Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Краткие Методические рекомендации по решению задач





Традиционным методом проведения семинарских и практических занятий является решение задач (казусов) с обсуждением реальных ситуаций, на основе которых они формулируются. Приближая учебные занятия к условиям деятельности судебных, прокурорских, следственных органов и органов дознания, такой метод способствует:

а) лучшему усвоению теоретического курса;

б) уяснению социального смысла закона;

в) приобретению практических навыков в применении уголовно-правовых норм к конкретным жизненым ситуациям;

г) выработке самостоятельности в решении вопросов, возникающих в ходе осуществления правоприменительной деятельности.

д) более квалифицированной подготовке студентов к их будущей практической работе.

Решение задач предполагает постановку обучаемого на место практического работника и обязывает его выявлять круг уголовно-правовых вопросов, возникающих в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. Создается обстановка реальной связи обучения с жизнью, что должно вызвать у студентов профессиональную заинтересованность и повысить результативность практических занятий.

Необходимо особо отметить, что решение задач позволяет связать в сознани студентов теорию уголовного права с уголовным законодательством, а теорию и законодательство с практикой в сфере борьбы с преступностью.

Предложенные в учебно-методическом комплексе задачи по изучаемым темам курса решаются студентами в часы для самостоятельной работы. На практическом занятии осуществляется обсуждение самостоятельно решенных студентами задач.

Работа с задачами предполагает соблюдение ряда методических правил:

1) изучение студентами уголовного законодательства и иных рекомендованных источников права, постановлений Пленума Верховного Суда РБ по соответствующей теме;

2) изучение соответствующих разделов учебника, научно-практических комментариев, рекомендуемых статей и монографий, конспекта лекций;

3) ознакомление с опубликованными материалами судебной практики;

4) предварительная проработка как основных вопросов, выносимых на практическое занятие, так и контрольных вопросов для самостояттельной работы;

5) внимательное изучение и анализ условия задачи;

6) обозначение для себя наиболее проблемных вопросов, требущих обсуждения их с преподавателем;

7) уголовно-правовая оценка деяний указанных лиц в соответствии с нормами Общей части УК, а в отдельных ситуациях – и нормами Особенной части.

Содержание (фабулы) задач, включенных в УМК, взято, как правило, из архивных уголовных дел и опубликованной судебно-следственной практики. В учебных целях преподаватель может изменить условия предусмотренного в настоящем пособии казуса, предложить для решения совсем иной казус, смоделировав его содержание по своему усмотрению в соответствии с поставленной для анализа целью.

При решении задач студенты должны исходить из того, что все фактические обстоятельства, изложенные в задачах, предполагаются установленными и доказанными. Если в задаче не указано иное, то основания и условия уголовной ответственности презюмируются. Например, при правовой оценке поведения лица следует считать, что оно является вменяемым и достигло возраста уголовной ответственности.

Необходимо иметь в виду, что ответы на ряд спорных вопросов, заложенных в конструкцию многих задач, содержатся не только в нормах, которые изучаются в данной конкретной теме курса, но и в ранее изученных (но не подлежащих еще изучению) нормах.

С учетом предъявляемых требований при разработке конструкций большинства задач в их содержание специально включены обстоятельства, подлежащие правовому анализу, содержащие в себе информацию разного уровня сложности. Соответственно, и вопросы к задачам содержат в себе разную степень сложности. Поставленные к каждой задаче вопросы относятся к положениям Общей части уголовного права. Студенту необязательно квалифицировать содеянное по статьям Особенной части УК, однако в ряде задач предлагается изложить возможные варианты квалификации содеянного по нормам Особенной части УК.

Задача должна быть прочитана внимательно с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как нередко именно она содержит необходимые для верного решения данные. Обычно в задаче ничего лишнего не бывает, каждый факт имеет уголовно-правовое значение или, напротив, подчеркнуто не имеет уголовно-правового значения. Из всех терминов задачи студент должен путем правового и грамматического толкования последовательно выбрать слова, характеризующие обстоятельства, имющие уголовно-правовое значение, и только после этотого продолжить анализ ситуации.

