Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кафедра Культурологии, этнологии и истории народов КБР





Кафедра Культурологии, этнологии и истории народов КБР

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

«____»_____________ 2011 г. «____»______________ 2011 г.

Зав.кафедрой Директор СГИ Культурологии,

этнологии и истории народов КБР

 

____________ Мамсиров Х.Б. ______________ К.Х. Унежев

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Культурология»

 

Направление подготовки

Для направлений подготовки бакалавров 030600.62-История

(код и наименование направления подготовки)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

____очная____

 

 

Нальчик 2011

Рецензент: кандидат философских наук, профессор, зав кафедрой культурологии Северо-кавказского государственного института искусств Е.А. Ахохова

 

Рабочая программа дисциплины «Культурология» /Составители: Е.Д., Мизай, М.А.Хоконов – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. – 40с.

 

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части Б.1 профессионального цикла студентам очной формы обучения по всем направлениям подготовки бакалавров КБГУ.

Рабочая программа составлена с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.

 

Составители: Мизай Е.Д., Хоконов М.А.

  ã Мизай Е.Д. Хоконов М.А.  
  ã ФГБОУ КБГУ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО…………………......4

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………5

3.1. Элементы общекультурных (ОК) компетенций, формируемых

данной дисциплиной………………………………………………………5

3.1.1. Общекультурные компетенции (ОК)…………………………………5

3.2. Результаты образования, формируемого данной дисциплиной………6

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ.......................................7

4.1.Содержание разделов……………………………………………………..7

4.2. Структура дисциплины…………………………………………………..8

4.3. Практические занятия (семинары)………………………………………9

4.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………10

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.........................................................11

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………...11

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ………………..12

6.1 Организация контролируемой самостоятельной работы студентов….12

6.2 Формы контроля по дисциплине………………………………………..13

6.3. Текущая и промежуточная аттестация студентов…………….………14

6.3.1. Балльно-рейтинговая система текущей аттестации студентов……14

6.3.2. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся…..14

6.3.3. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий…………………………………………………………14

6.3.4. Шкала оценки…………………………………………………………15

6.4. Методические указания по организации занятий студентов…………15

6.4.1. Методические рекомендации для преподавателя…………………...15

6.4.2. Организация аудиторных занятий……………………………………16

6.4.3. Методические указания по подготовке к семинарским занятиям….17

6.4.4. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов.18

6.4.5. Задания для самостоятельной работы………………………………..20

6.4.6. Выполнение рефератов и докладов…………………………………...24

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 27

7.1 Основная литература. 27

7.2 Дополнительная литература. 28

7.3 Периодические издания. 35

7.4 Интернет-ресурсы. 35

7.5.– 7.7. Методические указания к занятиям. 36

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 36

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1. Основная цель – интеллектуальное осмысление места и роли культуры в жизни человечества.

 

 

1.2. Задачи изучения дисциплины

Курс культурологии призван решить несколько задач:

- дать базовую подготовку в теории культуры, сформировать общие представления о сущности, структуре, функциях культуры не на обыденном, а теоретическом уровне;

- освоить мир культурных направлений, язык культуры, ее ценности; выработать критическое отношение к псевдоценностям, --- уметь отличать истинные произведения искусства от китча, масскультуры и т. д.;

- помочь в овладении смежными с культурологией историческими дисциплинами.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.

 

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла ФГОС ВПО по направлениям подготовки бакалавров.

Культурология как комплексная и интегративная научная дисциплина состоит из двух важнейших разделов: теоретическая и прикладная культурология.

Теоретическая культурология исследует основные закономерности, формы, способы функционирования, динамики тех или иных социокультурных систем в концептуальной форме. Прикладная культурология решает частные задачи, цели исследования детерминированы постановкой проблемы. В ходе изучения данного курса особое внимание уделяется историческому процессу формирования собственно культурологических знаний, посвященных общим вопросам происхождения и развития различных культур, цивилизации, специфики их социокультурных доминант. Значительное внимание студентов обращается на различные концептуальные подходы и модели в теоретической культурологии, охватывая хронологические рамки с эпохи французского Просвещения до постмодернистской философии культуры ХХ века.

На базе богатого эмпирического материала, предоставляемого культурологической рефлексии такими вспомогательными дисциплинами, как этнология, этнография, этнопсихология, всемирная история, социальная и культурная антропология, освещаются прогрессивные изменения, перспективы и пути развития мировой культуры, касаясь проблем локального, регионального культурно-исторического развития. В этом контексте особый акцент в преподавании данной дисциплины делается на всестороннее освещение теоретического содержания различных типологических подходов к цивилизациям и культурам, затрагивая морфологические, формальные, функциональные аспекты их изучения.

Объективно освещается ценностное содержание и вклад в эволюцию глобального культурно-цивилизационного процесса отдельных культурно-исторических типов, влияние их культурно-познавательных ориентиров и универсалии на общественно-историческое сознание.

