Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







по подготовке и сдаче экзаменов по Общей части уголовного права





Изучение Общей части уголовного права в соответствии с учебным планом завершается экзаменом. Рубежный ( промежуточный ) контроль работы студентов по усвоению учебного материаила проводится в форме зачета, а на заочном отделении еще и в форме контрольной работы по разделу «Учение о преступлении».

Экзамен является как бы заключительным этапом изучения курса Общей части уголовного права. В целом получаемые студентами знания обощаются и систематизируются на протяжении всего периода обучения. Но экзамены и зачеты служат средством контроля наиболее полного уяснения полученного материала. Они выполняют функцию особой формы обучения, поскольку в процессе их подготовки и проведения расширяется, углубляется и уточняется имеющийся объем знаний.

Экзамены и зачеты – это своего рода отчет студента о проделанной работе.

Они показывают, насколько добросовестно студенты работали над рекомендуемыми нормативно-правовыми актами, иными официальными документами, юридической литературой. Одновременно прием экзаменов и зачетов дает преподавателям материал для совершенствования педагогической работы. Анализ результатов экзаменов и зачетов позволяет найти недостатки в учебном процессе и наметить пути их устранения.

Студенты должны знать, что в качестве основы для определения оптимального количества вопросов, включаемых в билеты, принимается структура учебной программы. В практике применяются две формы конструкции экзаменационных билетов:

1. Включение в каждый экзаменационный билет не менее трех теоретических вопросов из разных разделов учебной программы.

2. Включение в каждый экзаменационный билет два теоретических вопроса из разных разделов программы и одной задачи или практического задания.

Все билеты составляются так, чтобы максимально они были одинаковой сложности и трудности. В билеты включаются вопросы из различных частей курса, но так, чтобы они не повторялись в других билетах. Особое внимание уделяется на характер формулировок вопросов. Язык их должен быть лаконичным, ясным и вместе с тем содержательно емким. Формулировки вопросов должны исключать возможность односложных ответов и вызывать необходимость давать развернутый ответ с подробной аргументаций. Для преподавателя всегда является значимым мнение студентов в этом вопросе с учетом итогов проведенных экзаменов.

Для успешной сдачи экзамена требуется систематическая работа с законодательным материалом, учебной и монографической литературой. В ходе самостоятельной работы целесообразно дополнять конспект прослушанных лекций краткими заметками по мере расширения позниний. Поскольку экзамен принимается в устной форме, студенту необходимо развивать навыки устного аргументированного изложения своих мыслей как в ходе аудиторных занятий, так и в повседневном практическом общении в межсессионный период.

Практика показывает, что более высокие результаты на экзаменах имеют те студенты, кто систематически и целеустремленно работает с рекомендованной литературой, преследуя цель не механического запоминания статей УК, а прежде всего уяснения сущности и правового содержания тех или иных норм или институтов уголовного права, а также понимания их взаимосвязей.

Непосредственно перед экзаменом возможна подготовка личных кратких конспектов по каждому вопросу ( но не «шпаргалок») в той последовательности, в которой вопросы расположены в настоящем учебно-методическом комплексе.

Студент должен дать ответ на каждый теореитческий вопрос и правильно решить задачу, если она включена в качестве третьей позиции в билет. В последнем случае после ответа на два теоретических вопроса студенту может предоставляться дополнительное время для подготовки решения задачи с использованием текста Уголовного кодекса. Его использование не влияет на оценку. Если студент подготовил решение раньше, он может сообщить ее решение непосредственно после ответа на теоретические вопросы.

Экзаменатор имеет право выставить отличную оценку в экзаменационной ведомости без опроса тем студентам, которые показали отличную успеваемость по уголовному праву на протяжении учебного года ( семестра), а также активно участвовали в семинарских (практических) занятиях.

Для подготовки к ответу студенту отводится 30 минут. Ответ по билету не должен превышать 20-25 минут.

По окончании ответа по билету экзаменатор может задать экзаменующемуся дополнительные и уточняющие вопросы в объеме изученного материала. Оценка по результатм экзамена объявляется студенту, заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационную ведомость.

Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости записью « не явился». Пересдача экзамена допускается не более двух раз. В этом случае прием экзаменов осуществляется комиссией.

Вызванный для сдачи экзамена в аудиторию студент должен иметь при себе не более четырех листов чистой бумаги для записей ответов на теоретические вопросы и решения задачи и зачетную книжку, которую представляет экзаменатору, после чего лично берет билет, называет его номер, при необходимости уточняет вопросы.

В процессе подготовки к ответу экзаменующийся намечает его план или пишет конспект. Его полнота определяется студентом самостояткельно и имеет значение лишь при разрешении возможного несогласия с оценкой.

Экзаменующийся может отказаться от ответа на вопросы одного билета и взять другой. В этом случае оценка снижается на один бал.

