Сущность смыслотворчества как педагогического явления. Структура организации смыслотворчества участников педагогического процесса: индивидуальное педагогическое сознание; смысловосприятие, смыслоактуализация; смыслопонимание; формулировка индивидуального смысла; представление индивидуальных смыслов; обмен индивидуальными смыслами; обобщение; рефлексия; закрепление, применение; новый индивидуальный смысл. Условия реализации технологии: полилог; диалог; мыследеятельность; позитивность и оптимистичность оценивания; положительная мотивация субъектов взаимодействия в познавательной деятельности, саморазвитии.
Назначение и характеристика методов создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации. Процессуальная основа методов. Задачи, условия и алгоритм реализации методов создания благоприятной атмосферы. Использование методов в целях рефлексии состоявшегося взаимодействия.
Потребностный и аксиологический подходы как научная основа практики нравственного воспитания. Сущность и функции аксиологического (ценностного) подхода в нравственном воспитании. Методы организации ценностно-ориентированной деятельности школьников. Становление нравственной устойчивости личности. Организация опыта нравственного поведения у школьников. Структура нравственного опыта, условия его успешного формирования. Развитие эмоционально-волевой сферы школьников во внеклассной работе. Развитие оценочных суждений и рефлексивных умений у школьников во внеклассной деятельности. Методы работы с родителями в процессе формирования опыта нравственного поведения школьников. Формирование ценностных ориентаций учащихся в воспитательной деятельности. Методические основы организации ценностно-поисковой деятельности школьников в процессе воспитания. Привлечение жизненного опыта учащихся в процесс ценностно-поисковой деятельности.
Роль эстетического воспитания в развитии школьников. Средства формирования эстетической культуры школьников. Основные направления эстетического воспитания школьников: созерцательно-оценочный аспект; активно-творческая, созидательная сторона. Система работы школы по эстетическому воспитанию учащихся. Специфика методики эстетического воспитания.
Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя структура. Основные виды трудовой деятельности школьников. Методика формирования трудовых умений и навыков, культура умственного труда. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников. Формы и методы трудового воспитания.
Игровые технологии, их целевые ориентации: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие. Функции игровых технологий: развлекательная, коммуникативная, игротерапевтическая, диагностическая, коррекционная, межнациональной коммуникации. Структура игры: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Мотивация игровой деятельности. Классификация педагогических игр: по области деятельности; по характеру педагогического процесса; по игровой методике; по предметной области; по игровой среде. Интерактивный процесс, его цель. Технология интерактивной игры.
Творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе. Диагностика творческих способностей. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся. Школа Творчества И.П. Волкова.
Основные этапы технологии КТД: подготовка, организация; проведение; анализ, рефлексия дела. Реализация первого этапа КТД: Стартовая беседа; Создание творческих групп; Обсуждение дела в творческих группах; Сбор-старт; Создание совета дела; Подготовка дела. Второй этап: проведение дела. Третий этап: анализ, рефлексия дела.
Номер раздела, темы, занятия
|
Название темы, раздела, занятия;
перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
|
|
|
|
Лекции
| Практические (семинарские) занятия
| Лабораторные
| Управляемая контролируемая сам. работа
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, мет. пособия и др.)
| Литература
|
Формы контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Технологии воспитательной деятельности (68)
|
|
| -
| Лекции – 6
Семинары – 6
| | | |
| Раздел 1.Теоретические основы развития педагогических технологий воспитания(2)
| | |
|
|
|
|
|
1.1
| 1.1. Сущность и структура педагогической технологии воспитания, ее научное обоснование (2)
1. Сущность структуры педагогической технологии ее научное обоснование.
2. Состав и структура педагогической технологии.
3. Соотношение понятий «методы», «приемы», «педагогическая технология», «методика воспитания».
|
| |
| | Мультимедийная презентация «Сущность и структура педагогических технологий»
| [4] [5]
[6] [7]
| Составление словаря педагогических терминов
|
1.2
| 1.2. Классификация воспитательных технологий (2)
1. Сущность понятия «воспитательные технологии».