Важным этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление. В основе этого лежит хорошее знание УК РБ, умение свободно в нем ориентироваться, усвоение закона и теоретических положений по всем ранее изученным темам. В случае отсутствия акта законодательства РБ, регулирующего определенные общественные отношения, должны применяться соответствующие акты законодательства СССР, если они не противоречат законодательству РБ (“О применении на территории РБ законодательства СССР” – Закон РБ от 28. 05. 99 г. //НРПА РБ. 1999. № 42).

Следует также обратить внимание студентов, что с 1 января 2001 г. утратили силу некоторые постановления Пленума Верховного Суда РБ (См.: Постановление Пленума Верховного Суда РБ от 29. 03. 2001 г. № 3 “ О признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РБ” // Судовы весн1к. 2001. № 2. С. 19-20. Однако до принятия новых постановлений Пленума Верховного Суда РБ при подготовке к практическим занятиям рекомендуется использовать положения утративших силу постановлений в части, не противоречащей статьям нового УК, как сложившуюся судебную практику по соответствующим категориям уголовных дел.

В процессе осуществления уголовно-правовой оценки деяний указанных в задаче лиц и установления признаков, имеющих уголовно-правовое значение в рамках норм Общей части УК, необходимо исходить из последовательной характеристики всех элементов состава преступления (объект. объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Отвечая на поставленные в задаче вопросы, нельза ограничиваться ответами типа: “Да, подлежит” или “ Нет, не подлежит”, “ Нет, не является”,“ Нет, нельзя ” и т. д. Оптимальной формой проведения занятия является дискуссия. Участие каждого студента в обсуждении фабулы задачи дает ему возможность высказать личное мнение по рассматриваемым вопросам, позволяет выявить ошибки и коллизии в применении закона, способность вслух юридически грамотно формулировать свои мысли, получить навыки ведения полемики.

Решение должно быть юридически и фактически аргументированным и мотивированным, т.е. содержать грамотное обоснование, суждения со ссылками на соответствующую норму УК, разъяснения Пленума Верховного Суда РБ и доктринальные положения теории уголовного права. В ситуации, когда имеющихся источников (нормативных, учебных или монографических) недостаточно для уверенного решения, необходимо ознакомиться с дополнительной литературой или обратиться за консультацией к преподавателю.

Профессия юриста включает умение вести доказывание на основании закона в соответствии со смыслом и логикой. Задачу можно считать решенной только в том случае, когда предложенное решение обоснованно приведенными надлежащими правовыми нормами и доказана его истинность.

Решение задачи с краткими ссылками на соответствующие нормы и теоретические работы следует кратко конспектировать, что способствует развитию юридического мышления, более глубокому усвоению юридической терминологии, выработке навыков краткого и аргументированного письменного изложения решения казуса. Записанное в конспективной форме решение задачи является как бы планом ответа на практическом занятии. В соответствии с замечаниями преподавателя (на практическом занятии) в конспект также необходимо вносить и дополнения, чтобы иметь правильное и наиболее полное решение.

Хорошо оформленный конспект с решениями задач разной степени сложности может пригодиться и в будущей профессиональной деятельности в органах правоприменения.


Методические указания и задания к контрольным работам по курсу “Уголовное право. Общая часть” для студентов заочной формы обучения.

Общеизвестно, что для точного и строгого исполнения закона надо хорошо его знать, понимать правовую сущность и социальную ценность, уметь правильно анализировать те отношения, которые он регулирует.

Изучение студентами-заочниками уголовного права предполагает не только усвоение принципов, общих положений и норм закона, но и выработку у них определенных умений применять уголовный закон, правильно квалифицировать совершенное общественно опасное деяние. Среди различных методов и способов, используемых в обучении будущих юристов, важное место занимает самостоятельная работа студента и, в частности, подготовка в соответствии с учебным планом домашней письменной контрольной работы по разделу Общей части УК, называемого в теории «Учение о преступлении».

