Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ГЕНДЕРА





Ряд исследователей полагает, что понятие «гендерная идентичность» связано с так называемым социальным полом, иначе говоря, с гендером, т.е. с представлением человека о своем полоролевом поведении. Возникает вопрос, что же такое «социальный пол»? По мнению И.С. Клециной, с позиций гендерного подхода «психологические различия между людьми разного пола, наличие которых научно доказано, рассматриваются как детерминированные социокультурными, а не естественно–биологическими факторами», тогда как с иных позиций, «женская психология, отличаясь от мужской психологии, является более совершенной, чем у мужчин».

Для анализа истинности обеих точек зрения обратимся к данным, анализ которых приводит И.С. Клецину к заключению, что на уровне культуры весь мир оказывается разделенным на две части по признаку мужское/женское, а в гендерных представлениях отражена поляризация, дифференциация и субординация «мужского» и «женского». На наш взгляд, приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния биологического, культурного и социального факторов.

Можно сделать вывод и об определенной несостоятельности как приведенных философами противопоставлений, так и линейного континуума «фемининности–маскулинности». Как же можно обойти это представление с тем, чтобы приблизиться к реальным (далеко не линейным) соотношениям между «мужчиной» и «женщиной»? Для этого обратимся к определению, согласно которому «феномен покраснения под влиянием эмоции стыда» характеризует лишь человека. Но возникает вопрос, почему Ч. Дарвин неоднократно оговаривает тот факт, что женщины и дети краснеют значительно чаще, чем старики и мужчины? Проводимое нами информационное моделирование и, в частности, «атомарная» модель интеллекта (АМИ) и/или АМИ с гендерной оппонентностью (АМИГО) базируется на критерии научности. Сопоставление данных локуса контроля и гендерных характеристик позволяет выявить противоречия (контрасты) в представлении интеллекта/гендера как взаимодействующей с внешней средой гомеостатической системы.

Итак, известное линейное «противопоставление двух полов» может быть релевантно выражено лишь в хроматическом представлении АМИ/АМИГО, которое адекватно передает лишь цветовое тело и/или цветовой круг. Ибо последние всесторонне описывают принципы взаимной красоты и пользы при симбиотическом сосуществовании потенциальных партнеров в гендерных образах мутуализма.

J. Manteith

Arroyo Seco(USA), «Apraksin Blues» magazine / «The Campus» cultural center

"SECRET OF THE VERTICAL": A CASE STUDY IN CROSSCULTURAL GENDER IDEALISM

Nearly every modern generation has redefined the concept of gender, accommodating new thinkers who supplement prior accounts. The English–language setting has its own narrative of receiving gender–related ideas from without and formulating expressive attitudes toward these ideas from within. Finding the interplay of gender psychology with literary expression to provide an illuminating focus for the topic, the present analysis provides a view of Tatyana Apraksina's poem «Secret of the Vertical» as an instantiation of broadening gender perspectives. The work, examined in my English translation from the Russian original, presents what this reading will describe as individually construed polymorphous gender perspectives, perennially corrective for the linguistic context receiving their articulation. The relatively recent discipline of gender psychology has exerted considerable influence on a succession of evolutionary periods in both society and the arts, serving as a theoretical backdrop for aesthetic expression. Continuing literature's work in the field, the English–language schools of psychological naturalism and of symbolism explored gender on different but complementary levels. Important works were written in English on gender–inflected aesthetic subjects in the period of archetypally–informed psychology's filtration into the broader cultural sphere, including Frazer's «The Golden Bough», the poetry of Yeats and Eliot, and Graves' «The White Goddess». Concurrently, however, an «American school» of gender psychology developed along pragmatic lines, wishing to contribute to public life through a specific program. Social–minded writers and critics promoted a focus on pragmatic agendas. Nascent women's movements tended to nudge the exploration of gender psychology toward issue–centered debate, far more polarizing and generally comprehensible than psychology or aesthetics.

