Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рсгургитационное и «жевательное» расстройство («жвачка», мерицизм)





Это относительно редкое нарушение, одинаково часто встречаемое у мальчиков и девочек. Основными диагностическими критериями являются: а) повторяю­щееся отрыгивание. пережевывание и повторное проглатывание пищи при от­сутствии патологии желудочно-кишечного тракта; б) потеря в весе. Первые проявления наблюдаются, как правило, в возрасте 312 месяцев, могут продол­жаться 2 года, а по некоторым данным — до 6 лет.

К причинным факторам расстройства относят как избыточность, так и не­достаточность материнской привязанности. В первом случае «жвачка» рас­сматривается как усвоенная модель поведения, усиливающаяся под влиянием родительского внимания, а во втором — как средство привлечения тою же внимания в условиях его дефицита. В отдельных случаях «жвачка» является замещающей формой поведения, приносящей ребенку удовлетворение.

Некоторые дети большую часть пережеванной пищи выплевывают, в резуль­тате чего их вес прогрессивно снижается. Наиболее высокий риск истощения наблюдается у пассивных детей. Вместе с тем, докармливание не всегда эффективно, так как приводит к повторной регургитации.

Помимо деривационных механизмов в происхождении мерицизма играют роль также негрубые пороки развития желудочно-кишечного тракта и невроло­гическая патология. Подобная этиологическая неоднородность пищевых рас­стройств имела место и в следующем клиническом примере.

С точки зрения психоаналитического подхода регургитация и мерицизм яв­ляются внешним проявлением психического расстройства и означают «выход» внутреннего напряжения, возникающего в результате нарушений взаимопони­мания матери и ребенка. Младенец начинает повторно пережевывать пищу, ес­ли не может иными способами обратить на себя внимание. Матери детей, стра­дающих «жвачкой», чаще всего являются незрелыми, зависимыми, эмоцио­нально отвергают своих детей. Сторонники бихевиорального подхода полага­ют, что мерицизм - это усвоенная модель поведения, усиливаемая под влияни­ем родительского внимания.

В рамках интегративного подхода механизмы происхождения «жевательно­го» расстройства связываются с влиянием многочисленных факторов: 1) соматоневрологических (пороки развития желудочно-кишечного тракта, неврологи­ческие и инфекционные заболевания, перинатальная патология и др.); 2) депривационных (избыток или недостаток внимания со стороны матери); 3) индиви­дуальных особенностей психического реагирование ребенка (усвоенная модель поведения, купирование эндорфиновой недостаточности и т.д.).

Младенческая нервная анорексия (инфантильная анорсксия). К диагно­гстическим критериям относятся, активный или пассивный отказ от пищи, изби­рательность в еде, недоедание. Отказы от пищи часто начинаются вскоре после
рождения. Ребенок не просыпается для кормления, отказывается сосать или вы­сасывает незначительное количество молока. При активном отказе младенец
внимательно следит за приближением рожка или ложки, что нередко приводит
к опрокидыванию посуды с едой, выплевыванию пищи («пищевые войны»)-
При пассивном дети отказываются принимать участие в процессе кормления. показывая полное безразличие к приему пищи и не выражая интереса к бу­тылочке или ложке. Жевание и проглатывание замедлены, пища задерживается в ротовой полости больше 45 минут.

Избирательность в еде выражается в специфических предпочтениях опреде­ленных продуктов, например яиц.или творога. Некоторые дети отвергают пи­иту, имеющую зеленый или красный цвет.

К инфантильной анорексии относят продолжительные расстройства, для­щиеся свыше 3 мес, так как более кратковременное снижение аппетита может быть связано с введением новых продуктов, семейными переменами (рождение брата или сестры), изменениями в режиме дня и уходе за ребенком, помещени­ем в стационар.