Основные задачи выполнения контрольной работы:

1. Формирование умений анализировать и квалифицировать общественно опасные деяния;

2. Развитие навыков изложения в письменной форме содержания как теоретического вопроса, так и результатов проведенного правового анализа конкретной ситуации с признаками общественно опасного деяния;

3. Дальнейшее развитие навыков работы с нормативными источниками и учебно-монографической литературой;

4. Как для преподавателя, так и для студента – это одна из эффективных форм проверки / самопроверки и оценки: а) усвоенных знаний, б) объема приобретенной информации, в) уровня самостоятельности и активности студента в учебном процессе, г) эффективности методов, форм и способов в учебной деятельности.

С учетом решаемых в процессе выполнения контрольной работы задач названный вид самостоятельной подготовки студентов можно назвать своеобразным промежуточным письменным экзаменом.

Как следствие, структура контрольной работы построена таким образом, чтобы охватить максимум количества тем. Так, студенты должны: а) дать ответ на один теоретический вопрос из раздела «Учение о преступлении»;

б) решить две практические задачи (которые охватывают, как правило, вопросы уже иных тем);

в) сделать правовой анализ обстоятельств основного конкретного факта и вариантов, изложенных в содержании задачи, в рамках норм Общей части УК;

г) дать краткие письменные пояснения по специально разработанным для каждой задачи вопросам;

д) предложить свои варианты квалификации содеянного в соответствии с нормами Особенной части УК. (Примечание: неточности в квалификации не рассматриваются как отрицательный результат, если допущенные ошибки связаны с выходом за пределы норм Общей части УК).

Ответ на теоретический вопрос должен показать глубину усвоения вопросов, относящихся к фундаментальным или проблемным. При этом рекомендуется в тексте ответа на этот вопрос отражать следующие аспекты:

· значение данного вопроса для науки уголовного права и судебно-следственной практики;

· решение данного вопроса в законодательстве;

· разъяснения по поводу этого вопроса, данные Пленумом Верховного Суда РБ;

· мнения и позиции по данному вопросу, высказаннные учеными-юристами;

· какие трудности и противоречия имеются в связи с данным вопросом, какие связанные с ним проблемы не решены;

· ваше решение по данному вопросу, ваши аргументы и предложения по совершенствованию уголовного законодательства.

Приступая к решению задач, необходимо ознакомиться с содержанием задач, их вариантами и поставленными вопросами, изучить рекомендуемую учебную литературу, статьи уголовного закона и другие нормативные акты. Задачи, дополненные вариантами ситуаций, исследуются, как правило, с помощью метода сравнительного анализа. При этом студенты должны обосновывать ответы ссылками на законодательство (указывать закон, статью, ее часть, пункт и т.д.), на разъяснения конкретного постановления Пленума Верховного Суда РБ, а при необходимости – на мнения ученых-юристов и сложившуюся судебную практику. Теретический вопрос и решение задач должны быть основаны на применении норм УК РБ 1999 г.

Указанные положения не должны излагаться абстрактно, без всякой связи с рассматриваемой задачей. Их необходимо увязать с условиями задачи, подкрепив ими предложенные ответы. Исключение из этого общего правила - это случаи, когда в задании ставится вопрос теоретического содержания (например, раскрыть содержание состава).

Анализ статьи особенной части УК проводится в письменном виде по следующим позициям:

· вид диспозиции и санкции данной статьи;

· категория преступления по характеру и степени общественной опасности;

· вид состава преступления по степени общественной опасности;

· объект преступления и его виды;

· объективная сторона преступления (при этом следует назвать все обязательные признаи объективной стороны даного состава преступления, его вид по конструкции объективной стороны и момент окончания преступления, если имеется – предмет преступления и его признаки);

· субъект преступления (если есть – признаки специального субъекта);

· субъективная сторона преступления (при этом студенты должны раскрыть конкретное для анализируемого состава содержание критериев (моментов) вины, учитывая вид состава преступления по конструкции объективной стороны);

· раскрыть содержание квалифицирующих признаков состава преступления, указав при этом, к каким элементам состава они относятся.

