Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сумма чисел лет службы полезного использования объекта ОС





4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

 

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объекту основных средств начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа в размере 1/12 от годовой нормы амортизации (НА).

Амортизационные отчисления исчисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к БУ и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта, либо списания этого объекта с БУ в связи с прекращением права собственности или другого вещного права.

Начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта основных средств или его списания.

 

Срок полезного использования (СПИ) объекта основных средств(ООС)

СПИ ООС – это период, в течение которого основное средство приносит доход и используется в деятельности организации

Вводя в эксплуатацию ООС, необходимо установить СПИ

СПИ ООС, согласно ПБУ 6/1997, определяется исходя из:

· Планируемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью;

· Ожидаемого физического износа, который зависит от режима эксплуатации ООС, условий, в которых объект эксплуатируется, системы ремонта

· Нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

· Количества продукции, которое может быть произведено с помощью этого ООС.

СПИ ООС указывается в инвентарной карточке ООС, на основании которой определяется амортизация для целей БУ.

Следует учитывать, что при налогообложении прибыли учитывается сумма амортизации, которая рассчитана исходя из Единых норм амортизационных отчислений (см.№3 §), так же это установлено под п.Хп.2 положения о составе затрат.

Сумма амортизации, начисленная в соответствии с ПБУ 6/97, превышающая амортизацию, начисленную в соответствии с документом №3, не учитывается при налогообложении.

 

ПРИМЕР: 1.Амортизация по способу снижения остатка.

Предприятие приобрело ООС, стоимостью за 100 000руб. и планирует использовать его в течение 5 лет и ликвидировать его за 5 000руб. Для целей БУ НА=40%

 

Период Сумма год. износа, руб. Накопл. износ, руб. Остат.ст-сть,руб.
Кон.1-го г. 40 000 40 000 60 000
  60 000*40%=24 000 64 000 36 000
  14 400 78 400 21 600
  8 640 87 040 12 960
  7 960 95 000 5 000

 

2. Способ списания по сумме чисел лет СПИ.

Объект за 150 000руб. СПИ=5лет

Период Сумма год. износа, руб. Накопл. износ, руб. Остат.ст-сть,руб.
  150 *5/15=50 000 50 000 100 000
  150 * 4/15 = 40 000 90 000 60 000
  30 000 120 000 30 000
  20 000 140 000 10 000
  10 000 150 000  

 

Безвозмездно поступившие ОС

Проводка Д08 К98/2 – отражено наличие, поступление объекта.

Проводка Д01 К08 – объект принят к бухгалтерскому учету

В дальнейшем ежемесячно начисляется амортизация проводкой Д20…44 К02.

На сумму начисленной амортизации ежемесячно делают запись Д98/2 К91/1 – включение в состав доходов отчетного месяца части доходов будущих периодов.

Переоценка ОС

Проводится с целью доведения стоимости ОС до рыночной стоимости (проводится обычно на 1.01).

Пример: Первоначальная стоимость объекта ОС – 25.000 рублей. Сумма начисленной амортизации – 18.200 рублей. Объект переоценивается. Рыночная стоимость на момент переоценки – 30.000 рублей. Индекс переоценки: 30.000/25.000=1.2

  Сн Обороты Ск
  Д К Д К Д К
  25.000 - 5.000 - 30.000 -
  - 18.200 -   - 21.840
  - -   5.000 - 1.360

25.000 х 1.2 = 30.000 – объект должен стоить

30.000 - 25.000 = 5.000 – разница, которую должны поставить на учет (Д01 К83)

18.200 х 1.2=21.840 – переоценка начисленной амортизации

21.840-18.200=3640 – доначислить амортизацию (Д83 К02)

Документы по учету ОС

Объекты ОС принимают к учету на основании актов приемки, сдачи-приемки, приемки-передачи. В акте указывают дату изготовления объекта, процент и сумму начисленной амортизации, состояние объекта и другое.

