|
Для специальности - 051301 «Общая медицина»Кафедра - Нормальной физиологии с курсом валеологии Курс - третий Семестр – первый Всего________13_______ часов Лекции______3_______ (часов) Практические (семинарские) занятия _____________6________ (часов) Всего аудиторных __9___ (часов) Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС) _____________ 4_______ (часов) Форма контроля: экзамен Алматы, 2009
Cиллабус составлен профессором Абишевой З.С. и старшими преподавателям к.м.н. Шардарбековой Г.У. на основании типовой программы по нормальной физиологии для студентов мед ВУЗов, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования и на основании рабочей программы, рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Нормальной физиологии с курсом валеологии от «_03__»_____12____2007г., протокол №___5_______
Заведующий кафедрой Профессор _______________________________________________ Соколов А.Д.
1. Общие сведения: 1.1 Наименование вуза: РГП Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова 1.2. Кафедра нормальной физиологии с курсом валеологии 1.3. Дисциплина «Нормальная физиология», «Кроветворная система» Fiz 1204 1.4. Специальность: 051101 «Общая медицина» 1.5. Объем учебных часов – 13 часов 1.6. Курс и семестр изучения - 3 курс, 1 семестр 1.7 Сведения о преподавателях:
Контактная информация: место нахождения кафедры адрес ул. Богенбай батыра 153 А, корпус АХЧ (административно-хозяйственной части) 2 этаж. телефон: 8(3272)92-07-00 1.9 Политика дисциплины заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе 1. Обязательное, регулярное посещение лекций, практических занятий и СРСП. При отсутсвии выставляется «нб», приравненное 0 баллов. 2. Обязательное выполнение 1 вида СРС согласно установленным срокам и требуемым критериям, при невыполнении выставляется 0 баллов. Исключается плагиат. 3. Активное участие в учебном процессе (конспект практических работ, подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ) – при недостаточной подготовке студенту не ставится балл за практические работы или СРСП 4. Сдача протоколов практических работ, тестов, ситуационных задач, защита темы СРС в установленное время по тематическому плану не позднее недели, соответствующей данному разделу. В случае несдачи, снижается оценка в соответствии с установленными критериями 5. Сдача рубежных контролей по кредитам строго в установленные сроки. Пересдача не предусмотрена. 6. Студент не должен опаздывать на занятия 7. Наличие чистого, выглаженного, белого халата 8. Уважительное отношение к ППС и студентам 9. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием завуча или зав. кафедрой. 2. Программа: Введение Физиология – наука о механизмах жизнедеятельности здорового человека. Оставаясь дисциплиной доклинического медико-биологического образования, физиология все в большей степени приближается к практическому здравоохранению. Внутренняя среда организма представлена тканевой жидкостью, лимфой, кровью, состав и свойства которых теснейшим образом связаны между собой. Кровь обеспечивает жизнедеятельность органов и систем, а также их работу. Под влиянием внешних воздействий и сдвигов происходящих самом организме, состав и свойства крови на короткое время могут изменяться в широких пределах, однако благодаря регуляторным механизмам, сравнительно быстро возвращаются к норме. Знание количественного и качественного состава крови, а также механизмов регуляции их имеет большое значение для развития клинического мышления и постановки диагноза.
2.2 Цель дисциплины: на основе модульного принципа преподавания в интеграции с фундаментальными дисциплинами сформировать целостное представление о функциях крови для развития клинического мышления по кроветворной системе.
2.3 Задачи дисциплины: · дать знания по анатомии, гистологии и возрастных особенностей строения, идентификации клеточных и внеклеточных структур тканей органов кроветворения на микро- и макропрепаратах в норме; · научить понимать физиологические процессы, регулирующие деятельность органов кроветворения; · научить определять и интерпретировать общий анализ крови.
2.4 Конечные результаты обучения: Студент должен: Знать: · основные показатели, характеризующие систему крови и механизмы их регуляции.
Уметь: · определять и интерпретировать изменения скорости оседания эритроцитов, количество форменных элементов, цветного показателя, группы крови. · определять и интерпретировать время кровотечения и свертывания крови..
Владеть навыками: · Научиться подсчитывать количество форменных элементов крови при помощи счетной камеры Горяева; · Овладеть методами определения количества гемоглобина и СОЭ; · Вычислять цветовой показатель крови. · Определять максимальную и минимальную резистентность эритроцитов; · Распознать в окрашенном мазке крови различные виды лейкоцитов и научиться производить подсчет лейкограммы; · Освоение студентами метода определение времени свертывания крови по Альтгаузену и Сухареву;
2.5 Пререквизиты дисциплины: гистология, анатомия, физика, химия, биология, физиология-1, биохимия. 2.5 Постреквизиты дисциплины: предклинические и профилирующие клинические дисциплины. 2.6 Краткое содержание дисциплины: Понятие о системе крови. (Т.Ф.Ланг). Функции крови. Количество и состав крови. Физико-химические свойства крови. Физиология красной крови. Защитные свойства крови. Возрастные особенности. 2.7 Тематический план лекций
Тематический план практических занятий
2.8. Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
Тематический план лекций, практических занятий, СРС.
2.9 Список рекомендуемой литературы Основная: 1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с. 2. Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с. 3. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с. 5. Частная физиология. Методические указания для студентов. /Под.ред. А.Д. Соколова, Алматы 2007г. 1-29 с. 6. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986. 7. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988. - С. 228-280. 8. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с. 9. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.
Дополнительная: 1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с. 2. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II. 3. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243. 4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II. 5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утебергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с. На казахском языке: Основная: 1. Сәтбаева Х.Қ., Өтепбергенов А.А., Нілдібаева Ж.Б. Адам физиологиясы. (Оқулық). – Алматы. Издательство «Дәуір», 2005. – 663 бет. 2. Қалыпты физиология. Студенттерге арналған әдістемелік нұсқаулар. Аламаты 2007 ж. 64-90 бет. Дополнительная: 1. Адам физиологиясы. (оқулық). Сәтбаева Х.Қ., Өтепбергенов А.А., Нілдібаева Ж.Б. – Алматы. Издательство «Білім», 1995. – 663 бет. 1. Қалыпты физиологиядан тәжірибелік сабақтарға жетекшілік нұсқаулар./ Сайдахметова А.С., Рахыжанова С.О. Семей, 2006 г. - 174 бет. 2. Қалыпты физиология: лабораториялық жұмыстары (студенттер үшін) / жауапты редакторлары: Сатпаева Х.Қ., Нельдибаева Ж.Б.. Шымкент, 1993. – 254 бет. На английском языке: Основная: 1. Guiton / Hall. Medical physiology /Eddited by W.B. Saunders company. - 2005. 2.10. Методы обучения и преподавания: формы проведения лекций, практических занятий, СРС. · Обзорные лекции с примененим презентации. · Практические занятия: выполнение практических работ по теме, обсуждение проведенных практических работ, оформление протокола их результатов, подведение итогов. · Формы организации СРС: Подготовка презентаций, буклетов по теме. ![]() ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|