Всего разработано 25 вариантов контрольных работ, что позволяет избежать дублирования и предотвращает возможность заимствования текстовой части недобросовестными студентами. Вариант контрольной работы студент получает на кафедре уголовного права и криминалистики.

Содержание контрольной работы должно соответствовать полученному на кафедре варианту. Работавыполняется в письменном виде от руки, на пишущей машинке или на компьютере. Работы в виде ксерокопий или выполненные от руки трудночитаемым почерком не принимаются к рецензированию и возвращаются студенту.

Переписывать задания, т.е. условия задач и поставленные вопросы (за исключением первого теоретического вопроса) не следует. Объем контрольной работы не должен превышать 10 – 12 печатных стандартных страниц.

В конце контрольной работы необходимо указать использованные нормативные источники и учебно-монографическую литературу. Допускается указание как всей использованной при подготовке работы литературы, так и только цитированной (т.е. отраженной в подстрочных сносках) литературы. Приводимые в тексте цитаты и выписки должны быть задокументированы со ссылками на источник.

Под списком литературы ставится дата представления контрольной работы для рецензирования и подпись студента. С тематическими списками нормативных источников и учебно - монографической литературы студент может ознакомиться в соответствующих разделах настоящего учебно-методического комплекса. При выполнении контрольной работы студенты не ограничиваются в выборе и других источников правовой информации.

По согласованию с преподавателем допускается выполнение в качестве контрольной работы иного задания, связанного с содержанием изучаемого предмета. Например, студенты могут участвовать в исследовании кафедральных научных тем в составе проблемных групп, собирать и обобщать материалы судебно-следственной практики.

На титульном листе указывается: наименование учебного заведения, факультет, курс, учебная группа, фамилия, имя, отчество студента, почтовый адрес, наименование учебной дисциплины и вариант задания. После подготовки контрольные работы высылаются в адрес учебного заведения или доставляются студентами самостоятельно.

Работа, которая была:

а) списана или выполнена поверхностно;

б)) с наличием ряда принципиальных правовых ошибок;

в) выполнена путем механического дословного переписывания материала из учебников или другой литературы;

г) представлена на рецензирование после установленного срока сдачи - не засчитывается и возвращается студенту.

К зачетам допускаются студенты, представившие предусмотренную для соответствующего семестра контрольную работу, положительно оцененную преподавателем.


Варианты контрольных работ

 

Вариант 1

Вопрос: Понятие уголовного закона, его признаки и строение. Структура норм Особенной части УК.

Задача 1. Водитель легковой автомашины Коляда, подъезжая к неохраняемому железнодорожному перезду, в нарушение ПДД не остановился на запрещающий сигнал светофора. Не выходя из автомобиля, Коляда осмотрелся по сторонам и решил быстро переехать железнодорожный путь, так как приближающегося поезда не увидел, посчитав, что возможно неисправна и сигнализация. В этот момент к переезду с противоположной стороны подъехал и остановился почти по центру дороги комбайн, что повлекло некоторую задержку в пересечении Колядой на автомобиле переезда. Не успев переехать железнодорожное полотно, автомобиль был сбит быстро приближающимся из-за поворота тепловозом. В результате столкновения жене Коляды были причинены тяжкие телесные повреждения, их 14 –летний сын погиб, сам водитель получил легкие телесные повреждения.

В жалобе на приговор суда Коляда указывал, что аварийная обстановка возникла из-за комбайнера, который поставил комбайн почти по центру дороги, создав тем самым препятствие для свободного движения через перезд.

1. Дайте характеристику субъективной стороны совершенного Колядой действия.

2. Какими признаками характеризуется двойная вина?

3. Имеется ли причинная связь между действитями комбайнера, Коляды и наступившими общественно опасными последствиями.

4. Предложите вариант квалификации содеянного Колядой (Ознакомьтесь со ст. 317 УК).

Вариант: в результате столкновения были причинены только значительные технические повреждения автомобилю.

