|
Е) окончательная установка подсборок в сборочное положение. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 ж) соединение подсборок способом, предусмотренным чертежом изделия. Контроль геометрии собранной сборочной единицы. Средства контроля различных элементов сборочных единиц приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Средства контроля геометрии сборочных единиц
Контроль геометрии полностью собранной сборочной единицы значительных размеров (крупный агрегат или планер целиком) осуществляют в процессе специальной операции – нивелирование агрегата, которая включает работы: - закладка агрегата в нивелировочный стенд; - установка реперных целевых знаков в реперных (нивелировочных) точках агрегата (в зависимости от способа измерения координат в качестве целевых знаков могут применяться: реперные линейки, оптические датчики, лазерные датчики-приемники, отражатели лазерного луча); - установка оборудования для отсчета координат (оптический или лазерный нивелир совместно с комплектом линеек и плит, задающих измерительную координатную систему, КИМ типа «ломающаяся рука», лазерный нивелир совместно с лазерным интерферометром – тахеометром, лазерный измеритель координат типа Треккер и др.); - установка агрегата (планера) в нивелировочный стенд в линию полета. Агрегат устанавливается на позиционирующие устройства (например, специальные домкраты, обеспечивающие возможность не только вертикального, но и горизонтального перемещения устанавливаемого агрегата); - измерение координат о положении реперных (нивелировочных) точек друг относительно друга в соответствии с нивелировочной схемой агрегата (планера); - принятие решение о соответствии геометрии сборочное единицы конструкторской документации. Нивелирование повторяется для полностью собранного и смонтированного самолета. Достижение заданной точности и взаимозаменяемости При производстве самолетов Общие положения теории точности производства
На этапе разработки самолета конструктор назначает размеры и их предельные отклонения в соответствии с необходимостью обеспечить наиболее эффективное функционирование всего летательного аппарата. Для самолетов и других летательных аппаратов характеристики геометрии (форма и размеры внешних аэродинамических обводов) имеют важное значение, т. к. они оказывают определяющее влияние на летные данные. В связи с этим, требования конструкторской документации к точности геометрии обводов очень жесткие. Так, отклонение обводов от теоретического контура составляют ± 0,5…2,0 мм при размерах сечения до 8…10 м. Кроме того, в качестве требования, например, по условиям эксплуатации (ремонтопригодности), может быть введено требование полной (и, прежде всего, геометрической) взаимозаменяемости по эксплуатационным разъемам. Таким образом, главной задачей производства является воспроизведение геометрии самолета (формы и размеров, как самолета в целом, так и его отдельных частей) по конструкторской документации, с высокой точностью размеров деталей и точностью взаимной увязки всех размеров деталей и сборочных единиц. Форма и размеры деталей и сборочных единиц самолета образуются в процессе производства по схеме: размер, заданный в чертеже, с помощью различных технологических процессов переносится на детали, узлы, агрегаты. Задача технологов заключается в применении таких процессов, которые обеспечивали соблюдение требований конструкторской документации по точности и взаимозаменяемости. Для сознательного управления точностью размеров при реализации технологических процессов необходимо выявлять и анализировать процессы возникновения и накопления производственных погрешностей, сопутствующих изготовлению деталей. Методы анализа этих процессов составляют предмет специфической области технологии машиностроения – теории точности производства Согласно теории точности производства: - под точностью размера принято понимать степень соответствия действительного размера его размеру, предусмотренному проектом; численное значение (оценка) этого соответствия называется погрешностью размера; - под взаимозаменяемостью понимаютсвойство составных частей машин, которое обеспечивает возможность их сборки при производстве, а также замене при эксплуатации и ремонте без подгонки и доработки по месту при соблюдении технических требований, предъявляемых к изделию; уровень взаимозаменяемости принято оценивать погрешностью взаимной увязки (согласования) размера различных сопрягаемых элементов машины. - под увязкой – процесс согласования геометрических параметров сопрягаемых деталей и собранных частей ЛА и геометрических параметров технологической оснастки для изготовления этих деталей и сборочных единиц летательного аппарата с целью переноса геометрической информации с первоисточников увязки на детали и сборочные единицы конструкции изделия. Для самолета наибольшее значение играет геометрическая взаимозаменяемость. Она проявляется при производстве летательных аппаратов и распространяется на детали, узлы, более крупные сборочные единицы и при эксплуатации летательных аппаратов, их ремонте и замене изношенных деталей и сборочных единиц и распространяется она на аэродинамические обводы сборочных единиц, места их соединения, на разъемы, люки и т.п. Наилучшим решением является достижение полной геометрической взаимозаменяемости,позволяющей осуществлять сборку в производстве и ремонте без дополнительной обработки, подгонки, подбора или регулировки. Однако, она требует значительных затрат, которые не всегда окупаются. Поэтому полная взаимозаменяемость имеет ограниченное применение в производстве летательных аппаратов. Более важно при изготовлении самолета обеспечить полную эксплуатационную взаимозаменяемость, так как дополнительные производственные затраты компенсируются снижением эксплуатационных расходов. В условиях реального производства, когда достижение полной взаимозаменяемости трудновыполнимо или экономически нецелесообразно применяют неполную геометрическую взаимозаменяемость. Неполная взаимозаменяемость может быть обеспечена за счет компенсаторов: технологических припусков на деталях, удаляемых при и, даже, после сборки частей самолета, регулировочных устройств, вводимых в конструкцию сборочных единиц. Дополнительные работы увеличивают трудоемкость сборки. Правильное назначение уровня взаимозаменяемости, учитывающего объем выпуска, конкретные условия производства и эксплуатации позволяет: - упростить сборку, снизить трудоемкость, повысить производительность труда при сборке; - упростить техническое обслуживание летательного аппарата в процессе эксплуатации и ремонта; - упростить процессы изготовления деталей; - снизить требуемый уровень квалификации рабочих; - создать условия и возможности широкой кооперации и специализации; - повысить производительность труда на контрольных операциях за счет использования автоматизации процессов контроля. Уровень геометрической взаимозаменяемости задается: - точностью размеров и форм сопрягаемых элементов конструкции; - точностью взаимной увязки (согласования) размеров элементов конструкции в зоне их сопряжения. Выполнение требований по взаимозаменяемости, является достаточно сложной задачей, связанной с решением ряда проблем, обусловленных особенностями конструкции (сложностью форм, жесткими требованиями к геометрической точности, большими габаритами размеры, малой жесткостью большинства деталей и др.). Для достижения (в некоторых изданиях применяется термин «обеспечения») геометрической взаимозаменяемости применяются специальные методы увязки геометрии, как деталей и сборочных единиц самолета, так и технологической оснастки на всех этапах переноса геометрической информации, которые характеризуются определенным сочетанием вида первоисточника увязки и вида средства увязки. Принятый метод достижения взаимозаменяемости во многом определяет характер технологической подготовки производства, ее продолжительность и величину затрат на ее реализацию. При подготовке производства увязка осуществляться по: - теоретическим обводам узлов и агрегатов; - сопрягаемым и стыковым поверхностям; - по координатным и конструктивным осям; - конструктивным и технологическим отверстиям. Объектами увязки на предприятии выступают: - детали, связанные с внешними обводами самолета; - детали из труб и профилей; - сборочные единицы самолета; - технологическая обводообразующая оснастка (шаблоны, макеты и т. п.; заготовительно-штамповочная оснастка, станочная оснастка; сборочная оснастка, оснастка для контроля геометрии собранных изделий).
![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|