Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЫЯВЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ





 

Задание 13.Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных.

Перед ребенком раскладывают картинки. На одних из них изображены единичные предметы, на других – эти же предметы в количестве от двух и более. Сначала подбираются картинки с изображением предметов, название которых во множественном числе имеет ударение на конце слова. Например:

шар – шары стол – столы! гриб – грибы

карандаш – карандаши слон – слоны

кот – коть'1 дом – дома

Дай мне гриб. Дай грибы. Дай карандаш. Дай карандаши.

Затем существительные с безударным окончанием во множественном числе:

кукла – куклы кошка – кошки

собака – собаки корова – коровы

лопата – лопаты

Логопед предлагает показать, где собаки, а где собака; где гриб, а где грибы, и т. д.

Задание 14.Установить, понимает ли ребенок значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Предварительно логопед должен объяснить, что маленькие или игрушечные предметы он будет называть ласково, нежно.

«Покажи, где стол, а где столик (обеденный и детский столы)»; «Где дом, а где домик (жилой дом и детский)?»; «Где ложка, а где ложечка (обычная или игрушечная)?».

Примечание Ответы детей нужно правильно оценивать, так как суффиксальные изменения предлагаемых существительных не изменяют реального значения слова. Поэтому дети, имея в активной речи эти формы (дом – домик, мяч – мячик и т д ), могут не понимать задания.

Задание 15.Установить, различает ли ребенок формы единственного и множественного числа глаголов.

В этом задании используются пары картинок. Например, на одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой – несколько девочек, сидящих на такой же скамейке.



Подбираются аналогичные картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами.


Задание 16. Установить, различает ли ребенок мужской и женский род у глаголов прошедшего времени.

Материалом для обследования служат картинки. На одной из них изображена упавшая девочка, на другой – упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково, например Валя, или Женя, или Шура и т.д. Уточняется, запомнил ли ребенок имена детей. Далее предлагается угадать, о ком говорит логопед – о мальчике или о девочке, и показать.

Можно сформулировать вопросы и так: «Покажи, где Женя нарисовал цветок. Покажи, где Женя нарисовала цветок»; «Покажи, где Женя поймал жука (бабочку). Покажи, где Женя поймала жука (бабочку)»; «Где Женя разбила вазу? Где Женя разбил вазу?».

Задание 17. Установить, понимает ли ребенок значения префиксальных изменений глагольных форм.

На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражаются одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.

Ребенку предлагается показать:

Где мальчик входит, а где выходит'?

Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?

Где самолет улетает, а где прилетает!

Какой мальчик раздевается, а какой одевается!

Где машина подъезжает, а где она уезжает!

Какая дверь закрыта, а какая открыта!

Какая машина нагружена, а какая разгружена!

Задание 18.Установить, понимает ли ребенок залоговые отношения.

Покажи, где девочка сама причесывается, а где девочку причесывает мама.

Первый усложненный вариант:

Где девочка причесывается сама, а где девочку причесывают!

Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевают.

Второй усложненный вариант:

Где мальчик одевается, а где мальчика одевают!

Где девочка купается, а где девочку купают!

Задание 19.Установить, понимает ли ребенок глаголы совершенного и несовершенного вида.

Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки.

Примерный лексический материал:

рисует – нарисовал пишет – написал снимает – снял вешает – повесил стирает – выстирал режет – разрезал пилит – распилил льет – разлил – вылил

Задание 20.Установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация).

а) На стол ставят коробку с крышкой.

Ребенку дают плоский предмет, например кружочек из картона, предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, передкоробкой.

б) На стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок логопед кладет плоский предмет (кружок из картона). Другой такой же плоский предмет кладет под вторую коробку. Логопед предлагает взять или достать предмет:

Возьми кружок из коробки.

Возьми кружок из-подкоробки.

Можно:

Достань карандаш (кружок), который лежит в коробке.

Достань карандаш (кружок), который лежит под коробкой.

в) Усложняя задание, можно предложить положить карандаш передкоробкой, за коробку, междукоробками.

Задание 21.Установить, различает ли ребенок единственное и множественное число прилагательных.

Логопед предлагает ребенку:

Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю.

Большие (что?) ... Покажи.

Большой (что ? ) ...

А теперь:

Красный (что? ) ...

Красные (что? ) ...

Задание 22.Установить, различает ли ребенок грамматические формы рода прилагательных.

Ребенку предлагают три картинки, на которых изображены лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображенного на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Логопед предлагает закончить фразу.

О ком я говорю: большой кто? Большая кто? Большое что?

Так же можно спросить о красном шаре, красной морковке, красном яблоке или о синем карандаше, синей рубашке, синем небе и синих карандашах.

Задание 23.Установить, понимает ли ребенок родовые признаки предметов, выраженные личными местоимениями в косвенных падежах.

Логопед предлагает ребенку запомнить один-два одинаковых предмета мужского рода и один-два одинаковых предмета женского рода, например два платка и две ленты. Далее ребенку предлагается убрать в коробку или ящик стола или еще куда-нибудь тот предмет, который указывает логопед, например: «Убери его в ящик».