Студентам, замеченным в оказании помощи друг другу (подсказках), пользующихся неразрешенными пособиями (шпаргалками) , а также нарушающих установленные правила на экзамене, по решению экзаменатора даются другие или дополнительные экзаменационные задания, либо они экзаменуются без билетов.

Каждый студент должен точно знать, что в основу критериев оцнки его знаний на экзамене будут положены следующие ориентиры:

- ширина и глубина знаий в объеме учебной программе;

- аргументированность ответа на экзамене;

- ссылки при ответе на нормативно-правовые акты, иные официальные документы, специальную юридическую литературу, как отечественную, так и зарубежную;

- умение системно изложить свои знания;

- мастерство устной речи.

Оценки «отлично» заслуживает ответ, удовлетворяющий всем указанным требованиям. Наивысшая оценка предполагает, что студент подтвердил глубокое и прочное усвоение всего программного материала, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает теорию с практикой, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, показывает знания монографического материала, новинок специальной литературы, праивльно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических заданий, обнаруживает умение самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.

Оценки «хорошо» удовлетворяющий всем изложенным критериям, но не в полной мере. Эта оценка является промежуточной между максимумом и требуемым минимумом знаний. Хорошая оценка предполагает наличие прочных знаний в объеме изучаемого курса, знаний основных нормативно-правовых актов, которые рекомендуются преподавателем для более углубленного изучения дисциплины. При этом студент недопускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми навыками при выполнении практических заданий.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в тех случаях, если студент усвоил только только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий. Обобщенно – знания студента отвечают названным критериям в минимальной мере.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в тех случаях, когда ответ не соответствует названным критериям или по уровню полноты оказывается ниже требований принятого минимума. Студент не знает значительной части программного материала, основных нормативно-правовых актов, не владеет творческим подходом к рассмотрению узловых вопросов изучаемого предмета, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания.

Оценка знаний обучаемых на экзамене выводится по частным ответам на вопросы билета.

При трех частных оценках выводится:

- оценка «отлично» - если в частных оценках не более одной «хорошо», а остальные «отлично»;

- оценка «хорошо» или «удовлетворительно» - если в частных оценках не более одной оценки соответственно «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

 


ВОПРОСЫ

для подготовки к зачету и экзамену по курсу «Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть.» для студентов дневной и заочной формы обучения

1. Понятие, предмет и метод уголовного права.

2. Задачи и принципы уголовного права.

3. Уголовно-правовые отношения , их содержание.

4. Понятие уголовного закона, его назначение и предъявляемые к нему требования как источнику уголовного права.

5. Общая характеристика уголовного закона (Уголовного кодекса), его структура и назначение.

6. Понятие и структура уголовно-правовой нормы, виды диспозиций и санкций статей Особенной части Уголовного кодекса.

7. Общее понятие принципов действия уголовного закона в пространстве (территориальный принцип, принцип гражданства, реальный и универсальный принципы ).

8. Действие уголовного закона в отношении преступных деяний, совершенных на территории РБ.

9. Действие уголовного закона в отношении преступных деяний, совершенных вне пределов РБ.

10. Правовые основания выдачи лица, совершившего преступление. Право убежища. Преюдициальное значение совершения преступления на территории иностранного государства.

11. Действие уголовного закона во времени. Вступление уголовного закона в силу и прекращение его действия. Время совершения преступления.

12. Обратная сила уголовного закона. Понятие более мягкого уголовного закона. Промежуточный уголовный закон и его применение.

13. Понятие толкования уголовного закона, виды и приемы толкования. Правовое значение руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

14. Общее понятие преступления и характеристика его признаков.

15. Понятие малозначительности деяния и правовые последствия признания деяния малозначительным. Отличие преступления от других правонарушения и иных антиобщественных поступков.

16. Классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности и ее значение в уголовном праве.

17. Общее понятие и значение состава преступления. Соотношение понятий состава преступления и преступления.

18. Понятие и общая характеристика элементов и признаков состава преступления.

19. Виды составов преступлений.

20. Квалификация преступления и ее правовые последствия.

21. Понятие объекта уголовно-правовой охраны и объекта преступления. Виды объектов преступления и их значение в квалификации преступлений.

22. Понятие предмета преступления и потерпевшего. Соотношение непосредственного объекта и предмета преступления.

23. Понятие и признаки объективной стороны состава преступления и ее значение для квалификации преступления.

24. Уголовно-правовые признаки общественно опасного действия. Значение непреодолимой силы, физического или психического принуждения к совершению общественно опасного деяния для его правовой оценки.

25. Объективные и субъективные условия уголовной ответственности за бездействие. Понятие сложного деяния ( составное, длящееся, продолжаемое).

26. Общественно опасные последствия, их виды и уголовно-правовое значение в составе преступления.