Знание материала данного курса содействует гуманитаризации образования студентов, их приобщению к духовному наследию культур и цивилизации мира, общему пониманию исторических этапов развития мировой и отечественной культуры, формированию позитивной социокультурной идентичности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Элементы общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, формируемых данной дисциплиной

При изучении дисциплины особый акцент сделан на реализацию компетентностного подхода, предусматривающего использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дебатов, разбор конкретных ситуаций, групповых дискуссий). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30 % аудиторных занятий.

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание разделов

Таблица 1

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
       
  Введение в теорию культурологии 1. Культурология - интегративная наука о культуре, ее сущности и закономерностях развития в обществе. 2. Предмет кульурологии. Объективные закономерности общечеловеческого и национального культурного процесса, достижения материальной и духовной жизни человечества. 3. Структура и состав современного культурологического знания; философия культуры, социология культуры, культурантропология, теория и история культуры. 4. Соотношение частных и общих сторон в культурологи. Всемирная история и история отдельных стран и народов и их соотношение с историей культуры, с исторической культурологией. 5. Подходы в истории культуры: генетический, структурный, типологический, компаративный и др. 6. Общие и частные методы культурологического исследования: гуманитаризация материала как специфический способ конституирования культурологии рубежный контроль(РК):   - домашнее задание (ДЗ); - эссе; - написание реферата (Р); - коллоквиум (К); - тестирование (Т).
  Основные понятия культурологии. Определение культуры 1.Категории культурологии как наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и явления культуры. 2.Понятие культуры. Принципы подхода к определению. 3.История вопроса. Методология исследования сущности культуры и ее влияние на определении культуры. Определение культуры мыслителями прошлого и настоящего. Современная трактовка определения культуры. 4. Категории культурологии как наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и явления культуры. 5.Специфические понятия: «артефакты», «архетип», «аккультурация», «паттерн», «культурный код» и др. 6.Законы функционирования культуры: единства и разнообразия, самобытность, преемственность и т. д.     рубежный контроль(РК):   - домашнее задание (ДЗ); - эссе; - написание реферата (Р); - коллоквиум (К); - тестирование (Т).
  Культурный процесс 1.Понятие культурного процесса, как изменение во времени культурной системы и объектов системы. Реализация бытия культуры. Культурная статистика и динамика. Стационарные и переходные культурные процессы. 2.Динамичные процессы, как культурные формы, культурные события - артефакты этих форм. Культурогенез и динамика культуры. 3.Основные группы культурных процессов: порождение, распространение, функционирование, коммуникация и аккумуляция опыта, самовоспроизводство, трансформация и т.д. 4.Прогресс в культуре - процесс поступательного развития движения по восходящей. Объективные и субъективные критерии оценкипрогресса в культуре. Объективная реализация возможностей социокультурного прогресса. 5.Культура как система. Поведение и состояние системы. Системный подход в культурологи и его значение. Взгляды У.Р. Эшби, Р. Карнейро и др. на культурный процесс. 6.«Культурная универсализация» в мировом «современном процессе». Теория конвергенции культур (А.Д. Сахаров, Гэлбрайт). Глобализация и тенденция паритетности культур.       рубежный контроль(РК):   - домашнее задание (ДЗ); - эссе; - написание реферата (Р); - коллоквиум (К); - тестирование (Т).
Вид промежуточного контроля Экзамен

 

4.2. Структура дисциплины.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся. В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 20% от всего объема аудиторных занятий.

При изучении истории народов КБР используются разнообразные интерактивные технологии: мультимедийный проектор, презентация, технология проведения дискуссий и иные, которые дают наиболее эффективные результаты освоения дисциплины.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1 Основная литература

Дисциплина Литература Кол-во экз.
Культурология (направление) Кравченко А.И. Культурология М. 2005    
Гуревич П.С. Культурология. М. 2003    
Культурология. XX век. Словарь Спб. 1997    
Розин В.М. Культурология М. 2001    
Антропология исследований культуры. Интерпретация культуры. Спб. 2006    
Культурология (под редакцией В.А.Фортунатовой, Л.Е. Шапошниковой). М. 2003  
  Осокин Ю.В. Современная культурология в энциклопедических статьях.М.2007    
Итого  
 

7.2. Дополнительная литература

Опубликованные источники

1. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990

2.Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994 3.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. МЛ 991 4.Культура, человек и картина мира. М. 1987

5.Массовая культура. М. 2004

6.Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба

7.России. (Опыт метаисторического исследования). В 4-х частях. М. 2002

8.Моисеева Л.А. История цивилизаций. Р/Д. 2000

9.Морфология культуры. Структура и динамика. М. 1994

10.Системные исследования культуры СПб.2006

11.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1991

12.Тойнби А. Постижение истории. М. 1996

13.Шпенглер О. Закат Европы, т 1. М. 1993

14.Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М. 1991

15.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. 1994 Каталог биосферы. М. 1990

16.Леви-Строс К. Структурная антропология. М. 1983

17.Орлова Э.А. Введение в социальную культурную антропологию. М.