Задача 2. Ранее судимые Якубенок и Сироткин решили из мести за служебную деятельность убить участкового инспектора милиции Нестеренко. В свои преступные планы они посвятили Корнева, у которого участковый инспектор месяц назад изъял самогонный аппарат и составил административный протокол. Последний от участия в убийстве отказался, но дал по просьбе Якубенка свое охотничье ружье.

На одном из участков дороги Якубенок и Сироткин устроили засаду. Когда Нестеренко поздно вечером возвращался домой на служебном мотоцикле, Сироткин завалил на дорогу заранее подпиленное дерево, а Якубенок выстрелом из ружья убил работника милиции. После убийства Сироткин закопал труп Нестренко в лесу, а Якубенок возвратил Корневу его ружье, сказав при этом: “ Теперь можешь гнать самогонку спокойно”.

1. На какой стадии завершилась преступная деятельность Якубенка, Сироткина и Корнева?

2. Определите форму соучастия и вид соучастников.

3. Предложите вариант квалификации содеянного каждым из названных лиц.

 

Вариант 2

Вопрос: Принципы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Задача 1. Гражданка Республики Беларусь Чудникова, желая избавиться от мужа, решила его убить. Перед отправлением поезда на ж/д вокзале г.Минска Чудникова увидела, что муж купил с рук у незнакомой женщины бутылку водки, в купе выпил часть спиртного и снова вышел на перрон покурить. Воспользовавшись этим удобным условием остаться вне подозрения, Чудникова всыпала в водку заранее приготовленный яд.

Чудников после отправления поезда выпил еще спиртного и лег отдыхать.

При подъезде к г.Смоленску РФ Чудникову стало плохо, он был снят с поезда и госпитализирован в больницу г.Смоленска, где через сутки умер. Умирая, Чудников успел сказать врачам, что его, видимо, отравила жена. Последняя была задержана в г. Смоленске.

1) По уголовным законам какого государства Чудникова подлежит уголовной ответственности?

2) При каких обстоятельствах Чудникова будет нести уголовную ответственность по УК РБ? (Смоделируйте учебно-практическую ситуацию)

3) Опредилите время и место совершения преступления.

Вариант: Чудников не умер и после выдоровления, по месту жительства заявил в органы милиции, что жена его хотела убить.

Вариант: Чудникова всыпала яд при подъезде к г. Смоленску и муж умер.

Задача 2. Гражданин Республики Беларусь Алексеев на территории Литвы совершил кражу чужого имущества, которое продал, а на вырученные деньги купил пистолет.

Через сутки с применением огнестрельного оружия Алексеев совершил разбойное нападение на инкассатора, завладел деньгами и скрылся.

При въезде на территорию Республики Беларусь во время выборочного досмотра ручной клади сотрудниками белорусской таможни у Алексеева были обнаружены добытые преступным путем деньги и пистолет.

1) По закону какого государства подлежит Алексеев уголовной ответственности за кражу, приобретение и ношение огнестрельного оружия, разбойное нападение и контрабанду при условии, что правоохранительные органы РБ отказали в выдаче Алексеева правоохранительным органам Литвы?.

2) Проведите анализ правомерности отказа в выдаче на основании норм УК РБ и других нормативных актов, в том числе международных договоров.

3) Как регулируются вопросы выдачи преступников по национальному и международному праву?

4) Предложите варианты квалификации содеянного.

Вариант: Алексееву, родившемуся в Литве, длительный период не предоставляли под всякими надуманными предлогами литовское гражданство, несколько раз задерживали и избивали. Вооружившись пистолетом при вышеизложенных обстоятельствах, Алексеев фактически прорвался через литовский пограничный пост на территорию РБ, где сразу же заявил белорусским пограничникам о намерении просить политическое убежище.

1) Проведите правовой анализ ситуации.

2) Как должен быть разрешен вопрос о предоставлении политического убежища при изложенных обстоятельствах?

3) Подлежит ли Алексеев уголовной ответственности по законодательству РБ?

4) Подлежит ли Алексеев выдаче органам правоприменения Литвы?

 

Вариант 3

Вопрос: Понятие преступления, его признаки и виды.

