Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация нововведений и инновационных процессов по группам риска





(в скобках указан класс по признаку)

Признаки разделения на группы Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса
1. По содержанию (виду) нововведения (8) Новая идея (4)Новое решение (7) Новый продукт (6) Новая технология (метод) (4) Новый регламент, структура (5) Новая услуга
2. Тип новатора (сфера создания новшества) (6) Научно-технические организации и отделения (7) Производственные фирмы и отделения (4) Маркетинговые подразделения и фирмы (3) Потребители и их организации
3. Тип новатора (область знаний ифункций) (6) Финансы и экономика (4) Организация и управление (7) Производство (3) Юриспруденция (8) Техника и технология (1) Консультанты (8) Естество- знание (2) Ноу-хау (5) Социальные и общественные звенья
4. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы) (7) Научно-технические звенья (6) Промышленные звенья (5) Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья (4) Эксплуатационные и обслуживающие звенья
5.Уровень инноватора (7) Подразделение фирмы (8) Фирма (6) Концерн, корпорация (5) Отрасль, группа отраслей
6.Территориальный масштаб нововведения (4) Район, город   (5) Область, край   (6) Российская Федерация, страны СНГ и Балтии (5) Интернационализация
7. Масштаб распространения нововведения (5) Единичная реализация   (6) Ограниченная реализация (диффузия) (7) Широкая диффузия  
Признаки разделения на группы Значения признаков, позволяющие определить группу риска нововведения и инновационного процесса
8. По степени радикальности (новизны) (8) Радикальные (пионерные, базовые) (4) Ординарные (изобретения, новые разработки) (2) Усовершенствующие (модернизация)
9. По глубине преобразований инноватора (6) Системные   (4) Комплексные (1) Элементные, локальные
10. Причина появления нового (инициатива) (7) Развитие науки и техники   (5) Потребности производства (3) Потребности рынка
11. Этап ЖЦ спроса на новый продукт (8)Зарождение   (3)Ускорение роста (4)Замедление роста   (5) Зрелость (7) Затухание (спад)
12. Характер кривой ЖЦ товара (1) Типовая, классическая кривая (3) Кривая с «повторным циклом» (5) «Гребешковая» кривая   (7) «Пиковая» кривая
13. Этапы ЖЦ товара (по типовой кривой) (7) Выведение на рынок   (4) Рост (5) Зрелость   (8) Упадок (спад)
14. Уровень изменчивости технологии (1) «Стабильная» технология   (5)«Плодотворная» технология (8) «Изменчивая» технология
15. Этапы ЖЦ технологии (8) Зарождение (2)Ускорение роста   (4) Замедление роста (6) Зрелость   (7) Затухание (спад)
16. Этапы ЖЦ организации - инноватора (8) Создание   (6) Становление (2) Зрелость   (3) Перестройка (7) Упадок
17. Длительность инновационного процесса (2) Оперативные (до 0,5 года) (4) Краткосрочные (до 1 года) (6) Среднесрочные (2-3 года) (8) Долгосрочные (более 3 лет)
                                                               

 

 


Премия за риск устанавливается исходя из соотношения среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемой для инновации данного класса (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск,

устанавливаемой для инновации данного класса

Средний класс инновации                
Премия за риск, % 0,0 0,5 1,0 2,0 5,0 10,0 20,0 30,0

 

 

Например, средний класс инновации по расчетам составил 2,78 ≈ 3, тогда премия за риск должна составить 1,0%.

В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов ориентировочную величину поправки на риск неполучения предусмотренных проектом доходов по производству и продвижению на рынок нового продукта рекомендуется принимать равной 13-15% [5, с. 94].

Вместе с тем считается, что неопределенности многих рыночных факторов создают в отечественной переходной экономике ситуации, когда традиционный учет рисков инновационных проектов должен осуществляться как учет не каких-то измеряемых рисков, а количественно неопределенных рисков. Практически это означает, что при расчете эффективности инновационного проекта его риски предпочтительно отражать не столько посредством увеличения ставки дисконта с учетом премии за эти риски, сколько используя метод сценариев, когда наряду с основным (базисным) расчетом эффективности проекта предусматриваются сценарии, вызывающие отклонения по отдельным параметрам проекта. В этом случае безрисковая ставка дисконта принимается на основе опыта инвестора или его консультантов и экспертов исходя из необходимости достижения прибыльности инвестиций, требуемой инвестором. При этом денежные потоки уменьшаются на известную инвестору величину затрат по устранению некоторых негативных факторов [3, с. 160-162]. Кроме того, сценарный подход дает возможность при необходимости разработать в проекте меры по предотвращению или снижению возникающих потерь.

