Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гуманизм и общество будущего.





Представления о будущем всегда играли важную роль в истории как русской, так и мировой общественной мысли.

Развитие России неотделимо от развития человечества. Русская идея и идеал России всегда выступали в органическом единстве. Русская идея в своей длительной эволюции проявлялась в различных формах: в западничестве, славянофильстве, почвенничестве, евразийстве и т.д. Русская идея – это тяжкий путь познания Россией своего прошлого, настоящего, будущего, это путь постижения смысла и своего предназначения.

После распада СССР перед Россией встала проблема выбора пути развития. По какому пути она пойдет? По пути, указываемому идеологами современных западных стран, или по пути, прописанном в манифестах коммунистических и социалистических партий? А может, для России возможны другие пути развития, учитывая исторические тенденции ее восточной ориентации?

Можно предположить, что будущее России, как и всего человечества не будет связано с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, а будет нацелено на гуманистическое общество, которое должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных людей, стремящихся к знаниям. Это знание будет представлять собой единство философского, научного, художественного, нравственного, правового, политического, экономического и экологического знаний. Подобное гармоническое единство должно давать целостное, а не одностороннее знание. В процессе становления нового общества должна осуществиться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. Будущее России и человечества в целом, таким образом, не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма.



Ключевые понятия:

социальное изменение, модернизация, глобализация, индустриализация, урбанизация, простое общество, сложное общество, аграрное общество, доиндустриальное общество, информационноеобщество, неолитическая революция, эволюция, реформа, прогресс, регресс, прогрессивно-поступательный тип изменений, теория модернизации, неоэволюционизм, теория равного партнерства, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество, теория пределов роста, теория технотронного общества, технологический детерминизм, технофобия, концепции будущего развития, бифуркационная модель.

Основные определения:

Социальное изменение– это происходящее с течением времени преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов. Социальные изменения могут происходить либо эволюционным путем, т.е. медленно и постепенно, либо революционным путем, что означает быстрое, качественное изменение общества.

Модернизация – различный по своему типу переход от традиционного общества к современному, затрагивающий все стороны общественной жизни (культуру, экономику, политику, социальную сферу). В переводе с английского «модернизация» означает «осовременивание».Понятием «модернизация»в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Термин «модернизация»относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу – современному.

Процесс модернизации сопровождается: формированием политических институтов современного типа; ростом специализации и дифференциации труда; бюрократией; открытой стратификационной системой; высокой мобильностью; ослаблением традиционных ценностей: семьи, религии, морали; ростом индивидуализма и т.д.

Модернизация – это разнообразный многоликий процесс, ее темпы, ритмы, последствия в различных областях социальной жизни различны. Для обозначения процессов модернизации в странах «второго эшелона», т.е. идущих вслед за более развитыми, был введен термин «запаздывающая модернизация».

Для анализа особенностей модернизации в России было введено понятие рецидивирующей модернизации, то есть периодически возвращающейся модернизации вдогонку с ее тяжелыми социальными последствиями.

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. Глобализация – это процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Индустриализация (от лат. industria – усердие, деятельность), процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и особенно в промышленности. Индустриализация обеспечивает преобладание в экономике страны производства промышленной продукции, превращение аграрной или аграрно-индустриальной страны в индустриально-аграрную или индустриальную.

Урбанизация(от лат. urbanus – городской), процесс повышения роли городов в развитии общества. Предпосылки урбанизации – рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших мелких городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). В нач. 19 в. в городах мира проживало 29,3 млн. человек (3% населения Земли), к 1900 – 224,4 млн. (13,6%), к 1950 – 729 млн. (28,8%), к 1980 — 1821 млн. (41,1%), к 1990 -2261 млн. (41%). Городское население Российской Федерации к нач. 1990 составляло ок. 74%.

Примитивное обществов высшей степени однообразно, в нем отсутствуют специализированные подсистемы. В основе социальных связей лежит родство и религия, а участие в жизни общества определяется предписанным статусом.

Традиционное общество – доиндустриальные общественные уклады аграрного типа, характеризующиеся:

– преобладанием натурального хозяйства;

– сословной иерархией;

– стабильностью структуры;

– способом социокультурной регуляции всей жизни, основанном на традиции.

Аграрное общество –общество, характеризующееся:

– преобладанием сельскохозяйственного производства;

– незначительным развитием либо отсутствием промышленности;

– слабой социальной дифференциацией;

– преобладанием сельского населения.

Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

Общество индустриально развитых стран характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентацией и установок.

Для современного индустриального общества характерна органическая солидарность – тип социальной солидарности, благодаря которой индивиды, выполняющие частичные функции, становятся все более зависимыми друг от друга.

Прогрессивно-поступательный тип изменений– это направленный процесс, т.е. такой, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, наблюдается рост экономических показателей, увеличение населения и т.д.).

Циклический тип социального изменения– волнообразный или спиралевидный тип эволюции. Волнообразность предполагает, с одной стороны, определенную направленность развития социальной системы, например, тенденцию к ее усложнению, а с другой – наличие сменяющих друг друга волн изменений, которые соответствуют разным уровням организации социальной системы.

