Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятие 2. Самообразовательная деятельность человека. Единство образования и самообразования.





 

Занятие проходит в форме «Круглого стола», на котором обсуждаются следующие вопросы:

 

1. Равнозначны ли понятия «самообучение» и «самообразование»? Приведите примеры трактовок этих понятий разными авторами.

2. Сравните понятия «образование» и «самообразование».

3. Как Вы считаете, может ли образование обойтись без самообразования, и наоборот, может ли самообразование обойтись без образования. Аргументируйте свою позицию.

4. Приведите примеры высказываний известных людей, а также народных изречений, пословиц, поговорок о самообразовании.

5. Зачем необходимо самообразование? Каковы мотивы, побуждающие людей к самообразованию?

Каковы направления самообразования? От каких условий (факторов) зависит выбор личностью направлений самообразования?

7. Перечислите источники самообразования в современном обществе.

8. Назовите на иболее эффективные формы самообразования.

9. Перечислите виды деятельности, составляющие процесс самообразования, обоснуйте их необходимость.

Условия, необходимые для успешного осуществления процесса самообразования

11. Организация процесса самообразования. Нужен ли л ичный план самообразования?

Какие вы знаете (использовали) приемы самообразования, которые приводят к успеху?

13. Чего следует опасаться (избегать) при осуществлении самообразования?

Самообразование и информационно-компьютерные технологии.

15. Каковы преимущества использования современных информационно-коммуникационных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?

16. Каковы возможности сетевого взаимодействия в осуществлении процесса самообразования?

17. Каковы проблемы самообразования молодежи в 21 веке?

18. Объясните сущность понятия «непрерывное образование», укажите, какую цель преследует система непрерывного образования, на чьи интересы и запросы она ориентируется.

19. Поясните, чем вызвана необходимость создания системы непрерывного образования?

 

Индивидуальные задания

Подготовьте сообщения:

1. Роль самовоспитания и самообразования в развитии личности.

2. Развитие самообразования в России.

3. Влияние Ломоносова М.В. на развитие просвещения и идеи самообразования.

4. Проблема самообразования в зарубежной педагогической науке.

5. Методика SMART – залог успешной постановки и реализации целей самообразования.

Литература:

1.Левин Э. А. Самообразование детей в школе: новаторская методика/ Э.А. Левин; О.И. Прокофьева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 154 с.

2.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование)/ Л.Ф. Спирин; Под ред.П.И.Пидкасистого. - М.: Российское пед.агентство, 1997. - 174 с.

Занятия 3-4. Содержание образования

План

1. Понятие и сущность содержания образования, его исторический характер.

2. Подходы к формированию содержания образования.

3. Теории формирования содержания образования: энциклопедизм, формализм, единство энциклопедизма и формализма; утилитаризм, экземпляризм, функциональный материализм и др.

4. Требования к отбору содержания образования.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт.

6. Характеристика содержания образования на различных ступенях общего среднего образования.

7. Сущность понятий «основная образовательная программа», «учебный план», «учебный предмет», «программа учебного предмета».

8. Результаты освоения основных образовательных программ общего среднего образования. Универсальные учебные действия, их классификация.

9. Учебные планы.

10. Учебные программы.

11. Учебная литература.

Задания

1. Выписать определения понятий «содержание образования», «федеральный государственный образовательный стандарт», «учебный план», «учебная программа», «учебная литература», «учебный предмет», «учебник».

2. Доказать, что содержание образования носит исторический характер.

3. Составить схему «Компоненты содержания образования».

4. Заполнить таблицу «Подходы к формированию содержания образования»:

Название подхода Сущность подхода Достоинства подхода Недостатки подхода
       

 

5. Заполнить таблицу «Теории формирования содержания образования»:

Название теории Время возникновения теории Сторонники теории Сущность, основные положения теории Достоинства теории Недостатки теории
           

6. Перечислить требования к отбору содержания образования.

7. Составить схему «Типы учебных планов».

8. Составить схему «Виды учебных программ»,

9. Заполнить таблицу «Способы построения учебных программ»,

Способ построения учебной программы Сущность способа Достоинства способа Недостатки способа
       

 

10. Составить схему «Структура учебной программы».

11. Составить схему «Функции учебника».

12. Составить список основных требований к школьным учебникам.

13. Составить схему «Структура учебника».