На объект заводят инвентарную карточку и передают ее по месту эксплуатации объекта вместе с документацией на объект, объекту присваивают инвентарный номер, который сохраняется за объектом на весь период нахождения объекта на предприятии. Этот номер указывают в карточке и на самом объекте. После выбытия объекта его номер в течение 5 лет не может присваиваться другим объектам (5 лет – срок хранения документов по учету ОС).

Объекты выбывают и снимаются с учета на основании акта выбытия или акта ликвидации, в которых указывают то же, что и при приемке (дата выпуска, процент амортизации), а кроме того – причину выбытия, наличие ценных отходов и их стоимость.

Выбытие ОС

ОС выбывают по следующим причинам:

1.Ветхость

2.Моральный износ

3.Продажа

4.Передача в уставной капитал другой организации

5.Дарение

6.Чрезвычайная ситуация и другое

Все операции, связанные с выбытием ОС, отражают на счете 91. На этом счете может быть определен финансовый результат выбытия (прибыль или убыток).

Пример1. Первоначальная стоимость ОС – 12.000 рублей. Сумма начисленной амортизации – 10.000 рублей. Объект продан за 4.000 рублей.

Стоимость НДС, % Сумма, НДС Всего
4.000     4.800

Расходы по демонтажу, выполненному сторонней организацией, составили 1250 рублей.

1.Д02 К01 10.000 – списан объект за счет начисленной амортизации

2.Д91/2 К01 12.000 – списана остаточная стоимость

3.Д91/2 К76 1.250 – отражены расходы по демонтажу

4.Д62 К91/1 4.800 – доходы от продажи

5.Д91/2 К68 800 – отражены расходы по уплате НДС

Д 91 К

2.000 1.250  
Прибыль – 750 рублей
800

 
+750(чтобы закрыть счет)  

Сравниваем доходы и расходы и на разницу счет 91 закрываем.

6.Д91/9 К99 750 – прибыль от продажи ОС (полностью облагается налогом на прибыль).

Пример 2. Этот же объект подарен (первоначальная стоимость – 12.000, амортизация – 10.000).

Первые три проводки аналогично:

1.Д02 К01 10.000

2.Д91/2 К01 2.000

3.Д91/2 К76 1.250

При безвозмездной передаче имущества даритель уплачивает НДС, начисляя его на рыночную стоимость объекта. При этом даритель выписывает счет-фактуру в одном экземпляре, на основании которого делается запись в книге продаж.

Предполагаем, что в учете отражена реальная рыночная стоимость объекта, поэтому начисляем НДС на остаточную стоимость: 12.000 - 10.000 = 2.000

 

Стоимость Ставка НДС Сумма НДС Всего
2.000     2.400

4. Д91/2 К68 400 – расходы по уплате НДС

К расходы 91 доходы К

2.000 – остаток  
1.250 – демонтаж  
400 – НДС +3.650 (чтобы закрыть счет делаем проводку 5)

Расходы без дохода привели к убытку.

5.Д99 К91/2 3.650 – убыток от дарения (не уменьшает налогооблагаемую прибыль).

Пример 3. Этот же объект списан из-за нецелесообразности дальнейшего ремонта.

Первые три проводки аналогичны:

1. Д02 К01 10.000

2. Д91/2 К01 2.000

3. Д91/2 К76 1.250

Расходы 91 Доходы

2.000  
1.250 +3.250 (чтобы закрыть счет проводка №4)

4.Д99 К91/9 3/250 – убыток от списания (не уменьшает налогооблагаемую прибыль).

Инвентаризация ОС

Проводится не реже одного раза в три года перед составлением годового отчета.

Неучтенные объекты принимаются к учету как безвозмездно полученные по рыночной стоимости. Оценку объектов производят оценщики, или их оценивают с использованием данных торгующих организаций, прайсов или других данных.

1. Д08 К98/2 – отражено наличие объекта

2. Д01 К08 – объект принят к учету

Недостачи относят на материально-ответственных лиц по остаточной стоимости.

