Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учреждение российских академий и университетов





Необходимость систематического развития науки уже под государственным началом стала насущной необходимостью. В 1724 г. был издан Устав Академии наук, а в 1725 г., уже после смерти Петра, она открылась в Санкт-Петербурге. В ее состав входили также университет (где приглашенные в Россию ученые обязаны были и преподавать) и гимназия, а также ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории, Кунсткамера (музей природных редкостей, в том числе уродливых), типография. Поначалу желающих учиться было мало, и их пришлось поощрять стипендиями, а где-то — принуждать. Первый академический выпуск российских ученых состоялся в 1753 г., дав России М. В. Ломоносова, географа и путешественника Крашенинникова, естествоиспытателя Румовского, будущих профессоров будущего Московского университета, нескольких переводчиков научной и художественной литературы.

В 1731 г. в Петербурге открылось первое среднее учебное заведение для знатиКадетский корпус, готовивший офицеров и государственных чиновников. Позже, в 1759 г., там же был учрежден Пажеский Корпус. В Петербурге была создана также Танцевальная школа (ныне — училище им. Вагановой), в Москве — Балетное училище и Академия художеств.

Выдающимся событием российской культурной истории явилось открытие в 1755 г. Московского университета. Его инициаторами были фаворит Елизаветы Петровны, образованный красавец Иван Шувалов и Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765), вся жизнь которого может служить наглядным выражением успехов Российского просвещения. Придя в Москву пешком из северного села Холмогоры, он сумел реализовать свое право на образование сочетанием исключительной природной одаренности и целеустремленности.



Скрыв свое крестьянское происхождение, он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу, к крупнейшим ученым. Жизненный путь Ломоносова сделал его не только великим ученым-энциклопедистом, но и выдающимся реформатором образования. Именно по его инициативе при только что созданном университете открылась и гимназия. Московский университет, имея три факультета — медицинский, юридический, философский, шел в ногу с Европой, но, в отличие от европейских, в нем уже не было богословского факультета.

Московский университет заслуженно носит имя своего создателя. Величайший русский просветитель, М. Ломоносов сделал все, чтобы университет, приобретя славу далеко за пределами России, вместе с тем был доступен выходцам из разных сословий. Ломоносов утверждал идею светского, реального образования, которое, направляясь просвещенным «абсолютистским» государством, должно служить народу, способствовать возвышению отечества и укреплению национальной культуры. Продолжив демократизацию российского образования, великий ученый первым стал читать лекции на русском языке, обогатив его научными терминами. Ломоносов ввел в качестве обязательных предметов химию и астрономию, сам написал несколько учебников. Его «Российская грамматика» в течение полувека считалась лучшим руководством общеобразовательной школы.

Вскоре Россия стала не только учиться у Европы, но и учить ее. Были сделаны шаги по привлечению европейских ученых, принявшему массовый характер уже при Екатерине II (1729—1796). В ее царствование в России трудились великие математики и физики — Леонард Эйлер и братья Бернулли. Формально на службе у российской короны состоял Иммануил Кант, который, живя в г. Кенигсберге (нынешний Калининград), подавал прошение о преподавании в местном университете Екатерине Второй.

 

«Просвещенный абсолютизм» в России

Понятие «Просвещенный абсолютизм» пришло из Европы, подразумевая сочетание абсолютной власти с просвещенностью ее носителей и предпринимаемыми ими шагами по просвещению вверенного им народа. К России XVIII века это понятие оказалось особенно впору. Обладая абсолютной властью, ее властители были достаточно образованными, чтобы осознать необходимость Просвещения.

Вступление России, вслед за Европой, в эпоху «Просвещенного абсолютизма», приобрело здесь весьма своеобразные черты, привнесенные как особенностями российской истории, так и незаурядной и противоречивой личностью императрицы. Екатерина II окружила себя не только выдающимися просветителями, но и фаворитами, одаряя тех богатством, поместьями, званиями. Сменив милость на гнев, она могла растоптать не только вчерашнего любимчика, но и дело, проводимое им. Таково же было ее отношение к просветителям, которым она покровительствовала — особенно когда приходилось выбирать между идеалами Просвещения и угрозой для власти, исходящей от них и их проводников (так, она, не колеблясь, отправила в ссылку А. Радищева, написавшего «Путешествие из Петербурга в Москву»), в заключение — И. Новикова.

Как бы то ни было, российские просветители заняли достойное место в Европейском Просвещении. К просветителям в полной мере может быть отнесена и сама Екатерина. Автор знаменитого «Наказа» об образовании, написанного под влиянием «Духа законов» Монтескье, императрица состояла в переписке с Дидро, Вольтером, Гельвецием. По ее просьбе Д. Дидро составил «План Университета для России», сам долго находился у нее в гостях. «Проект», однако, был похоронен одной фразой императрицы, что «сие сочинение не годится для условий России».

Для российской истории более характерно не французское Liberte (свобода), а «вольность», приобретавшая порой самые противоречивые выражения, чего не могла терпеть Екатерина. Российское Просвещение, в целом принимая идеалы свободного развития личности, все же делало упор не на «естественное», а общественное воспитание. Идеология Российского Просвещения подчиняла его идее великой России. Оно призвано было не служить человеку, а как раз воспитывать слуг государства. К концу правления Екатерины была налажена также система массового школьного образования.

Подводя итоги Российскому Просвещению, надо назвать их поразительными. Нельзя не отметить еще одно его достижение, даже поднимающее его над европейским — это успехи в просвещении женщин. Открытый при Екатерине Смольный институт (1746) оказался первым в Европе средним учебным заведением для девушек. Он выпустил несколько поколений светских красавиц, образованных, умных, тонких — «пушкинских женщин». При Екатерине президентом Российской Академии наук стала (на 13 лет!) женщина, Екатерина Дашкова (1744—1810). Исключительно просвещенная княгиня внесла значительный вклад в организацию как науки, так и образования. Дашковой принадлежит труд «О смысле слова «Воспитание». Заметим и то, что почти весь век Российского Просвещения на троне находились женщины (Елизавета и Екатерина). Кроме Петра, только Екатерина II была названа Великой. Достойной дочерью Петра Великого оказалась Елизавета Петровна (1709—1761/2). Она способствовала проникновению в Россию не только европейского образования и этикета, но и гуманистических веяний, отменила смертную казнь.

В XVIII веке в ведении женщин-дворянок находились воспитание детей, мода, интерьер, их вкусы в большой степени определяли содержание и формы литературы и живописи. Любовная переписка сделала модным сентиментальный роман, домашнее чтение детям стимулировало собирание частных библиотек, женщины способствовали скорой европеизации одежды, быта, правил «высшего света».

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.