Наиболее часто от недоедания страдают дети, находящиеся на грудном вскармливании, так как матери не всегда следят за количеством высасываемою ребенком молока. Нередко такие дети ведут себя тихо и спокойно, сонливы, и матери не испытывают затруднений при уходе за ними,

При изучении причин нервной анорексии младенцев выявлен ряд специфи­ческих черт поведения их матерей. При наблюдении за процессом кормления детей через односторонний экран выявлено, что ряд матерей не различают по­даваемых ребенком знаков «голода» и не могут адекватно на них ответить. В частности, было замечено, что матери детей, страдающих инфантильной анорексией, в 76% случаев неадекватно реагируют на «пищевые» крики, вокализи­руемые их детьми. Такие матери не могут справиться с кормлением детей. В их отношении к младенцам отчетливо преобладают агрессивные тенденции раздражительность, недовольство и негодование.

Некоторые матери, напротив, не замечают признаков насыщения и продол­жают насильно кормить, что вызывает сопротивление ребенка. Точно также не знают о пищевых потребностях своих детей психически больные матери. Про­блемы с кормлением чаще возникают в семьях, где старшие дети страдали пи­щевой аллергией, и мать после рождения находилась в состоянии тревожного ожидания за их здоровье. Однако участие отца в уходе за ребенком и его корм­лении снижает у матери тревогу.

Выделены этапы детско-материнских отношений при инфантильной анорек­сии. Но мере развития младенческой анорексии в системе мать.................... дитя отношения

изменяются от: 1) диадической реципрокности, к 2) диадическому конфликту и, далее, к 3) борьбе за контроль приема пищи, которая заканчивается 4) «сдел­кой» и 5) материнским «невмешательством». Иными словами, мать или справ­ляется с отказом ребенка от пищи,' или патологический стереотип пищевого по­ведения у него закрепляется.

Распространенность инфантильной анорексии. На значительные затрудне­ния при кормлении в возрасте 6 мес указывали 6% матерей, о пищевых прихо­тях — 12%. В возрасте 12 мес эти соотношения не изменяются, а в возрасте 18 мес возрастают до 24% и 15% соответственно. В 36 мес ранняя детская анорексия отмечается уже у 34% всех детей, а пищевые прихоти — у 23%.

Различают 3 варианта младенческой нервной анорексии — дистимический, регургитационный и вариант активного или пассивного отказа от пищи.

Дистимический - проявляется выраженной эмоциональной лаоильностью во врем кормления с преобладанием дистимии. Наблюдается раздражительность, так епвость. немотивированное беспокойство во время еды. Как правило, матери не могут понять, с чем связано такое поведение младенца, объясняя это тем что ребенок хочет спать, что рядом не оказалось соски, что ему не нравится приго­товленная пища. Стержневым симптомом у этих детей являются преходящие эпизоды сниженного настроения во время кормления, а неадекватное поведение матери способствует их закреплению.

Регургитационный вариант проявляется немотивированным срыгиванием или во время акта кормления, или сразу после него. Важными диагностически­ми критериями являются: значительный объем регургитированной пищи, от­сутствие вторичного заглатывания и пережевывания (как в случае мерицизма) отсутствие связи с введением в рацион новых продуктов. С изменением рацио­на могут быть связаны кратковременные эпизоды регургитации, однако к ин­фантильной анорексии относятся расстройства, наблюдающиеся достаточно длительное время — 2-3 месяца и более. Для диагностики регургитационного расстройства также категорически должны быть исключены другие заболева­ния, способные вызвать длительные рвоты и срыгивания. Это патология желудочно-кишечного тракта и гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Вариант активного или пассивного отказа от пищи. При активном отказе ребенок поворачивает голову в сторону, отказывается открывать рот, сосать и глотать. Пассивный отказ сопровождается отвращением к возрастному рацио­ну — мясным продуктам, кашам, овощам и фруктам. У ребенка отмечаются не­обычные пищевые предпочтения, они требуют лимоны, грейпфрукты и т.д. Младенцы, перешедшие на смешанные виды пищи, требуют продукты, предна­значенные для детей более младшего возраста, употребление которых избавля­ет их от необходимости жевать. При описываемом варианте младенческой анорексии отказы от пищи могут начаться вскоре после рождения. В период ново­рожденное™ ребенок не просыпается для кормления, отказывается сосать или высасывает слишком малое количество молока. После 3-х мес младенец может активно сжимать губы в ответ на приближение бутылочки или ложки. При пи­щевых «войнах» дети следят за приближением ложки или рожка и опрокидыва­ет посуду с едой на пол. Если матери удается запихнуть ребенку пищу в рот, то обычно он ее выплевывает.