Задача 1. Два приятеля, Сорокин и Кореневский, разговорились о том, что "самый верный" способ добыть много денег - ограбить кассу какого либо магазина или совершить нападение на инкассатора.

"Для этого нужно оружие" - сказал Кореневский. "Желательно достать автоматы" - ответил Сорокин. "Автомата не достанем, а попробуем достать пистолеты" - сказал Кореневский.

После этого приятели к теме указанного разговора не возвращались.

Младший брат Кореневского, проверяя новый магнитофон, подаренный ему в день рождения, случайно записал разговор на пленку.

1) Проанализируйте ситуацию с точки зрения наличия в действиях Сорокина и Кореневского признаков, присущих преступлению, в чем они проявляются?

2) При каких обстоятельсвах обнаружение умысла уголовно наказуемо?

3) Можно ли рассматривать действия называнных лиц как стадию приготовления к совершению преступления?

Задача 2. Бригада "скорой помощи" получила срочный вызов на место столкновения троллейбуса с груженным рефрижератором. Из сообщения стало известно, что среди пассажиров есть пострадавшие.

Водитель машины "скорой помощи" Бобков из-за неисправности, возникшей перед выездом, в течение 20 минут не мог завести автомобиль, что повлекло задержку выезда медработников к месту происшествия.

Желая наверстать упущенное время, Бобков вел автомобиль с большой скоростью, в результате чего сбил гражданина, причинив ему тяжкие телесные повреждения.

На суде защитник Бобкова просил оправдать своего подзащитного, мотивируя тем, что последний действовал из хороших побуждений, намереваясь как можно быстрее прибыть на место происшествия для оказания врачами медицинской помощи пострадавшим.

1) У страняют ли общественную опасность деяния положительные побудительные мотивы?

2) Имеются ли основания рассматривать причиненный вред с позиции института крайней необходимости?

3) Имеются ли в действиях водителя Бобкова признаки преступления? (Ознакомьтесь со ст. 317 УК).

Вариант: Бобков двигался с превышением установленной скорости по требованию старшего медицинской бригады, который пообещал принять все меры для его увольнения из-за необеспечения Бобковым технической исправности автомобиля, что повлекло задержку выезда на место ЧП с большими человеческими жертвами.

1) Возможно ли применение к данной ситуации условий ст. 39 или ст. 40 УК?

 

Вариант 4

Вопрос: Понятие малозначительного деяния и его юридическое значение в квалификации преступлений.

Задача 1. Алексеев и Горнов, узнав, что кассир заболела и фактически не успела выдать зарплату для членов колхоза, решили похитить деньги из колхозной кассы. В ночь на 19.06.2003 г., воспользовавшись самовольным уходом сторожа (вариант: отключили автономную сигнализацию кассового помещения) и взломав дверь, проникли в помещение кассы, где с использованием малогабаритного сварочного аппарата разрезали замок на дверях сейфа. В сейфе оказалось только 52 тыс. рублей.

1) Совершили ли Алексеев и Горнов преступление?

2) Имеются ли основания для привлечения названных лиц к уголовной ответственностит? (Ознакомьтесь со ст. 205 УК).

3) Проведите анализ субъективной стороны. Какое уголовно-правовое значение имеет степень конкретизации умысла?

Вариант: В сейфе денег вообще не оказалось, так как они были перенесены по указанию председателя колхоза в другое место.

Вариант: Обнаружив в сейфе большое количество денег и испугавшись возможной повышенной уголовной ответственности, а также из-за жалости к колхозникам, Алексеев и Горнов взяли каждый по 25 тыс. руб.

1) Имеется ли в действиях названных лиц малозначительность деяния?

Задача 2. Григорьев должен был по повестке явиться в райвоенкомат 15.05. 2003 г. для призыва в армию, однако прибыл лишь 26.05.2003 г., объяснив свое опоздание тем, что утерял свое свидетельство призывника на свадьбе у друга в другой области, куда пришлось съездить повторно. Удостоверение нашлось. (Варианты: а) должен был уладить конфликт с девушкой; б) тяжело заболела мать, отец запил и нужно было дождаться возвращения сестры из командировки).

