Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Занятия 7-8. Сущность и особенности основных педагогических технологий.





 

Занятия проходят в форме конференции, где каждый студент (группа студентов) представляет свою технологию, акцентируя внимание на достоинствах, недостатках и возможностях применения в современной российской школе. Форма представления – по выбору студентов (рассказ, сообщение, мультимедиа-презентация, видеофильм, реферат, практическая демонстрация элементов технологии и др.). Дополнительная литература подбирается студентами самостоятельно, с применением электронного каталога библиотеки ВГПУ.

 

Примерная тематика и содержание выступлений:

1. Объяснительно-иллюстративные технологии. Механизмы функционирования объяснительно-иллюстративных технологий. Традиционный урок в объяснительно-иллюстративной технологии: плюсы и минусы. Совершенствование традиционного урока. Пути реформирования традиционной системы обучения.

2. Технология полного усвоения. Проблема разброса успеваемости учащихся. Концептуальные идеи технологии полного усвоения (Дж. Кэрролл, Б. Блум). Последовательность шагов обучения в технологии полного усвоения. Методические аспекты организации обучения по технологии полного усвоения. Нерешенные проблемы и ограничения технологии полного усвоения.

3. Технологии развивающего обучения. Общие теоретические основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Технологии развития творческих качеств личности (И.П. Волков, Т.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

4. Технология проблемного обучения. История развития проблемного обучения. Научная и учебно-познавательная проблема. Виды и уровни проблемного обучения. Типы проблемных ситуаций. Приемы создания проблемных ситуаций. Последовательность шагов в проблемном обучении. Эвристическое обучение. Условия эффективности эвристической беседы. Основные функции и признаки проблемного обучения. Нерешенные вопросы проблемного и эвристического обучения.

5. Технология программированного обучения. Концептуальные идеи и принципы программированного обучения. Этапы программированного обучения. Линейное, разветвленное, шефелдское, блочное программирование. Средства программированного обучения. Условия эффективности программированного обучения, его место в процессе обучения.

6. Витагенное обучение с голографическим методом проекций. Теоретические основы витагенного образования. Голографические технологии в педагогике. Приемы витагенных технологий с голографическим методом проекций.

7. Технология модульного обучения. Понятие «учебный модуль». Структура учебного модуля. Сущность модульного обучения и его принципиальные отличия от других видов обучения. Основные принципы построения модульных программ. Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение. Модульная программа. Технология проблемно-модульного обучения, ее сущность, структура и возможности. Дидактические условия эффективности модульного обучения. Достоинства, недостатки, ограничения, нерешенные проблемы модульного обучения.

8. Технология уровневой дифференциации в обучении. Понятие внешней, внутренней, смешанной дифференциации в обучении. Критерии дифференциации. Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация обучения по уровню умственного развития (Н.П. Гузик). Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов). Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова). Условия организации разноуровневого обучения. Последовательность шагов в технологии дифференцированного обучения.

9. Личностно-ориенированные технологии обучения. Сущность и назначение личностно-ориентированных технологий. Система индивидуально предписанного обучения (США). Технология индивидуализированного обучения (И.Уит). Адаптивная система обучения (А.С. Границкая), обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков). Обучение в малых группах по методике сотрудничества. Система бригадно-индивидуального обучения.

10. Игровые образовательные технологии. Педагогическая (дидактическая) игра как организация обучения, воспитания и развития личности. Психологические механизмы игровой деятельности. Функции и классификация дидактических игр. Принципы конструирования и технологическая схема деловой игры. Подготовка, проведение и анализ деловой игры. Возможности игровых технологий и дидактические условия их эффективности.

11. Компьютерные технологии в обучении. Компьютеризация и информатизация обучения. Мультимедиа–технологии. Модели дистанционного обучения. Основные компоненты дистанционной образовательной технологии. Компьютерные телекоммуникации в системе общего среднего образования. Информационно-предметное обеспечение компьютерных технологий.

12. Метод проектов. Исторические и педагогические корни метода проектов. Организация проектной деятельности. Типология проектов. Технология и структура проектов. Основные требования к использованию метода проектов. Особенности телекоммуникационных проектов. Метод проектов в системе школьного и вузовского образования.

13. Педагогическая технология «Портфель ученика». Психолого-педагогиеские условия и принципы применения технологии «Портфель ученика». Типы портфолио, их различия, достоинства, недостатки. Рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной школы. Роль и место технологии «Портфель ученика» в учебном процессе.

14. Ситуационный анализ (case-study). История возникновения технологии. Виды ситуационного анализа. Деятельность учителя и учеников в условиях применения технологии кейс-стади. Методология применения ситуационного анализа в условиях современной школы. Приемы создания ситуаций.

Литература:

1. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения: учебное пособие для вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 156 с.

2. Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие для вузов / Н. П. Капустин. – М.: Академия, 2001. – 214 с.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для вузов / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС,2010.-744 с.

4. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно–методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.–223 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. – изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Академия, 2008. – 268 с.

6. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех / В. В. Гузеев [и др], гл. ред. В. М. Лизинский. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 96 с.

7. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для вузов / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. –изд. 3–е, стереотип. – М.: Академия, 2007. – 175 с.

8. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям/ А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008.- 368 с.

9. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009. – 192 с.

10. Современные образовательные технологии: учеб. пособие/ под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011.- 432 с.

11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2008. – С. 263-293.

12. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М. В. Буланова–Топоркова [и др.]; под общ. ред. В. С. Кукушина. – Ростов–на–Дону: МарТ, 2002. – 318 с.

13. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат.–М.: Академия, 2006. – 391 с.

14. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие: В 2 ч. / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров; МПУ. – М.: Роспедагентство, 1996. – 269 с.

15. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 364 с.

16. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 284 с.

17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 180-200.

18. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: учебно–методическое пособие: в 2 т. / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 2. – 2006. – 815 с.

19. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. – М.: Дашков и К´, 2002. – 358 с.

20. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: обобщения и рекомендации: учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. – Изд. 3–е. – М.: Дашков и К´, 2007. – 279 с.

21. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2002. – 437 с.

22. Ширшов, Е. В. Информационно–педагогические технологии: ключевые понятия: словарь: учебное пособие / Е. В. Ширшов.–Ростов–на–Дону: Феникс, 2006. – 253 с.

23. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000. – С. 79-110.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.