Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра истории и культурологии

 

 

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

 

по дисциплине «История мировой культуры»

 

Уфа 2003

Планы и методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения и всех специальностей.

Методическое пособие составлено с учетом дистанционного обучения для подготовки специалистов заочной формы обучения.

 

Составители: Каримов М.М., доц., канд. ист. наук (темы 1, 5, 7, 8)

Шаймухаметов Р.Р., доц., канд. ист. наук

(темы 2, 9, 11)

Васильев Д.Ю., ст. преподаватель (тема 3)

Ахметзянов У.С., доц., канд. ист. наук (темы 4, 6)

Кряжева Н.А., ст. преподаватель, канд. филос. наук

(тема 10)

 

Рецензенты: Бондаренко Г.В., доц., канд. филос. наук

Матвеева Л.Д., доц. кафедры истории и культуры УТИС, канд. ист. наук

 

 

ã Уфимский государственный нефтяной

технический университет, 2003.

Тема № 1

Введение в теорию культуры.

План лекции 1

1. Проблема предмета и метода культурологии. Своеобразие культурологии как учебной дисциплины.

2. Культура как понятие и как феномен.

3. Сущность и функции культуры.

План лекции 2

1. Принципы типологизации культуры. Исторические типы культур.

2. Взаимодействие культур. Проблема "Запад-Восток". Особое положение России в сфере взаимодействия Запада и Востока.

3. Конец XX века и контуры общечеловеческой парадигмы в культуре.

План семинара

1. Историческое развитие представлений о культуре.

2. Формы и уровни культуры: проблемы их взаимодействия.

3. Культура и цивилизация. Культурно-исторические типы цивилизаций.

Литература

1. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1.-М., 1994. С. 523-529.

2. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов / Под редакцией Попова Е.В. - М.: Владос, 1996. Разд.1, гл.1, 2, 7.

3. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М.,1998. Гл..1,5,6. С. 219-225.

4. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. - М.: "Аспект Пресс", 1994. С. 211-226, 228-246, 248-267, 269-290.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов. - М.: "Аспект Пресс", 1994. Ч.1. С. 13-19, 26-39, 202-243, 260-264, 282-288.

6. Культурология. - М.: "Знание". 1993. С. 3-88.

7. Культурология. Курс лекций / Под ред. Радугина А.А. - М., 1997. Разд.I. Гл. 1, 2, 3; разд. II гл. 9.2. С. 219-221.

8. Культура, культурология и образование. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 4-18, 51-56.

9. Культурология. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Драча Г.В. - Ростов-н/Д: "Феникс". 1995. Разд.1.

10. Левяш И.Я. "Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998. С. 13-15.

11. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983.

12. Преподавание культурологии в высших учебных заведениях. - Уфа: УГНТУ, 1997.

13. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. С. 5-31.

14. Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов. - М., 1998. Гл.2, 3.

15. Учебный курс по культурологии. - Ростов-н/Д: "Феникс", 1996. Разд. 1.

16. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. В 2-х вып. - М.: 1991.

Методические рекомендации

Приступая к изучению определенной науки важно уяснить ее предмет. Предметом культурологии является культура. При выявлении сути этого понятия мы сталкиваемся с его неоднозначностью. Прежде всего, следует отделить обыденное представление о культуре от теоретического принятого в науке. Явление культуры чрезвычайно богато и многообразно. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое понятие культуры, которое удовлетворило бы если не всех, то большинство ученых. Однако есть нечто такое, которое объединяет самых различных исследователей данного явления. Уяснить для себя это "нечто" Вам помогут учебные пособия[1]. Также внимательно изучите определение культуры в словаре терминов. При этом следует избегать однобокого противопоставления "культура-природа". Как связана культура с природой? Что природное включает в себя культура[2]?

Современное понятие культуры складывалось в течении длительного исторического периода. На разных этапах развития человеческого рода, в разных культурных системах были свои представления о культуре. Их усвоение поможет Вам глубже и всесторонне проникнуть в суть современного понятия[3].

Постижение феномена культуры, ее философский анализ выявил несколько подходов: антропологический, философско-исторический и социологический[4]. Рассмотрение культуры как целостности, единства не исключает выделения различных сфер (форм) и уровней культуры. Отсюда, кроме понятия культуры в широком смысле, существуют несколько отличных друг от друга феноменов, системных образований, которые могут быть названы "культурой"[5].

