|
Объяснение и понимание в мышлении.Важными функциями мышления являются объяснение и понимание (см.: Приложение. Рис 2.1). Объяснение и понимание [3] обычно рассматриваются как совпадающие или пересекающиеся процессы. Однако анализ познания в XIX-XXвеках, выявил между ними существенные различия. Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт и другие утверждали, что познание природы в корне отличается от познания общества и человека, так как явления природы подчиняются объективным законам, а явления социальной жизни и культуры зависят от индивидуальных особенностей людей и неповторимых исторических ситуаций. Иначе говоря, познание природы – номотетический процесс, а познание социальных явлений – процесс идеографический. Соответственно для естествознания основная задача — подведение единичных фактов под общие законы, а для социального познания главным является постижение внутренних установок мотивов деятельности и скрытых смыслов, определяющих поступки людей. На основании этого В. Дильтей утверждал, что основным методом познания в естественных науках является объяснение, а в науках о культуре и человеке — понимание. Однако, и науки об обществе также отражают объективные связи, которые описываются как законы объяснения социально-исторических явлений и деятельности индивидов. Вместе с тем, понимание применимо и к явлениям природы, так как в процессе изучения естественных иди технические наук, мы не раз убеждаемся, как трудно и как важно понять то или иное явление, закон или результат эксперимента. Теория познания различает следующие виды объяснения: 1) структурные, отвечающие на вопрос, как устроен объект, например каков состав и взаимосвязь элементарных частиц в атоме; 2) функциональные, отвечающие на вопрос, как действует и функционирует объект, например животное, индивидуальный человек или определенный производственный коллектив; 3) причинные, отвечающие на вопрос, почему возникло данное явление, почему именно данный набор факторов привел к такому-то или другому следствию, и т. д. При этом в процессе объяснения используются уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным, интерпретация новых знаний известной ранее и понятной (по смыслу и значению) знаковой системой и составляет процедуру объяснения. Причем одно и то же явление может объясняться иногда по-разному, в зависимости от того, какие законы, концепции или парадигмы положены в основу объяснения. Какое из этих объяснений более правильное, решают конкретные науки. Философская же задача состоит в исследовании структуры объяснения и условий, при которых оно дает правильные знания объясняемых явлений. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются «объясняющим». Знания, которые ими обосновываются, называются «объясняемым». В качестве объясняющего могут выступать не только законы, но и отдельные факты. Например, факт катастрофы атомного реактора, может дать объяснение факту повышения радиоактивности атмосферы над близлежащей территорией. В качестве объясняемого могут выступать не только факты, но и законы меньшей общности. Так, известный из курса элементарной физики закон Ома может быть объяснен либо на основе так называемой модели электронного газа Лоренца — Друде, либо на основе еще более фундаментальных законов квантовой физики. Процесс объяснения, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о законах и отдельных явлениях природы. Во-вторых, он позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов, поскольку логическая структура объяснения и предвидения в общем сходна. Отличие же заключается в том, что объяснение относится к фактам, событиям, процессам или закономерностям, существующим или имевшим место в прошлом, тогда как предсказание относится к тому, что должно произойти в будущем. Чем же отличается понимание от объяснения? Следует иметь в виду, что на всех этапах нашей познавательной деятельности нам постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. Во-первых, какое-либо явление может быть непонятно, потому что большинство людей о нем ничего или почти ничего не знает. Во-вторых, мы можем не понимать тех или иных особенностей рассуждения или аргументации, потому что нам не хватает имеющихся у нас знаний. В-третьих, может быть недостаточно известна культура, особенности эпохи, исторические детали времени, когда создавался интересующий нас текст. Понимание — это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как: - интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения; - реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения; - конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; - дивергенция — разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; - конверсия — качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Создание абстракций высших уровней и объединение их в различные концептуальные схемы представляет собой своего рода витки диалектической спирали, движение по которой сопровождается возвратом к старому, выработкой новых признаков, их количественным накоплением, качественными преобразованиями, постоянным разрешением возникающих смысловых противоречий.
Мышление и творчество. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию. Говоря о мышлении, следует ответить, что оно тесно связано с творческой деятельностью человека, предполагающей многократные процедуры распредмечивания и опредмечивания объекта. Творчество есть специфически человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество — созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии.С гносеологической точки зрения научное творчество представляет собой конструирование научных образов изучаемого объекта. Создание научного образа не является копированием, подобным снятию кальки с чертежа. В случае подобного копирования предполагается, что в наличии есть чертеж, а калька как бы удваивает его, повторяет в дубликате все его элементы. Познание не может трактоваться и как фотографирование, ибо в этом случае изображение на планке повторяет форму и светотени изображаемого предмета. Здесь нет творчества. Когда говорят о творчестве, то совершенно справедливо указывают на важную роль воображения и интуиции. Творчество невозможно без активной роли сознания. Вообразить — значит — во-обра-зить, войти в образ, но поскольку образ в отличие от изучаемой реальности не существует объективно, а должен возникнуть на основе конструктивной функции сознания, то «вхождение в образ» означает его созидание, в буквальном смысле сотворение. Поэтому научное творчество является прежде всего изобретением образа. В русском языке, по В. Далю, слово «образовывать» означает выделывание вещи из сырья, изготовление искусственного образца из естественного материала. «Изобразить» означает буквально «являть в образе». Таким образом, можно сказать, что научное познание не исключает творчества, а предполагает его. Однако это творчество всегда ограничено в своих результатах требованием их соответствия изучаемому объекту.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|