1. Д02 К01 – списана амортизация недостающего объекта

2. Д94 К01 – отражена недостача на сумму остаточной стоимости

3. Д73/2 К94 – недостача отнесена на виновного

4. Д70 К73/2 – сумма удерживается из зарплаты (либо Д50 К73/2 – возмещение в кассу).

Аренда ОС

По продолжительности арендных отношений различают краткосрочную аренду, продолжительностью не более 12 месяцев и долгосрочную, продолжительностью более 12 месяцев. По экономическим условиям различают текущую аренду и финансовую аренду.

По договору текущей аренды имущество передается внаем на непродолжительное время с условием обязательного возврата имущества. В течение всего срока аренды арендатор имеет только право пользования имуществом, а все права и обязанности собственника остаются за арендодателем.

Арендодатель продолжает учитывать имущество по Д01 в составе собственных ОС, начисляет амортизацию и налог на имущество.

Арендатор принимает имущество к учету на забалансовый счет 001.

Капитальные вложения в арендованные ОС могут быть выполнены как арендодателем, так и арендатором (предусматривается условиями договора аренды). Если договор не предусматривает капитальных вложений и они выполнены арендатором, то арендатор передает их владельцу имущества безвозмездно вместе с имуществом в момент возврата имущества, если они являются неотъемлемыми. Если вложения отъемлемы, то арендатор может оставить их у себя и учитывать в составе собственных ОС.

Проводки у арендодателя

1. Д76 К91/1 – начислена арендная плата, подлежащая получению за отчетный месяц

2. Д76 К98/1 – отражена арендная плата, начисленная к получению авансом

3. Д98/1 К91/1 – часть полученной авансом арендной платы включена в состав доходов отчетного месяца

4. Д91/2 К02 – начислена амортизация сданного в аренду имущества

5. Д50,51,52 К76 – поступил платеж от арендатора

Проводки у арендатора

1. Д001 – отражено поступление имущества

2. Д20…44 К76 – начислена арендная плата, подлежащая уплате за отчетный месяц

3. Д97 К76 – начислена арендная плата к уплате авансом

4. Д20…44 К97 – часть уплаченной авансом арендной платы отнесена на себестоимость продукции отчетного месяца

5. Д76 К51,52,50 – уплачена арендная плата

6. К001 – возврат арендованного имущества

Финансовая аренда (лизинг) предусматривает передачу имущества внаем на длительный период времени. В течение арендного периода предусматривается переход права собственности, т.е. выкуп имущества арендатором.

По договору аренды имущество может оставаться на балансе арендодателя или передается на баланс арендатора.

Если имущество остается на балансе арендодателя, то арендодатель переводит его учет на счет 03. Арендодатель начисляет амортизацию и налог на имущество. Арендная плата в учете арендодателя отражается проводками Д62 К90/1 или Д62 К91/1. Арендатор отражает имущество на забалансовом счете 001, а арендную плату отражает проводкой Д08 К76. После полного выкупа имущества и оформления документов по переходу права собственности арендатор принимает имущество к учету Д01 К08.

Если имущество передается на баланс арендатора, то арендодатель отражает его выбытие с использованием счета 91 и одновременно отражает в учете на забалансовом счете 011. Арендатор принимает имущество сначала по Д08, а затем принимает к учету проводкой Д01 К08. При этом на счете 01 открывают субсчет «Арендованные ОС». В течение всего срока аренды (лизинга) начисляет амортизацию и налог на имущество арендатор. После выкупа имущества арендатор переводит его на учет, на субсчет «Собственные ОС» (Д01 К01). Арендодатель при этом снимает имущество с учета с забалансового счета 011.

 

Учет нематериальных активов (НМА)

Основные документы:

1. ПБУ 14/2000. Утверждено 16.10.2000г. Минфином РФ и действует с 01.01.2001г.

НМА – это финансовые вложения организаций, направленные на приобретение прав пользования природными ресурсами и землей, авторских прав, патентов и лицензий. Кроме того, в состав НМА включают деловую репутацию, программную продукцию с исключительными правами пользования, организационные расходы, признанные вкладом учредителя в уставной капитал и другое.