Культура является предметом изучения множества наук: антропологии, филологии, социологии, философии и т.д. Зачем понадобился еще один предмет, изучающий культуру? Каков предмет культурологии и проблемы, которые находятся в фокусе культурологов? Какова история культурологии как науки[6]?

Фундаментальное понятие "культура", имеющее множество смысловых оттенков, затрудняет поиск сущности культуры. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности как отдельного человека, так и различных народов, населяющих нашу планету. Культура порождена тем, что человек постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности. Культура, раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека[7], тем самым формирует и развивает эту сущность, т.е. несет определенные функции[8]. Таким образом, сущность и функции культуры оказываются тесно связанными.

Исходя из структурного многообразия культуры, выделяют ее основные формы. Понятие "форма" (о которой будет сказано ниже) не является общепринятой в научной литературе. Существуют определения сферы, структурные элементы и т.п., что свидетельствует о слабой разработке категориального аппарата в силу молодости науки. Здесь под формами мы понимаем материальную и духовную культуру. Иногда особо выделяют художественную и физическую культуры. Какие явления культуры следует относить к той или иной форме? Назовите их характерные особенности и взаимосвязи[9]?

В культуре выделяют (опять-таки схематически) три уровня, которые сложились в ходе исторического развития – этнический (народный), национальный (элитарный) и массовый. Определите их характерные черты, неоднозначные отношения и перспективы развития[10]. Однако, изучая рекомендованную литературу, следует иметь в виду, что авторы рассматривают проблему в различных аспектах. Отсюда и неоднозначные оценки, трактовки взаимоотношений и перспектив трех уровней культуры.

Приступая к изучению типов культуры, помните, что в основу типологизации культуры часто закладываются разные принципы: хозяйственный, формационный, социальный, политический, исторический и т.д.[11]

Выше перечисленные принципы имеют право на существование, но они относятся к сфере других дисциплин. Культурология, как отмечалось ранее, рассматривает культуру как целостную систему. Следовательно, в основу типологии культуры должен быть заложен принцип, позволяющий выделить типы по каким-то основополагающим принципам, фундаменту или идейно-смысловому ядру культуры. В истории культурологии такие попытки предпринимались некоторыми мыслителями. Здесь следует выделить концепции типов культур просветителя XVIII в. Гердера, философов XIX в. Гегеля, Маркса. Все перечисленные типологии сделали привычным взгляд на историю человечества как на однолинейный прогресс, в авангарде которого находится Запад. Такой подход стали выражать понятием "европоцентризм". Проблема ти­пологии культуры оказалась тесно связанной с концепцией истории культу­ры.

Со второй пол. XIX в. - нач. XX в. появились концепции типов культур Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, А.Сорокина, в которых, наряду с разработкой проблем типологии, отрицается идея однолинейности развития культур и утверждается взгляд на самобытность и замкнутость культур. Под воздействием каких наук утверждаются подобные взгляды? Возможно ли подходить с оценочными мерками к разным культурам, подразделяя их на "лучших" и "худших"? Совместимы ли понятия "замкнутые культуры" и "общемировой процесс"?

При изучении литературы, касающейся проблемы историко-культурных типов, столкнетесь с понятием "цивилизация". Для его уяснения следует обратиться к терминологическому словарю и рекомендованной литературе. Сопоставьте данное понятие с понятием "культура". Ознакомьтесь с основными теориями цивилизации. При этом обратите внимание на неоднозначность оценки цивилизации: с одной стороны, она выступает как более высокая ступень, которой предшествует варварство; с другой, согласно Шпенглеру, это упадок культуры. Как понимает марксизм сущность цивилизации? Какова современная трактовка антитезы "культура - цивилизация"?

Идея единства мировой истории и культуры вновь появилась в сер. XX в. в теории "осевого времени" немецкого философа К.Ясперса. У истока современных историко-типологических представлений о культуре стоит М.Вебер. Суммируя все позитивное, что содержится в различных периодизациях и типологиях культуры, выработанных за последние полтора столетия, современная наука выделяет ряд исторических этапов и типов культур[12]. Определите соотношение понятий "культура - цивилизация", основные теории и концепции цивилизаций[13].

