Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль дополнительного профессионального образования в воспроизводстве гендерной пирамиды на российской государственной гражданской службе





Государственная гражданская служба выступает одной из наиболее феминизированных сфер занятости в нашей стране. На 1 октября 2009г. женщины–гражданские служащие составляли 71,3% кадрового состава государственных органов. В органах законодательной власти женщин – 58,1%; исполнительной – 70,3%; судебной – 79,2%. При этом, как и во всех других феминизированных отраслях, на гражданской службе складывается гендерная пирамида: доля женщин на высшем уровне гражданской службы обратно пропорциональна их доле на низшем уровне. На должностях государственной гражданской службы Российской Федерации среди руководителей высшей группы занято 34% женщин и 66% мужчин. На должностях обслуживающих специалистов младшей группы служат 85% женщин и 15% мужчин[639]. Среди 772 заместителей руководителей глав регионов, либо заместителей председателей правительства 87 женщин (11%), в том числе 10 на должностях первых заместителей (9%) Только одна женщина является главой правительства – Республика Саха (Якутия).

Причины подобной ситуации неоднократно становились предметом исследования, в том числе и автора данной статьи[640]. Тем не менее, ситуация практически не меняется. Отказ от мажоритарной системы при выборах законодательных органов власти (например, Государственной Думы РФ и Законодательного собрания Санкт–Петербурга), хотя и привел к некоторому росту доли женщин в этих органах, резко усилил значение партийной принадлежности кандидатов в депутаты.

Не лучшим образом сказался на позициях женщин и финансовый кризис 2008 года. Он усилил конкуренцию на рынке труда, сделав привлекательными для мужчин рабочие места на гражданской службе, ранее не входившие в орбиту их внимания. Аналогичную роль играет реформа российской армии, вызвавшая приток мужчин–военных, вышедших в отставку, на службу в государственные органы. Это отражение общей ситуации, сложившейся в российском общественном сознании по отношению к гендерной тематике. С одной стороны, никто не против гендерного равенства. С другой – многие считают, что в стране есть гораздо более важные проблемы, чем неравенство мужчин и женщин. Различия в представленности мужчин и женщин на разных уровнях гражданской службы, имеют в первую очередь последствия политические, потому что тем самым нарушается гендерный баланс в органах власти и управления, что означает неравный доступ гендерных групп к важнейшим ресурсам, а значит, дискриминацию по признаку пола. Не случайно в Проекте федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин» есть специальная ст.6 о гендерном балансе, который предполагает представительство одного пола не менее 40%, и который должен соблюдаться обязательно при формировании кадрового состава государственной (гражданской) службы. Единственное «но», что до второго чтения этот законопроект до сих пор еще не дошел.

На практике существует целый комплекс причин, обуславливающих гендерную пирамиду на гражданской службе, одна из них – низкая мотивация женщин – гражданских служащих к карьерному продвижению. Индикатором этого можно считать их отношение к дополнительному профессиональному образованию (ДПО).

ДПО занимает четвертое место из пятнадцати в списке наиболее значимых для региональных гражданских служащих государственных гарантий, уступая лишь своевременному получению денежного содержания, отпуску нормальной продолжительности и государственному пенсионному обеспечению. Однако эта значимость может иметь разные причины для мужчин и женщин. Оценку ДПО необходимо встраивать в общий контекст должностного и профессионального развития чиновников, потому что именно он будет определять мотивацию к получению и дальнейшему использованию дополнительного образования. Приведем результаты социологического исследования гражданских служащих Санкт–Петербурга, в котором проблемы ДПО изучались специально. Статистически зависимыми оказались пол и оценка связи повышения квалификации и должностной карьеры.

Женщины – более дисциплинированные и старательные учащиеся.В то же время повышение квалификации, по их мнению, мало сказывается на должностной карьере, и большинство из них своим служебным положением удовлетворено. Тем самым, они учатся не для того, чтобы двигаться наверх, а для того, чтобы сохранить свое служебное положение и выполнить требования законодательства о гражданской службе. В частности, для того чтобы без проблем пройти аттестацию и сдать квалификационный экзамен, который позволит получить очередной классный чин и даст небольшую прибавку к денежному содержанию, хотя служебный статус сильно не повысит.