27. Понятие и признаки причинной связи в уголовном праве. Уголовно-правовое значение необходимой и случайной причинной связи в преступлениях с материальным и формальным составами.

28. Факультативные признаки объективной стороны состава преступления, их правовое значение.

29. Понятие и общие юридические признаки субъекта преступления. Правовое соотношение субъекта преступления и личности преступника.

30. Вменяемость как условие уголовной ответственности и виновности. Понятие и критерии невменяемости и ее уголовно-правовое значение.

31. Понятие возрастной невменяемости несовершеннолетних (ч. 3 ст.27 УК ) и уменьшенной вменяемости ( ст.29 УК ) и их значение на условия уголовной ответственности.

32. Особенности уголовной ответственности за совершение преступления в состоянии аффекта, физиологического алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Преюдициальное значение административного или дисциплинарного взыскания.

33. Понятие, признаки и виды специального субъекта преступления и его уголовно-правовое значение.

34. Понятие, признаки и значение субъективной стороны состава преступления. Принципы субъективного и объективного вменения.

35. Вина, ее понятие, социально-психологическое содержание, критерии и формы. Правовое значение вины.

36. Умышленная форма вины и ее виды. Виды умысла по моменту формирования и направленности и их уголовно-правовое значение.

37. Неосторожная форма вины и ее виды. Отличие преступного легкомыслия от косвенного умысла и преступной небрежности от случая (казуса).

38. Понятие сложной (двойной) вины и вины в преступлениях с формальным составом, их уголовно-правовое значение.

39. Факультативные признаки субъективной стороны преступления и их правовое значение.

40. Ошибка, ее виды и их уголовно-правовое значение.

41. Понятие невиновного причинения вреда

42. Общее понятие, виды и уголовно-правовое значение стадий совершения умышленного преступления.

43. Оконченное преступление. Момент окончания различных видов преступлений и его значение при квалификации преступлений.

44. Приготовление к преступлению, его формы и отличие от обнаружения умысла. Приготовление, не влекущее уголовной ответственности.

45. Понятие и признаки покушения на преступление, его виды. Отграничение покушения от приготовления к преступлению и оконченного преступления. Негодное покушение.

46. Добровольный отказ от доведения преступления до конца. Отличие от деятельного раскаяния и явки с повинной.

47. Понятие и значение соучастия в преступлении. Объективные и субъективные признаки соучастия.

48. Виды соучастников и их правовая характеристика. Опосредственное исполнение.

49. Специальные вопросы соучастия (эксцесс исполнителя, соучастие в преступлениях со специальным субъектом, неудавшееся соучастие, добровольный отказ соучастников) и особенности ответственности соучастников.

50. Формы соучастия, их юридическая характеристика и сравнительный анализ.

51. Понятие, признаки и формы прикосновенности к преступлению. Отграничение прикосновенности к преступлению от соучастия в преступлении.

52. Понятие множественности преступлений и единичного (единого) преступления, их общая правовая характеристика.

53. Понятие и виды повторности преступлений. Повторность, не образующая совокупности.

54. Понятие и виды совокупности преступлений. Отличие идеальной совокупности от единичного сложного составного преступления.

55. Понятие и виды рецидива. Особенности назначения наказания при рецидиве преступлений.

56. Общее понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.

57. Необходимая оборона и условия ее правомерности. Превышение пределов необходимой обороны и особенности уголовной ответственности.

58. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Превышение мер, необходимых для задержания преступника, и особенности уголовной ответственности.

59. Понятие и условия правомерности причинения вреда при крайней необходимости. Отличие крайней необходимости от необходимой обороны и особенности уголовной ответственности.

60. Иные обстоятельства, исключающие преступность деяния: пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.

61. Понятие, основание и содержание уголовной ответственности. Возникновение и окончание уголовной ответственности.

62. Формы реализации уголовной ответственности по действующему уголовному закону.

63. Понятие, содержание и признаки уголовного наказания. Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения.

64. Систем и виды наказаний по действующему уголовному законодательству.

65. Цели уголовной ответственности и наказания.

66. Общественные работы. Исправительные работы. Содержание этих видов наказаний и их сравнительный анализ.

67. Штраф. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Основания и содержание этих видов наказаний.

68. Арест. Ограничение свободы. Содержание этих видов наказаний и их сравнительный анализ.

69. Лишение свободы. Сроки лишения свободы и виды исправительных учреждений.

70. Пожизненное заключение. Смертная казнь как исключительная мера наказания. Правовые ограничения применения этих видов наказаний.

71. Уголовные наказания, применяемые к военнослужащим. Их содержание и основания применения.

72. Дополнительные наказания по уголовному праву, их виды, содержание и основания применения.

73. Общие начала назначения наказания и их взаимосвязь с принципами уголовного закона и уголовной ответственности.

74. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, их виды и правовое значение.

75. Особенности назначения наказания при рецидиве преступлений, за преступления, совершенные в соучастии, за неоконченное преступление.

76. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств, более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление.

77. Назначение наказания при повторности преступлений, не образующих совокупности, и по совокупности преступлений.

78. Назначение наказания по совокупности приговоров.

79. Правила сложения наказаний и зачета предварительного следствия. Исчисление сроков наказания.

80. Понятие виды и значение иных мер уголовной ответственности. Осуждение без назначения наказания.

81. Осуждение с отсрочкой исполнения наказания.

82. Осуждение с условным неприменением наказания.

83. Понятие превентивного надзора за осужденным, его правовое содержание и значение. Профилактическое наблюдение.

84. Понятие, основания, виды и порядок освобождения от уголовной ответственности.

85. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. Неприменение сроков давности.

86. Освобождение от уголовной ответственности с привлечением лица к административной ответственности; в силу утраты деянием общественной опасности.

87. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием; в связи с примирением с потерпевшим.

88. Понятие, основание, виды и порядок освобождения от наказания.

89. Освобождение от наказания в связи с истечением срока давности исполнения обвинительного приговора. Неприменение сроков давности.

90. Условно-досрочное освобождение от наказания; замена неотбытой части наказания более мягким.

91. Освобождение от наказания или замена наказания более мягким по болезни.

92. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет.

93. Понятие амнистии и помилования, их сравнительный анализ и порядок применения.

94. Понятие судимости и ее правовое значение. Особенности погашения судимости при осуждении с отсрочкой или условным неприменением наказания, при условно-досрочном и досрочном освобождении от наказания.

95. Погашение и снятие судимости: основания и порядок.

96. Понятие, виды, содержание и цели применения принудительных мер безопасности и лечения.

97. Основания назначения, изменения и прекращения принудительных мер безопасности и лечения.

98. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Понятие несовершеннолетия. Методы определения возраста несовершеннолетнего.

99. Общие начала назначения наказания несовершеннолетним. Особенности назначения наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров.

100. Осуждение несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

101. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания, погашение судимости.

102. Общая характеристика уголовного права зарубежных стран.

Примечание: Вопросы к зачету с 1 по 60 включительно.

 


Указатель сокращений

1. УК РБ – Уголовный кодекс Республики Беларусь

2. УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

3. УПК РБ – Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

4. КОАП – Кодекс об административных правонарушениях

5. УИК – Уголовно-исполнительный кодекс

6. ТК РБ –Трудовой кодекс Республики Беларусь

7. НРПА – Национальный реестр правовых актов

8. в т.ч. – в том числе

9. г. – год

10. гл. обр. главным образом

11. др. – другие

12. и т.д. и так далее

13. п. – пункт

14. ст. – статья

15. пр. – прочее

16. т.е. – то есть

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……

1. Тематический план учебного курса «Уголовное право.

Общая часть» …………………………………………………………….…..

2. Программа учебного курса « Уголовное право.

Общая часть» …………………………………………………………….…..

3.1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе ……………….

3.2 Содержание дисциплины по разделу «Учение о преступлении» ………...

3.3 Содержание дисциплины по разделу «Учение о наказании» ……………..

3. Общие методические рекомендации по изучению курса

«Уголовное право. Общая часть» …………………………………………..

4. Тема 1. Понятие, задачи и система уголовного права.

Наука уголовного права …………………………………………………….

5. Тема 2. Уголовный закон …………………………………………….…….

6. Тема 3. Понятие преступления ………………………………………..……

7. Тема 4. Понятие состава преступления ………………………………..…..

8. Тема 5. Объект преступления …………………………………………..…..

9. Тема 6. Объективная сторона преступления ……………………….….…..

10. Тема 7. Субъект преступления ……………………………………….…….

11. Тема 8. Субъективная сторона преступления ……………………….…….

12. Тема 9. Стадии совершения умышленного преступления ……………….

13. Тема 10. Соучастие в преступлении ……………………………………….

14. Тема 11. Множественность преступлений…………………………..…….

15. Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния…….……

16. Литература ко всем темам учебного курса……………………………..….

17. Краткие методические рекомендации по решению задач……………..…..

18. Методические указания и задания к контрольным работам

для студентов заочной формы обучения………………………………...….

18.1 Варианты контрольных работ……………………………………...…….

19. Краткие методические рекомендации по подготовке

курсовых работ………………………………………………………….……

19.1 Тематика курсовых работ для студентов дневной

и заочной формы обучения…………………………………………….…….

20. Краткие методические рекомендации по подготовке

к сдаче экзаменов………………………………………………………….…

20.1 Вопросы для подготовки к зачетам и экзаменам

для студентов дневной и заочной формы обучения……………….……







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.