Краткий экскурс в историю показывает, что она не сводима ни к линейному движению в направлении к идеальной конечной цели, ни к цикличному чередованию состояния прогресса и регресса, расцвета и пиков культуры. Есть ли культурный вектор истории и куда он направлен? Возможны ли диалог культуры, метакультура и метацивилизация? Каковы современные представления об этой проблеме[14]?

Терминологический словарь

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимо­связи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. К числу важнейших проблем относится исследование вопросов истории и теории мировой и отечественной культуры.

Культура - категория, обозначающая созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Понятие "культура" возникло в противовес "природе". Употребляется и в более узком смысле. В настоящее время на­считывается более 500 определений. Понятие "К" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных народностей (культура майя), для обозначения сферы духовной жизни людей и т.д.

Материальная культура - понятие, возникшее как результат услов­ного деления культуры на материальную и духовную. В материальную культуру входят:

1) культура труда и материального производства;

2) культура быта;

3) культура топоса (жилища, дома, деревни, города);

4) культура отношения к собственному телу и т.д.

Духовная культура - совокупность ценностей, которые включают в себя результаты предметной деятельности человека (машины, сооружения, художественные произведения, нормы морали, права, результаты познания и т.д.), а также знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного, эстетиче­ского развития, мировоззрение, способы и формы общения людей.

Художественная культура - особая область культуры, образовавшая­ся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм дея­тельности (художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п.). Художественная культура духовна в своей основе, но имеет особые формы материального воплощения. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Пример близости к материальной культуре - архитектуры к технике; к духовной культуре - литературы к науке.

Народная этническая культура - культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

Национальная культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Создателем национальной культуры выступает не этнос в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя функцию духовно-индивидуального творчества.

Элитарная культура - противоположно понятию "массовая культура". Выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве; ее восприятие требует специальной подготовки, работы ума и души. Элитарная культура характеризуется эстетической свободой и коммерческой независимостью творчества, мировоззренческой глубиной тематики, философским проникновением в сущность явления и души человека, сложностью и многообразием форм художественного освоения мира.

Массовая культура – (синонимы: популярная, или поп-культура, ин­дустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). Массовая культура - разно­видность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при помощи средств массовой информации) духовные и материальные ценности на "усредненный" уровень развития массовых потребителей.

Диалог культур - процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает и обретает свою индивидуальную самобытность.

Культурная дихотомия "Восток - Запад" - противопоставление западной цивилизации восточной, имеющей другие исторические корни. В восточной культуре преобладает установка на слияние человека с природой, отказ от активного вмешательства в процессы окружающего мира, делается акцент на личностное самосовершенствование. В западной культуре - установка на покорение природы, активное преобразование общественной жизни, культ науки и техники.

Универсализм культуры - мировоззренческая установка на сближение культур, их синтез. Представители этой концепции, несмотря на многообразие, полагают, что существует единая линия, единая магистраль общечеловеческой культуры.

Партикуляризм - альтернатива универсализму; в культуре - способ рассмотрения элементов социокультурной жизни как ситуативных, своеобразных, уникальных.

Артефакт - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это предметы, вещи, орудия труда, жилище и т.п. К артефактам относятся любые феномены духовной жизни общества (научные теории, суе­верия, произведения искусства, фольклор) - все то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.

Менталитет, ментальность - образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие,

Парадигма - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период.

Цивилизация - многозначное понятие, употребляется как: 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, следующая за варварством; 3) эпоха деградации и упадка культуры. Современный уровень цивилизации характеризуется научно-техническим прогрессом, наличием определенных признаков, основными из которых являются: урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.

Эстетика - философская наука о наиболее общих принципах эстетического (чувственного) освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего, в искусстве. Одна из важнейших проблем - проблема прекрасного.

Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Контрольные вопросы

1. В чем видите принципиальное отличие культурологии от других гуманитарных наук? Какими проблемами она занимается?

2. Согласны ли вы со следующей оценкой предмета и почему:

"Культурология - часть культуры, но такая, которая в своем теоретиче­ском измерении охватывает ее как целое явление. В широком смысле культуро­логия - это культура, только в аспекте ее сознания о себе (Эпштейн М. "Говорить на языках всех культур").

3. Чем вызвано многообразие в определениях культуры?