Activism did not always trump poetry, however, and the literalist approach to gender generally grew less rigid. Both women and men felt the need to reach back, coming to terms with Freud and Jung, as well as with thinkers such as Joseph Campbell who built on their work. American postmodern theorists, even if specifically critical of Freud, nonetheless added to the intellectual polyphony in gender attitudes. Tatyana Apraksina's poem «Secret of the Vertical» presents a contemporary attitude, hard to achieve organically within the English–language context, of gender radically reconceived through a deep embrace of sensibilities in fact inherent within ancient mystical traditions. Integral to the poem's structure, for instance, is the concept of wholeness through duality, of binary trajectories, basic to both Eastern and Western mysticism, here portending a creative ascent to the absolute. Among other movements, the poem establishes its narrator's humanity beyond conventional gender opposites.

The poem's title provides a first key to understanding how this transcendence occurs. The author states that the «vertical», a geometric abstraction, possesses a secret. Certainly, the pure horizontal and vertical, as vital abstractions, have traditionally been seen as endowed with sacred qualities. Life itself, and the perception and representation of life in art, depends on these axes, and their connotative dimensions also include the symbology of gender. Although West and East have diverged in abscribing a gender to a specific axis, the shared idea of namely axial interaction proves most crucial for a reading of the poem.

The poem opens with observations of clouds at an extreme proximity. The poet, in the wilderness near the ocean, sees clouds newly risen from the water, moving low to the ground and enfolding her mountain setting. In one sense, the clouds obliterate both vertical and horizontal, hiding direction, shape, form. A cloud «devours» the poet; «inside the belly of the cloud», her situation recalls the prophet Jonah's, invoked in liturgical contexts as a counterpoint to Christ awaiting resurrection. The womb, too, has functioned as a symbol of both life and death, as a space from which all life, personally and collectively, arises and may be drawn again, with the feminine impulse allied with Gaia, the womb of the earth, and by extension with the ocean as a counterpart to the womb's waters. The poems' clouds, as monstrous leviathans, provide a reminder of life's dependence on divine benevolence; on the other hand, in keeping with the ocean's life–giving traits (also canonically linked with the organic subconscious), the clouds connect with heaven, leading the enveloped poet to wonder, «Am I a celestial being?» The clouds mirror a human sense of sublimity — «Celestial beings live just as I live at any time» — and the poet posits, «The cloud knows the secret». The clouds' blend of active and passive, birth and gestation, suggests privileged knowledge.

Accordingly, as the poem's layers unfold, so does its unifying secret. The poet leaves her cloud's «belly», with precise witness as her form of liberating prayer. The impression of clouds as amorphous structures dissipates as the poet describes them with exact terminology from both scientific and spiritual contexts — as «molecules» in «suspension», as well as «novices in the heavenly host» — and with a «serious mission» apart from the disorientation they have caused. The clouds' water «nourishes», and namely «Giants dine on cloud... And they, too, know the secret». The symbiotic pairing of «celestial beings» with giant trees resonates with the poet psychologically.

On the evidence of «Secret of the Vertical», the contemporary poet may inhabit broad contours in which Biblical, mythological and mystical thought patterns naturally inform concrete personal experience. The poem's fabric emerges as emblematic of creative life, open to minutiae and grandeur anchored by individual perception. Ultimately, the poem's generative space is suffused by a spiritual superabundance of forms, with the work thus constituting a treatise on the nature of both the observed and the observer.

Gender, one of the most onerous aspects of human identity, remains profound, as a link between the human and all forms of life, and as a key to a reality that simultaneously admits and denies all distinctions — the level of deity. Psychologists and artists may take on the role of theologians in pushing toward this absolute. Despite contrary pressures, committed thinkers may consolidate the gains of enlightened idealism. The English–language setting's heritage of pragmatism and literalism may impede an idealist rendering of gender psychology; however, in the utopia of higher cross–cultural interaction, no language in itself can prove a barrier, and gender psychology in this segment of the world admits a robust level of individual complexity.