2. Обоснования для создания воспитательных технологий. Классификация воспитательных технологий.
3. Отбор педагогом воспитательных технологий.
|
|
|
|
| Наглядное пособие «Классификация педагогических технологий»
| [4] [5]
[6] [7]
| Опорный конспект темы
|
| Раздел 2. Технология организации воспитательной деятельности учителя, классного руководителя (20)
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1
| 2.1. Технология моделирования классным руководителем жизнедеятельности класса (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.1
| 1. Ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.
2. Планирование воспитательной работы в классе. Новые подходы к планированию.
3. Виды и формы воспитательной деятельности.
|
| |
|
| Мультимедийная презентация «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»
| [11] [3]
[4] [10]
| Выполнение тестовых заданий
|
2.1.2
| 1. Содержание, структура плана воспитательной работы с классом.
2. Отбор форм воспитательной работы классным руководителем.
3. Основные направления, формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.
|
|
|
|
| Планы воспитательной работы классных руководителей школ
| [3.] [4.] [10.]
| Разработка критериев отбора эффективных форм воспитательной работы классным руководителем
|
2.2
| 2.2.Технологии конструирования форм воспитательной работы с классом (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2.1
| 1.Понятие о технологии конструирования воспитательного процесса.
2.Содержание воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Приемы и формы воспитательной работы.
|
|
|
|
| Таблица «Формы воспитательной работы»
| [3.] [10.]
[15.]
| Определение характерных черт разных форм воспитательной работы. Создание авторской формы воспитательной работы
|
2.2.2
| 1. Технологии создания воспитательных мероприятий, имеющих постоянный набор конструктивных элементов.
2. Технологии и организации мероприятий, имеющих творческую направленность.
3. Эффектиное использование форм воспитательной работы классных руководителей.
| |
|
|
| Сценарии воспитательных мероприятий студентов
| [3.] [10.]
[15.]
| Защита проектов воспитательных дел и мероприятий
|
2.3
| 2.3. Технология создания коллектива
| |
|
|
|
|
|
|
2.3.1
| 1. Сущность педагогических методов, способствующих созданию коллектива.
2. Алгоритм проведения методов, их роль в создании благоприятной атмосферы.
3. Этап знакомства, его стадии.
| |
|
|
| Мультимедийная презентация «Технология создания коллектива»
| [11] [3.]
[6.] [10.]
[15.]
| Разработать авторскую технологию создания коллектива
|
2.4
| 2.4.Здоровьесберегающие технологии воспитания (2)
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4.1
| 1. Здоровьесберегающие технологии как самостоятельный компонент образовательных и воспитательных систем.
2. Модель здорового образа жизни.
3. Критерии здоровьесбережения учебно-воспитательной работы.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Здоровьесберегающие технологии воспитания»
| [13] [4.]
| Разработка критериев отбора эффективных форм воспитательной работы по здоровому образу жизни классным руководителем
|
2.5
| 2.5. Технология создания ситуации успеха (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5.1
| 1. Теоретические основы создания ситуации успеха.
2. Ситуация успеха и ее типы.
3. Использование ситуации успеха в современной школе.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Технология создания ситуации успеха»
| [1] [2]
[3] [5]
[2.]
| Педагогическое эссе «Я создаю ситуацию успеха»
|
2.5.2
| 1. Создание ситуации успеха в практической деятельности классного руководителя.
2. Алгоритм создания ситуаций успеха.
3. Влияние успеха на жизнедеятельность школьников.
|
|
|
|
|
| [1] [2]
[3] [5]
[2.]
|
|
2.6
| 2.6. Технология этической защиты (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
2.6.1
| 1. Сущность и назначение этической защиты.
2. Функции этической защиты.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Технология этической защиты»
| [15.]
| Опорный конспект темы
|
2.6.2
| 1. Назначение этической защиты.
