|
Западная Европа – Византия и Русь в V – XV вв.План лекции 1. Феномен европейской культуры и его истоки. 2. Культура католицизма и православия, их общие и отличительные черты. 3. Условия формирования русского культурного архетипа - древнерусского народа и особенности русского менталитета. 4. Влияние Византии и православной церкви на развитие культуры Руси. План семинара 1 1. Условия формирования западноевропейского средневекового мировоззрения. Доминирующая роль христианской церкви в различных областях культуры. 2. Рыцарская культура. Развитие поэзии, музыки, театра. 3. Городская и народная смеховая культура. 4. Развитие западноевропейской художественной культуры. Романское и готическое искусство. План семинара 2 1. Природные и географические факторы в формировании типа хозяйства на Руси и основных черт характера древнерусского народа. 2. Культура восточных славян. 3. Роль Византии и православия в формировании культуры Руси. Ситуация двоеверия в русской культуре. 4. «Золотой век» в русской средневековой культуре. Ведущее значение зодчества и иконописи в русском искусстве. Литература 1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1980. 2. Запад и Восток - традиции и современность. - М.: Знание, 1993. 3. Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX в.: Учебн. кн. для 10-11 кл. - М., 1995. 4. Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1980. 5. Культура Византии. - М., 1984. 6. Культурология. - Ростов-н/Д., 1995. 7. Леонова Т.А. История мировой и русской культуры V-XVII вв. - Уфа, 1995. 8. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. - М., 1974. 9. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы, Книга для чтения. - М., 1982. 10. Страницы истории культуры. Вып. 1. - Уфа, 1995. 11. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 32-49. 12. Учебный курс по культурологии. - Ростов-н/Д., 1996. 13. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1985. 14. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. - М., 1987. Методические рекомендации При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что культура западноевропейского средневековья складывалась под влиянием различных социокультурных потоков: языческой культуры родоплеменного строя ряда варварских народов (северных германцев, скандинавов, славян); воздействия великой античной цивилизации в процессе разложения поздней Римской империи и воздействия христианской религии и церкви, которая уже в IV веке утвердилась в Римской империи в качестве господствующей государственной религии. Вместе с тем следует подчеркнуть доминирующее воздействие христианской религии и церкви в различных сферах жизни западноевропейского общества: в формировании этики, в развитии образования и науки, экономики, в сфере эстетики и художественной культуры[54]. Однако христианская церковь распространила свою власть далеко не во все сферы духовной культуры западноевропейского общества. В средние века развивалась так же светская культура: рыцарская культура, городская и народная карнавальная культура, светская поэзия и музыка[55]. Важное значение имеет характеристика культуры католицизма и православия, культуры Западной Европы и восточно-европейской, византийско-русской культуры, их общих черт и черт различия в различных аспектах: 1. в плане особенностей организации и управления в системе государства и церкви; 2. в характеристике системы ценностей; 3. в отношении к личности в этих разных культурах и в отношении к искусству[56]. Рассматривая истоки формирования русского народа и русского менталитета, следует акцентировать внимание на следующих факторах: 1) на роли природных и географических условий в истории России; 2) на особенностях типа хозяйства; 3) на роли Византии и христианского православия; 4) на влиянии азиатского, восточного элемента на формирование русской государственности. Особо следует подчеркнуть историческое значение принятия Русью христианства в его православном, византийском варианте. При рассмотрении этого вопроса следует отметить такие важнейшие элементы: 1) В католической Европе языком церковных богослужений являлась латынь, и миссионерская деятельность заключалась в распространении богословской литературы на латинском языке. Христианские миссионеры стремились к созданию церковнославянского языка на территории Моравии, Болгарии и Руси. С принятием христианства Русью здесь стала распространяться богословская литература на церковно-славянском языке, близком по своей лексике и грамматическому строю древнерусскому народному языку; 2) С развитием письменности