|
Культура Возрождения и Реформации ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В Западной Европе. План лекции 1. Сущность и место Возрождения в мировой культуре. Гуманистическая основа культуры Возрождения. 2. Итальянское Возрождение как его классическая форма. Особенности Северного Возрождения. 3. «Диалогичность» культуры Возрождения и её кризис. 4. Реформация и зарождение протестантской культуры. План семинара 1. Эпоха Возрождения и её социально-экономические и духовные предпосылки. 2. Характерные черты ренессансной культуры. Образ человека в искусстве Возрождения. 3. Реформация как идеологическая культурная революция и её основные представители. Несовместимость гуманизма Возрождения и Реформации. 4. Протестантская мораль и личность нового типа. Место Возрождения и Реформации в культурной жизни человечества Литература 1. Абрамова И.И. Неповторимые лики эпох. - Кострома, 1993. C. 41-51. 2. Античное наследие в культуре Возрождения. - М.: Наука, 1984. 3. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. - М.: Просвещение, 1994. C. 5-28, 37-51. 4. Бердяев Н. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа / Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994. C. 392-405. 5. Вебер М. Протестантизм и капитализм // Религия и общество. - М. 1996. С. 80-96. 6. Введение в культурологию. Учебное пособие / Под редакцией Попова Е.В. - М. 1996. С. 243-250. 7. Запад и Восток. Традиции и современность. Курс лекций. - М.: Знание, 1993. С. 44-65. 8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М., 1993. С. 81-143. 9. История зарубежного искусства. - М., 1983. 10. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. - М.: РГГУ, 1998. С. 319-411. 11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М. 1962. Ч. I. С. 465-474, 475-484, 506-541, 538-556. 12. Культура эпохи Возрождения и Реформации. - М.: Наука, 1981. 13. Культурология. Учебное пособие / Под редакцией Драча Г.В. - Ростов-на-Дону, 1997. Гл.2, 4. 14. Культурология. Учебное пособие / Под ред. Радугина А.А. - М., 1997. Разд. III, Гл. 6, 7. 15. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 1997. 16. Леонова Т.А. История мировой и русской культуры V-ХVII вв. - Уфа, 1995. Разд. II. Гл. 1, 2. 17. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Учебное пособие.- Минск, 1997. Гл.8. 18. Розин В.М. Протестантская этика как одно из условий становления духа капитализма / Розин В.М. Культурология. Учебник для вузов. - М. 1998. Гл. 1,2. 19. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. - СПб., 1991. С. 41-62, 118-130, 20. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 84-95. 21. Учебный курс по культурологии / Под ред. Драча Г.В. Ростов-на-Дону, 1996. Гл.2,4. 22. Чернокозов А.И. История мировой культуры. - Ростов-на-Дону, 1997. Методические рекомендации Возрождение и Реформация изменили привычный средневековый образ мира. Оба эти явления оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие европейских стран, хотя направленность этого влияния столь же различна, сколь неодинаковы Возрождение и Реформация. Первое знаменует собой светское направление, второе - религиозное. Но не только своей направленностью они отличались. Идеи этих движений имели различный резонанс в обществе: Возрождение было элитарным. Реформация - народным. Изучая эти судьбоносные для Европы культурные явления, следует так же иметь в виду, что не во всех странах они соприкоснулись или, соприкоснувшись, охватили культуру различных европейских стран в неравной степени. «Возрождение» (по-французски - Ренессанс) и Реформация имеют не только черты различия, но и сходства. Их объединяют общие истоки и цели[66]. Для более глубокого понимания сущности Возрождения необходимо обратиться к его истокам. На почве каких социально-экономических изменений наблюдаемых в позднем средневековье выросло Возрождение? Как они повлияли на формирование возрожденческого менталитета? Какие социальные слои становились потенциальными носителями нового мировоззрения[67]? Серьёзные сдвиги в жизни общества, которые пришли в противоречие с официальной моралью, несоответствие христианского идеала и образа жизни служителей церкви способствовали зарождению гуманизма — идейной основы эпохи. Сочинения Петрарки и Эразма Роттердамского, Боккаччо и Франсуа Рабле, Сервантеса и Шекспира, сформировавшие европейский гуманизм, - семена, упавшие на благодатную почву[68]. Под «Возрождением» автор этого термина Дж.Вазари - итальянский историк культуры XVI в. - понимал возрождение античности. Следует ли согласиться с таким определением Возрождения? В чём сходство и отличие основных черт античности и Возрождения[69]. Обратите особое внимание на трактовку проблемы духовных предпосылок Возрождения в книге В.