Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Саморегуляции частных охранников.





Психологический настрой охранников напрямую связан с качеством исполнением ими своих профессиональных обязанностей. Он проявляется в отношении охранников к своей служебной деятельности, отражается на их поведении и действиях в различных ситуациях, на их состоянии в период несении службы. От того насколько близка охранная деятельность мировоззрению и убеждениям охранников, направленности их личности и системе жизненных целей зависит, с каким настроем охранники выполняют свои служебные обязанности.

Помимо профессионального настроя, который характеризует в целом отношение охранников к своей работе, существует психологический настрой к действиям в конкретных ситуациях. Этот настрой можно определить как психологическую подготовленность или психологическую готовность охранников к действиям в условиях, связанных с конкретными ситуациями. Например, в ситуациях, связанных с опасностью и угрозой жизни и здоровью охранников, возникающий естественный страх может затруднить выполнение ими адекватных и эффективных действий для достижения положительного результата, привести к отказу от противоборства с правонарушителями и т.д. Вид направленного на охранников оружия может явиться для них достаточным основанием для того, чтобы отдать своё оружие преступникам и отказаться от противоборства. Тем самым значительно ухудшить общую ситуацию и повысить вероятность плачевного исхода. В ситуациях экстремальных, связанных со спасением и эвакуацией людей из опасной зоны, инстинкт самосохранения и желание спастись самому, может заглушить у охранников чувство долга по отношению к людям, чью безопасность они обеспечивают. А в ситуации с применением оружия против правонарушителя, вид его крови в результате полученного ранения может вызвать шок у самих охранников.

Эти реакции естественны для человека и для их преодоления нужна специальная психологическая подготовленность, определённый психологический настрой. В профессиональном спорте давно пришли к пониманию, что чаще не техническая или физическая подготовка спортсменов определяет победителей, хотя их важность несомненна. При примерно одном уровне подготовки побеждает тот, чья воля к победе оказалась выше. Не зря существует поговорка «Побеждает не тот, кто техничнее, а тот, кто злее!». Известно немало примеров, когда на улице хороших спортсменов по различным видам единоборств лупили уличные драчуны, получившие хороший психологический и практический опыт уличных потасовок. Ибо, готовность «идти до конца» и нацеленность на жесткое бескомпромиссное противоборство в схватке, у драчунов выше, чем у спортсменов. Не зря бойцы спецподразделений отдают предпочтение прикладным разделам единоборств, чтобы вести свою подготовку к условиям реального противостояния. Достаточно вспомнить их посвящение новичков в свои ряды. Умение стоять до конца и выстоять, несмотря ни на что - вот основа их психологической готовности.

Поэтому, от того, насколько охранники настроены на свою профессиональную деятельность, в целом, и умеют настраиваться на конкретные ситуации, в частности, зависит успешность решения ими возникающих плановых и внеплановых задач, достижение необходимых результатов.

Эмоционально-волевая устойчивость охранников может рассматриваться как один из важнейших показателей их психологической подготовленности к профессиональной деятельности. Под ней понимается способность охранников сохранять в сложных условиях деятельности устойчивое психическое состояние. Эмоционально-волевая устойчивость проявляется в:

- умении сохранять в экстремальных ситуациях психологическое состояние, не снижающее эффективность действий;

- умении владеть собой в психологически напряженных, конфликтных ситуациях;

- умении сохранять длительное время должный уровень работоспособности и др.

Поэтому важным для охранников является уметь путем саморегуляции преодолевать негативные эмоции и мобилизовать силы для выполнения поставленной задачи, снимать высокое эмоциональное напряжение, нейтрализовать последствия стресса и другое.

Психическая саморегуляция имеет две целевые установки: с одной стороны, это создание максимально благоприятных психологических предпосылок для успешного выполнения служебной деятельности, с другой - улучшение восстановительных процессов.

Процесс эмоционально-волевой саморегуляции строится на трех основополагающих принципах:· релаксации, визуализации, самовнушения [18].

Сущность принципа релаксации заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации можно почувствовать связь своего организма и мыслительной деятельности. Релаксация, или расслабление, означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения. Это взаимно-обратный процесс: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается от того, как расслабляется и разряжается тело.

Второй принцип - визуализация. Интуитивное мышление использует различные пути проникновения в сознание. Основным является путь представлений, или визуализации образов в вашем мозгу. Это называется созданием внутреннего образа. Визуализация обозначает различные способы активизации направленного воображения с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых, осязательных ощущений, а также их комбинаций. Чем лучше и многограннее образ, тем он действеннее. В принципе мозг одинаково реагирует как на образы объективного мира, так и на создаваемые внутренние образы. И поэтому навыки визуализации позволяют человеку лучше использовать свои внутренние ресурсы, активизировать протекание психических процессов.