К НМА, в соответствии с п.4 ПБУ 14/2000, относятся:

· Исключительные права патентообладателя на изобретение, промышленные образцы, полезные модели, селекционные достижения;

· Исключительные права на авторские программы для ЭВМ и БД;

· Исключительные права владельцев на товарный знак и знак обслуживания, наименования местоположения товаров;

· Имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

· Деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставной капитал организации.

Отнести объект к НМА можно при выполнении одновременно следующих условий:

· Объект НМА должен использоваться предприятием более 12 месяцев в производственных циклах или для управленческих нужд и при этом не иметь материально-вещественную форму;

· Необходимо, чтобы данный объект мог быть идентифицирован (должен быть документ, подтверждающий авторские права, существование исключительных прав)

· Объект НМА должен в будущем приносить организации экономическую выгоду или доход.

 

НМА принимают к учету по первоначальной стоимости, которая определяется:

1. Если НМА приобретен за плату, то его принимают к учету по сумме всех затрат, связанных с приобретением. НДС в первоначальную стоимость не включают, а выделяют по Д19/2 с последующим списанием к вычету Д68 К19/2 при наличии оплаченного счета-фактуры, если НМА имеет производственное назначение и принято к учету по Д04.

2. Если НМА изготовлен организацией, то его принимают к учету по сумме затрат на изготовление.

3. НМА, поступившие от учредителя в Уставной капитал, принимают по согласованной стоимости.

4. Безвозмездно полученные НМА принимают по рыночной стоимости на дату оприходования.

5. НМА, поступившие по договорам мены принимают по стоимости обмениваемого имущества.

Первоначальная стоимость отражается по Д04 в течение всего срока полезного использования и переоценке не подлежит.

 

 

Д 04(А) инвентарный К

С – остаток НМА Об: поступление НМА 1.Д04 К08 – принят к учету НМА, поступивший из любого источника   Об: списание НМА 1.Д05 К04 – списание первоначальной стоимости по выбывающему объекту за счет начисленной амортизации 2.Д91/2 К04 – списание остаточной стоимости выбывающего НМА 3.Д20…44 К04 – списание амортизационных отчислений (без использования счета 05) 4.Д99 К04 – списание НМА в результате чрезвычайной ситуации

Амортизация НМА назначается в течение срока их полезного использования одним из способов:

1. Линейный

2.Способ уменьшаемого остатка

3.Списание стоимости пропорционально объему продукции

Выбранные по различным видам объектов способы амортизации отражаются в учетной политике и не изменяются в течение всего срока полезного использования.

Срок полезного использования по каждому НМА устанавливается исходя из характера объекта. Если срок полезного использования установить невозможно, то его принимают равным 20 годам, но не более срока деятельности организации.

В бухгалтерском учете амортизация НМА отражается двумя способами – с использованием и без использования счета 05. Выбор способа зависит от бухгалтера.

Если применяется счет 05, то суммы амортизации накапливаются по К05 в течение всего срока полезного использования. При этом по Д04 всегда отражается первоначальная стоимость объекта. При выбытии объекта делают запись Д05 К04 – списание НМА за счет начисленной амортизации.

Д 05(П) регулирующий К

  Об: списание начисленной амортизации по выбывающему объекту. 1.Д05 К04 – списание НМА за счет начисленной амортизации. С – остаток начисленной амортизации Об: начисление амортизации 1.Д20,23,25 К05 – начислена амортизация НМА производственного назначения 2.Д26 К05 – амортизация НМА общехозяйственного назначения 3.Д08 К05 – амортизация НМА в капитальных вложениях 4.Д91/2 К05 – амортизация непроизводственных НМА

 

Если счет 05 не используют, то амортизационные отчисления списывают со счета 04 проводкой Д20…44 К04. Таким образом, на счете 04 всегда отражается остаточная стоимость, и к окончанию срока полезного использования, объект снимается со счета автоматически.

Документы по учету НМА не разработаны. Можно пользоваться документами по учету ОС.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.