Задание 24.Установить, понимает ли ребенок некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой.

а) На стол кладут 2 – 3 предмета: карандаш, ложку, платок. Затем предлагают ребенку показать ложкой карандаш, ложку карандашом, платок ложкой и т. д.

Могут быть любые сочетания слов, главное, чтобы названия предметов были хорошо знакомы детям.

б) Логопед предлагает повторить фразу «Собака бежит за мальчиком» и далее спрашивает: «Кто бежит впереди?»

Или: «Мальчик бежит за собакой. Кто бежит первым?» Или: «Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?»

Временные отношения:

Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше – пошел в кино или прочитал книгу?

После того как прошел дождь, дети пошли в лес за грибами. Когда дети ходили в лес – до дождя или после?

Задание 25.Выяснить, понимает ли ребенок тексты различной сложности.

Логопед эмоционально читает текст к сюжетной картинке. Убедившись, что ребенок заинтересовался прочитанным, логопед задает ему вопросы к тексту. Ребенок может давать ответы показом, получше – словесно. Чем выше уровень речевого развития, тем сложнее подбираются тексты.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

ПО ТРЕМ УРОВНЯМ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Чтобы эффективно воздействовать на речевое недоразвитие, надо уметь выявлять не только характер и структуру дефекта, но и увидеть те потенциальные возможности речевого развития ребенка, на которые следует опереться в первую очередь.

Методические указания.В настоящее время в теории и практике логопедии принято выделять три уровня языкового развития у детей с общим недоразвитием речи. Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников в соответствии с этими критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направленных только на выявление недоразвития речи, мы предлагаем определять не только то, что ребенок нарушает, не умеет, не различает и т. д., но и то, что он уже умеет, различает, знает, т. е. выявлять те языковые категории, которые начинают формироваться или частично сформированы у обследуемых детей.

В основу оценки позитивных явлений аномальной детской речи положена способность ребенка к расширению объема и грамматическому оформлению предложений, а также его способность к словоизменению.

При определении уровня речевого развития предлагается в первую очередь учитывать те проявления, которые свидетельствуют о становлении, появлении новых эволютивных моментов в речевой деятельности детей.

В целях более точной диагностики процесса усвоения родного языка детьми с нарушениями развития речи целесообразно выделить не три уровня речевого развития, а шесть, используя данные А. Н. Гвоздева. Назовем их условно этапами речевого развития. Название каждого этапа указывает на то новое качество, которое типично для речевой деятельности ребенка на данной стадии овладения языком.

Первый этап«Однословное предложение» характеризуется наличием в речевой практике ребенка только отдельных слов и их фрагментов, звукоподражаний и других ненормативных средств общения и отсутствием возможности объединить две словесные единицы в одном высказывании.

Второй этап«Предложения из слов-корней» характеризуется появлением нового качества: умением соединить в одном высказывании два и более аморфных слова при полном отсутствии глагольных слов с окончаниями 3-го лица изъявительного наклонения (-ет, -и/и, -ут, -югп) и словоизменением существительных.

Третий этап«Первые формы слов или первые случаи словоизменения» примечателен тем, что в аномальной детской речи появляются конструкции типа именительный падеж + согласованный глагол изъявительного наклонения 3-го лица, с правильным использованием окончаний -em, -um.Некоторые слова начинают использоваться детьми в 2 – 3 формах: «киса – кису»; «теп – теба» (хлеб – хлеба)', «ток – токи» (цветок – цветочки).

Четвертый этап«Усвоение флексий» характеризуется появлением возможности оформлять употребляемые слова с помощью разных окончаний. При построении речевого высказывания некоторые слова оформляются грамматически правильно, большинство же употребляется аграмматично. На этом этапе развития появляется возможность правильно или неправильно передвигать слово по словоизменительной шкале. Однако в речи детей отсутствуют предложные конструкции, в которых бы предлог и флексия одновременно использовались правильно по смыслу. Часто прилагательные оформляются через аморфные, неполногласные окончания: «каси» (красный, -ая, -ое), «ивони» (зеленая, -ое, -ый).

Пятый этап«Усвоение предлогов» характеризуется усложнением предложений в детских высказываниях. Появляются попытки использовать сложные типы предложений. При употреблении предложных конструкций много случаев правильного одновременного оформления простого предлога и флексии.

Шестой этапсоответствует третьему уровню речевой развития, т. е. развернутой фразовой речи с пробелами фор мирования лексики, грамматического строя, фонетики Многие из этих пробелов являются не чем иным, как остаточными проявлениями, сохранившимися в речевой практике ребенка от предшествующих периодов его развития.

Выявленные при обследовании нарушения разговорных норм вместе с грамматически правильными построениями ребенка, о которых шла речь выше, предлагается соотнести с данными условного эталона нормы, выбрав для этого сравнения один из этапов схемы. Основанием для такого выбора должно служить то положительное качество в усвоении грамматического строя языка, которое обнаружено специалистом в речи ребенка на момент первого знакомства с ним.

Для обследования познавательной деятельности ребенка рекомендуем использовать книгу С.Д.Забрамной «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» (М 1985)









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.