Постоянное поедание несъедобных веществ (PICA-синдром). Характер­ной особенностью расстройства является постоянное, более одного раза в ме­сяц, поедание несъедобных веществ. Важным диагностическим критерием яв­ляется отсутствие других психических расстройств, которые могли бы вызвать такое поведение (ранний детский аутизм, детская шизофрения). Младенцы ча­ще всего поедают краску, гипс, тесемки, волосы, ворс с одежды. Дети раннего возраста могут употреблять в пищу испражнения животных, собственные фека­лии, песок, насекомых, листья, гальку, сигареты, окурки. При этом не наблюда­ется отвращения к пище.

Оба пола страдают расстройством одинаково часто. Начало заболевания от­мечается, как Правило, в возрасте от 1 до 2 лет, а у ряда детей со второго полугодия жизни. С возрастом обычно отмечается положительная динамика. Боль­шинство здоровых детей время от времени берут в рот эти предметы, но прак­тически никогда их не проглатывают. Дети, поедающие несъедобные вещества, часто страдаю! задержкой психического развития или. что реже, пониженным зрением. Большинство из них воспитываются в социально неблагополучных семьях, где за ними следят в основном братья и сестры. Поедание несъедобных веществ в этом случае является следствием недостаточной заботы о ребенке и конIродя за его поведением со стороны родителей. Дети не могут самостоя­тельно разобраться, что можно и чего нельзя употреблять в пищу. Данная раз­новидность нарушений пищевого поведения является следствием педагогиче­ской запущенности, в частности, информированности у ребенка представлений о приемлемых формах поведения.

В других случаях дети поедают несъедобные вещества тайком от взрослых. Как правило, они воспитываются в конфликтных семьях. Нет данных, свиде­тельствующих о том, что поедание несъедобного является попыткой удовле­творить недостаток в питании.

Употребление в пищу фекалий часто отмечается у детей второю полугодия жизни. Оно обычно сопровождается игровыми манипуляциями с фекалиями. Дети перекладывают испражнения из руки в руку, разминают большим и указа­тельным пальцем, размазывает по простыне и ногам. При приближении взрос­лых младенцы пытаются вовлечь их в игровые манипуляции с фекалиями, за­пихивают взрослым фекалии в рот. При этом у ребенка преобладает радостное настроение.

У двух третей матерей, дети которых страдают поеданием фекалий, отмеча­ются клинически выраженные признаки депрессивного расстройства. Их отно­шение к ребенку характеризуется непоследовательностью и изменчивостью. Элементы сверхконтроля и гиперопеки в воспитании чередуются и явным не­приятием, и отвержением.

Большинство проглатываемых детьми веществ безвредны, но некоторые из них яри попадании в организм ребенка могут вызвать ряд осложнений. Это древесная стружка, покрытая бытовыми инсектицидами, чешуйки краски, со­держащие свинец. Свинцовое отравление также может возникнуть при поеда­нии окрашенной штукатурки. Симптомы свинцового отравления достаточно неспецифичны, К ним относятся: гиперактивность, агрессивность, импульсив­ность, сниженный интерес к игре, вялость, раздражительность, задержка или регресс психического развития, потеря недавно приобретенных двигательных навыков, «неуклюжесть», истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость. острые спазмирующие боли в животе, рвота, запоры, анорексия. головные боли. лихорадка.

Осложнениями при употреблении несъедобных веществ являются кишечная непроходимость, вызванная клоком проглоченных волос, токсоплазменная ин­фекция, возникающая при поедании фекалий.

Приведем пример. Поедание несъедобного у детей раннего возраста практически всегда являем­ся преходящим расстройством и при проведении адекватной терапии пищевое поведение нормализуется. Прогноз во многом зависит от условий воспитания ребенка. Он менее неблагоприятен, если ребенок воспитывается в ситуации безнадзорности и вседозволенности. В редких случаях поедание несъедобного как форма нарушений пищевого поведения сохраняется в подростковом возрас­те.

