Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







История философии о мышлении.





Знание о мышлении как особой форме познавательной активности человека зародилось в рамках философии и привело к вычленению мышления из общей совокупности психических про­цессов.

В древнегреческой философии происходит отделение мышления от чувственного познания.

Древнегреческие мыслители (Парменид, Гераклит) различали в результатах мышления «мнение» (как выражение обыденного сознания) и «исти­ну» (как независимое от субъективности человека пости­жение всеобщих законов мироздания).

Демокрит ут­верждал, что подлинное атомарное устройство вещей можно постичь только посредством мышления.

Софисты пере­несли акцент на анализ речевых и логических средств мышления, толкуя их как производные от особенностей человека (Протагор, Горгий).

Сократ выдвинул девиз «познай самого себя», предполагающий «очищение» мышления от смутных и неопределенных представлений с целью достижения проч­ного, надёжного знания. Считая, что истина приобрета­ется в диалоге между людьми, Сократ установил непосредственную связь мышления с общением.

Платон вычленил в ка­честве главного признака мышления идеальность (мир «идей») как особую форму реальности, которая составляет содержа­ние мышления.

Аристотель создал учение о формах и структу­рах мышления, положившее начало формальной логике, и ра­скрыл диалектику перехода от ощущения к мысли (уче­ние о «фантазиях» – образах представлений).

В философии нового времени проблема мышления разрабаты­валась как с позиций эмпиризма (Ф. Бэкон, Локк), так и рационализма (Декарт, Спиноза).

Немецкая классическая философия выдвинула плодотворную идею активности субъекта в мышлении, оказавшую влияние на формирование марксист­ской концепции мышления.

Возникший в 19 в. позитивизм (Спенсер, Конт), отрицая всеобщие законы развития природы, общества и мышления, сводил функцию теоретического мышления к установлению фактов и эмпирически наблюдаемых связей между ними.

В западной философии 20 в. доминирует позитивистский подход к проблеме мышления.

Неопозитивизм и другие течения аналитической философии выдвигают на первый план ана­лиз формально-логических аспектов мышления, игнорируя иссле­дование содержательных моментов теоретической деятельности человека.

Этим течениям противостоят различные интуитивистские, феноменологические и экзистенциалист­ские концепции мышления, которые либо толкуют мышление как со­зерцание идеальных сущностей (феноменология), либо отрицают способность человека к рациональному по­стижению объективного мира (интуитивизм, экзистен­циализм).

Диалектический материализм, рассматривая мышление как форму духов­ной, теоретической деятельности человека, раскрыл изначальную связь мышления с материальным производством, практической деятельностью людей.

Современная наука признает зачатки мыслительной деятельности высших животных, называя их «предметным мышлением». Однако, человеческое мышление – это историческое явление, предполагающее преемст­венность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрыв­ной связи. Мышление современного человека есть продукт общественно-исторического процесса, т.к. оно всесторонне опосредство­вано развитием мышления всего человечества.

В процессе развития человеческого общества произошло отделение духовного производства от материального, в результате чего теоретическая деятельность, мышление приоб­рело относительную самостоятельность и независимость от практической деятельности человека.

С одной стороны, относительная самостоятельность мышления служит источником от­рыва мышления от объективной действительности, что, в свою очередь, порождает иллюзорные или умозрительные пред­ставления о мире. Отсюда проистекает проблема кри­терия истинности мышления, в решении которой диалектический ма­териализм исходит из признания таким критерием общественно-исторической практики.

С другой стороны, отно­сительная независимость мышления обусловливает его творческую актив­ность, способствующую достижению новых знаний. По мере развития познания совершенствуется и становится более гибкой категориальная структура мышления, оно обогащается новыми категориями и понятиями, отражающими процесс достижения объ­ективной истины.

Таким образом, признавая примитивные формы мышления у высших животных («предметное» мышление), можно сказать, что мышление в виде абстракций, предполагающее оперирование образами и закрепление их в системе знаков, репродуктивную и продуктивную актуализацию их в практической деятельности, присуще только человеку.

 

Структура и формы мышления.

Мышление наиболее полно и адекват­но отражается рациональным познанием.

Аристотель, Н. Кузанский, Кант, Гегель выделили два не­обходимых, качественно различных уровня мышле­ния — рассудок и разум.

Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Здесь сознательно от­влекаются (а не игнорируют!) от развития, взаимосвя­зи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.

Рассудокрасчленяет, регистрирует, описывает видимое; он, следуя правилам, объясняет и предсказывает; он имеет дело с конечным и обусловленным, не обращаясь к «нача­лам» и «концам». Рассудок инструментален. Он опери­рует понятиями в пределах заданного образца, нормы. Рассу­док — целевыполняющая деятельность.

Разум — диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своем высшем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их за коны, причины и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии, все­сторонне и конкретно.

Разум задает нормы, правила, выясняет их «последние» основания, определяет цель познания. Разум истолковывает, оценивает, пытается понять. Разум задает основные регулятивы позна­вательной деятельности, ее высшие цели, он ценностно ори­ентирован.

Следует подчеркнуть, что процесс развития мыш­ления включает в себя не только взаимосвязь, но и взаимопереход рассудка и разума, которые изучаются соответственно формальной логикой и диалектикой.

Формы мышления (логические формы) — способы от­ражения действительности посредством взаимосвязан­ных абстракций, среди которых исходными являют­ся понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального позна­ния, такие как гипотеза, проблема, теория и др., осо­бенности которых будут рассмотрены в теме «Философия науки и техники».

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефиници­ях). Предельно общие понятия — это философские категории (материя, развитие, противоречие, форма и содержание и др.). Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов, терминов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозна­чающих классы объектов («экономические отноше­ния», «элементарные частицы» и т. п.).

Суждение — форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов (а не только существенные и об­щие, как в понятии). Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложени­ем, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Саратов стоит на Дону»).

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (тоже обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ — человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное зна­ние, называемое заключением или следствием).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.