Сущность принципа самовнушения заключается в том, что с помощью самовнушения мы облекаем наши внутренние образы в слова, которые неоднократно отдаются эхом в нашем сознании. Слова, обращенные к себе, усиливают веру в то, что мы в состоянии достичь своей цели, и указывают направление, в котором нужно идти. Они заставляют мозг сконцентрироваться и активно участвовать в достижении цели. Эти слова, наполненные собственной внутренней силой и поддержкой, воспринимаются глубоко на эмоциональном уровне. Они формулируются как отношение, намерение и установка, выраженная словами: «Я могу это сделать!» «Я готов к этому!», «Я достигну» и т.д. Эти слова должны выражаться как ясное утверждение, от первого лица, в настоящем времени. Лучше утверждать «Я смелый», чем «Я не боюсь»

При овладении сотрудниками простейшими методами саморегуляции необходимо учитывать то обстоятельство, что невозможно рекомендовать какой-то универсальный метод, пригодный для использования всеми сотрудниками.

Методы саморегуляции.

Использование логики. Очень часто сложившаяся ситуация требует, чтобы охранник умел хладнокровно разобраться в ней. При этом можно сначала убедить себя в нерациональности имеющегося психического состояния, неадекватного нервного напряжения, а затем - в целесообразности другого стиля деятельности и поведения. В процессе логического осмысления ситуации, и устранения связанных с ней отрицательных эмоций, можно пользоваться несколькими приемами. Снимать нервное напряжение можно, убедив себя в несерьезности своих переживаний. Психическая защита в данном случае строится на самоубеждении в том, что трудные положения воспитывают умение даже из неудачи извлекать максимум пользы. Важно четко проанализировать, что произошло, где допущена ошибка, и сразу же представить себе, какая может быть польза для будущей деятельности.

Самоубеждение. Очень важным является прием индивидуально значимого самоубеждения типа "Я самый опытный", "Я все могу", "Я лучший" и т.п. Эти самоубеждения надо обязательно тренировать, постоянно используя их как стимул в преодолении трудных ситуаций, возникающих в каждодневной практике. Такой подход является хорошим способом профилактики стрессов.

Использование самоприказов. Дисциплинированный охранник может хорошо управлять собой с помощью внутренних самоприказов типа: "Надо!", "Смелее!", "Терпи!", "Работай!" и т.п. Важно систематически тренировать преодоление себя с таким дополнительным самоприказом. В конечном итоге должна выработаться своего рода органическая связь между внутренней речью и действием. Самоприказ при этом обретает дополнительную силу, становится своего рода пусковым стимулом. Следует отметить, что очень удобно объединять самоприказы с формулами самоубеждения. Например: "Я решительный и смелый! Вперед!" или "Я справлюсь с этой работой! Смелее!" и т.п.

Использование образов. Лицам с художественным типом мышления помогает прием, основанный на "игре в кого-нибудь". Например, охранник, выполняющий какую-нибудь эмоционально напряженную работу, может представить себя в образе героя кинобоевика. Умение мысленно представить себе образ для подражания, войти в нужную роль помогает обрести свой стиль поведения и регулировать свое состояние.

Подражание, как метод, имеет древнюю историю в ритуальных практиках людей, верящих, что тем самым, они вбирают в себя могущество избранного для подражания объекта. Своё применение этот метод нашёл и боевых искусствах Востока.

Целенаправленное представление ситуаций. Умению настроиться помогает использование своего воображения. При настройке на выполнение какого-либо профессионального действия охраннику можно вспомнить ситуации, связанные, например, со своим успешным задержанием правонарушителей, с победами в противоборстве с хулиганами и т.п. Это придаёт охраннику чувство уверенности в своих силах, в своей способности выходить победителем в противоборстве с правонарушителями.

Воображение помогает также снимать нервное напряжение. У каждого человека есть в памяти ситуации, в которых он испытывал покой, умиротворение, расслабление. У одних - это пляж, приятное ощущение отдыха на теплом песке после купания, у других - горы, чистый свежий воздух, голубое небо, снежные вершины, у третьих – озеро, рыбалка, утренняя тишина кругом. Таких ситуаций может быть очень много, но выбрать надо самую значимую, способную вызвать нужные эмоциональные переживания.

Способы отвлечения. Могут быть состояния, когда к активным методам саморегуляции прибегать трудно. Нередко это бывает связано с выраженным утомлением, чувством опустошения, отчаяния. В таких случаях снять груз психического напряжения можно с помощью различных средств отвлечения. Это может быть книга, которую перечитываешь по много раз, не теряя к ней интереса, может быть музыка, полюбившийся фильм, любимое увлечение и т.д.

