|
История философии о мышлении.Знание о мышлении как особой форме познавательной активности человека зародилось в рамках философии и привело к вычленению мышления из общей совокупности психических процессов. В древнегреческой философии происходит отделение мышления от чувственного познания. Древнегреческие мыслители (Парменид, Гераклит) различали в результатах мышления «мнение» (как выражение обыденного сознания) и «истину» (как независимое от субъективности человека постижение всеобщих законов мироздания). Демокрит утверждал, что подлинное атомарное устройство вещей можно постичь только посредством мышления. Софисты перенесли акцент на анализ речевых и логических средств мышления, толкуя их как производные от особенностей человека (Протагор, Горгий). Сократ выдвинул девиз «познай самого себя», предполагающий «очищение» мышления от смутных и неопределенных представлений с целью достижения прочного, надёжного знания. Считая, что истина приобретается в диалоге между людьми, Сократ установил непосредственную связь мышления с общением. Платон вычленил в качестве главного признака мышления идеальность (мир «идей») как особую форму реальности, которая составляет содержание мышления. Аристотель создал учение о формах и структурах мышления, положившее начало формальной логике, и раскрыл диалектику перехода от ощущения к мысли (учение о «фантазиях» – образах представлений). В философии нового времени проблема мышления разрабатывалась как с позиций эмпиризма (Ф. Бэкон, Локк), так и рационализма (Декарт, Спиноза). Немецкая классическая философия выдвинула плодотворную идею активности субъекта в мышлении, оказавшую влияние на формирование марксистской концепции мышления. Возникший в 19 в. позитивизм (Спенсер, Конт), отрицая всеобщие законы развития природы, общества и мышления, сводил функцию теоретического мышления к установлению фактов и эмпирически наблюдаемых связей между ними. В западной философии 20 в. доминирует позитивистский подход к проблеме мышления. Неопозитивизм и другие течения аналитической философии выдвигают на первый план анализ формально-логических аспектов мышления, игнорируя исследование содержательных моментов теоретической деятельности человека. Этим течениям противостоят различные интуитивистские, феноменологические и экзистенциалистские концепции мышления, которые либо толкуют мышление как созерцание идеальных сущностей (феноменология), либо отрицают способность человека к рациональному постижению объективного мира (интуитивизм, экзистенциализм). Диалектический материализм, рассматривая мышление как форму духовной, теоретической деятельности человека, раскрыл изначальную связь мышления с материальным производством, практической деятельностью людей. Современная наука признает зачатки мыслительной деятельности высших животных, называя их «предметным мышлением». Однако, человеческое мышление – это историческое явление, предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Мышление современного человека есть продукт общественно-исторического процесса, т.к. оно всесторонне опосредствовано развитием мышления всего человечества. В процессе развития человеческого общества произошло отделение духовного производства от материального, в результате чего теоретическая деятельность, мышление приобрело относительную самостоятельность и независимость от практической деятельности человека. С одной стороны, относительная самостоятельность мышления служит источником отрыва мышления от объективной действительности, что, в свою очередь, порождает иллюзорные или умозрительные представления о мире. Отсюда проистекает проблема критерия истинности мышления, в решении которой диалектический материализм исходит из признания таким критерием общественно-исторической практики. С другой стороны, относительная независимость мышления обусловливает его творческую активность, способствующую достижению новых знаний. По мере развития познания совершенствуется и становится более гибкой категориальная структура мышления, оно обогащается новыми категориями и понятиями, отражающими процесс достижения объективной истины. Таким образом, признавая примитивные формы мышления у высших животных («предметное» мышление), можно сказать, что мышление в виде абстракций, предполагающее оперирование образами и закрепление их в системе знаков, репродуктивную и продуктивную актуализацию их в практической деятельности, присуще только человеку.
Структура и формы мышления. Мышление наиболее полно и адекватно отражается рациональным познанием. Аристотель, Н. Кузанский, Кант, Гегель выделили два необходимых, качественно различных уровня мышления — рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Здесь сознательно отвлекаются (а не игнорируют!) от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное. Рассудокрасчленяет, регистрирует, описывает видимое; он, следуя правилам, объясняет и предсказывает; он имеет дело с конечным и обусловленным, не обращаясь к «началам» и «концам». Рассудок инструментален. Он оперирует понятиями в пределах заданного образца, нормы. Рассудок — целевыполняющая деятельность. Разум — диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своем высшем уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их за коны, причины и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии, всесторонне и конкретно. Разум задает нормы, правила, выясняет их «последние» основания, определяет цель познания. Разум истолковывает, оценивает, пытается понять. Разум задает основные регулятивы познавательной деятельности, ее высшие цели, он ценностно ориентирован. Следует подчеркнуть, что процесс развития мышления включает в себя не только взаимосвязь, но и взаимопереход рассудка и разума, которые изучаются соответственно формальной логикой и диалектикой. Формы мышления (логические формы) — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как гипотеза, проблема, теория и др., особенности которых будут рассмотрены в теме «Философия науки и техники». Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Предельно общие понятия — это философские категории (материя, развитие, противоречие, форма и содержание и др.). Понятия выражаются в языковой форме — в виде отдельных слов, терминов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и т. п.). Суждение — форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов (а не только существенные и общие, как в понятии). Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Саратов стоит на Дону»). Умозаключение — форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (тоже обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения: 1. Все люди смертны (посылка). 2. Сократ — человек (обосновывающее знание). 3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием). ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|