Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ





Определение, классификация. Под психической депривацией в широком смысле понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовле­творения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние также можно определить как биоло­гически полноценную, но психически недостаточную среду. Депривация быва­ет следующих видов: Г) аффективная (эмоциональная) - отсутствие заботы, ласки, понимания: 2) сенсорная — недостаточность внешних стимулов (зри­тельных, слуховых, тактильных); 3) социальная (безнадзорность, бродяжниче­ство). Материнская депривация — это, в первую очередь, эмоциональное ли­шение ребенка, но в происхождении этого состояния немаловажную роль игра­ет и сенсорный компонент. Известно, что мать для ребенка первых лет жиз­ни источник многочисленных сенсорных стимулов (тактильных, зритель­ных, слуховых), необходимых для нормального развития психических функ­ций. Границы же социальной депривации достаточно широки, так как послед­няя включает в себя также педагогический дефицит.

Первые описания неблагоприятных последствий ранней родительской де­привации относятся к началу прошлого века. Так, Л. Ф. Мейер в монографии «Госпитализм» среди причин младенческой смертности наряду с острыми рес­пираторными заболеваниями и кишечными инфекциями упоминает тяжелое психофизическое истощение. Гипотрофии обычно предшествовал отказ от пи­щи, рвота, а также полная потеря интереса к чему-либо, вялость, пассивность, бессонница, отставание в физическом и психическом развитии. Автор связал причину смерти младенцев с отсутствием «стимулирующего» влияния матери.

Депривация может быть полной или частичной. Выделяют 2 варианта пол­ной депривации — изоляцию и сепарацию. В первом случае речь идет о полном отстранении ребенка от социального окружения, что создает ситуацию «умст­венного голодания». Крайней степенью изоляции являются примеры т, н. «вол­чьих» детей («дети-Маугли»). Сепарация представляет собой разрыв специфи­ческой детска-материнской связи, что наблюдается при отрыве ребенка от се­мьи, длительной госпитализации, отказе от ребенка, воспитании его в закрытом детском учреждении. Частичной депривацией называется состояние, когда от­ношения между матерью и ребенком эмоционально обеднены, что обозначается также термином «скрытая» или «маскированная» депривация.

Психическая патология, возникающая под влиянием полной материн­ской депривации. В условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности; 2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3) психи­ческие расстройства.

Общая характеристика депривационной патологии. Психические наруше­ния, возникшие в условиях материнской депривации. во многом зависят от времени воздействия депрнвационного фактора (чем раньше возникла депривация, тем тяжелее психическая патология). Для раннего возраста характерно преобладание расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллекта с преимущественным нарушением развития речи ('экспрес­сивной). Отмечаются патологические привычные действия (сосание одежды пальцев рук, яктация, трихотилломания, мастурбация, онихофагия), депривационная депрессия, депривационный псевдоаутизм. После 3 лет психическая па­тология в основном представлена характерологическими нарушениями и за­держками интеллектуального развития. Во всех возрастных группах отмечается малая дифференцированность и поверхностность общения, недостаточность развития высших эмоций — чувства жалости, сочувствия, соучастия, вины стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти рентные установки. С возрастом к 4-7 годам характерна трансформация депри-вационных психических расстройств в виде редукции ранней патологии. Устойчивыми оказываются изменения эмоционально-волевой сферы. В частности у подростков, переживших раннюю денривацию до 3 лет, выявляются патохарактерологические изменения дефицитарного типа.

Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недос­таточности развития эмоциональной стороны личности, задержки формирова­ния психических функций, парааутистических проявлений носит название синдром «сиротства».

Нарушение формирования личности. В литературе, посвященной влия­нию депрпвации на развитие ребенка, до сих пор не существует единой точки зрения относительно возможных последствий этого состояния для формирова­ния личности ребенка и подростка. Среди западных психологов материнская депривация традиционно рассматривается как тяжелое и необратимое состоя­ние, приводящее к «аффективной бесчувственности», способствующее форми­рованию специфического типа личности, отличающего воспитанника детского заведения. Дети, лишенные материнства, описывались как «потенциальные преступники», отличающиеся повышенной жестокостью и агрессивностью, от­сутствием социально-этических норм в поведении (Дж. Боулби).

