|
Чувственный уровень познанияСтр 1 из 4Следующая ⇒ В структуре познания выделяют уровни познавательной деятельности(8) – чувственный и рациональный (см. Рис. 1.3), являющиеся по сути не ступенями познания, а как бы «сообщающимися сосудами», которые дополняют друг друга знаниями, с одной стороны, полученными посредством органов чувств, а с другой – посредством мышления. Человек может также познавать действительность и самого себя с помощью интуиции как непоследовательного обнаружения истины, минуя чувственное и абстрактно-логическое познание. Человек может познавать себя и на грани осознанно-психического и неосознанно-психического (рефлекторного, инстинктивного).
Рис. 1.3. Уровни и формы познания
При этом чувственный уровень познания, предполагающий непосредственную связь субъекта с объектом, воспроизводит объект в наглядно-предметной форме, отражает его внешние стороны, не отделяя сущность от явлений. На рациональном, или логическом, уровне предполагается отрыв субъекта от непосредственного созерцания объекта, осуществляется переход от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от внешнего к внутреннему, от описания фактов к установлению закономерности, от явления к сущности. На чувственном уровне отражение действительности происходит в форме ощущений, представлений, восприятий. Ощущение –это элементарный субъективный образ объективной реальности. Оно непосредственно отражает какую-либо одну качественную сторону предмета определенным органом чувств и возникает на основе воздействия на него внешнего предмета. Органы чувств человека – результат длительного исторического развития. Хотя они наследуются биологически, степень их совершенства обусловлена трудовой деятельностью человека. Человек способен значительно развить в себе тонкость и остроту чувственных ощущений. Так, художники могут различать несравненно больше оттенков цвета, чем обычный человек, профессионально не работающий с цветом. Однако как бы не были развиты органы чувств, они всегда принципиально ограничены в различении внешней информации, что нередко давало повод скептикам усомниться в познавательных возможностях людей. Так, ухо человека способно различать звуковую информацию в ограниченном диапазоне звуковых колебаний. С помощью техники люди преодолевают биологическую ограниченность своих органов чувств. Специфической особенностью ощущений является их односторонность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета (либо о звуке, либо о цвете и т.п.). Органы чувств, поэтому, называют анализаторами человека, поскольку они расчленяют целостные свойства внешнего предмета на отдельные, составляющие его стороны. Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. Восприятие возникает на основе совместной работы нескольких органов чувств и является целостным, синтетическим чувственным образом внешнего предмета. Так, на основе зрения и осязания возникает восприятие как более целостный образ формы и окрашенности предмета, чем это может дать каждое отдельное ощущение. Третья форма чувственного отражения – представление. Оно – чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий при отсутствии непосредственного контакта с внешним предметом. Представление — это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. В силу этого образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный и отвлеченный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а, с другой, – в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания. В представлении в первую очередь синтезируются те стороны предмета, которые интересуют человека конкретно и практически. В силу отсутствия непосредственной связи органов чувств с предметом в представлении возможны произвольные образы (русалка, кентавр). Вместе с тем, благодаря отвлеченности от предмета возможна продуктивная деятельность человека. Ему нужно было вначале представить себе топор и колесо в виде образов, прежде чем он научился изготовлять их на практике. Все чувственные образы не существуют без человека и вне его. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в указанных формах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта. Следует отметить также, что механизм чувственного отражения действительности у человека формально схож с подобным механизмом у высших животных. Отличие отражения человеком окружающего и собственного внутреннего мира и его отражения животными ярко проявляется на логическом (рациональном) уровне.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|