Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Петрозаводский государственный университет





Петрозаводский государственный университет

Кафедра архитектуры, строительных конструкций и геотехники

Б. Н. Ягнюк

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

И МЕТРОЛОГИИ

Конспект лекций

Петрозаводск


ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Лекция 1 – 3 часа

Определение технического регулирования

Принципы технического регулирования

Законодательство Российской Федерации

о техническом регулировании

Технические регламенты и цели их принятия

Содержание технических регламентов

 

Определение технического регулирования

 

С 1 июля 2003 года в России вступил в действие закон «О техническом регулировании», отменяющий ранее действующие законы «О стандартизации», «О сертификации» и целый ряд других подзаконных актов, направленных на их реализацию. Новый закон вводит понятие технического регулирования, технического регламента и целого ряда других новых положений, которые мы будем рассматривать в начале этого курса.

Любая продукция в течение ее жизни проходит несколько этапов: это ее проектирование и производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация. И в дальнейшем все эти термины, относящиеся к циклу существования продукции, будут повторяться, т.к. техническое регулирование относится к любому из этих этапов.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

 

Принципы технического регулирования

 

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

· Применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

· Соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

· Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

· Единой системы и правил аккредитации;

· Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

· Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

· Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

· Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

· Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

· Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

 

Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

 

Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из Федерального закона «О техническом регулировании», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения Федерального закона «О техническом регулировании» (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей этому закону.

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 Федерального закона (технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну).

Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

 

Технические регламенты

 

Закон «О техническом регулировании» предусматривает разработку в нашей стране к июлю 2010 года технических регламентов – документов по стандартизации нового типа.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

 

Цели принятия технических регламентов

 

Технические регламенты принимаются в целях:

· Защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Введение в заблуждение может осуществляться в форме предоставления информации о продукции, не соответствующей её фактическим характеристикам, или в форме непредставления информации.

Таким образом, для достижения данной цели технический регламент должен содержать меры, обеспечивающие предоставление достоверной информации и препятствующие предоставлению недостоверной.

Это может быть достигнуто путём включения в технический регламент правил оценки и подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, содержания маркировки и других правил, направленных на защиту интересов покупателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

 

Содержание технических регламентов

 

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

· Безопасность излучений;

· Биологическую безопасность;

· Взрывобезопасность;

· Механическую безопасность;

· Пожарную безопасность;

· Промышленную безопасность;

· Термическую безопасность;

· Химическую безопасность;

· Электрическую безопасность;

· Ядерную и радиационную безопасность;

· Электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

· Единство измерений.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей их принятия.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

 

Лекция 2 – 3 часа

Применение технических регламентов

Виды технических регламентов

Порядок разработки технического регламента

Порядок принятия технического регламента,

внесения в него изменений и отмена

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

(составная часть технического регулирования)

Лекция 1 – 2 часа

Определение стандартизации, цели, объект и область стандартизации

Принципы стандартизации, документы в области стандартизации

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации

Технические комитеты по стандартизации

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

Определение стандартизации

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация осуществляется на национальном, региональном EN (Европейские нормы) и международном уровнях ISO (International Standard Organization).

Региональная организация по стандартизации - организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

Стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства.

Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

Свод правил иностранного государства - свод правил, принятый компетентным органом иностранного государства.

Региональный свод правил - свод правил, принятый региональной организацией по стандартизации.

 

Цели стандартизации

 

Стандартизация осуществляется в целях:

Главная цель – система упорядочивания

· Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

· Повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· Обеспечения научно-технического прогресса; Но стандарт может быть и тормозом НТП

· Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

· Рационального использования ресурсов;

· Технической и информационной совместимости;

· Сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· Взаимозаменяемости продукции.

Объектом стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

 

Принципы стандартизации

 

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

· Добровольного применения документов в области стандартизации;

· Максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

· Применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

· Недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

· Недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

· Обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

 

Документы в области стандартизации

 

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: ГОСТ Р – российский, т.е. после 1990 ш. – нац. стандарт, ГОСТ – СССР

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты организаций. (Правила оформления курсовиков и дипломов в ПетрГУ)

· международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

· надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

 

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В соответствии с этим различают следующие виды стандартов:

Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. (как оформление в ПетрГУ)

Терминологический стандарт - стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины. (оконная рама м рама производственного здания)

Стандарт на методы испытаний устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий.

Стандарт на продукцию – содержит требования к продукции.

Стандарт на процесс, стандарт на услугу – это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс или услуга.

Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей.

Стандарт с открытыми значениями – стандарт, в котором характеристики конкретизируются в договорных отношениях.