на Руси утвердилась книжность, что положило начало русской литературе и русской культуре в целом; 3) Принятие православной культуры из Византии не было простым её копированием, на Руси возникла самобытная и высокоразвитая средневековая культура[57]. Терминологический словарь Готический стиль -готическими постройками принято называть памятники европейской архитектуры ХII-ХIV вв. Термин «готический» принадлежит деятелям эпохи Возрождения, которые презрительно это искусство называли варварским, а готы - варварские племена. Такая враждебность к средневековому искусству объяснялась слабым влиянием в готике греческой и римской культуры. В действительности готическое искусство никакого отношения к варварам - готам не имеет. Иконографический канон -строго установленная система изображения какого-либо сакрального (священного) лица или сюжета Священного писания. Наиболее четко иконографические типы были развиты в иконописи, где они регламентировались церковью в виде специальных образцов-подлинников. Иконостас - алтарная преграда в православной церкви, отделяющая алтарь от остального пространства храма. В католической культуре это традиция не получила развития, а в православной культуре иконостас превратился в подставку для икон. Канон (с греч. - правило, норма) - в изобразительном искусстве совокупность художественных приёмов, которые считались обязательными в ту или иную эпоху. Куртуазность - изысканная вежливость, любезность, учтивость. Куртуазная литература - придворно-рыцарское течение в европейской культуре ХII-ХIV вв., представлено лирикой трубадуров, труверов и миннезингеров. Куртуазная литература прославляла воинские подвиги, рыцарское служение даме. Романский стиль -термин носит условный характер. Этот стиль возник в европейском искусстве в Х-ХII вв. Этот стиль впоследствии стали называть романским, вероятно потому, что каменные постройки этого времени со сводчатымиперекрытиями напоминали сооружение, построенное по римскому способу (Рома - Рим). Рыцарская культура - культура, соответствующая кодексу рыцарской чести, который предписывал строгое соблюдение этикета, отход от которого, даже в мелочах, мог уронить достоинство рыцаря в глазах других членов привилегированного класса; рыцаря украшали семь обязательных искусств: верховая езда, фехтование, владение копьём, плавание, охота, игра в шашки, сочинение и пение стихов в честь дамы сердца. Лирические произведения на темы рыцарской любви и поклонения даме в Европе распространяли поэты: трубадуры, менестрели, миннезингеры, труверы. Язычество - общее условное название наиболее древних форм религии, присущих родовому строю. Термин явился изобретением христианских богословов и применялся для характеристики первобытных верований (идолопоклонство, многобожие, магия, фетишизм, тотемизм). Контрольные вопросы 1. В чём противоположность религиозного, христианского и рыцарского идеалов? В чём противоречивость взаимодействия христианской и рыцарской культуры? 2. В чём выразилось взаимодействие христианской культуры и народной, карнавальной культуры? 3. В чём проявилось противоречивое отношение христианского вероучения и церкви к искусству? 4. Что такое филиокве? Как повлияло филиокве на формирование двух различных типов культуры: католицизма и православия? 5. В чём выразилась борьба иконоборцев и иконопоклонников и как она повлияла на формирование византийского стиля в искусстве? 6. Какое значение имело принятие Русью православия для развития культуры и просвещения? 7. Особенности византийского влияния на развитие русской художественной культуры? В чём выразился самобытный характер русской художественной культуры? 8. Как понимать языческо-христианский синкретизм в русской литературе как он конкретно проявлялся и проявляется в наши дни? 9. В чём отличие художественного стиля Андрея Рублёва от творчества Феофана Грека? 10. В чём символическое значение иконы Андрея Рублёва «Троица»? Какая связь творчества Андрея Рублёва с идеями преподобного Сергея Радонежского? Контрольные задания 1. Доминирующее воздействие христианской церкви на формирование этики и развитие образования в Западной Европе. 2. Доминирующее воздействие христианской церкви на развитие экономики, развитие торговли и банковских операций. 3. Доминирующее воздействие христианской церкви на развитие западноевропейского искусства. 4. Рыцарская куртуазная культура и её особенности. 5. Отношение христианской церкви к искусству. Особенности культового религиозного искусства в системе католицизма. 6. Отличительные черты романского и готического стиля в архитектуре Западной Европы. 7. Роль природных и географических факторов в формировании черт характера древнерусского народа. 8. Культура восточных славян. 9. Историческое значение принятия христианства для социокультурного развития средневековой Руси. 10. Ситуация двоеверия в русской культуре. 11. Особенности развития религиозного культового искусства в системе православия в Византии и средневековой Руси. 12. Развитие иконописи в средневековой Руси. Противоречивая роль иконографического канона в развитии русской иконописи.