Теория стадий экономического роста – концепция У. Ростоу, согласно которой история делится на пять стадий:

– 1 – «традиционное общество» – все общества до капитализма, характеризующееся низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства;

– 2 – «переходное общество», совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму;

– 3 – «период сдвига», характеризующийся промышленными революциями и началом индустриализации;

– 4 – «период зрелости», характеризующийся завершением индустриализации и возникновением высокоразвитых в промышленном отношении стран;

– 5 – «эра высокого уровня массового потребления».

Эволюция – развитие явления или процесса в результате постепенных непрерывных изменений, переходящих одно в другое без скачков и перерывов при сохранении качественной определенности в ходе качественно-количественных изменений (в отличие от революции).

Реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения, под реформой. подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политической практике и политической теории реформой обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему.

Прогресс – совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека, предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от менее совершенных форм жизнедеятельности общества к более совершенным.

Регресс – тип социального развития, по своей направленности противоположный прогрессу, который предполагает развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградацию, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой.

Постиндустриальное общество – общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Теория равного партнерства – теория, связывающая ускоренное развитие и модернизацию экономики развивающихся стран с их переходом от роли поставщиков сырья и продовольствия к непосредственному участию в производстве, к взаимозаменяемости хозяйств развитых и развивающихся стран на основе равного партнерства и их интеграции в рамках «мировой общности».

Теория пределов роста – теория приближения «естественных пределов экономического роста» и ожидания глобальной катастрофы при сохранении:

– существующих тенденций роста мирового населения;

– промышленного и сельскохозяйственного производства;

– загрязнения окружающей среды;

– истощения природных ресурсов.

Выход из сложившейся ситуации состоит в переходе к «нулевому росту»:

– простое воспроизводство населения;

– перевод промышленных предприятий на замкнутый цикл производства;

– отказ от строительства новых предприятий;

– максимальное использование вторичного сырья и т.д.

Теория технотронного общества – по З.Бжезинскому – социологическая концепция, исходящая из того, что новые технологии и электроника являются решающим фактором социально-экономических изменений и социального прогресса, конвергенции различных систем и предопределяют вступление общества в технотронную эру. Согласно этой теории основной социальной силой являются технократы, а идеология утрачивает свое значение.

Технологический детерминизм – теоретико-методологическая установка, согласно которой:

– уровень развития науки, техники, информатики и технологии крупного современного производства определяет социально-экономическое развитие в целом;

– любое крупное технологическое изменение влечет за собой то или иное социальное изменение.

Технофобия – восприятие индивидом, группой, общностью отчужденного мира техники в качестве угрозы их бытию.

Концепции будущего развитиячеловеческого общества:

– теория постиндустриального общества, согласно которой основным экономическим фактором общества будущего выступает знание, основной сферой производства – сфера производства знания;

– концепция постэкономического общества, согласно которой социокультурной базой общества будущего является система постматериальных ценностей, новый тип семьи и новые формы социального партнерства, повышение роли знания и изменение системы образования.

Темы рефератов:

1. Социальное развитие и социальный прогресс.

2. Природа и общество: географическая среда, биосфера, ноосфера.

3. Глобальные проблемы в современном мире: экология.

4. Глобальные проблемы в современном мире: демография.

5. Научно-технический прогресс: сущность и основные направления.

6. Мировая общественная система современности.

7. Мировая общественная система современности.

8. Значение России в современном мире.

Доклады:

1. А.Д. Сахаров. «Мир через полвека».

2. Н.Г. Чернышевский о прогрессе.

3. Н.И. Кареев. «Борьба индивидуальных и социальных сил в истории».

4. В.И. Вернадский. «Несколько слов о ноосфере».

5. Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа».

6. П.А. Лавров. «Исторические письма. Цена прогресса».

7. А.Д. Сахаров. Нобелевская лекция «Мир, прогресс, права человека»

8. О. Шпенглер. «Закат Европы».

Контрольные вопросы:

1. Что такое социальный прогресс?

2. Что такое социальное развитие?

3. Что такое эволюция?

4. Что такое революция?

5. Как вы понимаете содержание цикличной концепции исторического процесса эволюции общества?

6. В чем смысл линейной концепции развития общества?

7. Прогрессивно-наступательный тип изменений.

8. Бифуркационная модель социального изменения.

9. Какие этапы в развитии мировой цивилизации выделяют исследователи?

10. Возможные альтернативы развития российского общества.

Социологические тексты:

1. Н. А. Бердяев. «Русская идея».

2. Н.А. Бердяев. «Истоки и смысл русского коммунизма».

3. М.А. Бакунин. «Государственность и анархия».

4. А.И. Герцен. «Русский народ и социализм».

5. М.М. Ковалевский. «Русский мир и причины его разложения».

6. П.А. Лавров. «Исторические письма. Цена прогресса».

7. Л.И. Мечников. «Прогресс в истории».

8. Н.К. Михайловский. «О прогрессе».

9. А.Д. Сахаров. Нобелевская лекция «Мир, прогресс, права человека».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.