Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЕТСКО-МАТЕРИНСКАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ И ЕЕ НАРУШЕНИЯ





Взаимодействие матери и ребенка в раннем возрасте складываются из слож­ной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет огромную роль в реализации базисных поведенческих программ развития ребенка, В первые месяцы жизни младенец растет и развивается в условиях психофизио­логического «симбиоза» с матерью. С физиологической точки зрения со сторо­ны матери привязанность возникает благодаря материнской доминанте, форми­рующейся задолго до рождения ребенка. В ее основе лежит доминанта гестационная. в последствие превращающаяся в доминанту родовую, а затем и лакта­ционную, Со стороны младенца привязанность подкрепляется потребностью в связи с человеком, который обеспечивает удовлетворение его биологических но гребное гей в тепле, пище, физической защите, а также психологический комфорт, формирует у ребенка чувство защищенности и доверия к окружаю­щему миру.

Привязанность характеризуется наличием устойчивых взаимоотношений между ребенком и ухаживающими за ним взрослыми. Привязанность характе­ризуется следующими признаками: Г) объект привязанности может лучше дру­гих успокоить ребенка; 2) ребенок обращается за утешением к объекту привя­занности чаще, чем к другим взрослым; 3) в присутствии объекта привязанно­сти ребенок реже испытывает страх.

Факторы, влияющие на формирование привязанности Декко-материнская привязанность возникает еще внутриутробно, на основе пренатального опыта. Важную роль в формировании материнских чувств у беремен­ных женщин играют телесные и' эмоциональные ощущения, возникающие в процессе вынашивания будущего ребенка. Эти ощущения принято называть те­лесно-эмоциональным комплексом. В сознании будущей матери намечается те­лесно-чувственная граница между своим телом и плодом, способствующая воз­никновению образа ребенка. При вынашивании нежелательной беременности образ младенца, как правило, не интегрируется и психологически отторгается. Ребенок, в свою очередь, уже в пренатальном периоде способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери и реагировать на него изменени­ем ритма движений, сердцебиений и др.

Качество привязанности зависит от мотивациошюго аспекта беременности. В иерархии мотивов базисным является - родительский инстинкт. Дополнитель­ное значение имеют психосоциальные тенденции -— подтверждение своей общности с людьми посредством осуществления репродуктивной функции. К средовым и психологическим мотивам относятся: обеспечение устойчивых орачно-семейных отношений, коррекция их нарушений, разрешение личност­ных проблем, связанных с отвержением в родительской семье, реализация чувства эмпатии.

Для процесса формирования привязанности также имеет значение ранний постнатальный опыт детско-материнских взаимодействий. Первые 2 часа после рождения являются особым «сензнтивным» периодом привязанности. Младе­нец находится в состоянии максимальной восприимчивости к информации, по­лучаемой из окружающего мира. Возникновение привязанности матери к ново­рожденному Подтверждено многочисленными опытами по узнаванию только что родившими женщинами своих детей и специфике раннею детско-материнского взаимодействия. Исследования показали, что около 70% матерей способны узнавать своих только что родившихся детей, прикасаясь лишь к дор­сальной поверхности их ладони, если они предварительно успели провести с ребенком не менее одного часа. Дети 2-6 дней жизни в ситуации выбора досто­верно чаще предпочитают запах молока собственной матери. Выявлен феномен визуальной синхронизации детско-материнского поведения. Показано, что мать и новорожденный имеют выраженную тенденцию одновременно смотреть на один и тот же предмет, причем доминирующую роль при этом играет ребенок, а мать «подстраивается» под его действия. Обнаружена также способность но­ворожденного двигаться синхронно ритму речи взрослого. Показано, что при одновременном взгляде в глаза друг другу движения головы матери и головы ребенка также гармонизированны и внешне напоминают «вальс». Подобное биологическое предпочтение матерью своего ребенка, ощущение «своего». «родного» лежит в основе готовности матери проявлять положительные чувст­ва в отношении ребенка, поддерживать и заботится о нем.

Существуют некоторые закономерности восприятия взрослыми детей, от­кладывающие отпечаток на эмоциональное отношение к ним и на возникнове­ние привязанности родителей к детям. Младенческие черты лица для взрослых людей являются милыми и приятными и являются избирательным стимулом для привлечения внимания взрослого, что способствует становлению родительско-детской привязанности. Формирование привязанности младенцев к родите­лям в первые месяцы жизни опирается на некоторые инстинктивные формы по­ведения детей, интерпретируемые взрослыми как знаки общения. В теории привязанности J.Bowlby – M.Ainworth такие формы поведения носят название «паттернов привязанности». Наиболее важные из них — это плач и улыбка. Улыбка вначале носит рефлекторный характер и возникает в ответ на неспеци­фические воздействия. Однако очень быстро, уже с 2-месячного возраста она становится особым сигналом для взрослых, означает желание с ними общаться. Плач в первые месяцы жизни — это специфический сигнал дискомфорта ре­бенка, который избирательно адресован тем взрослым, которые за ним ухажи­вают. В первые месяцы жизни плач младенца имеет характерные отличия в за­висимости от вызвавшей его причины.