Г.Э. Бреслав

СанктПетербург, СанктПетербургский институт гостеприимства

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ЦВЕТОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3–4–х лет, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. Хотя большинство ученых считает, что четкого разделения цветов на чисто «мужские» и «женские» нет, но ассоциации цвета со звуками и запахами у женщин и мужчин различны. Особенно много примеров этих различий предоставляет практика семейных консультаций, когда между близкими людьми возникает непонимание или даже конфликт, связанный с различным эмоциональным восприятием цвета.

Данная работа является частью большого исследования, посвященного особенностям восприятия человеком цвета, звука, запаха, вкуса и связанными с ними эмоциям. Основной целью было определение закономерностей цвето–эмоциональных ассоциаций мужчин и женщин при восприятии основных цветов хроматического круга (красного, желтого, зеленого и синего). Ставилась задача понять, как связаны они с полом и возрастом людей.

Для этого 590 респондентам были предложены анкеты, в которых, кроме прочих, был и вопрос о том, какие эмоциональные состояния вызывают у них вышеуказанные хроматические цвета. После первичной обработки полученных данных были отобраны и проанализированы 240 анкет, представлявшие две группы по 120 женщин и мужчин. Группы были специально подобраны таким образом, что практически были одинаковы по возрастному и социальному составу.

Все эмоциональные состояния при анализе были разделены на четыре группы:

· Стеничные – состояния напряжения, возбуждения и действия. Строго говоря, их нельзя назвать чисто эмоциональными, но они имеют определенный эмоциональный оттенок и регулярно назывались респондентами;

· Позитивные – положительные эмоциональные состояния (радость, интерес, удовлетворение);

· Нейтральные – эмоциональные состояния, не несущие оценочного признака (покой, расслабленность, уравновешенность);

· Негативные – отрицательные эмоциональные состояния (гнев, тревога, грусть).

В дальнейшем для экономии места все группы эмоциональных состояний будут называться одинаково – эмоциями.

Распределение цвето–эмоциональных ассоциаций по полу представлено ниже в табл.1.

Таблица 1.

Цвето–эмоциональные ассоциации у мужчин и женщин (в процентах)

ЭМОЦИИ Красный Желтый Зеленый Синий
М Ж М Ж М Ж М Ж
Стеничные 54,6 58,2 6,7 8,8 7,4 8,5 13,6 4,8
Позитивные 6,2 16,7 42,3 64,6 43,0 40,8 32,4 29,7
Нейтральные 1,6 0,6 34,7 21,0 46,4 45,3 45,0 55,1
Негативные 37,6 24,5 16,3 5,6 3,2 5,4 9,0 10,4
                 

 

Из табл.1 видно, что стеничные эмоции мужчины и женщины одинаково ассоциируют в основном с красным цветом, исключением является синий цвет, который мужчины расценивают как стеничный достоверно чаще, чем женщины. Поэтому женщины не должны удивляться, когда они привлекают мужское внимание в казалось бы скромной синей одежде (но она должна быть именно синей, ибо оттенки синего – сиреневый, фиолетовый и пр. у мужчин вызывают чаще негативные эмоции [1,6]).

Позитивные эмоции оба пола чаще ассоциируют с желтым (особенно женщины) и зеленым цветами, при этом женщины чаще, чем мужчины связывают их также и с красным цветом. А вот мужчины – наоборот, с желтым и красным цветами ассоциируют негативные эмоции чаще, чем женщины. Нейтральные эмоции оба пола связывают в основном с зеленым и синим цветами, и это естественно, но мужчины чаще, чем женщины, связывают их еще и с желтым цветом, что также пока необъяснимо.

Если рассматривать эмоциональное восприятие цвета с гендерных позиций, то, как видно из табл.1, красный цвет вызывает у обоих полов в основном стеничные и негативные эмоции, желтый и зеленый – позитивные и нейтральные, синий – тоже нейтральные, особенно у женщин.