2. Функции и операции этической защиты.
|
|
|
|
|
|
| Педагогическое эссе «Ситуация и случай».
|
| Раздел 3. Технологии личностно-ориентированного воспитания (10)
|
| |
| 4 (лекция)
2 (семинар)
|
|
|
|
3.1
| 3.1. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, Е.Н. (6)
|
|
|
| 2 (лекция)
2 (семинар)
|
|
|
|
3.1.1
| 1.Педагогика сотрудничества, ее характеристика, особенности содержания методики.
2. Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили).
|
|
|
|
| Хрестоматийные материалы («Десять заповедей» по Ш.А.Амонашвили)
| [1] [2]
[4][5]
[6] [9]
[2.][3.]
[11.]
| Заполнение таблицы «Концептуальные положения гуманно-личностых технологий Ш.А.Амонашвили»
|
3.1.2
| 1. Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили) (4)
|
|
|
| 2 (лекция)
| Просмотр и анализ фрагментов видеофильма «Идеи педагогов-новаторов»
| [1]
[2] [4][5]
[6] [9][13]
[2.][3.]
|
|
3.1.3
| 1. Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили) (4)
2. Гуманистическая направленность, обращенность к ребенку, гуманистические идеалы и нормы в воспитательной деятельности.
3. Методики формирования положительной Я-концепции личности.
|
|
|
| 4 (семинар)
|
| [1] [2] [4]
[5] [6] [9]
[2.] [3.]
|
|
3.2
| 3.2. Методика гражданского воспитания (6)
|
|
|
| 2 (лекция)
|
|
|
|
3.2.1
| 1. Цели-функции, задачи гражданского воспитания.
2. Система гражданского воспитания на современном этапе.
3. Формы и методы гражданского воспитания.
|
|
|
|
|
| [5]
|
|
3.2.2
| 1. Формирование гражданско-патриотических качеств на основе общечеловеческих гражданских ценностей.
2. Методика проведения уроков гражданской культуры.
3. Направление воспитательной работы: формирование основ национального самосознания, гражданственности, патриотизма, мировоззренческой культуры.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Методика проведения уроков гражданской культуры»
| [5]
|
|
3.2.3
| 1. Уровни, цели идеологического воспитания и ключевые социальные навыки в процессе проведения уроков гражданской культуры.
|
|
|
| 2 (лекции)
|
|
| Разработка целей идеологического воспитания и ценностных навыков
|
3.3
| 3.3. Технология смыслотворчества (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3.1
| 1. Понятие смыслотворчества.
2. Сущность и структура смыслотворчества.
3. Условия реализации технологии смыслотворчества.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Технология смыслотворчества»
| [5] [6]
| Выборочная проверка конспектов
|
3.3.2
| 1. Сущность смыслотворчества как педагогического явления.
2. Структура организации смыслотворчества участников педагогического процесса.
3. Методы смыслотворчества.
|
|
|
|
| Раздаточный материал «Компоненты структуры смыслотворчества»
| [5] [6]
|
|
3.4.
| 3.4. Технологии создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации в педагогическом процессе (2)
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4.1
| 1. Назначение и характеристика методов создания благоприятной атмосферы.
2. Задачи и алгоритм реализации методов.
3. Использование методов создания благоприятной атмосферы.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Технологии создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации в педагогическом процессе»
| [5] [6]
| Опорный конспект темы
|
3.5
| 3.5. Методика нравственного воспитания учащихся (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
3.5.1
| 1. Потребностные и аксиологичекие подходы как научные основы практики нравственного воспитания.
2. Сущность и функции аксиологического (ценностного) подхода в нравственном воспитании.
3. Методы организации ценностно-ориентированной деятельности школьников.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Сущность и функции аксиологического (ценностного) подхода в нравственном воспитании»
| [4.] [5]
|
|
3.5.2
| 1. Организация опыта нравственного поведения у школьников.
2. Формирование ценностных ориентаций учащихся в воспитательном процессе.