Тема № 7 Арабо-исламская культура. План лекции 1. Ислам и рождение культуры. 2. Политическая и правовая культура арабо-исламского ареала. 3. Наука, образование и художественная мысль мусульманского мира. 4. Исламский мир и Европа. План семинара 1. Истоки и основа исламской цивилизации. Картина мира. 2. Расцвет исламской культуры ("мусульманский ренессанс" IХ-Х вв.): причины, сущность, результаты. Наука и образование. 3. Суфизм и его влияние на культуру. 4. Художественная культура ислама. Литература как ведущее направление в художественной культуре. Литература 1. Арабская поэзия средних веков. Вступ. ст. К.Яшена. - М., 1975. 2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. Гл.8-11. 3. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под ред. Попова Е.В. - М., 1996. Гл.6. 4. Генон Р. Влияние исламской цивилизации на Европу // Вопросы философии. 1991. № 4. С. 54-57. 5. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990. 6. Идрис Шах. Суфизм. - М., 1994. 7. Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991. 8. Коран. Перевод и комментарии В.Пороховой. - М., 1993. 9. Мец А. Мусульманский ренессанс.- М., 1996. 10. Основы религиоведения / Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1994. С. 222-232, 264-266. 11. Страницы истории культуры. Вып.1 - Уфа, 1995. С. 95-118. 12. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 24-31, 49-70. 13. Суфизм в контексте исламской культуры. - М., 1989. 14. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. - М., 1997. С. 231-239. 15. Чалоян В.К. Восток-Запад. Преемственность в философии античного и средневекового общества. - М.: Наука, 1979. С. 145-194. Методические рекомендации Арабской средневековой культурой в точном смысле этого слова следует именовать только культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации, и в которых сложилась арабская народность (Ирак, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка). В странах с неарабским населением, входящим в состав Халифата, продолжали развиваться местные культуры, вступившие во взаимодействие с культурой арабов. В них (Иран, Средняя Азия и др.) возник комплекс родственных культур, который называют "мусульманской культурой". Культура арабо-исламской цивилизации обязана появлением новой религии (ислам), ставшей мировой. Влияние религии на культуру трудно переоценить. Тем не менее, оно различно по степени и глубине воздействия на нее. В случае с исламом мы видим доминирующую роль ее в культуре. Какие особенности мусульманского культа способствовали этому? На какие сферы культуры влияние ислама оказалось шире по сравнению с христианством[58]? Не умаляя значения религии в деле формирования арабо-исламской культуры, сводить все богатство культуры только к исламу неправильно. Степень и глубина его воздействия на разных этапах развития цивилизации и культуры была различной. Следует отметить, что и сам ислам не был единым течением и трансформировался с течением времени. На стадии формирования арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, иудеев и др. народов, стоявших в культурном отношении выше арабов. Какие факторы не позволили арабам ассимилироваться (раствориться) среди завоеванных народов? Какие достижения в области духовной культуры до исламского периода не только не позволили утратить арабам национальную самобытность, но и стать культурообразующим этносом? Какие культурные влияния, помимо современных, испытала арабская культура[59]? С зарождением ислама и обращением в эту веру народов покоренных арабами от Атлантического океана до Инда, от Каспия до порогов Нила складывается новая цивилизация - Арабский халифат, оказавшая огромное влияние на ход исторического развития и мировую культуру. Возникшее государство было феодально-теократическим. Каковы особенности государства подобного типа? В чем сила и слабость Халифата? После распада единой империи сформировалось два типа государственности на ее бывших владениях: халифат и имамат. Какие принципы были заложены в их основу? Чем