Подобная ситуация работает на стабильность института государственной гражданской службы, поскольку основная масса чиновников (70%) не претендует на быструю карьеру, зарабатывая себе бонусы постепенно, тем самым не создавая социальную напряженность из–за высокой конкуренции за вышестоящие должности. Однако обратной стороной этой стабильности выступает застой и отсутствие инициативы при выполнении служебных обязанностей, поскольку всех всё устраивает. Добавим к этому зависимость карьерного продвижения от благорасположенности руководства.

Женщины, которых не устраивает подобная ситуация, двигаются двумя путями. Первый, наиболее простой, набравшись опыта и связей, они уходят за хорошими, хотя и рискованными заработками в бизнес, например, создают малые предприятия. Второй, более сложный, но также распространенный, состоит в том, что они становятся теневыми лидерами, серыми кардиналами мужчин–начальников. Довольно большая доля женщин на главных должностях гражданской службы, фиксируемая государственной статистикой, – это женщины заместители руководителей или начальники несамостоятельных структурных подразделений (секторов). К сожалению, более подробная статистика на эту тему в нашей стране не ведется.

Для мужчин, считающих свою квалификацию выше той, которая требуется для исполнения их служебных обязанностей, и что они способны на большее, ДПО – инструмент карьерного роста. Для женщин, в целом удовлетворенных своим положением, это способ упрочить свои позиции и лучше выполнять служебные обязанности. В результате мужчины движутся «вверх» быстрее, а женщины «застревают» на середине карьерной лестницы на уровне старших и ведущих должностей специалистов государственной гражданской службы.

И.С. Клецина

СанктПетербург, Российский гос. пед. университет им. А.И.Герцена

РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ЗАДАЧА ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Происходящие в российском обществе трансформации затрагивают повседневную жизнь людей, предъявляя все новые требования в плане активности и адаптации личности к изменяющимся социальным условиям. Человеку в ситуации радикальных социальных изменений необходимо справляться с новой ситуацией, научиться жить в ней, причем не просто приспосабливаться к ситуации, а овладевать ею[641].

Для современных мужчин и женщин актуальной становится задача персональных модификаций традиционных моделей гендерных отношений, этого требует ломка традиционного гендерного уклада, сближение мужских и женских ролей и статусных позиций в обществе и в семье. Женщины все активнее осваивают те сферы профессиональной деятельности, где многие десятилетия производственные роли исполняли исключительно мужчины: в военных структурах, в сфере среднего и крупного бизнеса, высшего менеджмента и др. Не только профессиональные роли, но и статусные позиции женщин в общественной жизни постепенно приближаются к мужским. Уровень образования у женщин (который не ниже, чем у мужчин) позволяет им продвигаться по карьерной лестнице и занимать руководящие должности. Мужчины начинают утрачивать безраздельную монополию на статусные позиции в сфере образования, государственного управления, бизнеса и даже в политике. Увеличение представительства женщин во властных структурах – заметная тенденция нашего времени[642].

Происходящие изменения в гендерных отношения на макроуровне побуждают мужчин и женщин к пересмотру привычных практик межполового взаимодействия в межличностных отношениях. В связи с этим, весьма актуальной становится задача повышения гендерной компетентности личности, т.е. такой социально–психологической характеристики, которая позволяет личности быть эффективной в системе межполового взаимодействия. Возникает закономерный вопрос: «Что означает эффективность в сфере гендерных отношений?». Ответ на этот вопрос кроется в смысловом содержании тех идей, на основе которых в системе научного знания сформировалось гендерное направление. Основное содержание гендерной тематики связано с идеей утверждения прав человека независимо от его половой принадлежности, т.е. в гендерной теме приоритетной является задача достижения гендерного равенства в разных сферах жизнедеятельности людей. Таким образом, гендерную компетентность можно определить как характеристику личности, которая позволяет ей не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства. Другими словами, гендерная компетентность – это способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни; противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям; самим не создавать ситуации гендерного неравенства в межличностном и межгрупповом взаимодействии[643]. Гендерно компетентным можно считать человека, которой разделяет эгалитарные взгляды на положение мужчин и женщин в обществе и семье, который свободен от гендерных стереотипов, противопоставляющих мужчин и женщин по личностным особенностям и ролевому поведению, который не считает, что биологические особенности каждого пола могут быть оправданием ситуаций гендерного неравенства. Гендерно компетентный человек в отношениях с другими людьми не демонстрирует гендерные предубеждения, реализует не дискриминационные практики, а партнерскую модель отношений.

