Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 6: Кассовые операции (практика)





 

 


Тема ____: Учет материально-производственных запасов

Нормативные документы:

1. ПБУ №5/2001

 

К МПЗ относят:

1. материалы (счет 10)

2. готовая продукция (счет 43)

3. товары (счет 41)

МПЗ принимают к учету по себестоимости, которая определяется в зависимости от того, из какого источника поступили запасы.

1. Если запасы приобретены за плату, то их себестоимость определяется суммой всех затрат на приобретение, включая цену продавца, невозмещаемые налоги, стоимость информационных и посреднических услуг, транспортно - заготовительные расходы, расходы по уплате процентов по заемным средствам, полученным на приобретение запасов, расходы по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию. Суммы НДС, указанные поставщиками в счетах-фактурах, в себестоимость не включают, а выделяют по Д19/3 с последующим списанием к вычету проводкой Д68К19/3 при наличии оплаченного счета-фактуры, если запасы оприходованы и являются товаром или предполагается, что они будут использованы в производстве облагаемой НДС продукции.

2. Если запасы изготовлены организацией, то их себестоимость определяется суммой расходов на изготовление.

3. Если запасы поступили как вклад учредителя в уставной капитал, то их стоимость определяют учредители (согласованная стоимость).

4. Если запасы поступили по договору дарения, то их принимают к учету по рыночной стоимости на дату оприходования.

5. Если запасы поступили по договорам мены, то их принимают к учету по стоимости обмениваемого имущества.

Балансовая стоимость товаров не изменяется за исключением случаев морального износа, потери ценности потребительских свойств или если достоверно установлено, что цена на запасы в течение года снизилась. В этих случаях производят уценку запасов в конце отчетного года Д91/2К10,41,43.

 


Транспортно – заготовительные расходы (ТЗР)

Если приобретение запасов производится по цене, включающей стоимость доставки, то ТЗР не выделяют. Если ТЗР выделены отдельной строкой в счете-фактуре поставщика или если имеется отдельный счет-фактура на сумму ТЗР, то ТЗР учитывают на отдельных субсчетах счета 10.

Списание ТЗР производится в конце месяца в соответствии со средним процентом ТЗР, который рассчитывают ежемесячно. Это необходимо для равномерного списания ТЗР. Списание производиться на те же счета, на которые в течение месяца списывались запасы.

Пример.

Показатели Стоимость запасов, руб. Сумма ТЗР, руб.
1. остаток на начало месяца 260 000= 8 400=
2. поступило за месяц 710 000= 16 100=
3. итого за месяц 970 000= 24 500=
4. процент ТЗР 24500/970000*100%=2,53%  
5. отпущено за месяц - в производство - на непроизводственные нужды   800 000=   5 000=   800000*2,53%/100% =20,240 5 000*2,53%/100% =126,50
6. остаток на конец месяца 165 000= 24 500-(20 240+126-50) = 4133-50

Если посчитать общий процент, то получиться с погрешностью, т.к. процент – цифра округленная.

 

Оценка запасов при их отпуске в производство и прочем списании со склада

По различным видам запасов могут быть приняты различные методы оценки. Выбранные методы должны быть отражены в учетной политике и не изменяются в течение отчетного года.

Методы оценки:

1. Оценка запасов по себестоимости каждой единицы – применяется к запасам, которые учитываются в особом порядке, например, драгоценные камни, ювелирные изделия и др.

2. Оценка по средней себестоимости

 

Показатели Стоимость запасов, руб Количество, м3
1.остаток на начало месяца 400 000= 4 390=
2.поступило за месяц 842 000= 8 600=
3.итого за месяц 1 242 000= 12 990=
4.средняя себестоимость 1 242 000/12 990= 95,61  
5.отпущено за месяц -в производство (Д20К10/1) -на непроизводственные нужды (Д91/2К10/1)   10 000 х 95,61=956 100= 9 561 х 10=95 610   10 000= 10=
6.остаток на конец месяца 1 242 000-(956100+956-10)= 284 943-90 2 980=

3. Метод ФИФО – метод предполагает, что в первую очередь выбывают со склада и подлежат списанию запасы, поступившие на склад в наиболее ранние сроки.

4. Метод ЛИФО – метод предполагает, что в первую очередь выбывают со склада и подлежат списанию запасы, последние по времени приобретения.