Сознательное управление мышечным тонусом. Мышечный тонус - один из показателей эмоционального состояния. Как правило, нерациональное нервно-психическое напряжение сочетается с ненужным напряжением мускулатуры, а это в свою очередь, еще больше увеличивает нервную нагрузку. Большое значение при этом имеет умение произвольно управлять мышечным тонусом, например, лица человека. Стоит нахмуриться, принять грустное выражение лица, как станет действительно грустно. И наоборот, улыбка способна сделать чудо. Умение улыбнуться даже в тяжелой ситуации, убрать ненужную скованность, психическую напряженность, мышечную зажатость повышает способность человека к лучшей реализации своих возможностей.

Дыхание как средство саморегуляции. Дыхание занимает важное место в системе эмоционально-волевой саморегуляции. Дыхательный акт в покое состоит их 4-х действий – вдох, пауза, выдох, пауза. Он напрямую связан с мышечным тонусом: при вдохе и паузе происходит повышение тонуса, на выдохе и паузе тонус мышц снижается. Нужно отметить, что простейшие дыхательные приемы могут успешно использоваться сотрудниками в ситуациях, когда необходимо быстро взять себя в руки, успокоиться или, наоборот, поднять свой тонус.

Для регуляции психического состояния важное значение имеет ритм дыхания. Успокаивающий ритм заключается в том, что каждый выдох делается вдвое длиннее вдоха [7].

Другим эффективным способом является дыхание на счет. В ситуации, когда необходимо успокоиться: на счет 1,2,3,4 делается вдох, потом на счет 1,2,3,4 - выдох, затем на счет 1,2,3,4,5 делается вдох и на счет 1,2,3,4,5 - выдох и так вдох и выдох удлиняются до 12. Происходит искусственная задержка дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию эмоционального напряжения. Наоборот, в ситуации, когда необходимо поднять свой тонус, активизироваться, поступают обратным образом. Начинают делать вдохи и выдохи с 12 и постепенно укорачивают их до 4. Дыхание учащается, возбуждение возрастает.

Есть и такой прием - задержка дыхания. В ряде случаев для того, чтобы снять острое нервное напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 сек. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсаторный вдох будут способствовать стабилизации состояния.

Каждый из предложенных простейших методов саморегуляции, естественно, может быть углублен и расширен. Поэтому охраннику сначала необходимо выбрать те из них, которые лучше отвечают его характеру и темпераменту, кажутся наиболее удобными для систематического применения. Критерием отбора должны быть собственные индивидуальные особенности. Кроме того, необходимо учитывать, что методы саморегуляции могут различаться по направленности. В одном случае они помогут снять нервное напряжение, расслабиться, восстановить работоспособность, в другом - будут способствовать мобилизации.

Способы саморегуляции могут использоваться как самостоятельные способы, так и в сочетании с другими. В порядке примера приведём два состояния с комбинированными способами саморегуляции:

Уверенность

Расправим плечи, поднимем голову вверх, слегка сожмем зубы, несколько раз глубоко вздохнем. Примем позу уверенного в себе человека.

Вспомним любое событие из своей жизни, когда мы чувствовали себя очень уверенно. Вспомним это состояние.

Вспомним о своих самых больших успехах, о том, что мы больше всего ценим в себе и что в нас ценят другие люди

Представим и почувствуем как наше тело, наши мышцы наполнилось силой и мощью.

Вспомним о людях, в присутствии которых мы ощущаем себя уверенно и спокойно. Представим себе, что они стоят рядом с нами и помогают нам сейчас

Спокойствие

Представим, что мы сидим на берегу моря (озера, речки) и спокойно, безмятежно наблюдаем за его поверхностью

Вспомним медленную спокойную музыку и прислушаемся, как она звучит.

Выполним медленно несколько глубоких циклов дыхания: вдох, пауза и выдох, пауза. Выдох и пауза после него должны быть более продолжительными, чем вдох с последующей паузой.

Медленно сосчитаем от 10 до 0, и с каждым счетом будем ощущать, как наше тело расслабляется все больше и больше,

Спокойствие и умиротворение постепенно заполняет нас полностью.

 

- - @ - -

 

Вот мы и подошли к окончанию нашей совместной работы по ознакомлению с основными темами учебной дисциплины «Психологическая подготовка». Данное учебное пособие является лишь первой ступенью для понимания охранниками психических процессов, оказывающих влияние на эффективность их деятельности. Она является определённым вкладом в общую тему, касающуюся психологического обеспечения охранной деятельности.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.