Гендерное образование и просвещение позиционируется как одно из ведущих условий демократизации общества и достижения гендерного равенства. Однако цели, задачи и стратегии интеграции гендерного подхода в систему российского образования, а также методика преподавания гендерной проблематики и гендерные установки самих педагогов по–прежнему являются предметом научных дискуссий[644].

Проводимые преобразования в системе отечественного высшего профессионального образования требуют от преподавателя реализации компетентностного подхода.

1. Использование убеждающей коммуникации. Наличие убедительных доказательств деструктивности гендерных предубеждений является одним из условий их преодоления. В качестве примера можно использовать анализ таких явлений как сексизм и гомофобия. Важно рассмотреть разные формы сексизма (скрытый и явный, враждебный и благожелательный) и гомофобии (интернализированная и экзогенная), проанализировать причины возникновения этих явлений и особенности проявления [645].

2. Декатегоризация. Позитивное отношение к своей группе и предубежденное (негативное) отношение к другой группе является следствием процессов категоризации. Декатегоризация – когнитивный способ преодоления гендерных предрассудков. В основу этой модели положено представление о существовании у человека двух типов идентичности – личностной и социальной, при условии, что актуализация одной из них ведет к подавлению другой. Чтобы межгрупповой контакт привел к позитивным последствиям, его участники должны актуализировать личностную идентичность, т.е. воспринимать себя и других, как индивидуальностей, а не членов группы[646].

Гендерные предрассудки нелегко поддаются изменению, поэтому работа по развитию гендерной компетентности должна проводиться по разным направлениям последовательно и систематически.

Т.Л. Барандова

СанктПетербург, Высшая школа экономики

ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ САНКТПЕТЕРБУРГА: ФАКТОРЫ И АКТОРЫ

Предпринята попытка анализа факторов и актров, влияющих на состояние гендерного образования в сфере политических наук в рамках сложившейся на настоящий момент политической (гендерной) системы.

Прежде всего, обозначим основных акторов, к которым отнесем 1) профессиональных гендерных исследователей, осуществляющих преподавание в высших учебных заведениях; 2) преподавателей кафедр политологической направленности, по тем или иным причинам знакомых с гендерной проблематикой и/или по должностным обязанностям разрабатывающих спецкурсы по конкретной гендерно–маркированной теме (например, связанной с социальной политикой государства); 3) аспирантов/магистрантов/студентов, работающих в области изучения гендерных подходов; 4) потенциальных «заказчиков» курсов повышения квалификации, например из среды государственных/муниципальных служащих и/или представителей общественных структур. В качестве дополнительных воздействий можно включить наличие «среды/поля», т.е. институциолизированные или сетевые сообщества самих преподавателей и исследователей. Факторы, влияющие на внедрение элементов гендерного образования в современной российской политологии, могут быть определены через характер государственных и региональных политик для продвижения гендерного равенства и режима благоприятствования для включения гендерного подхода в сфере образования.

Очевидно, что «проблемное поле» российской действительности очерчивают негативные тенденции политического процесса в современной России, не берущего в расчет необходимость внедрения политики гендерного равенства на территории страны в целом. Данный контекст оказывает отрицательное влияние на реализацию гендерного образования, и в частности на переосмысление тактических и стратегических целей политических наук и модернизации теоретической подготовки специалистов данного профиля. Структурные ограничения связаны с отсутствием Национального механизма по соблюдению гендерного равенства, его базовых институциональных элементов (офисов и отделов в структурах всех органов власти и управления на всех уровнях), не принят федеральный закон о равенстве мужчин и женщин, нет антидискриминационных мер, фиксированных законами и прецедентов её преодоления, тиражируемых судебной практикой.