 

Документы по учету запасов

I. Поступление.

1.Приобретение у юридического лица оформляется накладной. Если запасы не соответствуют документам, то составляют также актнесоответствия (приняли и обнаружили брак).

2.Запасы, приобретенные подотчетными лицами в розничной торговле, принимают по товарным чекам или накладным.

3.Запасы, приобретенные у физических лиц, принимаются согласно закупочному акту, в котором указывают вид, количество, цену и стоимость товара, а также данные продавца для подачи в налоговый орган сведений о выплаченных ему доходах (форма произвольная или на бланке).

4.Если запасы поступили по договорам дарения или от учредителей, то их принимают по акту приёмки-передачи.

5.Если запасы поступили как ценные отходы от брака, то их принимают по акту о браке.

6.Ценные отходы, которые образовались при ликвидации основных средств, принимают на основании акта о ликвидации.

7.Излишки, а также ценные отходы в результате чрезвычайных ситуаций, принимают согласно акту инвентаризации.

В любом случае поступления оформляется приходный материальный ордер.

II. Учет на складах ведется в карточках складского учета кладовщиком. Аналитический учет ведется по местам хранения (по материально ответственным лицам – на каждом складе свое ответственное лицо) и по видам запасов. В конце месяца кладовщик подводит итоги поступления и выбытия запасов и сдает карточки в бухгалтерию для обработки.

III. Выбытие.

1.Ежедневный отпуск запасов в производство оформляется лимитно-заборными картами. Величину лимита рассчитывают плановики или экономисты.

2.Редкий отпуск на производственные нужды оформляется требованием.

3.Отпуск на сторону и внутреннее перемещение оформляются накладными.

Отражение на счетах учета

Учет материалов на счете № 10 по субсчетам.

Д 10(А) К

С – остаток материалов Об: поступление материалов   Об: выбытие материалов
1.Д10К60 – оприходованы материалы, поступившие от поставщика. 1.Д20,23,25К10 – материалы отпущены на производственные цели.
2.Д10К71 – поступили материалы, приобретенные подотчетным лицом. 2.Д26К10 – отпуск на общехозяйственные нужды.
3.Д10К75/1 – поступили материалы от учредителя – вклад в уставной капитал. 3.Д44К10 – отпуск на нужды, связанные с продажей.
4.Д10К28 – оприходованы ценные отходы от брака. 4.Д91/2К10 – отпуск на непроизводственные нужды.
5.Д10К91/1 – оприходованы ценные отходы от ликвидации основных средств, оприходованы излишки. 5.Д08К10 – отпуск материалов на капитальные вложения.
6.Д10К98/2 – материалы поступили по договору дарения 6.Д94К10 – отражена недостача.
  7.Д99К10 – списание материалов в результате чрезвычайной ситуации.

Учет товаров на счете 41 по субсчетам.

Учет товаров в оптовой торговле ведется по покупным ценам (себестоимости). Учет товаров в розничной торговле ведется, как правило, по продажным ценам с учетом торговой наценки.

Д41К60,71,75 – поступил товар.

Д41К42 – отражена торговая наценка.

Д90/2К41 – списан проданный товар.

 

Счет 15

Применяется для отражения запасов, счета-фактуры, по которому в организацию поступили и подлежат оплате. Товары при этом на предприятия со счетом-фактурой не поступили, а находятся в пути следования или на складе поставщика. Учет товаров на счете 15 ведется по ценам, указанных в счетах-фактурах.

Д15К60 – отражена задолженность перед поставщиком на стоимость товара согласно счету-фактуре.

Д19/3К60 – отражена задолженность на сумму НДС.

Д60К51 – оплата счета-фактуры (НДС к вычету не списываем, ценности не поступили, накладной нет).

Д10,41К15 – оприходованы поступившие ценности.

Д68К19/3 – списан к вычету НДС.

Если в пути следования товар частично утрачен, то приходуют фактически поступивший товар и списывают к вычету соответствующую сумму НДС. На сумму не полученных ценностей и соответствующую сумму НДС предъявляют претензию, проводка Д76/2К15,19/3. претензия может быть предъявлена поставщику, организации перевозчику, страховым и другим организациям и лицам в соответствии с условиями договора.

Д50,51,52К76/2 – поступила сумма в погашении претензии.

Материалы отражают в ряде учетных регистров (в журнале-ордере №6,7,10 и других).

Учет затрат на производство

Нормативные документы: ПБУ 10, гл. 25 «Налоговый Кодекс РФ».