Пищевое недоразвитие. Принято считать, что это расстройство выявляется в возрасте 3-12 мес у 1% госпитализированных в соматический стационар мла­денцев. Тщательное соматоневрологическое обследование детей, страдающих пищевым недоразвитием, как правило, не выявляет тяжелых случаев патологии только в 0,8% случаев педиатрический диагноз имеет достаточное обоснование Вместе с тем, ^постоянное недоедание сопровождается задержкой психического и физического развития, что дает основание отнести это заболевание к более широкой группе расстройств, проявляющихся прогрессирующим нарушением развития в связи с недостатком ухода за ребенком. Подобная ситуация в основ­ном возникает в неполных семьях, занимающих низкое социальное положение. Матери детей часто страдают различными психическими заболеваниями.

В отечественной педиатрической литературе пищевому недоразвитию, но клиническим описаниям наиболее соответствует диагноз «гипотрофия». Гипо­трофия определяется как хроническое расстройство питания с дефицитом мас­сы чела. По мнению большинства авторов, лечение данного варианта гипотро­фии должно включать психотерапевтические воздействия. Наряду с контролем за весом, ростом и суточной потребностью в калориях необходимо проводить работу по преодолению конфликта в отношениях между матерью и ребенком. При своевременном вмешательстве прогноз, как правило, благоприятный. В нашей стране гипотрофии встречаются достаточно редко — у 0,5-1% детей раннего возраста, что связано с традиционным внимательным отношением к этому заболеванию педиатров и развитой системой педиатрического обслужи­вания населения.

Дифференциальная диагностика нарушений пищевого поведения. Рас­стройства, внешне сходные с психогенными нарушениями пищевого поведе­ния, могут отмечаться при некоторых соматических и неврологических заболе­ваниях раннего возраста. Так, при свинцовой интоксикации наблюдаются на­рушения пищевого поведения по типу инфантильной нервной анорексии. Тя­желые соматические заболевания часто приводят к нарушениям питания в виде пищевых прихотей. Пищевое недоразвитие нередко связано с желудочно-пищеводным рефлюксом и неспецифической диареей. У детей с перинаталь­ным поражением мозга наблюдается длительное привыкание к новой пище, за­медленное жевание и проглатывание (элементы пассивного отказа от пищи). Дети предпочитают пищу, характерную для более младшего возраста. Указан­ные особенности пищевого поведения обычно сочетаются у детей с задержкой и с 11.x и ч е с к о го р аз в и ч и я.

Основным отличием психогенно обусловленных нарушений пищевого пове­дения от расстройств, связанных с соматоневрологической патологией, являет­ся их относительная кратковременность, обратимость, зависимость от динами­ки взаимоотношений в системе мать-дитя. Психогенные нарушения питания

обычно быстро редуцируются после нормализации материнско-детских отно­шений.

Прогноз нарушений пищевого поведения. Прогноз нарушений питания очтюсичельно благоприятный. Большинство психосоматических расстройств пищевою поведения постепенно редуцируются после 3 лет. Вместе с тем, на­рушения сосания в первые недели и месяцы жизни приводят к риску возникно­вения пищевого недоразвития и других нарушений питания в более старшем возрасте. У подростков, больных нервной анорексией, в раннем детстве доста­точно часто наблюдаются различные нарушения питания.

При патологии пищевого поведения в первую очередь обращают на себя внимание, особенности детско-родительских отношений. Например, считается, что общение взрослых с детьми как до начала заболевания, так и после нею эмоционально обеднено. В этих условиях нища является единственным «сред­ством коммуникации» родителей и детей. Уделяя чрезмерное внимание пита­нию ребенка, матери часто рассматривают отказ детей от еды как личное ос­корбление. Женщины негодуют из-за того, что малыш якобы «не оправдывает» их ожиданий. Они чрезмерно озабочены физическим и телесным благополучи­ем ребенка в ущерб его эмоциональному комфорту. Достаточно распространено предубеждение, что обильное питание в первые годы жизни - залог будущих интеллектуальных успехов ребенка. Представления матери о значимости для ребенка пищи в данном случае сильно искажены.