Теории привязанности. Одной из наиболее известных в настоящее время считается теория J.Bowlby – M.Ainworth. В ее основе лежит положение о том. что любое отношение человека к окружающему миру и к себе изначально опо­средовано отношениями между двумя людьми, которые в дальнейшем опреде­ляют весь душевный склад личности. Центральным понятием теории привязан­ности является «объект привязанности». Для большинства детей первичный объект привязанности это мать, однако генетическое родство в данном случае не играет решающей роли. Если первичный объект обеспечивает безопасность, надежность и уверенность в защите, то ребенок способен наладить отношения с другими людьми. До тех пор, пока не будет удовлетворена эта базисная по­требность, человек не сможет установить вторичную привязанность с другими людьми - сверстниками, учителями, лицам противоположного пола. Система привязанности включает 2 противоположные тенденции в поведении ребен­ка - стремление к новому и поиск поддержки. Система привязанности активи­руется, когда ребенок сталкивается с неизвестным и почти не работает в при­вычной безопасной обстановке.

Динамика формирования привязанности. Различают 3 периода формиро­вания привязанности: 1) до 3 мес (младенцы тянутся ко всем взрослым, как к знакомым, так и к незнакомым); 2) 3-6 мес (ребенок начинает выделять мать среди окружающих, отдавая ей предпочтение. Этот процесс идет тем быстрее, чем адекватнее мать реагирует на подаваемые младенцем сигналы); 3) 7-8 мес (формирование избирательной привязанности). Отмечается тревога и страх при общении с незнакомыми взрослыми («страхи 8 месяца жизни» К. А. 8р1ш. Привязанность ребенка к матери наиболее сильна в 1-1,5 года. Далее она не­сколько уменьшается к 2,5-3 годам, когда на первый план в поведении ребенка выходят другие формы активности — стремление к самостоятельности и само­утверждению, связанные с развитием самосознания.

В первые 18 мес ребенок в своем развитии проходит следующие стадии: 1. Асоциальная (0-6 нед). В разных ситуациях общения наблюдается преиму­щественно одна реакция (в большинстве случаев — протест). 2. Ст. недиффе­ренцированных привязанностей (6 нед - 7 мес). Младенцы быстро удовлетво­ряются присутствием любого взрослого. 3. Ст. специфических привязанностей (7-9 мес). Младенцы начинают протестовать, когда их разделяют с близкими взрослыми. Происходит развитие исследовательского поведения ребенка. Близ­кий взрослый используется ребенком в качестве безопасной «базы» для освое­ния окружающего мира. 4. Ст. множественных привязанностей. У детей уста­навливается иерархия отношения с близкими взрослыми. Окружающие исполь­зуются детьми с разными целями. Например, большинство детей предпочитают компанию матери, если они напуганы или расстроены. Отцов они предпочита­ют чаще в качестве участников игры.

Выделяют 4 разновидности множественной привязанности: 1) монотропная (мать единственный объект привязанности): 2) иерархическая (ведущая роль принадлежит матери, но другие члены семьи могут ее временно замещать): 3) независимая (ребенок в равной.степени общается со многими взрослыми, ни о г кою конкретно не зависит); 4) интегративная (ребенок зависит от семьи в целом).

Методика оценки привязанности и ее типы. Общепринятой методикой оценки привязанности и определения ее типа является методика M.D.Ainworth. В эксперименте, разделенном на восемь эпизодов, изучается поведение ребенка в ситуации разлуки с матерью, ее влияние на поведение младенца и способность матери успокоить ребенка после ее возвращения. По карательным является изменение познавательной активности ребенка при расставании с матерью. Критерием оценки типа привязанности является особен­ность поведения ребенка после ухода матери и ее возвращения. По методике M.D.Ainworth выделено 3 типа привязанности: 1) надежная — дети не очень сильно огорчаются после ухода матери, но тянутся к ней сразу же после ее воз­вращения (65%детей): 2) индифферентная (избегающая) — дети не возража-ю1 против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания на ее воз­вращение (20% детей): 3) двойственная — дети очень сильно огорчаются по­сле ухода матери, но после возвращения ее отталкивают (10% детей): 4) неори­ентированная — после возвращения матери дети либо "застывают" в одной и той же позе, либо убегают от пытающейся приблизиться матери (5-10% детей) Кроме указанных 4 типов можно говорить также о «симбиотическом» типе привязанности. В эксперименте по методике M.D.Ainworth дети не отпускают мать ни на шаг.

Связь указанных типов привязанности с особенностями детско-материнских отношений представлена в табл. 19.