Коэффициент приведения денежных притоков и оттоков к начальному уровню с учетом ставки дисконта будет равен:

(8.9),

где T - количество лет, по которым определены чистые денежные потоки (расчетный период);

r - ставка дисконта.

 

Для экономической оценки инновационного проекта по методу дисконтирования денежных поступлений и платежей в течение расчетного периода применяются следующие показатели:

· чистый дисконтированный доход или чистая текущая стоимость проекта (ЧДД) (NPV - Net present value);

· индекс доходности (прибыльности) проекта (ИД) (PI - Profitability index);

· внутренняя норма доходности (ВНД) (IRR - Internal rate of return);

· дисконтированный срок окупаемости (Ток) (РР - Payback period).

 

Эти показатели являются общеизвестными, и их расчет широко описан в литературе. Поэтому ограничимся описанием расчета ЧДД, ИД, ВНД и Ток в форме табл. 8.3. К более подробному рассмотрению расчета данных показателей вернемся на практическом занятии по данной теме.

Проверка расчетов. Если расчеты произведены верно, то должны выдерживаться следующие соотношения при заданных дисконте (r) и сроке реализации (Тр):

1) если ЧДД>0, то Ток< Тр, ИД>1, ВНД>r;

2) если ЧДД<0, то Токp, ИД<1, ВНД<r.

 

 

Таблица 8.3

Показатель эффективности Расчетная формула
ЧДДопределяется как разность между суммой текущих эффектов за весь расчетный момент, приведенных к базисному периоду, и суммой дисконтированных капиталовложений. Характеризует экономический результат проекта. Критерием экономической эффективности инновационного проекта является положительное значение ЧДД, т.е. ЧДД>0.
ИДопределяется как отношение суммы приведенных эффектов к сумме дисконтированных к тому времени капитальных вложений. Он характеризует запас прочности проекта по отношению к ставке отдачи на капитал, учтенной в коэффициенте дисконтирования. Критерием экономической эффективности инновационного проекта является индекс доходности, превышающий 1, т.е. ИД>1.
ВНД представляет собой ту норму дисконта (rвн), при которой величина суммы приведенных к базисному моменту времени эффектов равна сумме приведенных к тому же моменту времени капиталовложений. Внутренняя норма доходности равна такой ставке дисконта, при которой чистый дисконтированный доход от проекта обращается в нуль. Ее сравнивают с нормой доходности (ставкой дисконта), принимаемой для инвестора. Если она выше, то характеризует «запас прочности проекта» по отношению к принятой ставке дисконта.     Критерием экономической эффективности инновационного проекта является значение внутренней доходности, превышающее значение дисконта при обосновании эффективности проекта, ВНД>rвн.
Ток определяет период, за который кумулятивная сумма денежных приведенных поступлений сравняется с суммой дисконтированных капиталовложений. Это период времени, в течение которого отрицательное значение чистого дисконтированного дохода от проекта, рассчитанного нарастающим итогом, становится равным нулю. В дальнейшем проект начинает приносить чистый доход.     Критерием экономической эффективности инновационного проекта является значение срока окупаемости, не превышающее срок реализации проекта, т.е. Токр.

 

Примечание:

t – номер шага расчета в границах горизонта расчета Т, годы;

r – норма дисконта (коэффициент эффективности капитала), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал, %;

Rt – результаты, достигаемые на t-шаге расчета, руб.;

Зt – затраты, достигаемые на t-шаге расчета, руб.;

Кt – капиталовложения, достигаемые на t-шаге расчета, руб.

 

 

Экономический смысл чистого дисконтированного дохода можно представить как результат, полученный немедленно после принятия решения об осуществлении проекта. Положительное значение NPV считается подтверждением целесообразности инвестиций в проект, отрицательное говорит о неэффективности их вложений. Если NPV равна нулю, значит ставка дисконтирования совпадает с внутренней нормой доходности IRR. Эта оценка NPV может свидетельствовать об обоснованности инвестиций в проект, если принятая в расчет ставка дисконта удовлетворяет требованию инвестора по отдаче на капитал.

Индекс доходности применяется как вспомогательный показатель, дающий дополнительную информацию об инновационном проекте. По показателю индекса доходности виден «запас прочности проекта» по отношению к ставке отдачи на капитал, учтенной в коэффициенте дисконтирования. В любом случае предпочтительнее будет тот проект, у которого больше будет чистый дисконтированный доход (NPV).