Терапия нарушений пищевого поведения. Основной целью семейной психотерапии при расстройствах пищевого поведения являются как коррекция на­рушений питания у ребенка, так и одновременно с этим нормализация межлич­ностных отношений в системе мать-дитя. Общими принципами психотерапии нарушений пищевого поведения являются: 1) обучение матери правильному распознаванию знаков "голода", которые подает ей ребенок с первых месяцев жизни; 2) коррекция представлений матери о нутритивных потребностях ре­бенка; 3) коррекция представлений матери о способах воздействия на младен­ца; 4) формирование у ребенка навыков рационального питания; 5) использова­ние комплекса психотерапевтического воздействия с медикаментозным лечени­ем.

1. Обучение матери правильному распознаванию подаваемых младенцем знаков «голода». Прежде всего необходимо научить мать распознавать на слух различные типы младенческого крика-плача. Для правильного их распознава­ния рекомендуется вести дневники крика-плача. В процессе наблюдения за ребенком в левой половине страницы отмечаются характерные особенности кри­ка, плача, а в правой — причину, его вызвавшую («хочу есть», «хочу спать», «я - мокрый»). Можно использовать также правило «паузы». Матери предла­гается остановиться и задуматься, чего в настоящую минуту может хотеть плачущий ребенок. При необходимости рекомендуется использовать помощь их членов семьи, особенно тех, кто уже имеет опыт ухода за детьми раннего возраста.

2. Коррекция представлений матери о нутритивных потребностях ребенка. Включает в себя разъяснение наиболее распространенных ошибочных представлений о потребностях младенца в пище, динамике прироста его веса. Одновременно необходима работа по повышению у матери самооценки. Для этого ей предлагается присутствовать при обсуждении плана лечения, терпеливо объ­яснять цель и сущность вмешательства. На каждую манипуляцию с ребенком мать должна давать формальное разрешение.

Наиболее эффективной методикой коррекции представлений матери о по­дробностях младенца в пище является метод видеообратной связи.

Методика видеообратной связи включает в себя просмотр пациентом видео­записи своего собственного поведения, в данном случае процесса кормления матерью ребенка. Таким образом, создаются условия для того, чтобы «со сто­роны» объективно оценить свое поведение. Мать самостоятельно или под руко­водством врача отмечает допущенные в ходе кормления ошибки, что способст­вует пересмотру ее позиции и трансформации поведения в более адаптивное. К наиболее типичным ошибкам при кормлении относятся: 1) неправильное поло­жение младенца у груди; 2) неправильное положение рук матери; 3) отсутствие стимуляции сосательного рефлекса ребенка, основанное на традиционном за­блуждении о невозможности сосания ребенком во время сна; 4) кормление из одной груди; 5) кратковременность кормления и последующий быстрый до-корм из рожка; 6) неудобство одежды матери; 7) слишком тугое пеленание ре­бенка.

3. Коррекция представлений матери о способах воздействия на младенца. Пищевое поведение ребенка во многом зависит от качества детско-материнской привязанности и. в частности, от поведения матери во время кормлений. На­дежная дстско-материнская привязанность, в свою очередь, возникает при вы­соком уровне активности младенца в такие режимные моменты, как кормление и бодрствование. Формированию надежной привязанности способствует уме­ние матери во время кормления и бодрствования поддерживать инициативу ре­бенка, устанавливать с ним контакт взглядов, синхронизировать свои действия с действиями ребенка, общаться в режиме диалога. Кормления ребенка необхо­димо проводить с учетом мнения Б.Спока о том, что «самый лучший способ со­хранить хороший аппетит ребенка, это не мешать ему думать, что он сам хочет есть, а не вы хотите его накормить». Матери предлагается представить, что «она находится во власти неумолимого гиганта, который не понимает ее языка и отнимает у нее так любимый ею кофе, заставляя пить теплую воду». Можно использовать также метафору А.Фромма о том, что «механизм детского пита­ния так же тонок, как устройство часов. Стоит перекрутить завод и часы пе­рестанут работать. Как только мать перекормит своего ребенка — он совсем откажется от еды». Используется, например, тезис о том, что «дети плохо едят потому, что их родители всеми силами пытаются заставить их есть хорошо». Матери сообщается, что ребенок рождается с «инстинктом упрямства», когда его слишком понукают, и с «инстинктом отвращения» к той пище, с которой у нею связаны неприятные воспоминания. Применяется также прием «психоте­рапевтического зеркала». Матери предлагалось представить себя на минуту на месте ребенка в один из душных дней, когда ей совсем не хотелось есть. Далее мать должна вообразить, что какой-то нервничающий гигант сидит рядом и с беспокойством наблюдает за каждым куском, который она проглатывает. Она съедает немного тех блюд, которых ей хотелось, и кладет вилку, чувствуя, что насытилась. Но гигант выглядит расстроенным и говорит: «Ты даже не попро­бовала репу». Мать объясняет, что ей не хочется репы, но он не понимает ее на­строения и ведет себя так, как будто бы она нарочно хочет его огорчить. Тогда гигант говорит, что она не встанет из-за стола, пока она не съест всю репу без остатка. Мать пробует ложечку, но чувствует легкую тошноту. Гигант зачерпы­вает столовую ложку репы и «заталкивает» ей в рот, отчего она давиться (видо­изменено по Б. Споку).