4. Объясните понятие "культурный человек". Можно ли отождествлять это понятие с другим - "человек культуры"? Какова Ваша точка зрения? Дайте обоснованный ответ.

5. Чем отличается формационный и цивилизационный подходы к культуре?

6. Враждебна ли культура природе?

7. Верно ли, что культура противостоит природной основе человека?

8. Покажите соотношение духовного и материального в культуре? Приведите несколько примеров.

9. Почему культура и цивилизация могут рассматриваться как идентичные понятия? Каково соотношение этих понятий?

10. Как возникла идея замкнутости культур?

11. Что лежит в основе цивилизационного деления на Запад и Восток? Верно ли по Киплингу: "Запад есть запад. Восток есть восток" и им никогда не сойтись?

12. Возможна ли культура всего человеческого рода? Что ожидает человечество - сближение или сталкивание цивилизаций?

13. В чем состоит прогресс в культуре?

Контрольные задания

1. Уровень культурного развития и актуальные проблемы современной экономики.

2. Проблемы культуры в современном социально-экономическом и поли­тическом контексте развития страны.

3. Культура и свобода человека.

4. Понятие "гуманизма". Гуманистические основания культуры.

5. Культура и образование.

6. Религия в системе культуры.

7. Эрос и культура.

8. Культурологические концепции о месте культуры в современном общест­ве. (3.Фрейд, К.Леви-Стросс, К.Юнг, Й.Хейзенга, Н.Бердяев).

9. Проблемы личности и культуры у К.Маркса, 3.Фрейда и Э.Фромма.

10. История и культура (теория "осевого времени" К. Ясперса).

 

Тема № 2

План семинара

1. Этапы развития первобытного общества и культуры.

2. Сознание первобытного человека и зарождение культурных ценностей (религия, мораль, магия, искусство).

3. Миф как способ человеческого бытия и мироощущения. Мифологические модели мира различных народов, их общность.

4. Первобытное искусство: этапы развития и их краткая характеристика.

Литература

1. Андреев И. Происхождение человека и общества. - М., 1988. С. 10-51, 160-168.

2. Борев Ю. Эстетика. - М., 1988. С. 322-337.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. С. 30-48.

4. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. - М., 1995. С. 80-126.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. С. 80-102.

6. История древнего Востока. Зарождение древнейшихклассовыхобществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1. Месопотамия. - М., 1983. С. 98-105.

7. История зарубежного искусства: Учебник. /Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. - М., 1983. С. 18-24.

8. История религии. Методическое руководство к семинарским занятиям. – Уфа: УГНТУ, 1994. С. 1-5.

9. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989. С. 13-35.

10. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1994. Ч.I. С. 165-201.

11. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1997. С. 106-115.

12. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994. С. 10-14, 125-131, 284-286, 321-326.

13. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. - М. 1997. Т.1. С. 16-20, Т.2. С. 6-9.

14. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 96-115.

15. Семенов Ю. На заре человеческой истории. - М., 1989. С. 5-43.

16. Семенов Ю. Возникновение культуры и ее ранние формы // История культуры России. - М.: "Знание", 1993. С. 3-24.

17. Страницы истории культуры. – Уфа: УГНТУ, 1995. С. 15-27.

18. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. С. 65-120, 121-204.

19. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990. С. 508-538.

20. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча.- Ростов-н/Д. 1996. С. 5-69, 87-104.

21. Фрэзер Д. Золотая ветвь. - М., 1983. С. 53-64, 251-253.

Методические рекомендации

При подготовке к семинарскому занятию целесообразнее, прежде всего, обратиться к проблеме становления человека и человеческого общества. Что касается последней, то в разное время исследователи выдвигали различные версии эволюции человека, значительно отличающиеся друг от друга. При этом они по-разному решали вопрос о факторах, определивших переход от животного к человеку[15]. Выясните, как решается в научных кругах проблема соотношения ан­тропогенеза и социогенеза[16].

Одним из ключевых вопросов в изучении данной темы является проблема начала культуры. Как и почему возникает культура? Что явилось истоком культуры? Эти вопросы интересуют уже не одно поколение исследователей. В прошлом веке многие ученые были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В ХХ веке появились и другие концепции генезиса культуры[17]. Когда и каким образом происходило становление культуры[18]? При этом обратите внимание на то, с какого вре­мени можно говорить о культуре как о сложившейся системе.