И. Рутенбурга и Истории мировой культуры: Наследие Запада. Известно, что деятели Возрождения не отказывались от Бога и Веры. В чём вы видите смысл их противостояния церкви? Как изменился взгляд философов гуманистов на природу человека, его место в модели мира[70]? Ренессанс возрождал гуманистические черты античного мира: антропоцентризм, гражданское служение, эстетическое восприятие мира, отношение к природе... Однако гуманизм Возрождения имел свои особенности, отличающие его от своего прообраза. В чём специфика ренессансного гуманизма[71]? В античном и возрожденческом гуманизме, пожалуй, больше сходства, чем отличий. Чем принципиально отличается европейский (античный, ренессансный) от восточного гуманизма (китайского - жень и арабского - адамийиат)[72]. Характерные черты ренессансной личности вами уже выявлены при сопоставлении эпохи с Античностью и Средневековьем. В краткой форме характеристика этой личности изложена у Мартынова[73]. Однако следует ещё обратить внимание на изменение положения женщины в культуре Возрождения. А вместе с ним меняется и идеал женской красоты[74]. Освобожденное от "религиозного прессинга" мышление совершило полномасштабную революцию в искусстве: архитектуре, литературе, изобразительном, театральном и музыкальном творчестве. Обратите особое внимание на следующую проблему: почему доминантой в искусстве Возрождения становится живопись[75]. Еще одной характерной чертой ренессансной культуры является энциклопедичность, тесная связь искусства и науки. Как правило, в эпохи Возрождения художник и ученый соединялись в одном лице. Возрожденческому типу личности характерна цельность. Особенно ярко эти черты проявились в жизни и творчестве Леонардо да Винчи[76]. Черты ренессансной культуры в разных странах проявлялись по-разному, каждая европейская страна демонстрирует, при общей направленности культуры, своеобразие в формах и последовательности воплощения её основных черт. Чем вызваны национальные особенности культуры ренессанса? Особенно выпукло они выявляются при сопоставлении Итальянского и Северного Возрождения. Последнее, в свою очередь, так же не является единым. Тем не менее, при всех национальных особенностях Северное Возрождение имеет свою специфику по отношению к итальянскому[77]. Культура Возрождения уникальна благодаря своему переходному состоянию. Здесь мы видим стремление к диалогической встрече, примирение самых разнородных начал заданных Античностью и Средневековьем. Имея в виду этот диалог культур, Бердяев писал: "Тайна Возрождения - в том, что оно не удалилось". Могло ли Возрождение иметь продолжение и почему[78]? Постижение культуры Реформации следует начать с выявления её истоков, сущности и основных направлений. Обращаясь к проблеме истоков, следует выделить социально-экономические и духовные предпосылки Реформации. Обратите внимание на следующее обстоятельство, почему общие социально-экономические предпосылки в европейских странах приводят в одном случае к Возрождению, а в другом - к Реформации. Почему центром Реформационного движения становится Германия[79]? Важнейшей духовной предпосылкой Реформации был "христианский гуманизм" деятелей Возрождения - Эразма Роттердамского, Т. Мора и др. Обратите внимание на роль и дальнейшую судьбу гуманизма в Реформации, и вы убедитесь в их несовместимости и враждебности[80]. Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры, итогом которой стал новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Общество, основанное на протестантизме, выдвинуло свои идеалы, новые моральные принципы. Среди которых важнейшее место занимает трудовая этика. Протестантизм поставил и по-новому решал проблему свободы роли и разума человека, что заложило основы новоевропейского общества и сформировало современную западноевропейскую личность[81]. Как подготовили Возрождение и Реформация переход к культуре Нового времени[82]? Терминологический словарь Академизм — художественное направление в изобразительном искусстве XVI—XIX вв., выражающееся в следовании внешним формам классического искусства-античности и Возрождения. Академизм насаждал условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, Барокко (итал. barocco — странный, причудливый) — основное стилевое, направление в искусстве Европы XVI—середины XVII вв. Барокко связано с развитием дворянско-церковной культуры зрелого абсолютизма, тяготевшего к торжественному «большому стилю». Барокко отразило кризис идеалов культуры Возрождения, драматизм человеческого бытия. Для барокко характерны динамичность, сложность, напряженность, контрастность, монументальность, синтез искусств. Возрождение — период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии — XV—XVI вв., в других странах конец XV—XVI вв.), переходный от Средневековья к культуре Нового времени, основанный на восстановлении античных духовных ценностей. Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее религиозной схоластике средних веков. Инквизиция (лат. inqizisio- розыск) — в католической церкви XIII— XIX вв. церковно-полицейское учреждение для борьбы с ересью. