|
Тема: Форменные элементы крови.Цель: Усвоение и закрепление материала по форменным элементам крови. Тезисы лекции: Кровь состоит из жидкой части – плазмы (52-58%) и форменных элементов (42-48%): эритроцитов (красных кровяных телец), лейкоцитов (белых кровяных телец) и тромбоцитов (кровяных пластинок). Эритроциты безъядерные клетки, имеют форму двояковогнутого диска. Диаметр эритроцитов 7,4-7,6 мкм Средний объем эритроцитов MCV – 78-108 фенто/литр Продолжительность жизни эритроцитов – 100-120 дней Эритроциты в норме: у муж. – (4,5-5,1)*1012. Функции эритроцитов
Лейкоциты – белые кровяные клетки. В крови содержится 4-8,8x109/л. Функции лейкоцитов: Фагоцитарная. 2. Антитоксическая функция. Эозинофилы обезвреживают и разрушают токсины белкового происхождения, комплексы антиген-антитело, продуцируют гистаминазу, разрушающую гистамин (аллергические реакции). 3. Выработка биологически активных веществ. Базофилы выделяют гистамин и гепарин. 4. Лейкоциты способны адсорбировать и переносить продукты белкового обмена и питательные вещества. 5. Лимфоциты являются центральным звеном иммунной системы. Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет. Их разновидности: Т-хелперы, Т-супрессоры, Т-киллеры, Т-амплифайеры. В-лимфоциты создают гуморальный иммунитет, вырабатывают антитела (b и g-глобулины). 6. Лейкоциты участвуют в свертывании крови. 7. Моноциты фагоцитируют погибшие клетки (дворники), этим самым участвуют регенерации тканей. 8. Нейтрофилы вырабатывают интерферон. Тромбоциты (кровяные пластинки), количество 180-320х109/л (103мкл) Участвуют:
Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре) Литература: Основная: 1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с. 2.Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с. 3.Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с. 5. Частная физиология. Методические указания для студентов. /Под.ред. А.Д. Соколова, Алматы 2007г. 1-29 с. 6. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986. 7. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988. - С. 228-280. 8. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с. 9. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.
Дополнительная: 1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с. 2. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II. 3. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243. 4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II. 5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утепергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.
Тема: Защитные свойства крови Цель: Усвоение и закрепление материала по иммунной системе и свертывания крови. Тезисы лекции: Одной из основных функции лейкоцитов является защитная, которая осуществляется Т и В- лимфоцитами, т.е. обеспечивают иммунитет. Иммунитет- это способ защиты организма от микробов, вирусов и т.д. 1. Наследственный, видовой или врожденный 2. Приобретенный (активный, пассивный). Иммунная система - это специализированная система органов, тканей и клеток, которая осуществляет иммунологические реакции организма. Центральные органы системы: костный мозг, • Тимус, Пейеровы бляшки, сумки фабриции. Периферические органы: селезёнка,лимфатические • Узлы, кровь, скопление лимфоидных клеток. • Иммунный ответ - это функция иммунной системы распознавать генетически чужеродные субстанции (антигенов) и специфически реагировать на них. Механизмы иммунитета НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ - гуморальные-естественные антитела (гаммаглобулины), интерферон, лизоцим, пропердин, лизины, система комплемента - КЛЕТОЧНЫЕ: МИКРО (все гранулоциты) И МАКРОФАГИ (моноциты, гистиоциты, Купферовские клетки, альвеолярные макрофаги, макрофаги лимфатических узлов, селезенки) - К НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМ МЕХАНИЗМАМ ОТНОСЯТСЯ: КОЖА, СЛИЗИСТЫЕ ОБОЛОЧКИ, ПОЧКИ, КИШЕЧНИК, ПЕЧЕНЬ, ЛИМФАТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ • - ГУМОРАЛЬНЫЕ: В-ЛИМФОЦИТЫ образуют антитела • - КЛЕТОЧНЫЕ - обеспечиваются • Т- лимфоцитами Свертывание крови (гемостаз, коагуляция) – биологические и биохимические процессы перехода крови из жидкого состояния в желеобразный сгусток – тромб, который закупоривает сосуд и прекращает кровотечение. Этапы свертывания крови:
Учение о группах крови Ландштейнер (1901 г.), Ян Янский (1903 г.). Классификация групп крови в системе АВО I – Оαβ (40-50%) II – Аβ (30-40%) III – Вα (10-20%) IV – АВо (~5%) Агглютиногены (А и В) содержатся на эритроцитах, агглютинины (α и β) – в плазме. Агглютиногены выявляется у 3-4 месячного эмбриона, а агглютинины – к 3-6 месяцам после рождения. При переливании несовместимой крови происходит агглютинация (склеивание) эритроцитов с последующим гемолизом, т.к. в плазме есть гемолизины. Биологическая проба на совместимость проводится перед переливанием даже одногруппной крови: берут каплю сыворотки больного и каплю крови донора (10:1)
Резус принадлежность крови Ландштейнер и Винер (1940 г.) впервые при переливании крови макаки резус обнаружили агглютиноген, не входящий в систему АВО, который и был назван агглютиноген резус (Rh). Резус-положительная кровь (Rh+) – эритроциты содержат резус-агглютиноген. Резус-отрицательная кровь: агглютиноген резус отсутствует. Естественных агглютининов (антирезус-агглютининов) к резус-агглютиногену нет, но они могут вырабатываться при резус-конфликте.
Иллюстративный материал: электронный вариант мультимедийных лекций (студент получает на кафедре) Литература: Основная: 1. Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник + СД-диск. – М., 2006. – 696 с. 2.Судаков К.В., Киселев И.И. и др. Нормальная физиология в динамических схемах: Атлас (цветной, иллюстрированный): учебное пособие. – М., 2007. – 350 с. 3.Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник. – М., 2007. – 520 с.
4. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2003. – 656 с. 5. Частная физиология. Методические указания для студентов. /Под.ред. А.Д. Соколова, Алматы 2007г. 1-29 с. 6. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986. 7. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева, А.В.Коробкова. - М.: Медицина, 1988. - С. 228-280. 8. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. – 784 с. 9. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: изд-во РУДН, 2001. – 409 с.
Дополнительная: 1. Гладинец А.М. Интегративная деятельность организма. - Караганда, 2001. - 63 с. 2. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И.Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II. 3. Практикум по нормальной физиологии /Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Коробкова. - М.: Высш. школа, 1983. - С. 209-243. 4. Физиология человека /Н.А.Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I,II. 5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А.Утепергенова, Д.А.Адильбековой. – Шымкент, 2006. – 66 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДИСЦИПЛИНА: НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ МОДУЛЬ «КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА»
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|