Дисконтированный срок окупаемости проекта - это период времени, в течение которого отрицательное значение чистого дисконтированного дохода от проекта, рассчитанного нарастающим итогом от начала вложений инвестиций в проект, становится равным нулю. Считается, что в дальнейшем проект начинает приносить чистый доход.

Внутреннюю норму доходности сравнивают с нормой доходности, приемлемой для инвестора. Если ранее принята ставка дисконта, адекватная требованию инвестора, то достаточно рассчитать чистый дисконтированный доход NPV.

Если IRR превышает ставку доходности, требуемую инвестором, то внутренняя норма доходности характеризует «запас прочности проекта» по отношению к принятой ставке дисконта. IRR является ставкой доходности для данного проекта. Важным свойством IRR является то, что все ее составляющие являются внутренними данными проекта. Если графически изобразить зависимость NPV от изменения величины ставки дисконтирования r, то значение r, при котором NPV обращается в нуль, и есть внутренняя норм доходности (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Внутренняя норма доходности

 

Обычно IRR находят методом итерационного подбора значений коэффициента дисконтирования при вычислении NPV или по компьютерным программам, предназначенным для инвестиционных расчетов. Практика работы с инновационными проектами показывает большую частоту использования показателя IRR. Чаще всего в оценке проектов участвуют показатели чистого дисконтированного дохода проекта и внутренней нормы доходности.

Формализованные методы оценки инновационного проекта служат основой для принятия решения об инвестициях. Несмотря на то, что они в известной мере условные, с ними легче принимать окончательные решения с учетом других оценок и критериев, исходя из целей (социальных, экологических) и условий реализации проекта.

 

8.3. Структура и содержание бизнес-плана

Бизнес-план является основным документом для принятия решения инвестором о финансировании инновационного проекта, в котором раскрываются как содержание нового бизнеса, так и его финансовая сторона, и оценка в целом. Бизнес-план может быть составлен, когда собрана и обработана необходимая информация, отражаемая в инновационном проекте, включая правовые вопросы интеллектуальной собственности, результаты маркетинга, другие характеристики, раскрывающие организацию данного инновационного бизнеса. В бизнес-плане получают развитие и уточняются показатели и основные положения инновационного проекта. Бизнес-план есть система планомерно организованных мероприятий - программа, направленная на реализацию бизнес-идеи - получение прибыли [6, с. 59-60].

Структура бизнес-плана, степень его детализации зависят от характера инновации - сложности продукта, размеров предполагаемого рынка, наличия конкурентов, объема необходимых инвестиций. В качестве примерной может быть предложена следующая его структура.

Титульный лист.

На титульном листе указываются:

§ название проекта;

§ название инновационного предприятия - инициатора проекта.

Содержание.

1. Резюме.

2. Цели бизнес-плана.

3. Основные сведения об участниках проекта.

4. Анализ внешней среды.

5. Описание проекта.

6. План маркетинга.

7. Производственный план.

8. Организационный план.

9. Финансовый план.

10. Приложения.

 

1. Резюме.

Резюме (1,5-2 страницы) призвано отразить основные положения бизнес-плана, дать краткую характеристику бизнеса по реализации инновационного проекта. В нем указываются:

§ объект бизнес-плана, например бизнес-план разработки производства нового изделия - его название, отражающее новизну и область применения;

§ состояние рынка аналогичных изделий, динамика его изменения, вывод о перспективе потребления;

§ соответствие проекта современным мировым тенденциям научно-технического развития, конкурентные преимущества;

§ планируемые источники и суммы финансирования: средства инвестора, средства Фонда (например, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) и другие;

§ направления расходования средств инвестора (например, на приобретение необходимого оборудования, на финансирование операционных затрат предприятия, связанных с реализацией проекта), средств Фонда (например, затраты на оплату труда персонала, занятого проведением НИОКР, на приобретение сырья, материалов, комплектующих);

§ основные показатели экономической оценки реализации проекта: NVP проекта – млн. руб., IRR проекта - %, PI проекта - %, срок окупаемости проекта (простой, не дисконтированный) - лет, срок окупаемости проекта (дисконтированный) – лет, принятая ставка дисконтирования - %.

Вывод о коммерческой эффективности проекта исходя из результатов финансовых расчетов, анализа чувствительности, уровня риска и срока окупаемости инвестиций.

2. Цели бизнес-плана.

Указывается цель бизнес-плана, например предоставление инвестору (Фонду) достоверной информации о целесообразности и экономической оценке данного инновационного проекта. Раскрывается основная цель проекта: разработка и освоение производства нового изделия, достижение которой, благодаря комплексу мероприятий, предусмотренных проектом, позволит решить ряд задач (перечисляются).