Считается, что последствия ранней материнской депривации, имевшей место до 3 лет, в дальнейшем невосполнимы. Признано, что общение с матерью в первые годы жизни является главным условием полноценного психического развития. Дети из семьи уже в 3 мес. лучше выделяют взрослого и используют более разнообразные средства общения, чем их сверстники из домов ребенка. У депривированных младенцев значительно задерживается развитие самосозна­ния (образа «Я»). Основным отличием детей, воспитывающихся вне семьи, яв­ляется недостаточность развития внутреннего плана личности. Воспитанники детских домов реже смеются, их движения скованны и маловыразительны, бед­нее словарный запас, проще и однообразнее грамматический состав речи, го­раздо меньше оценочных суждений. Считается, что у детей, растущих в дет­ских учреждениях, не просто задерживается формирование характерных для их возраста форм общения, но и развиваются принципиально иные механизмы, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружающим условиям. Это происходит как вследствие утраты ранних эмоциональных связей с родителями, гак и вследствие того, что жизнь в детском закрытом учреждении не требует от ребенка выполнения тех функций, которыми наделены дети в обычной жизни.

Дети из домов ребенка испытывают потребность в повышенном внимании и доброжелательности, которая доминирует вплоть до конца дошкольною воз­раста. Для их сверстников из семьи характерны уже более сложные формы общения, включающие познавательные интересы, стремление к сотрудничеству с взрослыми, потребность в уважении и взаимопонимании. Поведение семейных детей более свободно и эмоционально насыщено.

Основными отличиями семейного воспитания от общественного являются следующие: 1) семейные дети со стороны взрослого испытывают больше вни­мания, которое адресовано индивидуально (личностная обращенность): 2) на­личие в домах ребенка (частая смена ухаживающего персонала) множественной привязанности; 3) контакты со взрослыми в семье эмоционально более разно­образны и насыщенны; 4) мягкое, терпеливое отношение к ребенку в семье на­ряду с жестко регламентированным детским поведением в учреждении.

В условиях полной материнской депривации отмечается очень раннее воз­никновение общения между детьми — уже на первом году жизни. Для семей­ных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет специфику. Отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а но типу родст­венных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищен­ности, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений.

Прогноз компенсации депривационных нарушений формирования личности зависиг от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, де­привация которых длилась 3 г. и больше, демонстрируют социальные, эмоцио­нальные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели не­сколько лет в стабильной домашней обстановке (были усыновлены). Они с тру­дом формируют привязанность к приемным родителям,

Нарушение психического и интеллектуального развития. Около 76% воспитанников домов ребенка имеют отклонения в психическом развитии. Сре­ди них 52% — это парциальные задержки. 24% — олигофрении легкой и среднетяжелой степени.

В первые 6 мес у соматически и неврологически здоровых младенцев домов ребенка, как правило, наблюдается своевременное (или с незначительным за­паздыванием) возникновение зрительных, слуховых, двигательных реакций. Однако в последующем, после полугода, развитие резко замедляется (так назы­ваемый феномен «угасания» развития). Выявляется задержка в развитии зрительных и слуховых дифференцировок, навыков действий с предметами. Па фоне общей задержки двигательного развития преобладает отставание развития пассивной и активной речи. Голосовые проявления отличаются редкостью и бедностью артикуляций, рудиментарностью гуления и лепета, недостаточно­стью интонационной выразительности речи. Первых слова появляются достаточно поздно - после 1.5-2 лет.

В целом поведенческие реакции младенцев, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, характеризуются трудностью возникновения, транзиторностью и рудиментарностью проявлений, слабой выраженностью, не­достаточной развернутостью и длительностью.

V детей, находящихся в условиях полной материнской депривации, отчетли­вые признаки «дизонтогенеза отмечаются начиная с 2-х лет жизни. В поведении преобладает выраженная пассивность, пониженный аффективный резонанс бездеятельность. Характерна стереотипность в двигательной сфере — однотип­ное потирание рук, верчение головой. Выявляются особенности игровой дея­тельности — отсутствие тематических и ролевых игр. В большинстве случаев дети беспричинно перекладывают игрушки с места на место. Отмечается не­достаточность развития манипулятивной деятельности (тонкой моторики). За­держка развития речи проявляется преобладанием однословных высказываний и рудиментарных речевых форм — лепета. Наблюдается отсутствие фразовой речи. У детей недостаточно сформирован навык артикуляции, звукопроизношение отличается неточностью и бедностью используемых фонем и слогов. Недостаточно развита интонационная выразительность речи.