18.Кармин А.С. Культурология. М-Кр. 2004 19.Кононенко Б.И. Основы культурологии. М.2002

20.Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М, 2001

21.Кравченко А.И. Культурология. М. 2004

22.Культурология (конспект лекций. Сост. А.А. Оганесян) М. 2002 23.Культурология (под ред. Г.В. Драч и др.) Р/Д. 2004

24.Культурология (под ред. А.И. Шаповалова) М. 2003

25.Культурология. Энциклопедия: в 2 т. М. РОССПЭН 2007

26.Куренкова Р.А. Эстетика. М., 2003.

Периодические издания

1. Вопросы культурологии.

2. Обсерватория культуры

3.Семиотика культуры

Интернет-ресурсы

1. alleng.ru›edu/cultur1.htm

2. ilologia.su›sayty-po-kulturologii

3. feip.ru›main/kult/

4. medicalstudents.at.ua›load/shpory_po_kulturologii…

5. culturolog.ru›index.php…

6. revolution.allbest.ru›Культура и искусство›00159602_0.html

7. avt.miem.edu.ru›Kafedra/KT/Publik/posob_1_kt.html

8. BestReferat.ru›referat-170758.html

9. Coo gumer.info›bibliotek_Buks/Culture/Solon/13.php

10. lReferat.com

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Специализированная аудитория.

Интерактивный класс, оснащенный оборудованием: стендами, информационно-измерительными системами, электронными средствами обучения и контроля знаний студентов.

Компьютерный класс.

Методический кабинет.


Форма дополнений и изменений в рабочей программе дисциплины


Приложение В (обязательное)

Приложение 1 к приказу №____ от «_____» 2011 г.
В1 Форма листа согласования рабочей программы дисциплины
ООП ВПО подготовки бакалавра и специалиста


ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: _____________________________________________________________

код и наименование

Дисциплина: _______________________________________________________________________

 

Форма обучения: ____________________________________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год ____________

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры _______________________________________________

наименование кафедры

протокол N ________от "___" __________ 20__г.

Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

___________________________________________________________________________________

наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

____________________________ ___________ ___________________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ ___________________ _________

должность подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой_________________________________________________________ наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата Заведующий кафедрой ___________________________________________________________ наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата Председатель методической комиссии по специальности (направлению подготовки) _____________________________________________________________________________ шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ______________________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

 

Начальник УМУ _______________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата


В2 Форма листа согласования рабочей программы дисциплины

ООП ВПО подготовки магистра


ЛИСТ

согласования рабочей программы

Направление подготовки: _______________________________________________________

код и наименование

Наименование магистерской программы: __________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дисциплина: __________________________________________________________________

 

Форма обучения: ______________________________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Учебный год ____________

РЕКОМЕНДОВАНА заседанием кафедры ____________________________________________________

наименование кафедры

протокол N ________от "___" __________ 20__г.

Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_____________________________________________________________________________

наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:

_____________________________________________________________________________

должность подпись расшифровка подписи дата

_____________________________________________________________________________

должность подпись расшифровка подписи дата

  СОГЛАСОВАНО: Заведующий кафедрой _________________________________________________________ наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата Заведующий кафедрой _________________________________________________________ наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата Председатель методической комиссии, научный руководитель по направлению подготовки __________________________________________________________________ код наименование личная подпись расшифровка подписи дата Научный руководитель магистерской программы __________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Заведующий отделом комплектования научной библиотеки _____________________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата

 

Рабочая программа зарегистрирована в УМУ под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

 

Начальник УМУ_______________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата

 

Кафедра Культурологии, этнологии и истории народов КБР

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

«____»_____________ 2011 г. «____»______________ 2011 г.

Зав.кафедрой Директор СГИ Культурологии,

этнологии и истории народов КБР

 

____________ Мамсиров Х.Б. ______________ К.Х. Унежев

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Культурология»

 

Направление подготовки

Для направлений подготовки бакалавров 030600.62-История

(код и наименование направления подготовки)

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

____очная____

 

 

Нальчик 2011

Рецензент: кандидат философских наук, профессор, зав кафедрой культурологии Северо-кавказского государственного института искусств Е.А. Ахохова

 

Рабочая программа дисциплины «Культурология» /Составители: Е.Д., Мизай, М.А.Хоконов – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011. – 40с.

 

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

 

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части Б.1 профессионального цикла студентам очной формы обучения по всем направлениям подготовки бакалавров КБГУ.

Рабочая программа составлена с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.