4. Формирование навыков рационального питания проводится в зависимо­сти от формы нарушения пищевого поведения. При лечении младенческой анорсксии рекомендуется; 1) кормить ребенка строго ограниченное время, на­пример. 30 минут, затем прекращать; 2) кормить в определенное время, а в промежутках воздерживаться от кормления; 3) детям старше 12 месяцев давать возможность есть самостоятельно, хотя бы частично; 4) кормить небольшими порциями, постепенно увеличивая рацион; 5) показать матери, как правильно реагировать на пищевое поведение ребенка.

.Печение поедания несъедобных веществ включает в себя: Г) обучение мате­ри адекватно реагировать на подаваемые младенцем «пищевые» крики; 2) кон­троль поведения ребенка для ограничения его доступа к бумаге, вате, шерстя­ным изделиям, коврам; 3) рекомендуется соответствующий гигиенический ре­жим в квартире с ежедневной сухой и влажной уборкой; 4) предлагается ис­пользовать современные игрушки, при манипулировании с которыми не отслаивается краска.

При терапии пищевого недоразвития родителям предлагается заносить вес и рост ребенка в определенный график для сопоставления с нормативными дан­ными. Повышать уровень знаний матерей о потребностях ребенка в пище. Для этого проводятся групповые занятия в поликлиниках, детских больницах. По­сле начала прибавки в весе, разрешается постепенно изменить диету. Постоян­ный контроль пищевого поведения должен сохранятся до того времени, когда ребенок не достигнет надлежащего веса.

При регургитационных и «жевательных» расстройствах терапия включает в себя; 1) оценку пищевого поведения младенца в основном с точки зрения его эмоциональных потребностей, и в меньшей мере физиологических; 2) сужение круга ухаживающих за ребенком лиц для обеспечения постоянства и прочности эмоциональных связей, при этом психотерапевт становится для младенца «главным опекуном» и активно участвует в его кормлении; 3) использование игрушек для простых игр, во время которых оценивается реактивность ребенка и результаты терапии; 4) дозированное увеличение внимания ухаживающих за младенцем лиц, прежде всего, матери, подключая ее к процессу терапии; 5) контролирование эффективности лечения для исключения появления новых симптомов патологического пищевого поведения; 6) программа психологиче­ского «вознаграждения» и «порицания» для родителей.

Детей с пищевым недоразвитием и регургитационными расстройствами не обходимо госпитализировать вместе с матерями на педиатрическое отделение раннего возраста.

Для детей с тяжелыми нарушениями пищевого поведения на начальном эта­пе важно определить дефицит в прибавке веса. Если недостаток в весе соответствует гипотрофии II или III степени (масса тела ниже нормы на 20-30% и бо­лее), необходимо определить полный суточный объем питания. Принято счи­тать, что это одна пятая часть фактического веса, вне зависимости от возраста но для детей первого года жизни не должна превышать 1 литр. Далее определя­ется объем пищи от полного суточного объема, который можно назначить на сегодняшний день. При гипотрофии II степени это две трети от полного суточ­ного объема, при гипотрофии III степени — одна треть. Увеличивается крат­ность приема пищи, обычно на 1-2 кормления. Длительность разгрузки зависит от улучшения аппетита у ребенка, если младенец ест охотно, ежедневно при­бавляют по однократному разовому объему. Зондовое кормление применяется в состоянии выраженного токсикоза по жизненным показаниям.