Для понимания закономерностей начального этапа человеческой культуры важное значение представляет анализ особенностей сознания первобытного человека. В этой связи необходимо, прежде всего, ответить на следующий вопрос: отличается ли качественно мышление людей архаической эпохи от нашего? Выясните, какие варианты ответов предлагались различными исследователями[19].

Проследите, как происходило зарождение культурных ценностей[20]. Краткое представление о проблемах происхождения религии и ее ранних форм, а также рекомендации по более углубленному их изучению вы можете получить из методического руководства к семинарским занятиям по истории религии[21]. Ознакомьтесь с историей зарождения искусства и его тесной связи с религией[22].

Рассматривая вопрос о роли и месте мифологии в первобытном обществе, выясните, какие концепции относительно ее происхождения сложились в научной литературе[23]. Обоснуйте утверждение о том, что миф - это способ человеческого бытия и мироощущения[24].

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира при чрезвычайном их многообразии целый ряд основных тем и мотивов повторяется. Почему и в чем проявляется сходство мифологических моделей мира различных народов[25]?

Терминологический словарь

Антропогенез - процесс становления человека как биологического вида.

Архаический - древний.

Архантроп - древнейший человек.

Архетипы культурные - базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни.

Керамика - изделия из обожженной глины с минеральными добавками.

Космогонические мифы -мифы о происхождении мира Вселенной.

Мегалитические сооружения (мегалиты) - первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб (менгир, дольмен, кромлех).

Мезолит -средний каменный век.

Неолит - новый каменный век.

Палеолит - древний каменный век.

Петроглифы - наскальные изображения.

Социогенез - процесс становления человеческого общества.

Терракота - неглазурованные керамические изделия из цветной (желтой или красной) глины пористого строения.

Контрольные вопросы

1. Раскройте смысл утверждения: "человек - символическое животное".

2. В чем состоит культурное значение верхнего палеолита?

3. Существует утверждение о том, что именно первобытная культура и общество заложили основы современной цивилизации. Докажите или опровергните этот тезис.

4. Чем объясняется парадокс палеолитического искусства: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности.

5. Почему искусство неолита по сравнению с палеолитическим искусством приобретает более "условный" характер?

6. Какие изменения в культуре последовали в период неолита?

Контрольные задания

1. Генезис культуры: основные концепции.

2. Палеолитическая живопись.

3. Первобытные формы религии. Проблема происхождения.

4. Неолитическая революция: сущность, причины и последствия.

5. Магия как основа духовной культуры верхнего палеолита.

6. Особенности архаической культуры.

7. Миф как способ миропонимания в первобытной культуре.

8. Наследие первобытной культуры.

Тема № 3

План лекции

1. Возникновение древнейших цивилизаций на Ближнем Востоке (природно-географические и социально-экономические условия).

2. Основные особенности государственного и социального устройства древневосточных деспотий.

3. Религия в системе культуры древнего Египта и Двуречья.

4. Духовная культура древнего Египта и Месопотамии (общая характеристика).

План семинара

1. Религия древнего Египта и Месопотамии (общее и особенное).

2. Этические представления и образ человека на древнем Ближ­нем Востоке.

3. Письменность, образование и литература в древнем Египте и Двуречье.

4. Научные знания в культуре древнего Египта и Двуречья.

5. Искусство древнего Египта и Месопотамии.

Литература

1. Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская мифология // Мифы народов мира. Т.2. - М.,1991. С. 647-б53.

2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство древнего Востока. - М.,1976. С. 29-154, 199-342.

3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М.,1980.

4. Большаков А.О., Сущевский А.Г. Герой и общество в древнем Египте // Вестник древней истории. 1991. №3. С. 3-27.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. С. 52-61.

6. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. - М.,1994.

7. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. - Донецк.1997.

8. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. – М.,1989. С.24-145.

9. Древние цивилизации. - М., 1989. С.24-145. Гл.3,5.

10. Замаровский В. Их величества пирамиды. - М.,1986. Гл.5, 6, 7.

11. Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации. - М.,1995

12. История древнего мира. Ранняя древность. - М.,1989. Лекции 5,14.

13. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых об­ществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. - М.,1983. Ч.1. Месопота­мия, С. 222-232, 293-315.