14. Сравните 2-3 учебных пособия по педагогике и выявите наиболее соответствующие Вашим требованиям; выявите учебные пособия, наиболее полно реализующие дидактические функции учебника.

 

Индивидуальные задания

1. Подготовить сообщение «Компетентностный подход к формированию содержания образования» - 1 человек, 5 мин.

2. Подготовить сообщение «Системно-деятельностный подход к формированию содержания образования» - 1 человек, 5 мин.

3. Подготовить сообщение «Культурологический подход к формированию содержания образования». - 1 человек, 5 мин.

4. Подготовить сообщение «Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (см. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=262 или http://fgos.isiorao.ru/ или http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261). – 1 человек, 5 мин.

4. Особенности содержания образования в различных типах школ: гимназии, лицеи, вальдорфская школа, школа диалога культур, русская школа и т.д. - 5 мин.

 

Литература

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006. – С. 51-66.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2003. – Лекция 22.

3. Педагогика / В.А. Сластенин, И.О. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М, 2008.

4. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2010.

5. Педагогика: учеб. пособие по дисциплине "Педагогика и психология" для вузов, обучающихся по непед. специальностям/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Юрайт, 2011. – 502 с.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – Гл.7.

7. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2004. – Гл. 4, 4.1.

8. ФЗ «Об образовании» (см. ст. 7,14).

9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 179-223.

10. http://www.consultant.ru Законодательство об образовании / Консультант плюс

11. http://mon.gov.ru Министерство образования и науки РФ

12. http://www.lexed.ru Федеральный центр образовательного законодательства

13. http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»

14. http://www.standart.edu.ru/ Федеральные государственные образовательные стандарты

15. http://zakon.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал

16. http://www.catalog.alledu.ru/edu/catalogs/ Каталоги ресурсов по образованию на каталоге «Все образование в интернет»

 

Занятие 5. Коллектив как объект и субъект воспитания

План

1. Понятие о коллективе, его признаки и функции.

2. Значение коллектива для человека.

3. Типология коллективов.

4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива.

5. Коллектив и личность. Модели развития отношений между личностью и коллективом.

6. Педагогическое руководство коллективом.

7. Самоуправление в детском коллективе.

8. Теории воспитания личности в коллективе А.С.Макаренко и Л.И. Новиковой (теории представляются в форме докладов).

Задания

1. Выписать определения понятия «коллектив» разных авторов.

2. Перечислить признаки, которыми должна обладать группа, чтобы называться коллективом.

3. Назвать и раскрыть функции коллектива.

4. Показать значение коллектива в жизни человека.

5. Рассмотреть типологии коллективов по различным основаниям (4-5 типологий).

6. Раскрыть этапы/уровни развития учебно-воспитательного коллектива по разным авторам (2-3 автора).

7. Назвать и описать модели развития отношений между личностью и коллективом.

8. Выписать правила педагогического руководства детским коллективом.

9. Раскрыть возможности самоуправления в детском коллективе, его назначение и структуру.

10. Объяснить, когда коллектив выступает в качестве объекта воспитания, а когда он является субъектом воспитания.

Индивидуальные задания

1. Подготовить доклад «Теория воспитания личности в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко». – 1 человек, 10 мин.

2. Подготовить доклад «Педагогика детского коллектива Л.И. Новиковой». – 1 человек, 10 мин.

Литература

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2002. – С. 75-79.

2. Классному руководителю/ Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – С. 63-100.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов-н/Д., 2000.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 2003. – Лекция 10.

5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1978. (См. Знание законов развития коллектива).

6. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2010. – Гл. 9.

7.Педагогика: теория воспитания: Учебное пособие / под ред. Л.Н. Коковиной, О.Е. Черствой. – Вологда, ВГПУ, 2012. – 127 с.

8. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001. – С. 89-105.

10. Рожков М.И., Байбородова Л.В.Теория и методика воспитания. – М., 2004. – Гл. 11.

11. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2008.

12. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 2000. - Тема 7.

Литература для докладов

1. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. — М., 1972.

2. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами // Пед.соч. в 8 т.— Т. 1. —М., 1983.— С. 139-142.

3. Макаренко А.С. Цель воспитания // Пед. соч. в 8 т. — Т. 4. — М., 1983.— С. 47-48.

4. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. – М., 1978.

5. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М., 1988.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.