Против Григорьева было возбуждено уголовное дело по ст. 435 УК Республики Беларусь.

1) Проанализируйте действия Григорьева с точки зрения наличия в его поведении признаков преступления, предусмотренное данной статьей.

2) Является ли бездействие Григорьева уголовно наказуемым?

3) При каких условиях наступает уголовная ответственность за бездействие?

 

Вариант 5

Вопрос: Понятие состава преступления, его значение и классификация.

Задача 1. 15 – летние Козьмин и Лемнев с целью потренироваться в стрельбе из охотничьих оружий в отсутствие родителей, воспользовавшись свободным доступом, взяли их охотничьи ружья, боеприпасы и вышли в отдаленный от деревни овраг на краю леса. Поставив пустые бутылки, начали стрелять. Одним из выстрелов был убит отец Лемнева, который, обнаружив отсутствие ружья и узнав от соседей, что сын с другом, направляясь за деревню в сторону оврага, несли какой -то длинный предмет, завернутый в тряпку, пошел его искать со стороны леса.

Баллистической экспертизой было установлено, что пуля-жакан, которой был убит Лемнев, выпущена из ружья Козьмина. На допросе подростки пояснили, что при стрельбе они менялись ружьями, во-вторых, для стрельбы выбрали удаленный от деревни овраг, считая, что там никто не ходит и поэтому они не причинят никому вреда.

1) Проведите правовой анализ ситуации.

2) Совершили ли Козьмин и Лемнев преступление? 3) Если преступление совершено, раскройте содержание вину по отношению к смерти Лемнева.

4) Предложите варианты квалификации при условии, что в процессе предварительного расследования не представилось возможным установить, кто стрелял из ружья Козьмина, когда был убит Лемнев.

Вариант: Козьмин и Лемнев к моменту стрельбы достигли общего возраста уголовной ответственности.

1) будет ли влиять названное условие на квалификацию содеянного?

Вариант: После проведения ряда сложных комплексных экспертиз было установлено, что смертельный для Лемнева-старшего выстрел произвел его 15 –летний сын.

Задача 2. Следователь Войтехович предложил обвиняемому в совершении ряда краж личного имущества Тюневу подписать протокол допроса. Последний отказался это сделать и пытался порвать процессуальный документ. Когда это ему не удалось, он схватил стул и изготовился нанести им удар Войтеховичу по голове. В тот момент, когда Тюнев уже фктически стал наносить удар в направлении головы следователя, Войтехович успел выхватить из оперативной кобуры пистолет и почти в упор выстрелил в Тюнева. От полученного ранения Тюнев скончался на месте происшествия.

1) На основе положений какого института уголовного права должен решаться вопрос о правомерности его действий?

2) Проведите анализ ситуации применительно к условиям правомерноости необходимой обороны, относящимся к посягательству и защите.

3) Вправе ли был Войтехович защищаться подобным образом?

Вариант: Тюнев был задержан по подозрению в изнасиловнии малолетней.

Вариант: Тюнев, будучи ранее судим за убийство и подозревавшийся в изнасиловании малолетней, перегнувшись через стол, нанес Войтеховичу удар кулаком в лицо, причинив менее тяжкие телесные повреждения. После этого, схватив со стола уголовное дело, пытался выбежать из кабинета. В этот момент Войтехович произвел выстрел в спину, повлекший наступление мгновенной смерти.

1) Как влияют названные обстоятельства на разрешение вопроса о соответствии действий следователя Войтеховича условиям ст. 34 УК?

2) Какие обстоятельства учитываются при решении вопроса о наличии или отсутствия превышения пределов необходимой обороны?

 

 

Вариант 6

Вопрос : Понятие объекта преступления и его виды. Особенности соотношения понятий «объект преступления», «предмет преступления» и «потерпевший от преступления».

Задача: 1. Смольский, находясь в парке на катке, сорвал с головы Ганиной меховую шапку и отбежал в сторону на несколько метров.

Находившимся здесь же нарядом милиции он был задержан и доставлен в отдел милиции по подозрению в совершении грабежа личного имущества.

