Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие импрессивной и экспрессивной речи. , ,





Задачи:развитие понимания ситуативной и бытовой речи; формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия; работа над семантикой слова; стимулирование простых видов коммуникативной речи.) развитие грамматического строя речи и элементарной выразительности голоса;обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные нарушения, отвечать на его вопросы; расширение ориентировки в окружающем (учить различать и называть окружающие предметы и их основные свойства — цвет, величину, форму, некоторых животных, их отличительные признаки, растения, овощи, различать понятия «мальчик», «девочка» и др.).

В этом возрасте ни одно действие и показ взрослых не должны проходить без словесного сопровождения.

Речь ребенка развивается при непосредственном восприятии предметов, действий, явлений в сочетании с их словесными обозначениями. Расширяя ориентировку в окружающем, мы тем самым развиваем речь. Для этого должны быть использованы в первую очередь действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета, а также прогулка, игра и специально организованные игры и занятия.

Разговаривая с ребенком, нужно устанавливать непосредственную связь слова с предметами или действием. При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т. п. Ребекку в возрасте до 1 года 2—3 месяцев одни и те же предметы нужно называть определенными одинаковыми словами, что облегчает формирование обобщения, например всех кукол называть Лялей, и только позже присваивать каждой из них собственное имя.



На всем протяжении 2-го года с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. Все, о чем говорят с ребенком, что ему рассказывают, надо подкреплять ощущениями, восприятием ребенка, его действиями. После 1 года 6 месяцев можно и нужно говорить о том, чего в данный момент перед глазами нет, но обязательно о предметах и явлениях, хорошо знакомых по прошлому опыту, например о том, что ребенок видел на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях: «Кошка спит, и девочка тоже спит». «Кошка спит на коврике, а девочка на кроватке» и т. д. Это обогащает смысловое содержание слов, помогает сравнивать и обобщать.

Нужно не только развивать понимание, но и обязательно учить ребенка говорить. Например, в первом полугодии, когда ребенок что-нибудь просит, надо учить его говорить «дай». Если он молча показывает на какой-нибудь предмет (например, на кошку), следует сказать: «Кошка, кис-кис, скажи: кис-кис». Во втором полугодии 2-го года надо учить ребенка употреблять не только отдельные слова, но и короткие фразы.

Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать" слышимым звукам, словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого в первом полугодии 2-го года следует стимулировать лепет ребенка, устраивая с ним перекличку звуками, вызывать подражание легким звукосочетаниям («топ-топ», «куп-куп») и подговаривание («ш-у, полетели да-а»), учить его по просьбе взрослого повторять и отвечатье «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап». «Как часики тикают?» Если ребенок молчит, то дать образец ответа: «скажи: тик-тик!» Для того чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно называть ему облегченные слова: «биби» — машина, «куп-куп» — купаться, «ав-ав» — собачка и т. д., но такие слова нужно произносить всегда в сопровождении правильных (например: «Ляля спит — бай-бай»). Как только ребенок начнет подражать слышимым словам (примерно с 1 года 3—4 месяцев), в общении с ним надо перейти к обычной правильной речи.

К ребенку более старшего возраста нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания: «Пойди, позови Галю. Скажи: Галя, иди гулять!».

Активная речь ребенка будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми первого полугодия 2-го года проводятся следующие занятия: 1) показ предметов с называнием их;

2) организованное наблюдение за животными, рыбками в аквариуме, рассматривание предметов повседневной обстановки;

3) показ действия с игрушками и показ живых животных;

4) показ и называние картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и действия; 5) рассказывание коротких стихов для слушания и подражания типа «Гуси, гуси! Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!»;

6) положительное значение имеют и такие игры, как «послушай и скажи, как лает собачка, тикают часы, плачет Ляля», игра — выполнение поручений («принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то») занятия на развитие подражания речи и др.

Большую роль играют эмоциональная выразительность голоса и поддержание интимного контакта с детьми на протяжении всего занятия. Она общается с ними взглядом, улыбкой, разделяя их радость, поощряя, часто обращается, называя их по имени.

Слово-название, которое ребенок должен усвоить, связать с предметом, нужно выговаривать выразительно, медленно, с паузами, много раз повторяя, и сопровождать соответствующими движениями.

Детей увлекают движение предмета, издаваемые им звуки, исчезновение и неожиданное появление его. На первых занятиях они часто совсем не слушают то, что говорит логопед, выражают нетерпение и стремятся взять показываемый предмет. Надо посадить их за стол против таким образом, чтобы они не могли дотянуться рукой до показываемого предмета. Постепенно следует увеличивать количество показываемых предметов и их изображений на картинке (три — четыре), вызывать элементарные возгласы, подражание простым словам.

Показывать игрушки можно, вынимая их из мешочка и расставляя перед детьми на столе. Для занятий подбираются игрушки, сходные с теми, которыми дети играют, но имеющие другой внешний вид. Игрушки и картинки надо подбирать такие, которые наиболее радуют детей (кукла, машина, зайка, петушок, собачка и т. п.). Для первых занятий игрушки и особенно картинки должны резко различаться по внешнему виду и звучанию их названий.

Приёмы:

• узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);

• показ предметов по их признакам;

• показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям;

• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами;

• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;

• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб; развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного;

• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие; соотнесение игрушек (картинок) с сопряжённым, отражённым и произвольным звукоподражанием;

• различение действий, совершаемых одним объектом, соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;

• выполнение инструкций, содержащие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов; г

• автоматизация в диалогической речи слов «да, нет, хочу, могу, буду»;

• автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди); ? ^ / " / ,

• узнавание предмета по его словесному описанию;

• выработка обобщённых понятий;

• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты;

• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Приведём фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи. • г *

Цель:учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному про-

изнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.

Фрагмент 1.Ребёнку показывается кукла, говорится, что она хочет спать и её нужно покачать. Логопед качает куклу, сопровождая действия звукоподражанием «а-а-а». Затем показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием, и побуждает ребёнка к совершению аналогичных действий со звукоподражанием.

Цель:побуждать ребёнка к произнесению эмоциональных рефлективных восклицаний «Ой, Ай, Ух, Ах», используя разницу температурных ощущений.

Фрагмент 1.На столе перед ребёнком тарелочки с тёплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде шариком для пинг-понга. Ребёнок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью логопеда, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует логопед).

Цель:закрепление слухового образа звуков «А, О, У, И» и образов звучащих игрушек, развитие тактильного восприятия.

Фрагмент 1.За ширмой знакомые ребёнку игрушки - кукла, лошадка, зайка, мишка. Ребёнок по произнесённому звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

Фрагмент2. Знакомые ребёнку игрушки завёрнуты в бумагу. Ребёнку предлагается, ощупав игрушку, не разворачивать её, а догадаться, кто (что) там, и произнести соответствующее звукоподражание.

 

В основе поэтапного формирования устной речи лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме.

Каждый из пяти этапов содержит в себе описание логопедической работы с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (задержка речевого развития, алалия, дизартрия и т.д.) и безотносительно к возрасту.

Логопедическая работа, предлагаемая в каждом из разделов этой главы, может строиться только на базе того, что уже достигнуто ребенком в овладении родным языком, самостоятельно или с помощью логопеда. Поэтому рекомендуется начинать занятия с заданий, помещенных в предыдущих разделах.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.