Таблица 19 Тип привязанности и особенности детско-материнских отношений

 

Тип привязанности Детско-материнские отношения
1. Надежная Матери детей чувствительные и заботливые, правильно реагируют на «знаки общения», подаваемые детьми. Дети уверены в себе и обладают чувством безопасности.
2. Индифферентная (избегающая) Либо нечувствительность к потребностям ребенка, эмоциональное «от­вержение», либо чрезмерная щепетильность. Несогласованность действий ребенка и матери (если при кормлении, то может быть отказ от пищи). Не­уверенность ребенка в себе, отказ от общения с родителями.
3. Двойственная Матери отличаются непоследовательным и непредсказуемым поведением, противоречиво относятся к детям. Нечувствительны к подаваемым «зна­кам общения». Отношение к ребенку неровное в зависимости от собствен­ного настроения.
4. Неориентированная Явное отвержение ребенка, непредсказуемость в поведении. У детей страх отвержения и физического наказания. Дети не знают, чего ожидать от взрослых в следующий момент.
5. симбиотическая Отсутствие жестового и речевого общения между матерью и ребенком. У ребенка возникает реакция тревоги, когда теряет мать из виду. Чувство спокойствия и безопасности ребенок обретает в условиях «зрительного контроля» за матерью.

Влияние привязанности на психическое развитие. Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имита­ции поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться. Надежная привязанность в первые годы жизни закладывает основы будущего чувства до­верия и безопасности к окружающему миру. Дети, имеющие надежную привя­занность в 12-18 мес, в возрасте 2 лет более общительны, проявляют сообрази­тельность в играх. В подростковом возрасте они более привлекательны как деловые партнеры, чем дети с ненадежной привязанностью. В то же время у де-1сй. первичная привязанность которых характеризуется как неориентирован­ная, имеется риск возникновения враждебного и агрессивного поведения в до­школьном возрасте и отвержения их сверстниками.

Дети, надежно привязанные к матери в 15 мес. в 3.5 г. среди группы сверст­ников демонстрируют ярко выраженные черты лидерства. Они легко инициируют игровую активность, достаточно отзывчивы в отношении нужд и переживаний других детей и. в целом, очень популярны среди других детей. Они лю­бознательны, самостоятельны и энергичны. Дети, которые в 15 мес имели нена­дежную привязанность к матери, напротив, в детском саду проявляют социаль­ную пассивность, нерешительность в привлечении других детей к игровой ак­тивности. Они менее любознательны и непоследовательны в достижении цели. В возрасте 4-5 лет дети с надежной привязанностью также более любознатель­ны, чувствительны в отношении со сверстниками, менее зависимы от взрослых, чем дети с ненадежной привязанностью. В предпубертатном возрасте надежно привязанные дети имеют ровные отношения с ровесниками и больше близких друзей, чем ненадежно привязанные дети.

Сформированная в первые годы жизни первичная привязанность к окру­жающим в дальнейшем достаточно устойчива и постоянна во времени. Боль­шинство детей демонстрирует характерные черты привязанности к другим лю­дям как в младенчестве, так и в школьном возрасте. Во взрослом периоде люди часто проявляет те же самые качества в межличностных отношениях. Напри­мер, отношения, которые молодые люди устанавливают с лицами противопо­ложного пола, также как и отношения с родителями можно разделить на на­дежные, двойственные и избегающие. Люди среднего возраста подобным же образом относятся к своим пожилым родителям.

Каким же образом привязанность влияет на поведения в будущем? В про­цессе формирования того или иного типа привязанности у ребенка развивается гак называемая «модель себя и других» (см. таблицу 20).

Таблица 20 Тип привязанности и «модель себя и других»

 

  Позитивная «модель себя» Негативная «модель себя»
  позитивная «модель других»   Надежная привязанность     Двойственная привязанность  
Негативная «модель других» Избегающая привязанность Неориентированная привязанность

Диагностика нарушений привязанности. Возникновение нарушений при­вязанности возможно с 8 мес. Критериями расстройства будут следующие:

1) недостаток возрастного интереса ребенка к общению с членами семьи пли другими людьми; 2) реакция страха или чрезмерной чувствительности в при­сутствии незнакомых людей, не исчезающих при появлении матери или других родственников; 3) неразборчивая общительность (фамильярность, пытливые вопросы и т. д.). При 'этом отсутствуют такие тяжелые психические заболевания. как умственной отсталости, ранний детский аутизм.

Различаю! 2 вида расстройств привязанности — реактивное и расторможенное. Реактивное проявляется в ответ на изменение окружающих условий, особенно в момент расставания с ребенком. Характерна боязливость и повышенная настороженность («заторможенная бдительность») в присутствии незнакомы/ людей, не исчезающая при утешении. Дети избегают общения, в том числе и со сверстниками. Расстройство может возникнуть как результат прямого родительского пренебрежения, жестокого обращения, серьезных ошибок в воспита­нии. Принципиальное отличие этого состояния от раннего детского аутизма в том, что в обычных условиях у ребенка сохраняются живые эмоциональные ре­акции и стремление к общению. Если же ребенок воспитывается в условиях ро­дительской депривации, то повышенная тревожность и боязливость могут сглаживаться при эмоциональной отзывчивости воспитателей. При реактивном расстройстве привязанности отсутствует патологическая отгороженность, ха­рактерная для аутизма, а также интеллектуальный дефект. Расторможенное расстройство привязанности проявляется неизбирательной прилипчивостью ко взрослым в возрасте 2-4 лет.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.