «ВНИИ оптико-физических измерений» (ВНИИОФИ, Москва) - центр по оптическим и оптико-физическим величинам, акустико-оптической спектрорадиометрии, измерения в медицине, а также по единицам измерения параметров лазеров;

à Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ, Екатеринбург) - руководит исследованиями по стандартным образцам состава и свойств веществ и материалов;

à Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СНИИМ, Новосибирск) - занимается радиотехническими, электрическими и магнитными величинами;

à Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС, Москва) - специализируется на геометрических и электрических величинах, давлении, параметрах электромагнитной совместимости.

Научные центры, как правило, являются держателями государственных эталонов. Они также проводят исследования по теории, измерений, принципам и методам высокоточных измерений, разработке научно-методических основ совершенствования российской системы измерений.

Кроме них центрами эталонов являются Казанский «ВНИИ расходометрии» (расход и объем веществ), иркутское НПО «Эталон» (специализация — региональные эталоны времени, частоты, электрические величины), хабаровское НПО «Дальстандарт» (региональные эталоны времени и частоты, теплофизические величины).

Наряду с ГМС вопросами обеспечения и единства измерений занимаются Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения земли (ГСВЧ); Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО); Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Деятельностью этих служб руководит Госстандарт, который координирует их работу с работой ГМС на основе единой технической политики.

Во многих государственных органах управления создаются метрологические службы, которые функционируют в соответствии с Положением о метрологической службе, подлежащим согласованию с Госстандартом. Основные задачи, права и обязанности таких служб определены в Правилах по метрологии ПР50-732-93 «ГСП. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц». Этот документ предусматривает введение в структуру органов управления метрологических подразделений. Так, в центральном аппарате создается должность главного метролога, в отраслях — головные и базовые метрологические службы; на предприятиях и в организациях — калибровочные лаборатории и подразделения по ремонту средств измерений.

В соответствии с законодательством к основным задачам метрологических служб относятся обеспечение единства требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства, осуществление метрологического контроля и надзора. Это достигается путем калибровки средств измерений; надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, с соблюдением метрологических правил и норм; выдачи обязательных предписании, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм; проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.

Деятельность метрологических служб основывается на законодательных и нормативных документах, регламентирующих различные направления, в том числе по метрологическому обеспечению производства и сертификации систем качества; эталонах и средствах измерений, контроля испытаний; специалистах, имеющих специальную профессиональную подготовку, квалификацию и опыт в проведении метрологических работ и услуг.

Финансирование работ по выполнению задач головной организации осуществляется из централизованных фондов соответствующего государственного органа управления, а базовой организации — из специально создаваемых внебюджетных фондов, в том числе за счет средств объединений и предприятий, прикрепленных к базовой организации. Целесообразно также долевое финансирование отдельными группами предприятий метрологических работ, направленных на удовлетворение требований потребителя в отношении функциональных характеристик продукции, выпускаемой предприятиями, условий ее эксплуатации и сервисного обслуживания.

Специалисты метрологических служб предприятия должны принимать активное участие в аттестации испытательных подразделений, подготовке и аттестации производств и сертификации систем качества в соответствии с требованиями Системы сертификации продукции ГОСТ Р.

Головные и базовые организации метрологической службы подлежат аккредитации, которую проводят государственные органы управления с привлечением специалистов ГМС. Научно-методическое руководство работами по аккредитации головных и базовых организаций осуществляет ВНИИМС.

Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами ГМС.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.