Недостаток профессионально подготовленных политологических кадров является прямым следствием игнорирования взятых на себя международных обязательств государством, что закрепляется и через отсутствие гендерной компоненты в государственных стандартах в высшем образовании для юристов, политологов (политических менеджеров, аналитиков), управленческих кадров (чиновников) в результате выражающееся в их дальнейшей некомпетентности, что и порождает «замкнутый круг».

В связи с переходом на уровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратура) у ВУЗов появляются возможности по введению в процесс преподавания новых практик, курсов, разнообразных как по тематике, так и по возможностям привлечения узконаправленных (профильных) специалистов с исследовательским бэкграундом. Однако подготовка гендерно–компетентных преподавателей ВУЗов по политологическим дисциплинам пока не получила распространения. Гендерные знания преимущественно сконцентрированы в социологических и культурологических дисциплинах. Пожалуй, только на базе Европейского университета в Санкт–Петербурге, в рамках факультета политических наук и социологии существует возможность получить современные научные знания по гендерным аспектам в политических науках, хотя основные курсы магистерской программы по гендерным исследованиям тоже лежат в области социологии и, частично, социальной политики.

Наличие внешнего влияния и «социального заказа» обычно осуществляется в виде поддержки проектов сетевого сотрудничества между исследователями по гендерной проблематике, но преподавательская (в т.ч. и обмен опытом) составляющая таких проектов малочисленна. После закрытия в середине 2000–х Женской сетевой программы Института «Открытое общество», ушли с рынка учебная литература и специальные переводные серии.

В Санкт–Петербурге, по результатам интернет–контент–анализа сайтов факультетов/кафедр политологической направленности, на конец мая 2011 года было обнаружено лишь пять курсовых программ высших учебных заведений. Из них только три читались на уровне бакалавра или специалитета («Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС», «Гендерные аспекты современной политики», «Социология и социальная антропология»). В рамках специализации «Гендерные исследования» предлагаются различные курсы по женским и мужским, квир–исследованиям, рассматриваются основные теоретические подходы социологии и антропологии гендера.

В Европе акценты ставятся преимущественно на глубинную проработку и изучение узко–ориентированных гендерных аспектов современных политических процессов, таких как европейская интеграция, гендерное измерение глобализации, влияние гендера в международной политике, гендерные элементы безопасности и т.п., а в России остаются на уровне общих «введений» в гендерную проблематику и поверхностного обзора международных рамок институциализации женского движения.

Академическая российская политология игнорирует почти все гендерные аспекты политики, а также не включает ни в курсы, ни тем более в единичные учебники и учебные пособия[647] теоретический арсенал феминистской критики и гендерной интерпретации общих политологических понятий и концептов, таких как власть, демократия, гражданство, политическое лидерство, политическое участие, государственные политики и других, рассматриваемых в современной западной науке в рамках постмодернистких подходов[648].

В этой связи, за редким исключением российские исследователи «работают» с существенным отставанием по отношению к развитию дискурса западных коллег, т.к. используют в своих работах преимущественно социально–конструктивистский подход, или даже еще более раннюю методику социально–полового подхода для анализа представительства мужчин во власти, демонстрируя её как гендерную асимметрию, не более, тогда, когда необходим критический доскональный анализ и деконструкция концептуальных оснований проблемы трактовок власти и политики, места женщин в них, так же как и детальное рассмотрение гендерного проявления известных политических теорий и в прикладном плане политической деятельности, чтобы проследить традиции трактовки политики как в классических теориях, так и в дискурсивных гендерных практиках в соответствии с уровнем компетенции эпохи постмодерна.

О.В. Желиба

Нежин (Украина), Нежинский гос. университет им. Н.Гоголя







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.