вы можете объяснить появление двух вариантов государственности? На чем основана правовая система исламских государств? Какую роль играет в ней Коран, шариат и фикх? В чем своеобразие соотношения морали, этики, права в исламе и христианстве[60]? Наивысший взлет исламской культуры приходится на IX-XI века. Какими причинами можно объяснить быстрый расцвет арабо-мусульманской культуры? Каковы ее достижения в области науки? Чем объяснить, что мощное влияние религии на культуру не сказалось отрицательно на науках о природе? Как это было в христианской средневековой цивилизации? Каковы достижения в них, а также в математике у арабоязычных народов? Известно, что латынь на Западе, а арабский на Востоке были общими языками религии, науки, литературы для всех народов. Чем же объяснить низкий уровень грамотности и неразвитость образования в первом случае и высокий по средневековым меркам - но втором? Обратите внимание на достижения, арабоязычных народов в философии? Почему, несмотря на свои высокие достижения исламская цивилизация впоследствии потеряла динамизм[61]? Суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама, которое конкурировало как с ортодоксальным исламом, так и с рационалистическим направлением в философии[62]. Своеобразна художественная культура исламского мира. В ней получили развитие словесные формы культуры, в то же время нет скульптуры, живопись представлена в основном орнаментом, небогата музыкальная культура. Какие факторы повлияли на развитие одних форм и отсутствие или неразвитость других? Какие черты характерны художественному языку арабов и других народов исламского мира[63]? Великолепны и разнообразны памятники архитектуры (мечетей, медресе, мавзолеев). Чем объясняется разнообразие художественных стилей мечетной архитектуры? Назовите крупнейшие памятники исламской архитектуры[64]. Определите влияние арабо-исламской цивилизации и культуры на мировую и европейскую культуру[65]. Терминологический словарь Адамийиат - человечность, гуманность. Адат - обычное право, предшествовавшее писаному праву, основанное на традиции. Зороастризм – религия, распространенная в древности и раннем средневековье на Востоке. Священный канон "Авеста". Основные принципы: противопоставление двух начал - добра и зла; вера в победу добра. Медресе - религиозная школа в мусульманских странах. Готовит служителей мечети, учителей религиозных школ, судей шариатского суда. Мутазилиты - создатели ранней мусульманской теологии рационалистического направления. Высшим критерием норм нравственности и истины объявляли человеческий разум. Сунна, сунниты - мусульманское священное предание, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммада, поясняют и дополняют Коран; представители основного, ортодоксального направления в исламе. Суфизм - мистическое течение в исламе, Фана - растворение в божестве, созерцание божества - конечная цель суфия. Возникло, по-видимому, под влиянием буддистского учения о нирване. Фикх - исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Шариат - комплекс закрепленных Кораном и Сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман. Шииты - приверженцы одной из двух ветвей в исламе (другая - суннизм). Контрольные вопросы 1. Как формировалась арабо-мусульманская цивилизация? Что способствовало ее возникновению? 2. Какое влияние оказал ислам на культуру народов, принявших эту религию? 3. Как вы понимаете утверждение: "Ислам - не религия, а образ жизни"? 4. Чем вы можете объяснить взлет культуры в арабо-мусульманском мире в IХ-ХI вв.? Почему исламская культура потеряла впоследствии динамизм в развитии? 5. Чем объяснить сохранение единой культуры после распада Арабского Халифата в IX в. на отдельные государства? 6. Каковы особенности мусульманского культа и самосознания? 7. Какое значение в исламе придается личности человека и свободе выбора? Как это повлияло на особенности цивилизации? 8. В чем сходные и отличные влияния арабского и латинского языков на культуру и цивилизацию? 9. В чем значение арабо-мусульманской культуры. Контрольные задания 1. Особенности мусульманского самосознания 2. Художественная культура арабо-исламского мира. 3. Коран и его влияние на литературу арабо-исламского мира. 4. Формирование средневековой мусульманской культуры. 5. Синкретизм арабо-мусульманской культуры. 6. Арабоязычная философия и наука. 7. Политико-правовая культура исламского мира. 8. Ислам и женщина. 9. Ислам и архитектура. 10. Влияние арабо-мусульманской культуры на Европу. Тема № 8 Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|