В милиции Смольский пояснил, что сделал это для того, чтобы привлечь внимание Ганиной, таким образом познакомиться с ней.

1) Является ли содеянное Смольским преступлением?

2) Какое значение будет иметь несоответствие содержания цели действий Смольского с фактическим содержанием действий?

3) Подлежит ли Смольский при изложенных обстоятельствах уголовной ответственности? Если да, предложите вариант квалификации. Если нет, мотивируйте свое решение.

Вариант: Смольский убегал и был задержан. Ганина ранее отвергла его дружбу. Смольский сорвал шапку, закрыл свое лицо новогодней маской, чтобы не быть узнанным. Рассчитывал таким образом "навредить" бывшей подруге, а через пару дней шапку подбросить.

Задача: 2. Звонарев склонил к вступлению с ним в половую связь Воробьеву, обещав зарегистрировать вскоре с ней брак. После двух месяцев встреч Звонарев отказался от своего обещания, объяснив, что этим он лишь хотел добиться согласия Воробьевой на интимные отношения.

Воробьева обратилась с заявлением в прокуратуру о привлечении Звонарева к уголовной ответственности "за изнасилование путем обмана".

1) При решении дайте определение общего объекта преступления и поясните его примерами.

2) Проведите правовой анализ изложенной ситуации.

3) Имеются ли в действиях Звонарева признаки преступления?

Вариант: Воробъева согласилась на вступление в половую связь с Звонаревым только после того, как он пообещал повысить ее в занимаемой должности. Однако Звонарев впоследствии стал под разными предлогами уклоняться от исполнения данного общенаия, а затем вообще отказался на эту тему разговаривать и прекратил интимные отношения.

Вариант: Воробъева согласилась на вступление в половую связь после того, как Звонарев показал ей проект приказа о сокращении.

1) Проведите сравнительный анализ всех изложенных обстоятельств в трех вариантах на предмет наличия в действиях Звонарева состава преступления.

2) Ознакомьтесь с содержанием ст. 170 УК и если в действиях Звонарева содержатся признаки названной статьи, проведите анализ состава преступления по всем четырем элементам.

Вариант 7

 

Вопрос: Объективная сторона преступления, ее структура и уголовно-правовое содержание и значение входящих в нее признаков.

Задача 1. Гаврилов совменстно с несовершеннолетним Чертковым (16 лет) и Токаревым (15 лет) после совместного употреблегния спиртных напитков совершили угон автомашины марки «М-412», пинадлежащей Строеву. Несколько часов они по очереди на машине катались по проселочным дорогам. На одном из участков дороги во время управления автомобилем Токаревым был совершен наезд на пешехода Дягилева, что повлекло причинение потерпевшему тяжких телесных повреждений. Испугавшись содеянного и считая, что сбитый мужчина мертв, севший за руль Гаврилов вместе с Чертковым и Токаревым с места происшедствия скрылись. Выехав к глубокому обрагу, по предложению Гаврилова Чертков и Токарев похитили с автомобиля радиприемник и набор инструментов, а затем, совершив поджег автомобиля, столкнули его в овраг.

1) Проведите правовой анализ изложенных обстоятельств и дайте характеристику субъекта преступления.

2) За какие преступления установлена уголовная ответственность с 14 лет?

3) Назовите основные критерии и признаки, которыми руководствовался законодатель, устанавливая перечень преступлений, предусмотренный в ч.2 ст.27 УК.

4) За какие преступления должны отвечать Гаврилов, Чертков и Токарев?

5) Как повлияет на уголовную ответственнгость их возраст?

Задача 2. Терин, находясь в нетрезвом состоянии в магазине и воспользовавшись тем, что продавщица отвернулась, перегнулся через прилавок и на виду у присутствующих покупателей схватил из незакрытого кассового ящика пачку денкег в сумме 1 млн. 150 тыс. руб. Покупатели пытались задержать его, однако Терин, преследуя цель избежать задержания, нанес двум гражданам легкие телесные повреждения с кратковременным расстройством здоровья и с места совершения преступления ск







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.