14. Кардаш А.И. Древний Египет // Вопросы истории. 1996. №2. С. 87-94.

15. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. - М.,1983.

16. Коростоцев М.А. Религия древнего Египта. - М.,1976.

17. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-н/Д., 1995. С. 164-168.

18. Котрелл Л. Во времена фараонов. - М., 1982. С. 211-219, 231-242, 256-265, 283-303, 321-328, 334-351.

19. Крамер С. История начинается в Шумере. - М.,1991. С.18-31, 66-73, 90-126, 149-215.

20. Культура древнего Египта. - М.,1976.

21. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М.,1997. Гл.2.

22. Лирическая поэзия древнего Востока. - М., 1984.

23. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. - М., 1980. С. 49-121.

24. Матье М.Э. Искусство древнего Египта. - М., 1970.

25. Мень А. История религии. В 7 тт. Т.2. Магизм и единобожие. - М., 1991, С. 61-96, 140-158.

26. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. - М.,1989.

27. Нефедов С. Иллюстрированная история древнего мира. - Екатеринбург, 1994.С. 36-62.

28. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилиза­ция. - М., 1990. Гл.1,4,5,6.

29. Поэзия и проза древнего Востока / Библиотека всемирной литерату­ры. - М.,1973. С. 23-32, 68-73, 97-112, 115-126, 166-220.

30. Рубинштейн Ф.И. Египетская мифология // Мифы народов мира. Т.2. - М., 1991. С. 420-427.

31. Сказки и повести древнего Египта. - Л., 1979.

32. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 4-31.

33. Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону, 1996. С. 104-109.

34. Франкфорт Г.А., Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. - М., 1984.

35. Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч.1. - М., 1980. С.31-36, 39-52, 90-99, 104-107, 185-194.

36. "Я открою тебе сокровенное слово". Литература Вавилонии и Ассирии. - М., 1981.

Методические рекомендации

При самостоятельной подготовке по вопросу "Возникновение древнейших цивилизаций на Ближнем Востоке" следует особое внимание обратить на природно-географические условия формирования культур Египта и Двуречья, помня о том, что это были речные цивилизации. В чем сходство и различие этих условий в Египте и Двуречье? Какие трудности приходилось преодолевать человеку при освоении земель в долине Тигра и Евфрата? Как различия климатических условий повлияли на особенности государственного и социального устройства ближневосточных культур? Обратите внимание на то, что это были государства деспотического типа. В чем особенности древневосточной деспотии? Какой властью обладали цари? Какой степенью свободы обладали жители Египта и Двуречья? Приведите примеры. Существовало ли в этих культурах понятие "личность"? Обоснуйте свой ответ. Как складывались взаимоотношения человека и государства[26]?

При подготовке материала для ответа на первый вопрос семинарского занятия желательно придерживаться следующего плана. Во-первых, нужно попытаться разобраться во множестве египетских божеств и выделить основных - наиболее почитаемых. При этом необходимо учитывать, что мифологиче­ские представления древних египтян не обладали стройной логикой и непротиворечивостью. В различных областях Египта почитались как основные зачастую разные боги. Кроме того, значимость тех или иных богов могла возрастать или ослабевать в различные периоды египетской истории. Далее рассмотрите теогонические и космогонические представления египтян. Обратите внимание на то, что важная роль отводилась магии. Какие специфические черты египетской магии можно выделить? Выясните, как представляли себе египтяне отношения между божеством и человеком? Как боги управляли миром? Из произведений древнеегипетской литературы подберите примеры того, что судьбой человека распоряжается божество.

Проанализируйте религиозную реформу Аменхотепа IV - Эхнатона. Каковы были ее причины? В чем принципиальное отличие культа Атона от других божеств? Какими социально-политическими сдвигами сопровождалась реформа? Почему реформа потерпела неудачу и каковы ее последствия?

Рассмотрите отношения египтян к смерти и загробной жизни. Что такое "ка" и "ба" человека? Известно, что отношение египтян к смерти несколько отличалось от других народов. Им также свойственно представление, что человек обладает тремя душами (какими?). Как эти представления отразились на появлении и развитии некоторых форм египетской культуры[27]? Живое представление о религиозной реформе Эхнатона дают ис­торические документы[28]. Хорошо показывают связь египетской религии с природными условиями и культурой в целом книга Котреля[29]. Авторы книги "В преддверии философии" (см. список литературы) культуры Египта и Месопотамии рассматривают в сопоставлении.