5. Комплексная терапия нарушений пищевого поведения. Значительный эф­фект при тяжелых формах нарушений пищевого поведения дает применение ферментных и биологических препаратов. Пепсин назначается внутрь перед или во время кормления по 0,05 г 2-3 раза в день в порошке или в 1-3% раство­ре разведенной хлористо-водородной кислоты. Пепсидил — по 1 чайной ложке 3 раза в день. Пепсин — основной компонент этих препаратов — способствует улучшению переваривания и усвоению белков в желудке. Бифидумбактерин применяют за 20-30 минут до еды: детям первого полугодия жизни по 3 дозы 2 раза в день, детям от 6 месяцев и старше по 5 доз 2-3 раза. Нутридофилус на­значают по 1 капсуле 1 раз в день. Часто используются витамины группы В, ви­тамин Е. Тиамина бромид применяется как стимулятор желудочной секреции по 0.00129 г в день. Пиридоксина гидрохлорид улучшает синтез белка, участву­ет в белковом обмене. Он используется по 20-30 мг в сутки. Цианокобаламин вводят парентерально по 50-100 доз в сутки, так как он обладает высокой био­логической активностью, улучшает функцию печени, влияет на иммуногенез. Пантотенат кальция применяется в дозе 0,05 г 2 раза в день. Он участвует в уг­леводном и жировом обмене. Пангамат кальция повышает усвоение кислорода тканями, используется в дозе 0,05 на прием 2 раза в день. Токоферола ацетат применяется в дозе 5-10 мл 5% раствора на прием в течение 30 дней. При мла­денческой анорексии и постоянном поедании несъедобных веществ медикамен­тозные средства используются в комбинации с психотерапией при недостаточ­ной эффективности последней. Пирацетам (ноотропил) назначается больным с синдромом постоянного поедания несъедобных веществ. Кроме собственно ноотропного 'эффекта этот препарат назначается для стимуляции окислительно-восстановительных процессов и усиления кровообращения в головном мозге, улучшения утилизации глюкозы, повышении устойчивости тканей к гипоксии. Пирацетам назначается в дозе 300-600 мг в сутки курсом от 1 до 3 месяцев. Су­точная доза распределяется в течение дня с учетом активирующего эффекта препарата. Используется также пантогам в дозе 350-700 мг курсами на 1 или 2

месяца. Фенибут назначается больным с инфантильной анорексией, сопровож­дающейся приступами дистимии, у которых длительная психотерапия не дает положительного результата. При этом учитывается слабое седативное действие фенибута. Препарат назначается в дозе 100-250 мг в сутки, курс 4 недели. Обычно эффект отмечается уже на 5-7 день терапии, который проявляется уменьшением раздражительности как во время, так и вне кормления, возраста­нием двигательной и игровой активности.

Опыт психофармакотерапевтической коррекции психических нарушений при функциональных расстройствах пищевого поведения показывает, что диф­ференцированный подход к выбору препарата по спектру действия и наличию противопоказаний позволяет избежать ухудшения состояния, развития побоч­ных эффектов и осложнений.

Клиническая оценка эффективности терапии позволяет заключить следую­щее:

1. При лечении нарушений пищевого поведения целесообразна следующая очередность предпринимаемых мер: мероприятия по поддержанию норматив­ною веса, адекватному поступлению и усвоению питательных веществ, психо­терапия, психофармакотерапия.

2. Эффективности психотерапии при психогенных расстройствах пищевого поведения способствует ее дифференциация по целям и задачам, позволяющая адекватно выбрать тот или иной метод.

3. При систематическом поедании несъедобных веществ эффективно приме­нение ноотропов. Препаратом выбора является пирацетам, а при наличии син­дрома гипервозбудимости перинатального генеза — пантогам.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.