Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Концепция эволюционного и революционного развития общества.





Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмы и направленность. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный и т. д.

Родоначальником теории социальной эволюции по праву считается один из основоположников современной социологии О. Конт. По его мнению, движущей силой исторических изменений выступают способы освоения людьми реальности, методы, которые они применяют для объяснения, прогнозирования и управления обществом. Эволюция, таким образом, представляет собой, прежде всего, эволюцию методов получения и накопления знаний. Конт сформулировал «закон трех стадий», согласно которому человеческий род в своей истории проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера.

Г. Спенсеррассматривал эволюцию как основополагающий единый принцип всей реальности, как универсальный процесс, происходящий в природе и в обществе. Жизнь на Земле, общество, правительства, промышленность, язык, литература, наука, искусство эволюционируют от простого к сложному, от аморфности к четкости, от однообразия, гомогенности к специализации, гетерогенности, от текучести к стабильности.

Социальная эволюция, по мнению Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. В социологии Г. Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма XIX в. – идея существования исторических стадий человеческого общества,развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.



Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э. Дюркгейм. Именно Э. Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества. Э. Дюркгейтосновное направление эволюции усматривал в том, что с течением времени в обществе все более углубляется разделение труда, усиливается дифференциация задач, обязанностей и ролей по роду занятий. Социальная эволюция имеет начальную и конечные точки – история движется от «механической» солидарности к «органической».

К числу эволюционных идей относится идея социального прогресса. Она вносит аксиологическое, ценностное измерение в объективные и нейтральные критерии социального развития. Под прогрессом при этом понимается направленный процесс, в ходе которого система либо приближается к более предпочтительному, лучшему состоянию (например, к реализации ценностей этического порядка – счастья, свободы, процветания, справедливости, достоинства и т.д.), либо стремится к идеальному состоянию. По мнению современных социологов, идея такого прогресса находится вне сферы науки, поскольку последняя должна заниматься тем, что есть, а не тем, что должно быть. Было предложено различать две концепции эволюции – линейную, однонаправленную и многолинейную, разнонаправленную. Первую концепцию, согласно которой история человечества целенаправленно стремится к некоей финальной точке, не имея возможности повернуть вспять, следует рассматривать как не подтвердившуюся. Во второй же концепции понятие эволюции продолжает «работать»: пути социального развития различны, цель плохо поддается определению, но общий курс развития вполне различим, даже если его протяженность и не может быть определена временными рамками.

В русле социального эволюционизма на основе противопоставления традиционного и современного общества сформировалась теория индустриального общества.Она была сформулирована французским социологом Р. Ароном и американским экономистом и политологом У. Ростоув книге «Стадии экономического роста» (1960 г.) Теория «индустриального общества» описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому, «индустриальному» обществу. Для индустриального общества характерны: 1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления; 2) массовое производство товаров на широкий рынок; 3) механизация и автоматизация производства и управления; 4) научно-техническая революция.

Популярная в 60-х годах XX в. теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории «постиндустриального общества».Наиболее видные ее представители – американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и французские социологи и политологи А. Турэн и Ж. Фурастье. Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную и 3) постиндустриальную. На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности – сельское хозяйство, на второй – вторичная сфера – промышленность, на третьей стадии – третичная – сфера услуг.

Теория индустриального и постиндустриального общества находятся в рамках социального эволюционизма, поскольку они предполагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности: национализмом, духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д.

Концепция социального эволюционизма занимает доминирующее положение в социологии при истолковании социальных изменений. Однако наряду с ней довольно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества,основоположником которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская концепция общественного развития базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу, человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Переход от одной общественно-политической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. K. Маркс называл революции «локомотивами истории».

Эволюционистские и революционистские теории общества основываются на идее общественного прогресса. Они утверждают возможность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.