Существенную помощь окажут статья "Египетская мифология"[30] и раздел, посвященный взаимоотношениям человека и богов в книге И.П.Вейнберга[31].

При подборке материала о религии Двуречья можно опереться на лекцию В.К.Афанасьевой "Шумеро-аккадская культура" /История древнего мира. Ранняя древность, §1, 3; книгу А.Оппенхейма "Древняя Месопотамия" (см. Гл. IV) и небольшие, но занимательные и ярко написанные главы в кн. С.Крамера "Исто­рия начинается в Шумере" (Гл. 14, 22, 23). Систематическое изложение религии древней Месопотамии дано в статье «Шумеро-аккадская мифология» во II томе издания "Мифы народов мира".

В тесной связи с религией находились и этические представления. Какие сведения о них можно почерпнуть из 125 главы "Книги мертвых"? В древнем Египте впервые отчетливо прослеживается идея о загробном воздаянии. За что награждался и за что наказывался умерший? На каких принципах должны были строиться отношения между людьми? При ответе на второй вопрос, постарайтесь выделить место человека и его отношения с миром природы, миром вещей, миром людей и миром богов. В чем состояло отличие фараонов от других египтян?

В такой же последовательности:

1 вопрос - а) пантеон богов; б) космогонические и теогонические представления; в) взаимоотношения богов и человека; г) представления о загробной жизни.

2 вопрос - а) человек и природа, б) человек и общество, в) человек и боги, г) нравственные нормы и идеалы следует изучить культуру Месопотамии. В завершение сопоставьте религиозные и этические представления Египта и Двуречья. Какие общие черты можно выделить, в чем находите различие?

Чтобы представить себе духовный мир древневосточного человека, его нравственную культуру лучше всего обратиться к историческим источникам[32] и монографиям[33].

Отвечая на третий вопрос, объясните суть таких видов древней письменности как пиктография, идеограмма, идеограмма, иероглифика. Какие материалы использовались для письма в Египте и Месопотамии? Как было организовано образование этих стран, какую цель оно преследовало, и какое место в обществе занимали овладевшие письменностью, какие функции они выполняли?

Какие жанры литературы существовали в древности? Какова их тематика? Кому были адресованы литературные тексты? Назовите наиболее известные произведения древних египетской и шумеро-аккадской литератур. О чем они повествуют? Каких любимых литературных героев древних можно назвать? Поиск литературы по данному вопросу не составит особых трудностей. В выше перечисленных изданиях и ряде других указанных в списке имеется достаточно обширная информация. Можно добавить, что именно шумерской литературе посвящены страни­цы указанной в списке книги История древнего Востока, Ч. 1. В "Поэзии и прозе древнего Востока" имеются хорошие статьи как по египетской, так и по шумеро-аккадской литературе. "История древнего мира. Ранняя древ­ность" содержит легко усваиваемый материал по указанному вопросу.

В четвертом вопросе опишите представления египтян и народов Двуречья в области медицины, математики, астрономии. Зачатки каких наук можно выявить на древнем Востоке[34].

При подготовке пятого вопроса постарайтесь обозначить следующие составляющие означенной темы:

1) Архитектура: мастаба, ступенчатые гробницы, пирамиды, древнеегипетский храм как модель мироздания, виды колонн, аллея сфинксов, синтез архитектуры и изобразительного искусства, гражданская архитектура.

2) Скульптура: религиозно-мифологические представления как основа образного мышления в скульптуре, утилитарно-магические ритуальные функции скульптуры, виды культовых статуй, место статуи в архитектурных ансамблях, функции и назначение сфинксов, связи скульптуры, росписи и словесные искусства, сложение скульптурных канонов в Древнем царстве, эволюция скульптуры, изображение человеческих чувств в Новом царстве (амарнское искусство); художественные приемы, выражающие идею вечности.

3)Рельефы, росписи: утилитарно-магическое назначение росписей и рельефов в гробницах, темы и сюжеты, виды рельефов, виды росписей, краски и символика цвета, особенности пространственных построений, взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства.

Читая об искусстве Месопотамии, обратите внимание на особенности храмов. Что они из







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.