На 3-ем году жизни обращают на себя внимание такие особенности развития детей, как отсутствие каких-либо зачатков высших эмоций - радости, горя, со­переживания. В поведении детей и их общении с взрослыми преобладают при­митивные проявления — реакции захвата, протеста, отказа, немотивированой агрессии.

Психические расстройства, возникающие под влиянием полной материн­ской депривации.

Депрессивные состояния. Впервые депрессивное состояние, возникшее в связи с отрывом ребенка от матери, описали R.A. Spitz и K.M. WolfАвторы назвали расстройство «аналитическая депрессия» (термин «анаклинный» оз­начает связь с человеком, обеспечивающим ребенку максимальное удовлетво­рение витальных потребностей). Состояние характеризуется прогрессирующей потерей интереса к окружающему миру, исчезновением аппетита, снижением массы тела, замедлением темпа развития. В клинической картине выявляется бедность мимики младенца, вялая реакция на звуковые раздражители, двига­тельная заторможенность, крик-плач по ночам в сочетании с нарушением сна.

Аналитическая депрессия обычно возникает у младенцев в возрасте 6-11 мес спустя 4-6 нед после внезапного ухода матери. Возвращение матери в те­чение первых 3 мес приводит к быстрой редукции симптоматики. Однако раз­лука сроком более трех месяцев способствует закреплению описанных выше нарушений. Фаза сопротивления сменяется фазой истощения. Состояние стано­вится необратимым. Двигательная активность резко сокращается, появляется бессонница. Ребенок прогрессивно теряет в весе, наблюдается склонность к респираторным инфекциям и экземе. Характерна выраженная задержка и рег­ресс психического развития.

Выраженность расстройства во многом зависит от того, какими были отно­шения между матерью и ребенком до ее ухода. Аналитическая депрессия чаще развивается у детей, матери которых до разлуки с ребенком были вниматель­ными и заботливыми. Выраженность депрессии зависит также от того, насколько отсутствие матери могут компенсировать находящиеся рядом с ребенком взрослые.

Пассивность и полное безразличие к окружающему миру при анаклитичсской депрессии может быть приняты за проявление олигофрении, тяжелою ор­ганического поражения мозга, раннего детского аутизма, что делает необходи­мой дифференциальную диагностику расстройства с указанными состояниями. Анаклитическую депрессию следует также отличать от наблюдающихся в нор­ме «страхов 8 мес жизни» как возрастной фазы развития младенцев. Последние при правильном подходе могут быть преодолены. Нозологическая принадлеж­ность анаклитической депрессии до конца не ясна. Согласно описавшим ее ав­торам, это состояние можно приравнять к меланхолии взрослых. Однако анаклитическая депрессия является психогенным состоянием, а не аффективным колебанием настроения.

Различают 3 разновидности депривационных депрессивных расстройств: вегетативную, соматизированную и регрессивно-апатическую.

Вегетативная де­прессия проявляется относительно неглубоким снижением настроения в виде грусти, печали, особенностями мимики (серьезное выражение лица, отсутствие улыбки), плаксивостью. Характерны вегетативные расстройства в виде нару­шений сна, затрудненного засыпания, беспокойства во время дневного и ночно­го сна с частыми пробуждениями. Расстройства питания включают частые срыгивания, отсутствие прибавки массы тела при нормальном и даже повышенном аппетите, утрату чувства насыщения при приеме пищи. Вегетативная депрессия чаще наблюдается при прерываемой депривации, когда бросившая ребенка мать эпизодически его навещает. Быстрое возвращение матери приводит к ре­дукции вышеописанной симптоматики, в связи с чем вегетативная депрессия относится к начальному этапу депривационной депрессии.

Соматизированная депрессия проявляется психосоматическими расстрой­ствами (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.), оттесняющими на второй план собственно депрессивную симптоматику. Течение заболевания за­тяжное или волнообразное. Этапу соматизированной депрессии часто предше­ствует депрессия вегетативная, но в ряде случаев она может отсутствовать. Ха­рактерным для настроения детей является оттенок равнодушия. Поведение при этом необычно спокойное с повышенной послушаемостью, молчаливостью, от­страненностью. Младенцы, как правило, перестают плакать и требовать к себе внимания, не ищут зрительного контакта с взрослыми, выглядят заторможен­ными, мало перемещаются по манежу, не замечают игрушек и не понимают ус­ловий предлагаемой им игры. При тщательном наблюдении за детьми выявля­ется классическая депрессивная триада в виде сниженного настроения, речевой я двигательной (игровой) заторможенности, в ряде случаев доходящей до сту­пора с мутизмом. На фоне этого достаточно часты явления яктапии. сосания пальцев, частей тела и одежды. Состояние может осложниться сопутствующи­ми респираторными заболеваниями, снижением массы тела, регрессом психо­моторного развития.