Для того, чтобы понять, каким образом изменяется эмоциональная оценка цвета с возрастом, был проведен дополнительный анализ. Были отобраны анкеты мужчин и женщин двух возрастных групп – «молодые» (18–20 лет) и «зрелые» (40–55 лет) по 46 человек в каждой – всего 184 человека. Большая возрастная разница между группами гарантировала, что выявленные закономерности будут достаточно достоверными. Первоначально было сделано предположение, что с возрастом цвето–эмоциональные ассоциации у обоих полов должны измениться. Проведенный анализ показал, что действительно эмоциональное восприятие цвета у мужчин и женщин проделало определенную динамику, которая отражена в табл.2.

Таблица 2.

Возрастная динамика цвето–эмоциональных ассоциаций (в процент.)

ЭМОЦИИ Красный Желтый Зеленый Синий
М Ж М Ж М Ж М Ж
Стеничные Молодые 60,9 67,3 9,9 11,0 7,1 5,3 15,6 5,8
Зрелые 54,6 59,5 14,8 6,9 11,5 4,4 7,7 7,3
Позитивные Молодые 4,7 19,2 34,4 71,2 41,4 26,3 34,5 44,2
Зрелые 15,1 16,3 44,5 70,8 38,5 39,1 50,0 31,0
Нейтральные Молодые     40,9   50,1 59,6 39,6 48,1
Зрелые     25,9 18,9 42,3 53,7 38,5 52,7
Негативные Молодые 34,4 13,5 14,8 17,8 1,4 8,8 10,3 1,9
Зрелые 30,3 24,2 14,8 3,4 7,7 2,8 3,8 9,0

Из табл.2 видно, что различия между полами в эмоциональном восприятии цветов во многих случаях с возрастом заметно уменьшились:

· красный цвет у молодых женщин вызывал позитивные эмоции намного чаще, чем у мужчин (разница равнялась 14,5%), в зрелом возрасте эмоциональное реагирование почти сравнялось (разница только 1,2%);

· красный цвет у молодых мужчин вызывал негативные эмоции значительно чаще, чем у женщин (разница 20,9%), в зрелом возрасте разница значительно уменьшилась (6,1%);

· зеленый цвет у молодых мужчин вызывал позитивные эмоции чаще, чем у женщин (разница 15,1%), а у людей зрелого возраста разница практически исчезла (0,6%);

· синий цвет вызывал стеничные эмоции у молодых мужчин намного чаще (разница 9,8%) – а в зрелом возрасте оба пола реагировали одинаково (разница 0,4%);

· желтый цвет молодыми мужчинами расценивался нейтрально в значительном количестве случаев (40,9%), а у молодых женщин эти ассоциации вообще отсутствовали. В зрелом же возрасте разница в ассоциациях стала небольшой (7,0%).

В то же время нельзя не отметить, что в одном случае разница между мужчинами и женщинами в эмоциональном реагировании на цвет с возрастом увеличилась. Если желтый цвет у молодых мужчин и женщин вызывал негативные эмоции примерно одинаково (разница 3,0%), то зрелые женщины стали воспринимать его негативно реже и разница заметно увеличилась (до 12,4%). В одном случае с возрастом произошла «смена знака» отношения: у молодых женщин синий цвет вызывал позитивные эмоции гораздо чаще, чем у мужчин такого же возраста (разница составляла 9,7%), а вот в зрелом возрасте ценить этот цвет стали больше мужчины (теперь разница стала уже 19,0% в их пользу).

Таким образом, можно констатировать, что цвета хроматического круга с возрастом начинают вызывать одинаковые эмоциональные состояния у женщин и мужчин. Вероятно, именно воздействие общества сближает эмоциональное реагирование на цвета и в этом можно обнаружить определенный смысл: реагируя на цвет одинаково, люди получают меньше поводов для разногласий и конфликтов.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.