 

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации

 

www.gost.ru

Национальным органом РФ по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:

· Утверждает национальные стандарты;

· Принимает программу разработки национальных стандартов;

· Организует экспертизу проектов национальных стандартов, а также стандартов и сводов правил, представляемых на регистрацию в соответствии с законом «О техническом регулировании»;

· Обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

· Осуществляет учет документов в области стандартизации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

· Создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;

· Организует опубликование национальных стандартов и их распространение;

· Участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

· Утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

Знак соответствия стандартам

· Представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

· обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 статьи 44 настоящего Федерального закона;

· регистрирует в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

· принимает на учет надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.

Под опубликованием национального стандарта национальным органом по стандартизации понимается опубликование национального стандарта на русском языке в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

 

Технические комитеты по стандартизации

Рабочие лошадки технического регулирования

 

Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Технические комитеты могут заниматься стандартизацией, как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. Так, Технический комитет Ростехрегулирования РФ под номером 465 имеет название «Строительство» и специализируется в вопросах создания стандартов в этой отрасли. ТК 465

Основные функции ТК:

· Определение концепций развития стандартизации в своей области;

· Подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

· Составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

· Оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

· Привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

В ряде технических комитетов создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации.

Научно-технической базой по созданию ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

 

Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

 

! Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом «О техническом регулировании». Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

DIN – немецкая национальная стандартизация

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

В настоящее время уже принято большое количество общероссийских классификаторов и число их будет постоянно увеличиваться по мере интеграции России в мировую экономику.

Примеры общероссийских классификаторов:

· Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

· Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР);

· Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);

· Общероссийский классификатор продукции (ОКП);

· Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Лекция 2 – 2 часа

Правила разработки и утверждения национальных стандартов

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Лекция 1 – 2 часа

Основные способы подделки товарных марок

Определение, цели подтверждения соответствия

Принципы подтверждения соответствия

Формы подтверждения соответствия

Добровольное подтверждение соответствия, органы и системы добровольной сертификации

Порядок проведения сертификации продукции

Схемы сертификации

 

Основные способы подделки товарных марок

 

Общеизвестно, что практически на любых товарных рынках покупатель сталкивается с подделками самых разных видов товаров. Различают пять основных способов подделки известных торговых марок:

· Открытый подлог (фальшивка), т.е. подделка внешней формы и торговой марки. Особенно часто этот способ мошенничества встречается в торговле аудио- и видеокассетами, компакт-дисками;

· «Рабское» копирование: разборка изделия на составные части и его полное копирование, причем объем продаж таких товаров порой превосходит продажи оригиналов. Этот способ особенно характерен для станков и другого оборудования, электротехнической и электронной продукции;

· Имитация – продажа под маркой известного изготовителя. Особенно характерна такая подделка для товаров широкого потребления (швейные изделия, часы и т.п.). Цена таких товаров, как правило, более низкая, чем у истинных товаров (оригиналов), что обычно привлекает покупателя, главным образом малоискушенного либо наживающегося на слабостях других.

· Опережение: копирование товара с небольшими изменениями, в том числе и в написании и звучании торговой марки. Причем и то и другое бывает весьма близким к оригиналу. Например, компьютеры «Pineapple» (подделка под «Apple»), кофе «Nesskaffe» (оригинал Nescafe), «Pavasonic» (оригинал Panasonic) и многое другое;

· Нарушение принципов продажи: несоблюдение законодательства о регистрации товарных знаков.

Подделки наносят урон как покупателю, так и изготовителю. Изготовитель теряет определенную долю рынка, а нередко и свой авторитет и доверие потребителей.

Эти примеры подчеркивают важную роль подтверждения соответствия в защите прав потребителей. Потребитель должен знать свои права и пользоваться ими. Известно, что в ряде случаев подделки представляют опасность для жизни и здоровья человека, а в их производстве нередко просматривается организованная преступность. Вот почему законом «О техническом регулировании» предусматривается подтверждение соответствия для продукции, которая должна отвечать требованиям технических регламентов и стандартов.

 

Определение, цели подтверждения соответствия

 

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

· Удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

· Содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

· Создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Документ действителен на любой территории РФ (мира, …)

Принципы подтверждения соответствия

 

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

· Доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

· Недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

· Установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

· Уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

· Недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

· Защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

· Недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

 

Формы подтверждения соответствия

 

Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Порядок применения добровольного подтверждения соответствия определяется создателями системы добровольной сертификации в соответствии с правилами, установленными Законом.

Систему сертификации составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

· Принятия декларации о соответствии (т.е. декларирование соответствия);

· Обязательной сертификации.

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом «О техническом регулировании».

 

Добровольное подтверждение соответствия, органы и системы добровольной сертификации

 

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее подтверждение соответствия.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Орган по сертификации выполняет следующую работу:

· Осуществляет подтверждение соответствия для объектов добровольного подтверждения соответствия;

· Выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

· Предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

· Приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Для регистрации системы добровольной сертификации в фе<







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.