|
Развитие сенсорно-перцептивной деятельностиЗадачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Развитие действий с предметами. Сенсорное развитие происходит в основном в процессе действий ребенка с предметами. Поэтому при воспитании детей 2-го года очень важно развивать у них предметную деятельность. Для этого прежде всего необходимо, чтобы дети постоянно пользовались различными дидактическими пособиями и разнообразными игрушками Детей надо обучать разнообразным действиям с предметами, так как без обучения у них долгое время могут сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия (берут в рот, стучат, перекладывают и др.).
Приёмы: • выработка умения ориентации в окружающем; • работа с тактильными таблицами; выделение цвета; • знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной); • выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой); • выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур; • соотнесение цветного и контурного изображений предметов; • дифференциация плоскостного и объёмного изображений; • конструирование целого из частей; • классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы; • идентификация предметов и геометрических фигур; • работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса. Приведём фрагменты занятий по развитию сенсорно-перцептивной деятельности, г ;-, Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом двигательных возможностей ребёнка).: ^ Фрагмент 1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как все шарики выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки. Цель: учить адекватно использовать плоскостные и объёмные фигуры в различных игровых условиях. •• ^•.;^.;^-,:^^- ••'*''.;,^-г;:{;: /. Фрагмент 1. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия. Жестом ребёнку предлагается убрать в коробку объёмные формы (шар, куб, призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой. Логопед демонстрирует игровые действия с фигурами, сопровождая их словами. Затем по просьбе логопеда ребёнок вынимает заданные формы. Цель: развитие тактильного гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности). Фрагмент 1. Ребёнка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: меховая - мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая; шелковистая - гладкая, ровная. Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счёт включения колючей поверхности - ипликатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма. Фрагмент 2. Ребёнка просят найти таблицу с заданными свойствами, спрятанную за ширмой («Найди мягкую, пушистую»). Затем логопед раскладывает таблицы в заданной последовательности, комментируя свои действия, и предлагает ребёнку сделать то же самое со вторым набором таблиц.;, * -' Развитие функций голоса и дыхания. Задачи: увеличение объёма дыхания, нормализация его ритма; развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции; развитие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани; активизация целенаправленною ротового выдоха; знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование диапазона голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости. Приёмы: • упражнения на расслабление шейной мускулатуры; • активизация движений мягкого нёба, имитация жевания; • тренировка носового выдоха; • развитие произвольного речевого вдоха; • выработка произвольного контроля за объёмом и темпом выполнения движений; • выработка комбинированного типа дыхания; • упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротового выдоха; • различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха; • выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах. Приведём фрагменты занятий по развитию функций голоса и дыхания. Цель: формирование длительного целенаправленного выдоха. Фрагмент 1. Перед ребёнком на столе зажжённая свеча. Логопед предлагает подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия. Цель: формирование носового вдоха. Фрагмент 1. Для проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предлагается, последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора. Фрагмент 2. Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их, поставить свой набор в той же последовательности. Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний «А», «У», «И», «О» различной громкости. Фрагмент 1. Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки перемешиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо). Развитие чувства ритма. Задачи: формирование ритмико-интонацион-ной стороны речи; ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков А, О, У, И; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма. Приёмы: • воспроизведение ритма в движениях и играх; • ходьба и маршировка под музыку; • двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; • ритмические упражнения для рук и ног; • воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием; • развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности; • знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков; • развитие речевых вокализаций; • знакомство со схемой ритма; • соотнесение ритма со схематическим изображением; • произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек; • дифференциация ритмических рисунков; отображение определённых качеств движения; • ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие. Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма. Цель: формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного). Фрагмент 1. Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговарива-нием звукоподражания «бух». После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребёнку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал. Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового и тактильного восприятия. Фрагмент 1. На глазах ребёнка выкладывается сплошная дорожка из мозаики, произносится звукоподражание с нажимом пальца на каждую из мозаик. Затем просят ребёнка повторить также - ААААААА, записывая произнесение на магнитофон. Ритмический рисунок меняется -дорожка из мозаики выкладывается синкопированная (с пропуском через одну). Логопед, нажимая на мозаику, произносит звукоподражание, и молчит, нажимая на пропуск - А-А-А-А-А. Ребёнок повторяет ритмический рисунок, его произношение записывается на магнитофон. Фрагмент 2. Ребёнку предлагается прослушать магнитофонную запись и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Постепенно ритм чередования усложняется. ![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|