Например:

§ разработать новую конструкцию изделия;

§ наладить промышленное производство продукции по новой технологии;

§ получить (увеличить) долю предприятия на соответствующем рынке;

§ освоить новую технологию, которая может быть применена в дальнейшем для производства другой продукции, востребованной на рынке.

3. Основные сведения об участниках проекта.

Приводятся сведения об инициаторе проекта (малого инновационного предприятия): местонахождение, банковские реквизиты, фамилия, имя, отчество руководителя, телефон, факс, e-mail, а также кратко другие сведения, например о фирме-инвесторе или фирме-партнере, основные направления их деятельности, формы сотрудничества, например на основе договора о совместной деятельности (договора простого товарищества), когда участники проекта объединяют свои ресурсы для достижения целей проекта, не образуя юридического лица или когда инвестор вносит средства в качестве доли в уставный капитал и др.

Сведения об участниках проекта позволят оценить конструктивность, полезность их участия в реализации проекта.

4. Анализ внешней среды.

Один из наиболее объемных разделов бизнес-плана. В нем нужно раскрыть ситуацию на рынке подобной продукции, перспективу его развития. Примерный круг вопросов, который освещается в данном разделе, может быть следующим:

§ области применения нового изделия: отрасль, в продуктах в качестве комплектующих, в мире, в России;

§ динамика объема рынка аналогичных изделий. Чем вызвано применение новшества: новые области потребления, новые сегменты рынка, улучшение параметров и др.;

§ основные производители изделий-аналогов в России и за рубежом: объемы продаж, сегменты рынка, параметры изделий. Состояние отечественных производителей, их конкурентные возможности по сравнению с западными фирмами. Краткая характеристика выпускаемой продукции.

Выводы: емкость прогнозируемого мирового и российского рынка на ближайшие годы, фирмы, доминирующие на зарубежном и отечественном рынках, тенденции развития потребительских свойств, основные направления использования нового изделия, перспективы роста его потребления и возможности выхода на рынки.

5. Описание проекта.

Раздел может содержать краткую историческую справку о развитии принципа работы и основных видах изделий-аналогов.

Можно дать определение и описание идеи и нового изделия, которое будет предложено на рынке в результате коммерциализации этой идеи. В чем состоят требования потребителей к изделиям данного вида и существующие в связи с этим проблемы. Насколько новое изделие удовлетворяет этим требованиям, его потребительские, конструктивно-технологические, производственные преимущества. Сравнительные значения параметров изделий, выпускаемых в мире и России, с параметрами нового изделия. Оценка конкурентоспособности нового изделия по сегментам рынка. Основные характеристики нового изделия, его прорывные преимущества для потенциальных потребителей. Важно подчеркнуть его новизну, уникальность или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей, возможность совершенствования изделия.

Описание имеющихся патентов, авторских свидетельств на интеллектуальную собственность, других причин, которые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок.

6. План маркетинга.

В разделе дается описание:

§ целевого сегмента с обоснованием состава потенциальных покупателей новой продукции, желательно привести его количественные и качественные характеристики, проблемы потребителей, которые решает новое изделие;

§ позиционирования нового изделия по техническим характеристикам и новизне, указываются характеристики аналогов и сравнения нового изделия с ними, основные критерии, по которым потребители осуществляют выбор подобных изделий. Например, простота в использовании, большой диапазон измерений, налаженное гарантийное обслуживание, пониженная цена и др. Показываются целесообразность приобретения нового изделия: какие из приведенных выше критериев у нового изделия лучше, чем у аналогов других производителей;

§ маркетинговой стратегии: пути вывода изделия на рынок и достижения планируемых объемов продаж (например, выход на рынок, где технические решения, предлагаемые предприятием, не имеют конкурентов, или за счет повышения качества продукции и оперативности сервисного обслуживания в сравнении с продукцией конкурирующих фирм);

§ потенциальных конкурентов: прямых (тот же технический принцип), косвенных (изделия которых позволяют решить проблемы потребителей другим способом), преимущества, недостатки, научные разработки конкурентов;

§ стратегии малого инновационного предприятия по наращиванию объемов производства в ближайшие годы и завоеванию определенной доли мирового, российского рынка по данному виду изделий за счет применения, например, новой технологии, ноу-хау, других потенциальных резервов;

§ системы ценообразования, например, уникальность изделия позволяет назначать монопольную цену, однако с целью вытеснения конкурентов с рынка цена может быть установлена на уровне цены основных конкурентов или даже чуть ниже ее. Могут предоставляться скидки в случае заказа большой партии изделий. Дилеру по индивидуальному соглашению может быть назначен определенный процент комиссионного вознаграждения от суммы реализованных изделий и др.;

§ политики продвижения изделия на рынок: рекламной компании в специализированных средствах массовой информации, на специализированных Интернет-сайтах, рассылки информации потенциальным клиентам, участия в профильных выставках, презентационных мероприятиях, научных семинарах, конгрессах, бесплатное предложения нового изделия для тестирования заказчикам с возвращением его назад и др.