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. Инквизиция особенно свирепствовала в Испании. Кальвинизм – направление протестантизма. Основоположник Ж.Кальвин. Главное его сочинение «Наставление в христианской вере». Кальвинизм как религия в наибольшей степени соответствовал интересам буржуазии. Возник в Женеве. Для кальвинизма характерны: доктрина абсолютного предопределения, проповедь «мирского аскетизма», республиканское устройство церкви. Кальвинизм из Женевы проник во Францию (гугеноты), Нидерланды, Англию, Шотландию (пуритане). Контрреформация (лат. сontr - напротив, геformatio — преобразование, т.е. противодействие преобразованию) — церковно-католическое движение в Европе середины XVI—XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского собора (1543—1563 гг.). Главное орудие контрреформации — инквизиция, монашеские ордена. Лютеранство — крупнейшее, по численности направление, протестантизма. Основано М. Лютером. Началось его выступлением с 95 тезисами против индульгенций (1517 г.). М. Лютер — идеолог консервативности бюргерства (жителей средневековых городов). Лютеранство менее последовательно, чем кальвинизм. Маньеризм (итал. manierismo от maniera — манера, стиль) направление в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманизма, для которого характерно утверждение неустойчивости, трагические диссонансы бытия, власть сверхсил, субъективизм. Для произведений искусства этого стиля свойственна усложненность и изощренность формы. Протестантизм (лат. ргоtestans— публично доказывающий) — одно из основных направлений в христианстве. Откололось от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.) Для протестантизма характерны: отсутствие противопоставления духовенства и мирян, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, обязательное безбрачие духовенства (целибат). У протестантов нет культа богородицы, святых, ангелов, икон. Существует только два таинства — крещение и причащение. Основной источник вероучения — священное писание (Ветхий и Новый Завет). Проторенессанс (греч.рrotоs — первый, франц, renaissance — возрождение) — период в развитии итальянского искусства XIII—XIV вв., ознаменовавший рост светской реалистической тенденции, обращение к античным традициям (Данте, Джотто). Ренессанс (франц. renaissancе) — возрождение. Реформация (лaт. reformatio — преобразование) — широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католицизма. Началось в Германии с выступления М. Лютера. Главный идеологический тезис сторонников Реформации — требование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в качестве посредника Бога на Земле. В реформацию можно выделить три основных направления: бюргерско-буржуазное (М.Лютер, Ж.Кальвин), королевско-княжеское и народное (Т.Мюнцер). Первое характеризуется стремлением утвердить власть буржуа, второе — борьбой за сохранение власти богатых феодалов, за счет захвата церковных земель, третье — попыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддерживаемую католической церковью, и установить социальное равенство. Реформация положила начало протестантизму. В узком значении Реформация — проведение религиозных реформ в духе протестантизма. Титанизм — качество возрожденческой личности, отличающейся исключительностью ума, силой духа и многообразием таланта. Универсализация личности (лат. universalis — общий, всеобщий) — всесторонность развития природных способностей человека. Эмпирическая наука (греч. еmpyros — опыт) — наука, основанная на опыте (астрономия, география, археология, анатомия, инженерия). Контрольные вопросы 1. Какие факторы формируют культуру Возрождения? 2. В чем смысл изменения духовной парадигмы эпохи Возрождения? 3. В чем специфика и сущность возрожденческой культуры? 4. Что такое гуманизм и как он толкуется в эпоху ренессансной культуры? 5. Чем титанизм эпохи Возрождения отличается от титанизма античности? 6. Основные социокультурные причины возникновения движения Реформации? 7. Каковы черты сходства и различия между эпохами Ренессанса и Реформации? 8. В чем сходство и отличие основных направлений протестантизма? 9. Чем отличается индивидуализм Реформации от ренессансного? 10. 10.Считаете ли вы появление индивидуализма положительным результатом развития духовной жизни Европы? Контрольные задания 1. Возрожденческий тип человека и искусство Италии. 2. Титаны Возрождения. 3. Эразм Роттердамский - выдающийся представитель Северного Возрождения. 4. Томас Мор и его «Утопия». 5. Гуманизм Возрождения. 6. Учение Н. Макиавелли о государстве и его влияние не Европейскую культуру. 7. Позднее Возрождение и кризис гуманизма. 8. Реформация как религиозное противостояние гуманистическому свободомыслию Возрождения. 9. Основные представители Реформации (М.Лютер, Ж.Кальвин, Т.Мюнцер). 10. Возрождение и Реформация в Северной Европе. 11. Особенности Возрождения и Реформации во Франции 12. Гуманизм и Реформация в Англии. Тема № 9 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|