Все расходы, связанные с извлечением доходов по основным видам деятельности, включают в себестоимость продукции того периода, к которому данные затраты относятся, независимо от времени реализации продукции.

Если невозможно установить период, к которому относятся затраты, то их включают в себестоимость в сметно-нормативном порядке. Затраты делят на 5 элементов:

1. Материалы (за вычетом возвратных отходов)

2. Расходы на оплату труда

3. Единый социальный налог

4. Амортизация основных средств и нематериальных активов

5. Прочие расходы

Это деление применяется на всех предприятиях для составления смет.

Постатейный учет затрат используют при составлении калькуляций и определения себестоимости отдельных видов продукции. Статьи затрат показывают не только сколько израсходовано, но и на какие цели. Конкретные перечни статей затрат приведены в отраслевых методических рекомендациях и отражают особенности отрасли.

В себестоимость продукции включают расходы, производственная необходимость которых обоснована. В основном расходы включаются в фактически произведенном размере, но на ряд расходов установлены нормы. Расходы сверх норм также включают в себестоимость, но налогооблагаемую прибыль они не уменьшают.

Различают затраты производственные и непроизводственные:

Производственные связаны с производством и выпуском продукции, а непроизводственные с ее сбытом.

По способу включения в себестоимость различают затраты прямые и косвенные.

Прямые затраты связанные с производством продукции и включаются в себестоимость конкретных видов продукции на основании первичных документов (материалы, заработная плата, амортизация и т.д.).

Косвенные расходы связаны с обслуживанием производства и относятся сразу к нескольким видам продукции. Их собирают на отдельных счетах, а затем распределяют между отдельными видами продукции. Распределение производится пропорционально какой-либо базе. Косвенные расходы также могут быть списаны общей суммой на счет продаж.

Различают условно-переменные и условно-постоянные расходы.

Условно- переменные изменяются пропорционально изменению выпуска продукции, а условно-постоянные не изменяются или изменяются незначительно.

Учет прямых затрат ведется на счетах 20; 23.

 

Д 20 (А) калькуляционный К
С – остаток незавершенного производства  
Об: затраты Об: себестоимость продукции (списание затрат)
1. Д20К10 – в себестоимость продукции основного производства включена стоимость материалов 1. Д43К20 – сдана на склад готовая продукция
2. Д20К70 – начислена заработная плата рабочим основного производства 2. Д40К20 – отражен выпуск готовой продукции
3. Д20К69 – начислен ЕСН 3. Д45К20 – отгружена готовая продукция покупателю без передачи на склад
4. Д20К02,05 – начислена амортизация ОС, НМА 4. Д90/2К20 – продана готовая продукции без передачи на склад
5. Д20К97 – в себестоимость включена часть расходов будущих периодов 5. Д28К20 – списана окончательно забракованная продукция
6. Д20К25,26 – в себестоимость включена часть косвенных расходов 6. Д99К20 – списание затрат в результате чрезвычайной ситуации
7. Д20К28 – в себестоимость включены потери от брака  
8. Д20К71,76,68 – командировка, арендная плата, налоговые платежи и прочие расходы  

.Все записи по К20 выполнены по фактической производственной себестоимости.

Все эти же записи можно сделать по счету 23.

Косвенные расходы

1. Общепроизводственные (общецеховые) расходы включают расходы цехов и аналогичных подразделений на содержание, эксплуатацию, ремонт зданий и оборудования, на содержание общецехового персонала и другие аналогичные расходы. Ежемесячно все расходы собирают по Д25, а в конце месяца распределяют между отдельными видами продукции цеха.

1. Д 25К10,70,69,02… - отражены расходы.

2. Д20,23К25 – включение расходов по частям в себестоимость отдельных видов продукции.

Счет 25 не балансовый, т.е. сальдо не имеет

2. Общехозяйственные расходы включает расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию зданий и оборудования общехозяйственного назначения на содержание управленческого и общехозяйственного персонала, пожарной и сторожевой охраны, на организованный набор и переобучение кадров, служебные командировки, конторские, типографские и другие расходы. Ежемесячно все расходы собирают по Д26, а в конце месяца расходы распределяют между всеми видами выпущенной продукции проводкой

Д20, 23К26

Кроме того, общехозяйственные расходы как условно-постоянные могут быть списаны в конце месяца общей суммой на счет продаж проводкой

Д90К26

Счет 26 не балансовый, т.е. сальдо не имеет.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.