7. Производственный план.

Содержит описание технологического процесса изготовления нового изделия: перечень технологических операций (переделов), применяемого оборудования (название, количество), используемого сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Раскрываются технологические возможности изготовления нового изделия. Имеется ли технология, не требующая специальной разработки или необходима разработка новой технологии (доработка существующей или создание принципиально новой)? В последнем случае показать, доступно ли решение этой задачи. Пояснить, каким образом будет создаваться новая технология, кто будет привлекаться для ее разработки, требуемые ресурсы.

Приводится список необходимого оборудования: название, типоразмер, количество, фирма-поставщик, обоснование ее выбора. Помещения, планируемые под организацию производства, производственные, офисные, требования к их инженерному оборудованию. Где и какие площади намечается взять в аренду. Необходимые строительно-монтажные работы.

Привлечение сторонних соисполнителей: кто привлекается и для каких работ, почему необходимо их привлечение. Производственный план должен содержать все необходимые данные о требуемых материально-вещественных ресурсах и способах организации изготовления нового изделия в малом инновационном предприятии. Необходима детальная проработка производственного плана с начала его запуска на ближайший квартал, включая состав работ, сроки, ответственность участников.

8. Организационный план.

В данном разделе бизнес-плана указывается организационно-правовая форма малого инновационного предприятия, например, общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество или другая форма. Приводятся распределение ролей между участниками проекта, условия формирования уставного капитала предприятия.

Характеризуется структура управления и организационная структура производственного подразделения. Например, в структуре управления выделяются три основные категории: административный персонал, научный персонал, производственный персонал. Кто является руководителем малого предприятия, его краткие биографические данные. Приводятся основные функции категорий персонала и структура производственного подразделения, которая, например, может состоять из трех основных групп: технологической, механической, измерительной. Приводится планируемый штат предприятия на ближайшие годы с учетом роста численности отдельных категорий персонала вместе с увеличением объемов производства или привлечения специалистов дополнительно к реализации проекта.

Характеризуются способности инициаторов малого инновационного предприятия выполнить проект и вести бизнес: уровень квалификации и компетенции участников, могут ли они эффективно коммерциализовать новшество, их предшествующий опыт. Насколько эффективна предлагаемая схема управления малым инновационным предприятием. Оцениваются возможные риски проекта и приводятся меры по их предотвращению. Перечисляются типы рисков, с которыми могут столкнуться инициаторы малого инновационного предприятия: риски реализации продукции, кредитный риск и др., их источники, например, возможность просчетов в области производственной политики и маркетинга, ошибок в подборе специалистов, опережающего развития науки и техники, приводящего к устареванию новинки, и др. После тщательного анализа различных видов рисков и степени их вероятности следует перейти к организационным мерам их профилактики и страхованию, если последнее допускают финансовые и другие условия. Среди типов рисков может быть специально выделен кредитный риск, т.е. риск невозвращения в срок полученных под проект денежных средств. Особенность этого риска заключается в том, что он синтезирует в себе вероятность наступления других рисков и его размер является производным от их размера. Поэтому после оценки вероятности других рисков можно оценить масштаб кредитного риска и способы защиты от него [8, с. 162-163].

9. Финансовый план.

Представляет особую ценность для инвестора, поскольку в нем показывается приемлемость проекта с коммерческой точки зрения. Финансовый план должен дать инициаторам малого инновационного предприятия полную картину того, откуда и когда предприятие должно получить деньги, на что они будут истрачены и какова может быть прибыль. Он составляется на 3-5 лет вперед с квартальной разбивкой первого года. Финансовый план включает в себя следующие разделы:

1. Структура финансирования проекта и обоснование допущений, принятых в расчет финансового плана.

2. Финансовые расчеты по проекту (всех затрат, выручки).

3. Планируемый расчет о прибылях и убытках (план доходов и расходов).

4. План движения денежных средств (план денежных поступлений и выплат).

5. Плановый баланс.

6. Оценка коммерческой эффективности проекта.

7. Анализ чувствительности проекта.

8. Финансовые риски проекта и возможные способы их предотвращения.

9. Выводы по финансовому плану проекта.

Ниже даны пояснения по содержанию разделов финансового плана.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.