3. Педагогическая поддержка самопознания школьников в воспитательном процессе.
|
|
|
|
|
| [4.] [6]
| Разработка проекта по теме: «Педагогическая поддержка самопознания школьников как важный компонент воспитательного процесса»
|
3.6
| 3.6. Методика эстетического воспитания учащихся (2)
|
|
|
|
|
|
|
|
3.6.1
| 1. Основные направления эстетического воспитания школьников.
2. Функции эстетики в системе всестороннего развития личности.
3. Специфика методики эстетического воспитания.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Эстетика и разностороннее развитие личности»
| [5] [6]
| Выполнение тестовых заданий
|
3.7
| 3.7. Методика трудового воспитания учащихся (6)
|
|
|
| 2 (лекции)
|
|
|
|
3.7.1
| 1. Сущность трудового воспитания.
2. Основные виды трудовой деятельности.
3. Методика формирования трудовых умений и навыков, культуры умственного и физического труда.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Трудовое воспитание учащихся»
|
| Составление терминологического словаря по теме
|
3.7.2
| 1. Цель, задачи, основное содержание трудового воспитания.
2. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков.
3. Система трудового воспитания школьников в процессе воспитательной работы.
|
|
|
|
|
| [5] [6]
| Разработать критерии трудовой воспитанности
|
3.7.3
| 1. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников.
2. Формы и методы трудового воспитания.
3. Критерии трудовой воспитанности.
|
|
|
| (2 лекции)
| Конспектирование материалов
|
| Проверка конспектов
|
3.8
| 3.8. Игровые технологии (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
3.8.1
| 1. Игровые технологии. Спектр их целевых ориентаций.
2. Функции игровых технологий.
3. Классификация педагогических игр.
|
|
|
|
| Наглядное пособие «Классификация педагогических игр»
| [5][6].
[1.][4.]
[10.][11.]
| Разработка и защита проекта (по выбору студентов)
|
3.8.2
| 1. Функции игровых технологий.
2.Гланвые черты игр (по С.А.Шмакову).
3.Структура игры как деятельности, значение игры и её феномен.
| |
|
|
|
| [5][6].
[1.] [4.][10.]
[11.]
| Игра-конкурс разработанных игровых технологий
|
3.9
| 3.9 Технология развития творческого потенциала личности (4)
|
|
|
|
|
|
|
|
3.9.1
| 1. Творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе.
2. Диагностика творческих способностей.
3. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация «Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся»
| [5][6].
[13][1.]
[5.][10.]
| Составление педагогического словаря
|
3.9.2
| 1. Творческие способности личности, их развитие в целостном педагогическом процессе.
2. Технологии, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся.
3. Школа Творчества И.П. Волкова.
| |
|
|
|
| [5][6].
[13][1.]
[5.][10.]
| Защита творческих заданий по теме с использованием компьютерной презентации
|
3.10
| 3.10. Технология воспитания социального творчества (И.П. Иванов)
|
|
|
| 2 (семинар)
|
|
|
|
3.10.1
| 1. Коллективное творческое воспитание, его основные идеи.
2. Технологии разработки коллективных творческих дел.
3. Основные этапы технологии КТД.
|
|
|
|
| Разработка коллективных творческих дел, воспитательных мероприятий (материалы студентов)
| [5] [6]
[13][5.]
[10.]
| Проверка творческих заданий, защита проектов коллективных творческих дел
|
3.10.2
| 1. Идеи, лежащие в основе коллективно-творческого воспитания (по И.П. Иванову).
2. Технологии процесса коллективного творческого воспитания.
3. Организационные формы коллективного творческого воспитания.
|
|
|
|
| Сценарий КТД, разработанные классными руководителями школ
| [5][6]
[13][5.]
[10.]
| Защита проектов КТД
|
3.10.3
| 1. Экспресс-подготовка и проведение КТД (по выбору студентов):
- Коллективное планирование;
- Коллективная подготовка КТД;
- Проведение КТД;
- Коллективное подведение итогов.
|
|
|
| 2 (семинар)
|
| [5] [6]
[13][5.]
[10.]
| Защита проектов КТД
|