Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общество с позиций социального детерминизма.





Детерминистский подход ярче всего выражен в марксизме. Общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. В марксизме четко указывается на зависимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство.

Общество рассматривается в марксизме как живой, находящийся в постоянном движении и развитии организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений.

Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером:

Общество – целостный, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.Каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности.

Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Элементы контроля: политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

Функционализм в социологии получил свое развитие в работах Р. Мертона. Р. Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р. Мертон ввел понятия дисфункции (то есть разрушающих функций) и скрытых (латентных) функций.

Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают интеграция, целедостижение, латентность и адаптация.

Конфликтный подход: Р.Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делал акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия. Основные положения конфликтного подхода:

§ Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.

§ Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.

§ Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.

В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения.

Л. Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт – естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.

Р. Дарендорф: конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта - неравномерное распределение авторитета или власти.

Символический интсракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, Ч. Кули.

Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества. Основные положения интеракционизма:

Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.

Символы возникают в ходе социального взаимодействия.

Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.

Символ – вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Теория ролей: Дж. Морено.

С его точки зрения, жизнь – это театр.

§ Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.

§ Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.

§ Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества – тому, у кого статус, власть.

§ Актер реагирует на роль партнера, а люди – на роли друг друга, корректируют свое поведение.

§ Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь – на референтную группу.

§ Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек – от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также подвлиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.

Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы. Система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен.

Аксиомы теории обмена:

§ Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.

§ Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

§ Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.

Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальный институт (от лат. institutum – устройство, установление) устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей.

К числу основных институтов относятся:

§ экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.);

§ политические (государство, партии, армия др.);

§ воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи, школы, художественные учреждения);

§ социальные или общественные в узком значении, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества и объединения);

§ религиозные, организующие отношение человека к священным предметам и силам и др.

Ключевые понятия:

общество, социальная система, культура, страна, государство, гражданское общество, социальная связь, социальное взаимодействие, ценности, нормы, роли, социальная структура, социальные институты, фундаментальные потребности, производство, экономика, наука, семья, религия, политика, социальная группа, социальные общности, этнос.

Основные определения:

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Общество – это система связей и взаимодействий, сложившихся между людьми в процессе практически-хозяйственной деятельности, в процессе социальной жизни. Общество – это социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Страна – часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство).

Бюрократия. Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Бюрократия, по М. Веберу, в идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Несмотря на изначально заложенную в бюрократии опасность потери компетенции и «обюрокрачивания» деятельности в сфере управления, такая форма управления в настоящее время является единственно работоспособной и приемлемой.

Социальная связь –это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей.

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга.Социальное взаимодействие включает компоненты:

– ценности – это обобщенные представления о желаемом типе социальной системы, которые способствуют сохранению культурных образцов;

– нормы представляют собой ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальной системы;

– коллективы – имеющие статусную дифференциацию, ориентированы на исполнение целедостиженческой функции;

– роли – ожидания относительно поведения личности – выполняют в социальной системе функцию адаптации.

Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей:

– потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

– потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

– потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

– потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

– потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Наука – форма духовной культуры, основной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

наука – это деятельность по получению нового знаниями, результат этой деятельности – сумма полученных знаний;

наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о действительности, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, атакже всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

Политика – сфера деятельности, связанная с захватом, удержанием и использованием государственной власти; участие в делах государства.

Социальная группа – совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.

Малая группа относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты и т. п.), что и приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм. Малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Характерными чертами малой социальной группы являются:

– малочисленный состав;

– пространственная близость членов;

– длительность существования;

– общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;

– добровольность вступления в группу;

– неформальный контроль за поведением членов.

Вторичная группа группа, члены которой опосредованно связаны совместной деятельностью для достижения общей цели. Вторичная группа отличается от первичной относительной многочисленностью, типом социальных контактов (преимущественно опосредованных), характером целей (более специализированных) и большей степенью формализации социальной организации.

Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия поведения.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Внешней формой выражения этноса является этноним – самоназвание (русские, немцы и т. д.).

Темы рефератов:

1. Различные трактовки понятия «общество»: М. Вебер, К. Маркс, Г. Спенсер,

Р. Мертон, Т. Парсонс, Дж. Хоманс, Дж. Мид.

2. Общество как система и социокультурный организм.

3. Государство и его роль в истории.

4. Социальные институты.

5. Социология семьи.

6. Искусство: можно ли без него прожить (человечеству, индивиду)?

7. Место религии в культуре. Христианство.

8. Место религии в культуре. Ислам.

9. Социология молодежи.

10. Этнические общности в Красноярском крае.

Доклады:

1. Типы социальных отношений.

2. Культура как механизм идентификации.

3. Культурные традиции и человек.

4. Э. Дюркгейм о социальных институтах.

5. Социальные институты в теории Т. Парсонса.

6. Проблемы студенческой семьи.

7. Мировые религии.

8. Кодекс поведения православного человека.

9. Национальный состав населения Красноярского края.

10. Межэтнические конфликты в современном обществе.

Контрольные вопросы:

1. Что такое социальная система?

2. Почему общество – система? Социокультурный организм?

3. Какие признаки общества выделяют разные мыслители?

4. Выделите различия между понятиями: общество, страна, государство.

5. Что входит в понятие «культура» в социологии?

6. Почему существует множество определений понятия «общество»?

7. В чем различие между институциональным, функциональным, аналитическим подходами в понимании общества?

8. Каковы основные нормы, правила поведения человека в обществе? Как они усваиваются человеком?

9. Что такое социальная структура?

10. В чем сущность социальных институтов?

11. Что значит для человека семья?

12. Перечислите основные (главные) социальные институты и их функции.

Социологические тексты:

1. В.А. Алексеев. «Природа и культура».

2. М.А. Бакунин. «Государственность и анархия».

3. М.А. Бакунин. «Федерализм, социализм и антитеологизм».

 

Тема: СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ.

 

Социология медицины изучает на макро- и микроуровнях состояние общественного здоровья и организации медицинской помощи в зависимости от социально-экономических факторов и рассматривает медицину как социальный институт, а также как подсистему социальной системы в целом, используя при этом социологические аспекты. Социология медицины изучает здоровье и болезнь в реляционном, институциональном, организационном и сравнительно-историческом аспектах, поведение людей в сфере медицины. Как специализированная область социология медицины сложилась в 1950-е годы и была первоначально востребована для социологического образования студентов-медиков. Большой вклад в развитие этой области был сделан Т. Парсонсом (в частности, им был дан анализ роли больного). Теоретическая значимость социологии медицины обусловлена нарастающей медикализацией современного индустриального общества.

С целью выработки дополнительных социально-психологических мер по профилактике, сохранению и укреплению здоровья и работоспособности, продлению жизни граждан социология медицины, используя социологические подходы, изучает:

– роль и место системы охраны здоровья в жизни общества;

– представления различных слоев общества о влиянии социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья и организацию медицинской помощи;

– функционирование и развитие социальных процессов, протекающих в системе здравоохранения и в медицине как социальном институте.

Социология медицины

– рассматривает вероятность заболевания и картину его лечения с учетом социальных факторов;

– изучает процессы социализации в сфере охраны здоровья, исследуя с социальных позиций действия пациента и врача, индивидуальное и общественное отношение к здоровью и болезни;

– анализирует, используя социологические методы, состояние общественного здоровья и организацию медицинской помощи с учетом социально-экономических факторов;

– изучает механизмы социального действия и взаимодействия социальных институтов (групп, социальных статусов, ролей, ценностей, норм, санкций и т.д.), влияющих на сферу болезни и здоровья человека.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.