Регрессивно-апатической депрессии, как правило, предшествует вегетатив­ная и соматизированная. Характерным является редукция соматического заболевания и усиление регрессивной симптоматики. Тяжесть расстройства определяется состоянием ступора. Дети выглядят неподвижными, безучастными, бес­помощными, брошенными. Отсутствует прибавка роста и массы тела. Могут возникать аутоагрессивные тенденции, а также кататонорегрессивные симпто­мы — ходьба на цыпочках, манежный бег; манерность позы. Дети резко отста­ют в развитии.

Различаю; 3 фазы поведения детей в возрасте от 18 до 24 месяцев в ответ на разлучение с матерью и помещение в детское закрытое учреждение:

1. Фаза протеста — ребенок плачет и мечется, зовет мать и на основе своего прежнего опыта полагает, что она будет реагировать на его призывы. В эту фа­зу отмечаются выраженные реакции протеста и отказа. Ребенок отказывается от нищи, игрушек, общения с кем-либо из взрослых. Отмечается бессонница. Та­ким образом он протестует против ухода матери. Постоянный крик-плач явля­емся средством, с помощью которого ребенок пытается привлечь внимание ма­тери и вернуть ее. 2. Фаза истощения — ребенок примиряется с разлукой с ма­терью и перестает ее к себе призывать. 3. Фаза адаптации — ребенок приспо­сабливается к жизни без матери и пытается привязаться к кому-либо из бли­жайших ему взрослых.

Таким образом, депрессии в раннем детском возрасте имеют выраженную тенденцию к маскированности. В их клинической картине преобладают не столько аффективные нарушения, сколько соматовегетативные проявления, расстройства поведения, отклонения в развитии. Раптоидные состояния прояв­ляются стереотипной двигательной активностью. Наблюдается бесцельный бег по комнате, множество мелких лишних движений, метание из стороны в сторо­ну, сопровождающиеся криком.

У детей от 1 до 3 лет в структуре реактивной депривационной депрессии мо­гут наблюдаться психомоторные и соматоневрологические расстройства рег­рессивного характера. Наблюдаются периоды расторможенности регрессивного феномена «длительно сохраненной позы», особая осанка, полусогнутые колени, общая заторможенность до степени аффективного ступора, симптом Робинсона (сильный обхват предмета, вместе с которым можно поднять ребенка), феномен «кручения» и бега по кругу, мутизм. При длительной депрессии наблюдаются: ограничение речевой активности, замедленный темп роста словаря, задержка развития тонкой моторики. Регресс эмоционально-волевой сферы проявляется феноменом «тождества» (нежелание расставаться с привычными игрушками, предметами, симптом «стула»). Регрессивные соматовегетативные расстрой­ства проявляются снижением реакции на дискомфорт, склонностью к запорам. погере массы тела, ситуационно обусловленной задержкой мочеиспускания (элективная аффектогенная анурия), нарушением ритма сон-бодрствование, патологическими привычными действиями.

Страхи. У младенцев, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации. отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с гиперчувствительностью к но­визне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, не­обычных игрушек, предъявлению новых стимулов — тактильных, голосовых, зрительных. У денривированных младенцев не наблюдаются характерные для семейных детей страхи чужих взрослых. Но усилен страх изменения окружаю­щей обстановки, страх тактильного контакта (поглаживания, прикосновения. взятии на руки — ребенок съеживается, напрягается), страх визуальною кон­такта (ребенок избегает взгляда глаза в глаза), страх громкого голоса. Характе­рен также страх игрушек, выполняющих функцию «переходных объектов» (мягкие игрушки, куклы). Последние заменяются твердыми игрушками, кото­рые применяются, как правило, для неигровых целей {перемещение с помощью игрушек, стереотипные манипуляции). Страхи депривированных детей имею! некоторое феноменологическое сходство со страхами детей, страдающих ран­ним детским аутизмом. Однако у них отсутствует типичный для аутистических детей сверхценный уровень переживаний. Кроме того, страхи депривирован­ных младенцев, являются психологически понятными (компенсация -эмоцио­нального одиночества).

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.